Исторические источники Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 23:52, реферат

Описание работы

История Древнего Востока, как и вся историческая наука, базируется на исторических источниках , которые дают нам информацию о далеком прошлом. Вообще древневосточные письменные документы, дошедшие до нас, имеют наибольшее значение среди всех прочих источников – ведь именно на Востоке зарождались первые великие цивилизации.
Обнаруженные источники же позволяют установить социально-экономические факты, политические события и уровень развития культуры того времени.

Работа содержит 1 файл

Источники Древнего Востока.docx

— 51.11 Кб (Скачать)

Значительную информацию дают раскопки древнеегипетских городов. Наиболее древним археологически исследованным городом является город Энхаб - предполагаемая столица верхнеегипетского царства (конец IV- начало III тысячелетия до н. э.). Со времени Среднего царства сохранились остатки города Иллахуна (или Ка-хуна) у входа в Фаюмский оазис, построенного по плану с делением на жилые кварталы с однотипными жилищами для средних прослоек и особняками для знати. Одним из лучших памятников египетского градостроительства является столица фараона Эхнатона - город Ахетатон в средней части Верхнего Египта (совр. Эль-Амарна), представленная обширным царским дворцовым комплексом, храмами Атона, особняками знати, административными зданиями, жилыми кварталами, пристанями и некрополем. Город Ахетатон, построенный в короткий срок по специально разработанному плану, был покинут вскоре после смерти Эхнатона и заброшен, что и определило его хорошую археологическую сохранность.

Величественными памятниками монументального строительства  являются многочисленные храмы, обнаруженные в огромном количестве в разных местах. Из них можно назвать заупокойный  храм при пирамиде Джосера (III династия), храмы бога Ра, возведенные в Абусире и Бубастисе (V династия), храмово-погребальный комплекс Ментухотепа I (XI династия) в Дейр-эль-Бахри и грандиозный храм Амона-Ра в Фивах (в Луксоре и Карнаке).

В распоряжении современных ученых имеется огромный материал различных категорий источников, который позволяет изучать и  реконструировать многие стороны египетской цивилизации. 

Раздел 2. МЕСОПОТАМИЯ. 

Дешифровка  клинописи дала в руки учёным очень ценные источники по истории древней Месопотамии. Клинообразные надписи проливают яркий свет на хозяйственный и общественный строй, на политическую историю и на культуру древних народов Месопотамии.

Наибольшее  значение для изучения экономики  древнейшей Месопотамии имеют документы  хозяйственной отчётности, найденные  в архивах различных городов древнего Шумера - Лагаша, Уммы, Ура, Ларсы и др. Среди этих документов особенный интерес представляют обширные сводки учёта «производства операций с рабочей силой», договоры на продажу рабов, договоры на продажу земельных участков, документы отчётности торговцев (перечни доходов и расходов), отчёты о торговых операциях и прейскуранты. Все эти документы дают возможность подробно изучить хозяйственный строй древнего Шумера, а также установить характерные черты существовавшей там эксплуатации рабского труда. Богатый материал для характеристики общинного строя и для изучения землевладения дают тексты царских жалованных грамот на землю, сохранившиеся на межевых камнях (XIV-XII вв. до н. э.). Административная переписка вавилонского царя Хаммурапи с его чиновниками в Ларсе даёт представление о системе искусственного орошения и административного управления в Вавилонии в первой половине второго тысячелетия до н. э.

