Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:08, реферат
Петр I был и остается очень противоречивой фигурой в истории. Политика, проводимая им, тоже отличалась противоречием. Может быть, это потому, что в России испокон веков подчиняются не закону, а силе, отдельно взятой личности. Как доказательство можно вспомнить время Ивана Грозного, или мне, например, вспоминается приведенный в учебнике Н. И. Павленко История России XVIII XIX века диалог между Николаем I и его сыном Александром.
Введение -------------------------------------------------------------------------- 3
Основной вопрос (реформы Петра I) ------------------------------------ 5
Значение и оценка петровских реформ (выводы и заключение) ------- 10
Список использованных источников и литературы -------------
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Дисциплина: История отечественного государства и права
Контрольная работа
Тема: Государственные реформы Петра I.
Выполнил:
студент факультета юриспруденции
заочной формы обучения
1502 учебной группы
Музычук Максим
Зачетная книжка №
336/1502/ЗФО
Санкт-Петербург
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение ------------------------------
Основной вопрос (реформы
Петра I) ------------------------------
Значение и оценка петровских реформ (выводы и заключение) ------- 10
Список использованных источников и литературы --------------------- 13
ВВЕДЕНИЕ
Петр I был и остается очень противоречивой фигурой в истории. Политика, проводимая им, тоже отличалась противоречием. Может быть, это потому, что в России испокон веков подчиняются не закону, а силе, отдельно взятой личности. Как доказательство можно вспомнить время Ивана Грозного, или мне, например, вспоминается приведенный в учебнике Н. И. Павленко История России XVIII XIX века диалог между Николаем I и его сыном Александром.
Однажды наследник престола, будущий Александр II, сказал, что Россия держится самодержавием и законами. Законами нет! возразил Николай I. Только самодержавием и вот чем, вот чем, вот чем! трижды взмахнул он крепко сжатым кулаком.
Петр провел много разных реформ, и я не сомневаюсь, что он старался на благо России. Но, проанализировав реформы, я сделала такой вывод: Петр считал, что порядок в государстве можно навести лишь силой. В качестве примера достаточно вспомнить, как насильно заставляли людей брить бороды. Порой бороду обрубали с кожей. Конечно, такие меры не обеспечивают любовь народа к преобразованиям, растет только число противников реформ. И, следовательно, после смерти самодержца из-за отсутствия согласия разразится битва за престол.
Поначалу реформы, по мнению историков, предпринимались, чтобы укрепить военную мощь государства. В этом одна из особенностей преобразований Петра: зависимость внутренней политики от внешней. Монарх мечтал создать мощное и могущественное государство, а процветание, по мнению Петра, невозможно без военной мощи.
Другие особенности больше зависят от характера Петра. Конечно, на его характере отразилось трудное детство: козни царевны Софьи, бунт стрельцов, постоянные преследования со стороны Милославских.
Противоречивый характер реформ вызывает различные оценки деятельности Петра. Я ознакомился с трудами известных историков: Н. И. Павленко, С. М. Соловьева, Е. В. Анисимова и А. Б. Каменского и должен заметить: суждения каждого из них о петровских преобразованиях не совпадают. Причины разногласий великих ученых очень точно сформулировал С. М. Соловьев. Различие взглядов происходило, во-первых, от громадности дела, совершенного Петром, и продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние; во-вторых, оттого, что русская жизнь не остановилась после Петра, и при каждой новой обстановке её мыслящий русский человек должен был обращаться к деятельности Петра, результаты которой оставались присущими при дальнейшем движении, и обсуждать ее, применять к новым условиям, новой обстановке жизни; в-третьих, разность взглядов на деятельность Петра зависела от незрелости у нас исторической науки . Действительно, детища Петра существовали долго. Он открыл дорогу, вернее окно, из которого до русского народа доносились ветры иной цивилизации, и закрыть это окно больше было нельзя, при всем желании приверженцев старины Итак, рассмотрим взгляды историков на деятельность Петра.
Западники, к ним относятся В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, С. М. Соловьев, сторонники петровских реформ. Они полагают, что благодаря им Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации.
В результате событий, предшествующих реформам Петра, выделилось два пути дальнейшего развития: государство ослабляет давление на общество, или, наоборот, с помощью силы подчиняет общество государственным интересам, нуждам. Петр I выбрал второй путь, для него оказалась важнее мощь государства, а не хозяйственное процветание подданных. Однако в последние годы своего правления монарх осознавал недостатки преобразований, ориентированных на укрепление государственной власти, и задумывался над тем, что пора позаботиться о благоденствии граждан.
Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.
РЕФОРМЫ ПЕТРА
I
Реформы государственного аппарата.
Создание
Сената (высшего государственного
органа с законодательной,
Царь Петр
заменил приказы, введенные
Военные
реформы занимают особое место
среди преобразований. Именно армия
и флот были главным предметом
заботы Петра. Ещё в раннем
детстве царь поражал
Начало Северной
войны привело к
· создание сильной регулярной армии, способной воевать с основными противниками России и побеждать их;
· появление целой плеяды талантливых полководцев;
· создание мощного военно-морского флота почти из ничего;
· небывалый рост военных расходов и, как следствие, покрытие их за счёт жесточайшего выжимания средств с простого народа.
Административные реформы. В действительности
не было никакой программы административно-
государственных преобразований. Те или
иные изменения в управлении, административно-
Уже в
первые царствования Петра 1 стали
изменяться стили и методы
государственного управления: падало
значение Боярской думы, основные
решения принимались в узком
кругу ближайших сподвижников
царя. Первой административной
Главная задача губернской реформы - обеспечение армии за счёт местных учреждений - выполнена не была, т. к. Северная война затянулась до 1721 года, и разместить в губерниях "приписанные" к ним полки не удалось.
Особое место
среди государственных
Церковные преобразования. После путешествия Петра 1 по странам Европы церковь стала интересовать его. Разделяя новейшие европейские взгляды, царь хотел сделать церковь орудием просвещения, а заодно - лишить её положения "государства в государстве" и совершенно подчинить своей власти. Фактически церковь утратила право распоряжаться своей собственностью. Средства, ранее ей принадлежавшие, пошли на содержание огромной армии и флота. В 1721 году видный церковный деятель Феофан Прокопович составил так называемый Духовный регламент. Этот документ предусматривал уничтожение патриаршества и учреждение для управления церковью духовной коллегии. Пётр сам отредактировал Духовный регламент и провозгласил его законом. Принятие его означало логическое завершение церковной политики Петра 1.
Новые отношения
между церковью и государством
требовали и нового
Принятие Духовного
регламента означало
Преобразования
в области науки, культуры и
быта. Процесс европеизации России
получил самое яркое
К XVII в. относится
и открытие первого высшего
учебного заведения (Славяно-
Пётр заботился о развитии образования и в самой России. С этой целью он выписывал из-за границы учителей. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой
башне, под руководством профессора Абердинского университета Форварсона из Шотландии открылась первая в стране Школа математических и навигацких наук (в 1715 г. её сменила Морская академия в Петербурге во главе с тем же Форварсоном). Именно преподаватель навигацкой школы Леонтий Филиппович Магницкий стал автором "Арифметики..." (1703 г.) - знаменитого учебника, по которому училось не одно поколение русских людей. В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа, которая, подобно навигацкой, была доступна не только дворянам, но и представителям других сословий.
На фоне этих
учебных заведений,
Для расширения
кругозора подданных Пётр
Важной особенностью
культурных преобразований