Реформа Петра I в области государственного управления. Оформление абсолютизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 22:05, реферат

Описание работы

Сословно-представительная монархия - это такой тип власти, где монарх в руководстве страной опирается, прежде всего, на сословно-представительные учреждения, существующие в вертикали центральной власти. Эти представительные учреждения выражают интересы всех свободных сословий общества. Сословно-представительная монархия в России стала складываться уже в XV в. в период завершения политического процесса объединения Руси.

Содержание

1. От сословно-представительной монархии к абсолютизму.
2. Реформа государственного управления
3. Реформа центрального управления
4. Реформа местного управления
5. Реформа городского управления
6. Результаты реформы государственного управления

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

                  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ                      

Государственное образовательное учреждение

профессионального высшего образования 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Факультет «Менеджмент и экономическая  политика»

Кафедра отечественной истории 
 

Реферат по истории отечества на тему:

«Реформа Петра I  в области государственного управления.

Оформление  абсолютизма» 
 
 

Выполнила:  Малышева О.А.

                                                                                 Проверила:   Матвеева Н.Л.                                                 
 
 
 
 

Москва 2011 .

План

1. От сословно-представительной монархии к абсолютизму.

2. Реформа государственного управления

3. Реформа центрального управления

4. Реформа местного управления

5. Реформа городского управления

6. Результаты реформы государственного управления

От  сословно-представительной монархии к абсолютизму.

 
 Сословно-представительная монархия - это такой тип власти, где монарх в руководстве страной опирается, прежде всего, на сословно-представительные учреждения, существующие в вертикали центральной власти. Эти представительные учреждения выражают интересы всех свободных сословий общества. Сословно-представительная монархия в России стала складываться уже в XV в. в период завершения политического процесса объединения Руси. Тогда при государе всея Руси Иване III в системе верховной власти действовала Боярская Дума как постоянный совещательный орган.  
 Боярская Дума представляла и выражала интересы крупных землевладельцев и выполняла две функции: она обеспечивала поддержку власти единого монарха-государя всея Руси и способствовала преодолению элементов и тенденций феодальной раздробленности и сепаратизма.  
 В наиболее законченном виде сословно-представительная монархия складывается в России в середине XVI в., когда наряду с Боярской Думой в системе государственного управления начинает действовать новая политическая структура - Земские Соборы, которые стали велением времени наряду с реформами середины XVI в.  
 Началась полоса преобразований, получившая название - "реформы 50-х гг." XVI в. Историки выделяют шесть реформ: государственного управления, местного управления, военную, судебную, налоговую и церковную.  
 Центральной стала реформа государственного управления, в результате которой в стране оформилась следующая вертикаль верховной власти:  
 - царь, в деятельности которого все явственнее усиливались элементы самодержавия, т. е. такой власти, которая готовая сотрудничать с представителями всех свободных сословий общества, но не считает возможным мириться с сословными привилегиями бояр.  
 Исследователи выделяют следующие специфические черты российской сословно-представительной монархии XVI - XVIII - XVII вв.:  
 
 1. Земские соборы созывались по воле царя, а потому не периодически, а по мере надобности;  
 2. Они не имели юридического статуса, не обладали правом законодательной инициативы; их право - обсуждать и выносить решение по тем вопросам, которые поставлены перед Собором царем;  
 3. Выборного избрания депутатов-представителей на Соборы не проводилось. В качестве представителей от сословий приглашались преимущественно лица из местного самоуправления: главы и выборные местных дворянских и посадских обществ: земские судьи, губные и посадские старосты, излюбленные головы, целовальники; от крестьянских общин - сельские старосты.  
 