Существенное  значение для изучения хозяйственного и общественного строя Шумера, Аккада и Вавилонии, а также для изучения развития права и судебного дела имеют отрывки древнешумерийских законов, относящихся к XX-XVIII вв. до н. э., сборник законов, изданных в Эшнунне при царе Билаламе, и почти целиком сохранившийся кодекс Хаммурапи, важнейший источник для изучения древневавилонского права. Он начертан архаической клинописью на базальтовом столбе. На верхней части столба изображён царь Хаммурапи, стоящий в торжественной позе перед богом солнца Шамашем, восседающим на троне. Вся остальная часть столба покрыта клинописным текстом, содержащим 247 статей судебника. Судебник Хаммурапи более систематичен, чем сборники шумерийских судебных решений; он содержит перечень статей, касающихся уголовного права, судопроизводства, нарушения права собственности (кража и грабёж), прав воинов. Отдельные статьи говорят о правах владения недвижимостью, о торговле, залоговом праве, семейном праве, членовредительстве, работе зодчих и кораблестроителей, найме рабочей силы и рабстве. В заключительной части царь перечисляет свои заслуги перед народом, призывает благословение на голову тех царей, которые будут выполнять его законы, и посылает грозные проклятия на тех кто не будет их соблюдать или решится их отменить.

Особую  группу источников образуют исторические надписи, описывающие мирную и военную  деятельность царей Шумера, Аккада и Вавилона. Большое значение имеют  надписи, в которых описываются  постройка храмов и сооружение каналов, победоносные походы и заключение мира. Таковы надпись Эаннатума, правителя Лагаша, сохранившаяся на «Стеле коршунов» и описывающая победу над Уммой; надпись Энтемены, представляющая большой интерес для изучения дипломатических отношений в древнем Шумере; надпись Гудеа, правителя Лагаша, подробно повествующая о сооружении храма богу Нингирсу в Лагаше; дипломатические документы из архива в Мари, характеризующие международные отношения в Передней Азии в 1-ой половине второго тысячелетия до н. э. и завоевательную политику вавилонского царя Хаммурапи. Некоторым дополнением к этим надписям служат исторические легенды, излюбленным сюжетом которых является возвышение прославленного основателя новой династии при помощи божества. Среди этих легенд выделяется легенда о Саргоне I, царе Аккада, которого воспитал садовник и возвысила богиня Иштар.

Недостаток  документальных источников заставляет исследователей широко пользоваться литературными, религиозно-магическими и научными текстами, которые в большом количестве были обнаружены в развалинах древних  городов Месопотамии. Из этих текстов  историк может часто извлечь  важные исторические сведения. Так, в  магических текстах гаданий, предсказаний и знамений сохранились указания на различные события политической истории. Знаменитый эпос о древнем богатыре Гильгамеше содержит далёкие воспоминания о борьбе Элама с Шумером. А замечательный «Диалог господина с рабом» ярко характеризует классовую борьбу в древнем Вавилоне в царствование Хаммурапи. Все эти тексты, вместе взятые, дают полное представление о религиозных верованиях, о развитии литературы и научных знаний древних народов Месопотамии, ярко характеризуя уровень развития культуры того времени.  

Раздел 3. ДРЕВНЯЯ ПАЛЕСТИНА. 

Археологические раскопки на территории Палестины обнаружили большое количество древних городов, в которых было найдено множество  предметов материального быта и  предметов культа. Однако здесь было найдено сравнительно мало надписей. Так, например, во дворце Ахава в Самарии было найдено всего лишь 75 черепков с датированными документальными записями хозяйственной отчётности; в Иерусалиме была обнаружена так называемая Силоамская надпись времени иудейского царя Хизкии (около 715 г. до н. э.); в заиорданской области была найдена надпись моавитского царя Меши, в которой описываются войны моавитян с соседними племенами; в развалинах крепости Лахиша была найдена переписка начальника укреплённого города Кириат-Иеарим с военным комендантом Лахиша и соседних крепостей, относящаяся приблизительно к 586 г. до н. э.

