Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:23, реферат
Неоантроп – человек современного типа. Общий обзор находок неандертальского человека. Находки и классификация австралопитеков.
6.Ископаемые формы неоантропов (Homo sapiens). Неандертальцы. Кроманьонцы.
Неоантроп – человек современного типа.
Люди современного типа появились в Европе на рубеже среднего и позднего палеолита. В Европе, Азии и Африке ранняя пора позднего палеолита была представлена ориньякской культурой. Ориньякские люди были очень неоднородны по своему составу, наиболее распространенным типом в Европе был кроманьонский человек.
Е.Н. Хрисанфова и И.В. Перевозчиков описывают в своем учебнике «Антропология» найденных в Европе первобытных людей, у которых сочетались признаки неандертальцев и кроманьонцев. К такому типу относятся обитатели охотничьей стоянки Сунгирь, расположенной в России, на окраине г. Владимира, в бассейне р. Клязьмы. Возраст стоянки – 25-27 тыс. лет. Здесь обнаружены останки 9 индивидов. Для них характерны: высокорослость, большая ширина плеч, длинные средние отделы конечностей, крупные запястья, «саблевидная» голень. «Археологический материал стоянки представляет собой верхний палеолит с некоторыми признаками культуры мустье; найдено много костяных орудий и украшений, из бивней мамонта сделаны копья».
Антропологи полагают, что современный человек вытеснил классических неандертальцев, которые заселяли область Западной Европы, ещё во время первого вюрмского оледенения (70-40 тыс. лет назад). По-видимому, современный человек пришел в Западную Европу из Африки, так как люди с типичными признаками современного человека, найденные в Южной Африке, датируются возрастом около 60 тыс. лет. Ножи, резцы и наконечники стрел и копий верхнего палеолита, изготовленные пришельцами, были гораздо более совершенными, чем орудия, которые характеризуют мустьерскую технику классических неандертальцев.
Морфологические особенности современного человека следующие: объем мозговой коробки у нас, в среднем, более 1100 куб. см. Надглазничные валики развиты в разной степени, для лицевого скелета характерен ортогнатизм или слабый прогнатизм, затылочные мыщелки расположены приблизительно на середине длины черепа, подбородочный выступ развит в различной степени. Первый нижний предкоренной зуб имеет два бугорка, причем язычный бугорок редуцирован, размер коренных зубов варьирует в широких пределах, причем последний коренной зуб (зуб «мудрости») несколько редуцирован, клыки относительно малы и не перекрываются уже после начальной стадии стирания; скелет конечностей хорошо приспособлен к прямохождению.
Древние формы современного человека достаточно разнообразны (полиморфны). Так, во Франции, в Шанселаде и в Комп-Капелле найдены черепа и фрагменты скелета, относящиеся к мадленскому периоду, которые близки к эскимосскому типу. Их возраст - 30 тыс. лет. В Италии, на Ривьере, в Гроте Детей, были найдены остатки, принадлежащие ориньякскому периоду, которые по морфологии близки к негроидному типу.
Большинство найденных в Западной Европе остатков вымерших форм современного человека принадлежат к типичным представителям «кроманьонской расы». Кро-Маньон – это пещера во Франции, расположенная в округе Дордонь. Здесь нашли пять скелетов и остатки скелетов детей. К типичным кроманьонцам относятся обитатели Южной Европы времен верхнего палеолита и начала мезолита.
Я.Я. Рогинский и М.Г. Левин характеризуют морфологические особенности кроманьонского типа следующим образом: прямой высокий и широкий лоб, отсутствие надглазничного валика, высокий свод черепа, резко выступающий подбородок, малая высота лица, ортогнатизм, глубокая клыковая ямка, малая ширина межглазничного расстояния. Типичный кроманьонец был выше наших современников, имел развитую мускулатуру. Объем головного мозга кроманьонца был выше такового у среднего нашего современника, равнялся 1800 куб. см (Рогинский, Левин, 1978, с. 277-278).
