Реформы государственного аппарата Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 02:02, контрольная работа

Описание работы

Государственная служба в России сформировалась в результате реформ Петра I. Из всех преобразований Петра I центральное место занимает реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Это и понятно, так как старый приказной аппарат, унаследованный Петром, был не в состоянии справится с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы и канцелярии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

I. Становление абсолютной монархии в России…………………………………….6

II.Реформа государственного аппарата………………………………………………9

Сенат……………………………………………………………………………..9
2.Развитие боярской думы………………………………………………………..11

3.Коллегии……………………………………………………………...12

4.Местное управление. Губернские реформы…………………………………...14

5.Контрольные органы………………………………………………………….....17

III.Заключение………………………………………………………………………...18

IV.Список используемой литературы…………………………………………….…20

Работа содержит 1 файл

Реформы Петра 1.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию  

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

 «ПОВОЛЖСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 имени  П.А. Столыпина» 

ФИЛИАЛ ФГОУВПО  «ПАГС» в г. БАЛАКОВО

 

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО УПРАВЛЕНИЯ 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «История государственного управления в России» 

на тему: «Реформы государственного аппарата Петра I» 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил:

                студент _ курса,

                заочной формы обучения

                специальности 080504.65 Государственное

                и муниципальное управление

                                                                             _________________________

                Руководитель:

                _____________________ 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Балаково 2010 г. 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

I. Становление абсолютной монархии в России…………………………………….6

II.Реформа государственного аппарата………………………………………………9

  1. Сенат……………………………………………………………………………..9

    2.Развитие боярской думы………………………………………………………..11

    3.Коллегии……………………………………………………………...12

    4.Местное управление. Губернские реформы…………………………………...14

    5.Контрольные органы………………………………………………………….....17

III.Заключение………………………………………………………………………...18

IV.Список используемой литературы…………………………………………….…20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В царствование ПетраI были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

     Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости  от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

     Как уже было сказано, предпосылками  петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государственного управления. Предпринимались также попытки более четко разграничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии -полки иноземного строя.

     Но  несмотря на то, что почти всем реформам Петра Великого предшествовали те или  иные государственные начинания XVII в., они имели безусловно революционный характер. После смерти императора в 1725 г. Россия была на пути превращения совсем другую страну: из Московского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными, она превратилась в Российскую империю - одну из величайших держав мира. Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как он это понимал) - недаром выражение "прорубил окно в Европу" стало настолько часто употребляемым.  

     Деятельность  Петра создала все условия  для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси. Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны. 

     Государственная служба в России сформировалась в  результате реформ Петра I. Из всех преобразований Петра I центральное место занимает реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Это и понятно, так как старый приказной аппарат, унаследованный Петром, был не в состоянии справится с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы и канцелярии.

     Петр  прилагал огромные усилия к налаживанию  эффективной работы созданных им учреждений и большое внимание уделял разработке многочисленных регламентационных  документов, которые должны были обеспечить эффективность работы аппарата.

     Таким образом, новая система центральных учреждений бала создана вместе с системой высших органов власти и местного управления. Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра. На Сенат возлагались судебные, административные и законосовещательные функции. Неофициальным главой Сената, состоящего из первых сановников, был генерал-прокурор, наделенный особыми полномочиями и подчиненный только монарху. Создание должности генерал-прокурора положили основание целому институту прокуратуры.

     Эта тема меня привлекла своей многоплановостью, разносторонностью и глубиной.

      Задачами  контрольной работы являются: 

  • изучение  становления абсолютной монархии в  России
  • изучение реформ государственного аппарата, а именно: Сенат, Боярская Дума, Коллегии, Контрольные органы, Местное управление, Губернские реформы

    Целью контрольной работы является рассмотрение и анализ реформ государственного аппарата ПетраI. Предметом изучения данной контрольной работы являются сами непосредственно реформы, объектом является развитие государственного аппарата.

     Актуальность  данной темы заключается в том  что:

• всегда интересно;

• позволяет восполнить пробел в своих знаниях;

• дает возможность проанализировать основные этапы развития государственного аппарата;

• позволяет  извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем. 