Богатый материал для изучения Палестины  дают египетские надписи. Во многих из них описываются походы фараонов на Палестину. Особенно интересны в  этом отношении летопись походов  Тутмоса III, победные надписи Сети I и Рамзеса II. Наконец, большую ценность представляют известные дипломатические документы из Амарнского архива, которые дают яркую характеристику Палестины под властью Египта. Ценные сведения для более поздней истории Палестины дают вавилонские, хеттские и ассирийские надписи

Ценнейшим источником по истории Палестины является Библия - сборник разнообразных произведений древнееврейской литературы, получивший значение «священного писания» у древних евреев, а впоследствии у христиан. В состав этого сборника входят исторические книги, описывающие историю Израильского и Иудейского царств на основе летописей и целого ряда легенд: это и древние мифы, выросшие на почве вавилонской и финикийской мифологии, и образцы светской и религиозной поэзии, и поучения, и сборники законодательного характера. К сожалению, Библия не раз подвергалась редакционной обработке, так что древний текст сохранился в очень искажённом виде.  

Раздел 4. АССИРИЯ. 

Большой материал для изучения истории Ассирии дали раскопки крупнейших городов Ассирии - Ашшура, Калаха, Ниневии и Дур-Шаррукина, где были обнаружены многочисленные развалины дворцов и храмов, разнообразные памятники архитектуры, предметы быта, памятники религиозного культа и огромное количество надписей. Особенно интересные и предметы и надписи были найдены около Ниневии, в Тепе-Гавра и в Аррапха (Киркук). С 1927 по 1938 г. производились крупные раскопки на территории древней Ассирии, в частности по верхнему течению Тигра и по среднему течению Евфрата. Эти раскопки, обнаружившие целый ряд городов, дворцов и храмов, дали большое количество памятников материальной культуры и письменности, что позволило глубже изучить историю Ассирии, начиная от периода неолита и вплоть до падения Ассирийской державы. Среди ряда ценных надписей был найден список ассирийских царей, правивших с XXI по VIII в. до н. э. Раскопки на месте Ниневии, столицы Ассирии, также дало много новых данных. Во время подробного обследования храма бога Набу были обнаружены строительные надписи ассирийских царей. Большой интерес представляют найденные рельефы, изображающие битвы Синахериба в халдейских болотах Южной Месопотамии, охоту царя Ашшурназирпала на львов, сцену принесения дани иноземными послами.

В районе среднего течения Евфрата были раскопаны развалины больших провинциальных городов Ассирии. Это  Тиль-Барсиб, столица арамейского княжества Бит-Адини. Здесь были обнаружены остатки большого ассирийского дворца, построенного Салманасаром III и впоследствии дважды перестроенного в VIII и в VII вв. до н. э. Особенный интерес представляют прекрасные росписи стен, дающие яркое представление об искусстве и материальной культуре ассирийцев. Столь же большой интерес представляют и раскопки Арслан-Таша, где были найдены развалины провинциального города Хадату, обнесённого кирпичной стеной. В развалинах этого города были раскопаны остатки дворца ассирийского царя Тиглатпаласара III, перестроенного впоследствии Саргоном П. В соседнем здании было найдено около 200 художественно исполненных табличек из слоновой кости, которые, очевидно, служили для украшения царского трона или роскошной дворцовой мебели. Сделанные финикийскими мастерами, они свидетельствуют о значительном развитии финикийско-ассирийской торговли в IX в. до н. э.

Единственным  крупным юридическим документом среди ассирийских надписей являются так называемые «ассирийские законы»  или, вернее, часть судебного сборника из 79 статей. Этот сборник был составлен приблизительно в середине второго тысячелетия до н. э. (в XV-XIII вв. до н. э.). Текст его был найден в развалинах древней столицы Ассирии - города Ашшура. Эти законы являются существенным источником по истории Ассирии и проливают некоторый свет на хозяйственный и общественный строп древних ассирийцев. Большое количество самых различных надписей, найденных в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала, свидетельствует о довольно значительном уровне развития ассирийской культуры.  
 
 
 

Раздел 5. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ. 

