Культурa Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 15:21, реферат

Описание работы

Цель данного реферата - рассмотреть и проанализировать культуру Древнего Востока


Задачи:

- Изучить специфику социально - политического строя в Древнем Египте;

- Дать характеристику символам культуры Древнего Египта;

- Охарактеризовать систему ценностей индо-буддийской культуры;

- Определить мировое значение исламской культуры культуры.

Работа содержит 1 файл

культура Древнего Востока.docx

— 53.15 Кб (Скачать)

      Введение 

      История Древнего  Востока берет свое начало от возникновения самых древних  цивилизаций у Месопотамии и  Египте (IV - III  тыс. до н э). Она вызывает особый интерес благодаря возникновению своеобразных и знаменитых памяток культуры, которые накопило человечество от неолита к бронзовому и железному веку.                                                                                         

      Собранный тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и Рим обогатили Западноевропейскую и мировую цивилизацию.

Развитие  древневосточной культуры было неразрывно связано со многими сторонами  социальных процессов Востока. Культурологический аспект восточной жизни вобрал в  себя черты экономико-политического  устройства, религиозных и философских  представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм.

При всем многообразии, а часто и несходстве культур Древнего Востока, можно  обнаружить общие элементы в системе  функционирования искусства. Древневосточная  художественная культура выросла на основе первобытной и сохраняла  магическое предназначение, столь характерное  для первобытного общества. Так же как и их древние предки, народы первых восточных цивилизаций считали, что определенные действия, совершаемые  над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала. Все это предопределило ее особенности.

Одна  из центральных проблем понимания  Древнего Востока - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Древний Восток -э то некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлиявшее на формирование современной цивилизации. 

Цель  данного реферата - рассмотреть и  проанализировать культуру Древнего Востока 

Задачи:

-  Изучить специфику социально - политического строя в Древнем Египте;

-  Дать характеристику символам культуры Древнего Египта;

-  Охарактеризовать систему  ценностей индо-буддийской  культуры;

-  Определить мировое значение исламской культуры культуры. 
 
 

Специфика социально - политического  строя в Древнем  Египте

     Египет  стал первым государством на Земле, первой великой могущественной державой, первой империей, претендующей на мировое  господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью  подчинен правящему классу. Основными  принципами, на которых покоилась  верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость.

Государственный строй Древнего Египта 

1. В  период Раннего царства начинает  формироваться государственный  аппарат.                 В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

В период Раннего царства в руках государства  находилось верховное руководство  работами по организации оросительного  дела в Нильской долине.

2. Особенность  государственного строя Древнего  царства заключается в централизации  управления.

Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась  в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение  повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное  строительство проводились под  его общим руководством.

Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной  идеологии обоготворения царя и  его деяний.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным лицом в государственном  управлении был верховный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

3. Начало  эпохи Среднего царства характеризуется  почти неограниченной властью  номархов. Объединению государства  и укреплению центральной власти  способствует ограничение фараонами  власти номархов - происходит замена  независимых правителей областей  новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя  были придворная, служилая знать,  а также воинство, охранявшее  царя.  

4. Основной  чертой государственного строя  в период Нового царства становится  укрепление системы централизованного  бюрократического управления. Страна  была разделена на два административных  округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.

Характерной чертой политики, проводимой Псамметихом I, была устойчивая ориентация Египта на греческий мир. Со времени его правления в стране прочно обосновались греческие и карийские наемники, получившие земли для поселения в Северном Египте.

Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую - фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

Во главе  государства находился фараон, у  которого была вся полнота государственной  власти – законодательная, исполнительная, судебная. Фараон – живой бог, для  поклонения которому был создан сложный  церемониал и обряды почитания. Почитались как боги и умершие фараоны.

Реальную  роль в управлении государством играл  царский двор. Во главе его был  первый помощник фараона – джати (визирь). Его функции:

глава финансового ведомства (государственные  житницы и “золотая палата”);

руководство общественными работами (ирригация  и царские постройки – государственный  архитектор);

градоправитель  столицы и высшая полицейская  власть;

глава высшей судебной инстанции (6 судебных палат или “великих домов”);

глава военной власти (в эпоху Нового царства).

В подчинении фараона и визиря находились руководители отдельных ведомств по различным  отраслям управления (строительство, ремесло, внешняя и внутренняя торговля и  т. д.), у которых в подчинении был  огромный штат чиновников. В обществе высоко ценилась грамотность, т. к. должность  писца являлась первым шагом в  чиновничьей карьере. Помимо штатных  чиновников существовали “послушные призыву” (из разных социальных слоев), которые выполняли отдельные  приказы и поручения.

На уровне местного управления главной фигурой  оставался номарх, у которого имелись  те же полномочия, что и у фараона, но в масштабе подчиненной ему  области. У него был свой штат чиновников. На низшем административном уровне существовали общинные советы, которые обладали судебной, хозяйственной и административной властью на местах, и общинные старосты на выборной основе. В эпоху Среднего царства советы теряют значение, а старост заменяют государственные чиновники.