 Классовая борьба крестьян и посадского населения в значительной мере обусловила эволюцию государственного строя в России. Со второй половины XVII в. начался переход к абсолютизму. Абсолютизм - неограниченная монархия, при которой вся политическая власть принадлежит одному лицу.  
 Установление абсолютизма сопровождалось постепенным отмиранием средневековых представительных учреждений, которые в период сословно-представительной монархии действовали наряду с царской властью, а также ослаблением роли церкви в управлении государством. Боярская Дума на протяжении XVII в. превратилась из законодательно-совещательного органа в совещательный при царе. Боярство уже не противопоставляло себя самодержавию, не пыталось оказывать давление на монарха или оспаривать его решения. При Алексее Михайловиче (1645- 1676 гг.) более половины состава Думы составили дворяне.  
 К первой четверти XVIII в. относится окончательное утверждение и оформление абсолютизма в России. Оно связано с радикальными преобразованиями всей политической системы государства, предпринятыми Петром I.  
 В результате реформы государственного управления сложилась новая вертикаль центральных учреждений: император - Сенат как исполнительно-распорядительный орган - коллегии как общегосударственные исполнительные органы, ведающие наиболее важными сферами государственного управления. Деятельность Сената и коллегий регламентировалась строгими правовыми нормами и должностными инструкциями. В этой вертикале власти четко осуществлялся принцип подчиненности низших учреждений высшим, а замыкались они на императоре.  
 Губернская реформа 1708- 1710 гг. изменила систему местных органов власти. Было ликвидировано местное самоуправление, а во главе всех административно-территориальных единиц были поставлены лица, несущие государеву службу и получающие за нее жалование - губернаторы, провинциальные комиссары, уездные и волостные воеводы. Принцип взаимодействия этих представителей власти на местах тот же - подчиненность снизу доверху.  
 Административные преобразования завершили оформление абсолютной монархии в политическом строе России, Принятие Петром I титула императора являлось не только внешним выражением, но и подтверждением утвердившегося в России абсолютизма.

 
 
 
 
 
 
 

  Реформа государственного управления 

  В первой четверти XVIII в. переход к  абсолютизму был ускорен Северной войной и получил свое завершение. Именно в петровское правление создаются  регулярная армия и бюрократический  аппарат государственного управления, происходит как фактическое, так и юридическое оформление абсолютизма.

  Для абсолютной монархии характерны наивысшая  степень централизации, развитый, полностью  зависимый от монарха бюрократический  аппарат, сильная регулярная армия. Эти признаки были присущи и российскому абсолютизму.

  Армия помимо своей основной внутренней функции  по подавлению народных волнений и  восстаний, выполняла и другие функции. С петровского времени она  широко использовалась в государственном  управлении как принудительная сила. Большое распространение получила практика посылки воинских команд на места для понуждения администрации к лучшему выполнению правительственных распоряжений и указаний. Но иногда и центральные учреждения ставились в такое же положение, например даже деятельность Сената в первые годы его создания находилась под контролем гвардейских офицеров. Офицеры и солдаты занимались также переписью населения, сбором налогов и недоимок. Наряду с армией для подавления своих политических противников абсолютизм использовал и специально созданные для этой цели карательные органы - Преображенский приказ, Тайную канцелярию.

  В первой четверти XVIII в. возникает и  вторая опора абсолютной монархии - бюрократический аппарат государственного управления.

  Органы  центральной власти, унаследованные от прошлого времени (Боярская дума, приказы) ликвидируются, появляется новая система государственных учреждений.

  Особенность российского абсолютизма состояла в том, что он совпал с развитием  крепостничества, тогда как в  большинстве стран Европы абсолютная монархия складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены крепостного права.

  Старая  форма управления: царь с Боярской думой - приказы - местная администрация  в уездах, не отвечала новым задачам  ни в обеспечении военных потребностей материальными ресурсами, ни в сборе денежных податей с населения. Приказы часто дублировали функции друг друга, создавая неразбериху в управлении и медлительность в принятии решений. Уезды были разных размеров - от уездов-карликов до уездов-великанов, что делало невозможным эффективное использование их администрации для взимания налогов. Боярская дума с ее традициями неспешного обсуждения дел, представительства родовитой знати, не всегда компетентная в государственных делах, также не отвечала требованиям Петра.

  Установление  абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его  вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Петр I проводил политику дальнейшего  закрепощения крестьян, принявшую наиболее жесткие формы на исходе XVIII в. Наконец, усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства.

  Государство, сформировавшееся в начале XVIII в., называют полицейским не только потому, что  именно в этот период была создана  профессиональная полиция, но и потому, что государство стремилось вмешиваться во все стороны жизни, регламентируя их.

  Административным  преобразованиям способствовал  и перенос столицы в Петербург. Царь хотел иметь под рукой  необходимые рычаги управления, которые  он зачастую создавал заново, руководствуясь сиюминутными потребностями. Как и во всех других своих начинаниях, Петр при реформе государственной власти не считался с российскими традициями и широко переносил на русскую почву известные ему по западноевропейским вояжам структуры и методы управления. Не имея четкого плана административных реформ, царь, вероятно, все же представлял желаемый образ государственного аппарата. Это строго централизованный и бюрократический аппарат, четко и быстро исполняющий указы государя, в пределах своей компетенции проявляющий разумную инициативу. Это нечто очень похожее на армию, где каждый офицер, исполняя общий приказ главнокомандующего, самостоятельно решает свои частные и конкретные задачи. Как мы увидим, петровской государственной машине было далеко до подобного идеала, который просматривался только как тенденция, хотя и четко выраженная.