Сейчас полагают, что заключительные этапы биологической эволюции человека протекали по другим закономерностям, чем начальные этапы. Эволюция путем «ветвления линий» сменилась переходом одной группы в другую путем «поднятия уровня организации». Наибольшее значение для происхождения Хомо сапиенса имеет период от среднего плейстоцена до середины вюрма, начиная примерно от 300-250 тыс. лет назад. Люди, населявшие в это время Афроевразию, получили название палеоантропов, или древних людей. Обычна их ассоциация с позднеашельской и мустьерскими культурами среднего палеолита. Эти люди, Хомо сапиенс неандерталенсис, представляют как бы переходный пласт от архантропов к неоантропам – виду Хомо сапиенс сапиенс.
Однако эта схема в действительности сильно упрощена. Если все архантропы относятся к одному виду Хомо эректус , то палеоантропы отличаются значительной морфологической разнородностью. Разные неандертальцы обнаруживают разную степень выраженности как архаических, так и сапиентных черт. Полагают, что найденные остатки неандертальцев принадлежат к раннему подвиду Хомо сапиенса , обитавшему в период от 500 (по другим данным от 300) до 40 тыс. лет назад. Этот ранний подвид дал несколько ветвей, некоторые ветви дошли до наших дней в виде ископаемых неандертальцев, другие исчезли бесследно, а одна ветвь дала позже кроманьонского человека.
В 1856 г. в долине Неандерталь, близ города Дюссельдорфа (Германия), из пещеры были извлечены остатки древнего человека. Были найдены черепная крышка, кости рук и плечевого пояса, фрагмент таза, обломки ребер. Кости несли на себе бесспорный отпечаток низшего (или, как говорили в то время, «вырожденного») строения. В то время находка вызвала множество споров, ее принадлежность к первобытному типу отрицалась. Говорили, что найденные кости принадлежали патологическому субъекту со следами рахита. Вскоре сомнения и споры были рассеяны множеством аналогичных находок, сделанных на территории Западной Европы в прекрасно датированных слоях, вместе с древней фауной и мустьерскими орудиями труда.
Исследования мозговых полостей неандертальских черепов показали, что у неандертальцев были слабо развиты лобные области, которые, как полагали антропологи некоторое время назад, имеют прямое отношение к контролю человека за своими эмоциями. Так, Я.Я.Рогинский и М.Г.Левин предполагают, что психология неандертальца «характеризовалась необузданной агрессивностью, а его интеллект был существенно ниже человеческого». Тем не менее, у некоторых групп неандертальцев имелось зачаточное искусство, поэтому некоторые исследователи первобытной культуры считают неандертальцев не предшественниками человека, а одной из примитивных человеческих рас.
Одной из самых полных находок европейского неандертальца антропологи считают скелет, найденный во Франции, в местности Ля-Шапелль-о-Сен. Вместе с почти полным скелетом человека, там были найдены кости шерстистого носорога, северного оленя, бизона, пещерной гиены. В этом же слое было найдено много типичных мустьерских орудий – остроконечников и скребел, а вот орудий из кости найдено не было.
Охарактеризуем физический тип шапелльского неандертальца. Емкость мозгового отдела черепа у него очень велика - 1600 куб. см, что значильно больше, чем у современного человека. Лобный отдел, в отличие от синантропа, не сужен, наибольшая ширина черепа сзади располагается не в основании черепа, как у архантропов, а выше. Но в целом, форма мозгового отдела черепа сохраняет много черт сходства с черепами питекантропа и синантропа: лоб очень покат, свод черепа уплощен, есть мощный надглазничный и затылочный валики и ряд других признаков относительно «примитивного» строения. Высота лица шапелльского неандертальца большая, щеки скошены назад, глаза посажены очень широко. Глазные орбиты очень велики, клыковые ямки верхней челюсти отсутствуют. Нет подбородочного выступа нижней челюсти, а внутренняя ее поверхность напоминает строение мауэровской челюсти (челюсти гейдельбергского человека). Все перечисленные признаки отличают шапелльского человека от современного человека любой расы. Рост шапелльца был равен 154-155 см, он имел вполне человеческие пропорции тела. Плечи у него были очень широкими, шейный отдел позвоночника короче, чем у современных людей. Эти признаки строения скелета указывают на приспособление шапелльца к проживанию в окололедниковой области.