 

I. Становление абсолютной монархии в России

     С середины XVII века сословно-представительная монархия в Русском государстве  начинает постепенно трансформироваться в абсолютную монархию. Этот процесс протекал медленно и состоял в том, что постепенно прекращается созыв Земских соборов. Земские и губные старосты сначала были подчинены назначенным из Москвы воеводам, а затем эти должности вообще упразднены. Усиливалась власть царя, а Боярская дума теряла свое значение. Ее состав увеличивается до 94 человек (за счет думных дворян и дьяков), что уже само по себе делало весьма затруднительным ее регулярный созыв. Дума теперь собиралась редко и царь стал решать дела или единолично, или с двумя-тремя ближними советниками (“комнатой”). Уходит в прошлое даже традиционная формула закона как источника права: “царь указал, и дума приговорила”. Акты стали издаваться от имени одного царя. Разрастается приказный бюрократический аппарат, появляются первые солдатские и драгунские полки из “охочих людей” - ростки будущей регулярной армии как важнейшего атрибута абсолютизма.

     Окончательное оформление абсолютизма и его  идеологическое обоснование приходится уже на начало XVIII века, когда Петр I в Артикуле воинском с кратким толкованием написал, что “его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять”1. В Уставе о наследии престола (1722 г.) установлено было даже право монарха назначать себе преемника. Иными словами, отменялось последнее еще сохранявшееся ограничение власти монарха установившимся порядком престолонаследия.

     Власть  монарха становится неограниченной. В полной мере утверждается абсолютная монархия.

     Экономический подъем и развитие внутреннего общероссийского  рынка и внешней торговли дали необходимые материальные ресурсы  для становления абсолютистской монархии и решения внутренних социально-политических и внешнеполитических задач, стоявших перед страной. Однако развитие товарно-денежных отношений, завершение формирования единого общероссийского рынка имело и свою оборотную сторону. Оно привело к значительному увеличению повинностей крестьянства и посадских людей, налогов и других платежей. А это, в свою очередь вело к серьезному углублению социальных противоречий и напряженности в обществе. Во второй половине XVII в. прокатилась волна восстаний городского населения. Подавление всех этих волнений и восстаний, сохранение феодального строя потребовало консолидации господствовавшего дворянского сословия, усиления власти монарха и сплочения вокруг него как главы данного сословия (“первого дворянина”). Потребовалась также централизация государственного аппарата и особенно его силовых структур: армии и полиции, и налогового аппарата, и местного управления.2

     И только дворянская империя, сформировавшаяся в результате реформ Петра 1, с ее крайним авторитаризмом, предельной централизацией, мощными силовыми структурами в виде регулярной армии и регулярной полиции, мощной идеологической системой в виде Церкви, подчиненной государству, эффективной системой контроля за деятельностью государственного аппарата (генерал-прокурор и прокуроры на местах, институт фискалов, “всевидящее око” - тайная канцелярия), оказалась способной успешно решить стоявшие перед страной проблемы. Именно такая политическая форма организации, как дворянская империя с ее тотальным контролем не только за материальными ресурсами страны, но и за личностью подданных, вплоть до их поведения в частной жизни, смогла мобилизовать все материальные и духовные ресурсы страны на решение основной задачи - реконструкции экономики и даже самого уклада жизни - создание в сжатые сроки военно-промышленного комплекса как основы военной мощи, регулярной армии и флота, развитие науки и образования (учреждение Российской Академии наук. Академии художеств, Московского университета и ряда других учебных заведений). Реформы Петра I преобразили Россию, превратили ее в великую европейскую державу.

      Реформы Петра I начались на рубеже XVII веков и продолжались по нарастающей до смерти преобразователя. Их расцвет приходится на расцвет царствования, но умер император в январе 1725 г., так и не успев довести до конца задуманное. В реформаторской деятельности он учитывал зарубежный (особенно шведский) опыт. В своих реформах Пётр I не мог держаться заранее выработанного плана и точной последовательности, потому что все его преобразования происходили под давлением военных нужд, одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них порождала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением с обеих сторон.

        В последнее десятилетие жизни Петра (1716-1725) была достигнута некоторая система и налажен новый строй управления. Смысл и цель общественной политики Петра I заключались в усилении роли, места и значения класса феодалов в государстве. В результате проведения преобразований тип государства, существовавший до Петра, не был изменён и в этом отношении Пётр не совершил никакого государственного переворота. Все перемены должны были лишь совершенствовать старый строй, придавая ему более культурные европейские формы.3

      Основным  источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение 1649 г., чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами. В первой четверти XVIII в. круг источников существенно изменился: пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями, объявленными указами, утверждёнными докладами и др. 
 

Информация о работе Реформы государственного аппарата Петра I