Большое значение для изучения истории древней  Индии имеют религиозные сборники древних индусов - Веды. Эти священные книги древней Индии, восходящие ко 2-му тысячелетию до н. э., делятся на четыре больших сборника (самхита), носящих названия Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Наиболее древним из этих сборников является Ригведа, состоящий главным образом из религиозных гимнов, посвящённых богам. В других сборниках, в частности в Яджурведа, наряду с песнопениями и гимнами встречается множество молитвенных и жертвенных формул, которые применялись при совершении религиозных ритуалов. Особенно богатый материал дают Веды для изучения, помимо религии, мифологии и поэзии этого периода. Однако Ведами как источником по истории древней Индии нужно пользоваться осторожно, так как текст в течение тысячелетий, возможно, подвергся некоторым изменениям. Древнейшие тексты Вед, написанные на берёзовой коре и на пальмовых листьях, не сохранились. Наиболее древние рукописи относятся к сравнительно позднему времени, близкому к христианской эре. Начиная с VIII в. до н. э. Веды стали снабжаться толкованиями, среди которых наиболее известны «Брахманы», объясняющие религиозные ритуалы, «Араньяки», содержащие различные религиозно-философские рассуждения и «Упанишады», своего рода богословские трактаты. Эти более поздние религиозные книги характеризуют развитие древнеиндийской религии, богословия и жречества в период образования больших индийских государств в первом тысячелетии до н. э.

Существенно важными источниками для изучения истории и культуры Индии в  первом тысячелетии до н. э. являются две большие эпические поэмы, содержащие много элементов устного народного художественного творчества, «Махабхарата» и «Рамаяна». Основным сюжетом первой из этих поэм, «Махабхараты» («Великого сказания о борьбе потомков Бхараты»), автором которой считается легендарный мудрец и поэт Вьяса, является сказание о борьбе за верховную власть между двумя родственными царскими родами кауравов и пандавов. Это основное сказание было первоначально оформлено в начале первого тысячелетия до н. э. Затем в него было вставлено множество мифов, легенд, сказок, басен и поучительных рассказов, которые в значительной степени выросли на почве народного художественного творчества. В «Рамаяне», авторство которой приписывается поэту Валмики, рассказывается о войнах и подвигах древнеиндийского легендарного героя Рамы. «Рамаяна», очевидно, была составлена между VI и II вв. до н. э. Обе эти эпические поэмы дают яркие картины быта древней Индии в первом тысячелетии до н. э. и могут быть в значительной степени использованы для изучения истории и культуры, и в особенности литературы, этого времени.

Ценными источниками по истории древней  Индии являются древние сборники обычного права, так называемые Дхармашастра, относящиеся по большей части  к концу 1-го тысячелетия до н. э. Одним из наиболее древних среди этих правовых сборников является сборник законов, составленный, по преданию, законоучителем Апастамба и относящийся к IV в. до н. э. Особенно широкое распространение получил сборник законов Ману III в. до н.э., составление которого приписывается Ману - легендарному прародителю людей.

Очень большое значение в качестве ценнейшего источника по истории древней  Индии имеет политико-экономический  трактат «Артхашастра», который приписывается Каутилье, одному из министров царя Чандрагупты из династии Маурья. Этот трактат, содержащий подробно развитую систему государственного управления, всесторонне описывает деятельность царя и чиновников, основы государственности, административное управление, судебное дело, внешнюю политику государства, военное искусство того времени. Этот важнейший источник ярко характеризует хозяйственный, общественный и государственный строй Индии в конце IV в. до н. э.

Значительно более узкий характер имеют надписи, относящиеся главным образом  к ранне-буддийскому периоду. Много надписей сохранилось от времени царя Ашоки. Эти так называемые эдикты Ашоки содержат религиозно-нравственные поучения и целый ряд фактов, характеризующих ранний буддизм, широкое его распространение по всей Индии, включая некоторые области Афганистана, а также энергичную религиозную деятельность Ашоки.  

Информация о работе Исторические источники Древнего Востока