Другие неандертальцы были найдены в Югославии. Здесь, в Крапине, были обнаружены останки более чем 20 индивидов обоего пола, мустьерские орудия, которые располагались в геологическом слое земной породы вместе с фауной теплого климата. Следовательно, крапинские неандертальцы жили в другое время, чем шапелльские. Крапинская фауна была представлена носорогом, благородным оленем, пещерным медведем, бобром, кабаном, лошадью. Человеческие кости были расколоты и обожжены, что свидетельствует о каннибализме обитателей Крапины. Крапинские ископаемые остатки приурочены антропологами к Рисс-Вюрмскому межледниковью, они имеют абсолютный возраст около 80-90 тыс. лет до нашего времени.
Неандертальцы были найдены и в Африке. Почти столетие остатки неандертальцев обнаруживали только в Европе, но в 1921 г. был найден череп палеоантропа в Замбии, в свинцовом руднике. Были выкопаны череп, нижняя челюсть и несколько костей конечностей. Находка получила название «родезийский человек». Все основные особенности черепа неандертальского типа выражены у родезийского человека с исключительной резкостью. Древность родезийского черепа составляет больше 100 тыс. лет.
Очень важны находки первобытного сапиенса, обнаруженные в Омо, в Эфиопии (Восточная Африка). В Омо, на одной территории, можно проследить преемственность разных видов рода Человек : хабилиса, эректуса и сапиенса. Останки, найденные в Омо и близлежащей Танзании и Кении, датированы радиометрическим, палеомагнитным и палеонтологическими методами. Наблюдается отчетливое «вертикальное» распределение находок, как в геологических слоях, так и в антропологической схеме. Хомо хабилис с олдувайской культурой имеет возраст 2-1,6 млн. лет, его сменил Хомо эректус возраста около 1,2 млн. лет, ряд замыкается архаическим сапиенсом возраста 130-100 тыс. лет. Гоминиды сапиентного облика, найденные в Омо, имели округлый затылок, высокий свод черепа, умеренно выраженный рельеф лобной области, выступающий подбородок, то есть обладали всеми морфологическими признаками современного человека. Полученные данные еще раз подтверждают мнение антропологов о том, что первый сапиенс возник в Африке и распространился оттуда в Европу и Азию.
Неандертальцы также были найдены в Юго-Восточной Азии. Их типичный представитель – нгандонский человек (явантроп). В 1931 г. на острове Ява, близ Нгандонга, возле тех мест, где были найдены питекантропы, нашли 11 черепов неандертальского типа, похожие по стороению на череп родезийского человека, найденный в Африке (Рогинский, Левин, 1978, с. 260). Черепа неандертальцев обнаружили в более молодых геологических слоях, чем останки питекантропа. Возраст слоев хорошо датировался сопутствующей фауной, то есть мог быть идентифицирован благодаря находкам костей животных, обитавших в то время. Возле Нгандонга также были найдены орудия, сочетавшие примитивную каменную индустрию и хорошо развитую костяную индустрию. Из кости и рогов оленя были сделаны гарпуны, ножи, колющие инструменты. Нгандонские черепа несколько примитивнее, чем родезийский череп, но в целом, относятся к типичному неандертальскому виду (Рогинский, Левин, 1978, с. 259-260).
Интересная находка неандертальца получила также название «человек из Киик-Коба». В Крыму, в 1924 г., были обнаружены в пещере, вместе с костями четвертичных животных и орудиями мустьерского типа, останки взрослого человека и ребенка. Черепа, к сожалению, найдены не были, но хорошо сохранились кисти рук. Кисть человека из Киик-Коба значительно отличается как от кисти современного человека, так и от кисти передних конечностей антропоморфных обезьян, но имеет много общих черт с кистью рук европейских неандертальцев. Что важно: если относительно строения черепа неандертальца можно проследить переходные формы от обезьяньих черт к человеческим, то кисть руки неандертальца по многим признакам «удалаяется» от кисти обезьяны дальше, чем человеческая кисть (Рогинский, Левин, 1978, с. 268).