  В первой четверти XVIII в. был осуществлен  целый комплекс реформ, связанных  с перестройкой центральных и  местных органов власти и управления, областей культуры и быта, а также  происходит коренная реорганизация вооруженных сил. Почти все эти изменения происходили во время правления Петра I и имели огромное прогрессивное значение.

  Рассмотрим  реформы высших органов власти и  управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., которые принято подразделять на три этапа:

  I этап - 1699 – 1710 гг. - частичные преобразования;

  II этап - 1710 – 1719 гг. - ликвидация прежних  центральных органов власти и  управления, создание Сената, появление  новой столицы;

  III этап - 1719 – 1725 гг. - образование новых  органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления и финансово-налоговой. 
 
 
 

Реформа центрального управления

 

  Последнее упоминание о последнем заседании  Боярской думы относится к 1704 г. Возникшая  в 1699 г. Ближняя канцелярия (учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве) приобрела первостепенное значение. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров - совет глав важнейших ведомств при царе, управлявший приказами и канцеляриями, обеспечивавший армию и флот всем необходимым, ведавший финансами и строительством (после образования Сената Ближняя канцелярия (1719) и Консилия министров (1711) прекращают свое существование).

  Следующим этапом в реформе центральных органов власти стало создание Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. 22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинался фразой: "Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат для управления". Содержание этой фразы дало повод историкам до сих пор спорить о том, каким учреждением представлялся Петру Сенат: временным или постоянным. 2 марта 1711 г. царь издал несколько указов: о компетенции Сената и правосудия, об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства. Сенату предписывалось:

  • "Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует";
  • "Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, оставить";
  • "Денег, как возможно, собирать, понеже деньги суть артерия войны".

  Члены Сената назначались царем. В его  состав первоначально входило всего  девять человек, которые решали дела коллективно. В основу комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компетентности, выслуги и близости к царю.

  С 1718 по 1722 гг. Сенат стал собранием  президентов коллегий. В 1722 г. он был  реформирован тремя указами императора. Изменен состав, включающий как президентов  коллегий, так и сенаторов, коллегиям чуждых. Указом "О должности Сената" Сенат получил право издавать собственные указы.

  Круг  вопросов, которые находились в его  ведении, был достаточно широк: вопросы  правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней. Сразу же вновь созданное учреждение получило канцелярию с многочисленными отделами - "столами", где работали подьячие. Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом.

  Своеобразие эпохи петровских реформ состояло в  усилении органов и средств государственного контроля. А для надзора за деятельностью  администрации при Сенате была учреждена  должность обер-фискала, которому должны быть подчинены провинциал-фискалы (1711). Недостаточная надежность фискалитета привела в свою очередь к возникновению в 1715 г. при Сенате должности генерального ревизора, или надзирателя указов. Главное дело ревизора - "чтобы все исполнено было". В 1720 г. сделан был более сильный нажим на Сенат: предписано было наблюдать, чтобы здесь "все было сделано порядочно, и суетных разговоров, крика и прочего не было". Когда и это не помогло, через год обязанности и генерального прокурора и  
обер-секретаря возложили на военных: один из штаб-офицеров армии дежурил в Сенате помесячно для наблюдения за порядком, а "кто из сенаторов бранился или невежливо поступал, того дежурный офицер арестовывал и отводил в крепость, давая, разумеется, знать государю".

  Наконец в 1722 г. эти функции возложили  на специально назначенного генерал прокурора, который "должен был накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал", иметь надзор над прокурорами и фискалами и вообще быть "оком государевым" и "стряпчим в делах государственных".

  Таким образом, царь-реформатор вынужден был  постоянно расширять созданную  им специальную систему организованного  недоверия и доносительства, дополняя существующие органы контроля новыми.

  Однако  создание Сената не могло завершить  реформы управления, так как отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы. В 1717 - 1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов, коллегиальная система (1717 - 1719 гг.) предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации.

  Сенат назначил президентов и вице-президентов, определил штаты и порядок  работы. Кроме руководителей, в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальным указам предписывалось с 1720 г. начать производство дел новым порядком.

  В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в ведении которой находилось дворянское землевладение. На правах коллегий были Главный магистрат, который управлял городским сословием, и Святейший правительствующий Синод. Его появление свидетельствовало о ликвидации автономии церкви.

Информация о работе Реформа Петра I в области государственного управления. Оформление абсолютизма