Армия формировалась из ополчения и лишь отдельные отряды из наемников-ливийцев. В эпоху Нового царства происходит увеличение доли наемников и повышение профессионального уровня солдат, что способствовало победам Египта над внешними врагами. Дальнейшее увеличение доли наемников в условиях ослабления царской власти привело к тому, что армия стала источником смут.

Суд не был отделен от администрации. На местах судебные функции имели общинные органы, в номах – номархи (“жрецы богини истины”). Высший надзор за судопроизводством  осуществлял визирь, а высшая судебной инстанцией был фараон, который мог назначать чрезвычайных судей. Судебные функции имелись и у храмов. Судопроизводство письменное. Были в Египте и тюрьмы – административные и хозяйственные поселения преступников, привлеченных к работам. Их деятельностью занималось ведомство “поставщика людей”.

     Древний Египет по своему политическому устройству представлял собой самое централизованное, бюрократическое государство Древнего Востока. Только ему присущи были четкие функциональные обязанности  чиновников различных рангов. Это  было государство, причины стабильности которого на протяжении тысячелетий все еще представляются загадочными.

Политическая  история Древнего Египта по своей  хронологии не имеет аналогов. Она  насчитывает несколько тысячелетий. Первый период этой страны - Раннее царство - составил несколько столетий в III тыс. до н. э. Это эпоха каменных орудий, начальной стадии классового общества, преодоления сепаратизма местных правителей и консолидации номов (областей) Верхнего и Нижнего Египта. В конце данного периода сложилось единое государство. Столица Верхнего Египта - Гераклеополь, Нижнего - Мемфис. Раннему царству соответствуют 1 и II династии.

Мину  первым фараоном, от этой эпохи ведут  начало египетские летописи. Официально провозглашалось, что фараону покровительствует  царский бог Хор, в виде сокола. Титулатура первой династии содержала иероглиф правления божественного Хора - сына убитого Озириса. Цари этой династии, кроме Хора, имели нечто вроде прозвища: Скорпион, Двойник, Боец, Сом, Хват, Змей, Простиратель, Целостное сердце. Дружественная утроба. Высокая рука. Соединенный титул царя и государя в наименовании фараона появился при Простирателе. В двойной короне фараона отражалась двуединая власть: белый венец означал господство над Верхним Египтом, красный - над Нижним. Символом первого был коршун, второго - змея-аспид. Вторая династия обозначалась не Хором, а Сетом.

Опору власти фараона составляли вельможи, высшие жрецы и чиновники. Весь служилый люд, начиная от свободного земледельца  и кончая царскими слугами, обозначался  универсальным термином «хам».

Вельможи, правители областей по богатству  могли конкурировать с правителями, их усыпальницы не уступали царским. Вероятно, фараон держал с ними советы по важным делам: так было во всех странах, где шел процесс становления раннеклассовых обществ и государственности. Ближайшим помощником царя был управляющий его дворца, он же считался казнохранителем государства. Налицо признаки дворцово-вотчинной системы. Следующим по иерархии чинов идет заготовитель припасов. Имелся многочисленный штат писцов; все учитывалось и докладывалось царю. Царь имел свое войско. На местах царскую администрацию возглавляли номархи.

Царский престол могла занимать женщина, эта традиция утвердилась еще  при третьем царе первой династии. Становление государственности  шло параллельно с усилением  царской власти, правителю стали  приписывать все победы, на изваяниях  той эпохи фараон возвышался над  всеми остальными, в окружении  опахалоносцев и царских слуг. Большие средства тратились на заупокойный культ, на сооружение усыпальниц фараона, содержание жрецов, призванных обеспечивать загробную жизнь правителя, после того как он переходил под власть Озириса - царя мертвых.

Итогом  правления фараонов Раннего царства  следует считать создание единого  государства. Вместе с тем предания сообщают о борьбе фараонов против сепаратистов, объединившихся вокруг номарха Нижнего Египта.

Второй  период Древнего Египта - Старое царство (большая часть III тыс. до ч.э.. III-VIII династии). Эта эпоха знаменуется все большим употреблением орудий из металла, бронзы, меди, это период сооружения великих пирамид, подъема производительных сил и массового принудительного труда сотен тысяч людей на строительстве усыпальниц, где хранились мумии царей. В период Старого царства была усовершенствована система водоснабжения, что позволило существенно поднять урожайность. За счет войн возросло число пленных, рабов, особенно ливийцев, эфиопов. Невольники продавались так же, как скот, инвентарь. 

В хозяйственной  жизни преобладали имения вельмож, большие богатства имели храмы. Чиновники и служители культа получали владения за свою службу и  могли распоряжаться таким имуществом. В имениях фараона, вельмож, в  храмах трудилось коренное население, труд иноплеменных рабов в таких  хозяйствах не носил массового характера. Рабы использовались в домашнем хозяйстве  в качестве слуг, ремесленников.

Информация о работе Культурa Древнего Востока