Перечислим признаки неандертальских кистей рук (Рогинский, Левин, 1978, с. 268-269). Кости были значительно более широкими и мощными, чем кости кистей рук современного человека. Пальцы были короткими и широкими, ногти тоже были широкими. Пясть кисти была плоской. Ряд суставов имеют не седловидную форму, как у современного человека и антропоморфных обезьян, а блоковидную. Это строение делает руки менее ловкими и менее гибкими, но, в то же время, более мощными. Большой палец противопоставлен кисти ограниченно, поэтому неандерталец не брал предмет, а сгребал его всей ладонью и держал его не в пальцах, а в кулаке. Мускулатура кисти давала колоссальную силу удара. О развитии мышц кисти можно судить на основании выпуклостей и шероховатостей, служащих для прикрепления мышц.
Также неандертальцы были найдены в Средней Азии, в гроте Тешик-Таш. К югу от Самарканда в конце 30-х годов было найдено множество (около 3000 штук) рубящих и скребущих орудий мустьерского типа, залегавших в грунте вместе с фауной теплого климата. Там же были обнаружены останки неандертальского ребенка возраста приблизительно девяти лет.
Общий обзор находок неандертальского человека.
В Европе классические неандертальцы жили в промежуток от 70 до 35 тыс. лет назад, в Африке они жили и раньше: около 130-100 тыс. лет назад. Находки неандертальцев «были обнаружены более чем в сорока местах Старого Света, они принадлежали, как минимум, 115 индивидам» (Рогинский, Левин, 1978, с. 275).
По мнению Я.Я.Рогинского и М.Г. Левина, «материал по неандертальцам достаточен для того, чтобы сделать некоторые важные и прочно обоснованные выводы» (1978, с. 275). Ни одна из находок неандертальцев не была сделана ни на территории Америки, ни в Австралии. Мустьерские люди на эти континенты еще не проникли. Люди мустьерского времени, названные неандертальцами, по объему и форме черепа, а также по строению зубов, «продвинулись» вперед по сравнению с архантропами. Прогрессивные морфологические черты головного мозга неандертальца следующие: увеличение массы, сильное развитие среднего и переднего отдела височной доли мозга и другие. Кисти рук неандертальцев имели особенные черты, которые указывают на несовершенство выполняемых им движений в сочетании с большой силой захвата и удара. По реконструкциям внутреннего объема черепа предполагают праворукость неандертальцев. Все перечисленные особенности неандертальцев свидетельствуют о родстве современного человека и неандертальцев.
«Неандертальцы были ниже ростом и более тяжело сложены, чем современные люди, но сравнимы с нами по объему черепа», – пишет палеонтолог Р.Кэррол (1993). От современного человека неандерталец отличается, прежде всего, тем, что имеет низкий свод черепа, покатый лоб и тяжелый сплошной надглазничный валик. Для него характерен «пяткообразно» нависающий затылок (так называемый «шиньонвидный затылок»), к которому прикреплялись сильно развитые мышцы шеи. Большое затылочное отверстие было у неандертальца смещено назад, а сосцевидные отростки черепа были меньшими по размеру, чем у современного человека. Длинный и узкий лицевой скелет неандертальца составляет меньший угол с основанием черепа; прогнатизм заметно выражен, скуловые дуги несильно выдаются. Клыковая ямка отсутствует. Скелет туловища неандертальца, в основных своих чертах, похож на скелет современного человека. Объем мозговой коробки «классических неандертальцев» достаточно велик (1300 - 1600 куб. см), хотя по форме их череп существенно отличается от черепа современного человека.
Информация о работе Ископаемые формы неоантропов (Homo sapiens). Неандертальцы. Кроманьонцы