Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:59, контрольная работа
Узнавая новое о Петре I, поражает эта неисчерпаемая, жизненная кипучая энергия, самоотверженная преданность идее, мечте, которую в большей степени Петр смог воплотить в жизнь.
Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.
Введение 3
1. Судебная реформа петра I и ее политико-правовое значение 4
2. Правовые основы формирования кадрового состава государственных органов XVII века 9
3. Губернские реформы и губернаторское управление в россии в XVIII века 17
4. Последствия реформ и их оценка в исторической литературе 21
Заключение 26
Литература 28
Государственные реформы Петра I
Контрольная работа
Оглавление
Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство.1
Эпоха Петра I представляет собой большой интерес для изучения и исследования, т.к. рассматривая, ее мы за процессом развития и роста государства. Превращением России из дикого деспотического царства Московского в Великую империю. За несколько десятилетий строится новая система управления, создается система образования, периодическая печать, формируется регулярная армия, возникает военный флот. Развивается промышленность, активизируется внешняя торговля, стабилизируется экономика.
Узнавая новое о Петре I, поражает эта неисчерпаемая, жизненная кипучая энергия, самоотверженная преданность идее, мечте, которую в большей степени Петр смог воплотить в жизнь.2
Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.
Ознакомиться с реформами, их последствиями, социально-культурным наследием преобразований Петра I и является основной целью работы.
В российской истории политики и политической мысли Петр I Великий (1672– 1725) занимает особое, выдающееся место. Он правил как царь с 1689 г., а в 1721 г. Сенат и Синод провозгласили его первым российским императором.3
Петр провел важные реформы в области государственного управления. Были созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля; осуществлено деление страны на губернии. Санкт-Петербург стал новой столицей империи.
Период конца XVII - первой четверти XVIII в. ознаменовался серией реформ Петра Великого, направленных на модернизацию экономической и социально-культурной жизни в стране и ставших продолжением преобразований, начатых его предшественниками на престоле - Алексеем Михайловичем и Федором Алексеевичем.
Однако в военной, финансовой, церковной сферах и сфере государственного управления Петр I провел их более решительно, продуманно, последовательно. Подлинным новатором он выступил в реформе суда, здесь он действовал достаточно смело, предприняв первую попытку его отделения от администрации.
Проведенные в первой четверти XVIII в. реформы аппарата управления и суда, сопровождавшиеся созданием новых органов для отправления правосудия, можно подразделить, по нашему мнению, на два этапа.
Первый этап начинается на рубеже XVII-XVIII вв. и продолжается до конца второго десятилетия XVIII в. - вплоть до утверждения коллегий.
На первом этапе реформ Петра I роль центральных судебных органов продолжали осуществлять приказы, в организацию и деятельность которых были внесены бюрократические элементы. Однако даже в обновленном виде они не могли соответствовать усложнившимся задачам управления и возросшей роли суда, а потому были ликвидированы в ходе второго этапа административных реформ.
Кроме того, Петр I изменил систему местных судебных органов. Их реорганизация началась в 1702 г. с упразднения губных учреждений и передачи их функций воеводам. При воеводах были созданы выборные дворянские советы, с которыми им предстояло совместно решать все порученные дела, в частности, судебные.
Однако воеводы не оправдали ожиданий правительства, что привело к новой попытке организации местного судебного аппарата.
Областная реформа была начата указом Петра I от 18 декабря 1708 г., в соответствии с которым страну разделили на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую, переименованную в 1710 г. в Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую4.
Таким образом, на первом этапе судебно-административных реформ правительству Петра I не удалось создать «регулярно» организованной общей судебной системы, вместе с тем были проведены первые попытки отделения суда от управления путем формирования специальных судебных органов - ландрихтеров и установления судебно-административных инстанций.
Если для предшествующих этапов развития феодального суда было характерно деление органов управления и суда на высшие, центральные и местные, то указом от 17 марта 1714 г. создаются судебные инстанции. В частности, данным указом повелевалось подавать челобитные в городах комендантам, жаловаться на комендантов - губернаторам, а на губернаторов - Сенату.
Второй этап реформ Петра I в области судоустройства связан с реорганизацией центрального правительственного аппарата, а потому началом его можно считать 1717-1718 гг., когда взамен приказов было решено учредить коллегии5. Они строились по единому принципу разделения отраслей управления, усиливая тем самым централизацию государственного аппарата. Коллегии обладали единообразными штатами, четким разграничением обязанностей, выполняли предписанные им функции на всей территории страны.
В отличие от приказов, деятельность которых основывалась преимущественно на принципе единоначалия, дела в коллегиях должны были решаться коллегиально. В указе от 22 декабря 1710 г. подчеркивалось преимущество коллегиального управления и суда по сравнению с приказным: «Президенты и председатели не такую мочь имеют, как старые судьи: делали, что хотели. В коллегиях президент не может без соизволения товарищей ничего учинить»5.
Кроме того, в регламенте, или уставе, Духовной коллегии отмечалось, что в коллегиях «не обретается место пристрастию, коварству, лихоимному суду», что истина лучше отыскивается «соборным сословием, нежели единым лицом», что скорее «по уверению и повиновению преклоняет приговор соборный, нежели единоличный указ» и что коллегия «свободнейших дух в себе имеет к правосудию: не тако бо, яко же единоличный правитель гнева сильных боится»6.
Разумеется, в условиях абсолютной монархии, характеризующейся тенденцией бюрократизации аппарата, живучестью обычаев местничества (хотя и отмененного юридически в 1682 г.3, но на практике существующего), принцип коллегиальности соблюдался далеко не всегда и члены коллегии нередко поддерживали мнение президента.
Петр I пытался ввести демократические начала в процедуру решения дел, предлагая обсуждать последние и высказывать суждения по званию, однако на практике этот принцип встречал сильное сопротивление родовитых сановников и знатных чинов. В результате в течение XVIII в. принцип коллегиальности в управлении и решении дел постепенно утрачивал свою значимость, к концу века он практически изжил себя и в начале XIX в. с учреждением министерств был заменен принципом единоначалия.
Система коллегий создавалась постепенно. Первоначально в соответствии с указом от 14 декабря 1717 г. было создано 9 коллегий: Иностранных дел, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Ревизион-коллегия, Военная коллегия, Адмиралтейская коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Штатс-контор-коллегия. Последующие изменения выразились как в частичной реорганизации учрежденных, так и в создании новых (Малороссийской, Коммерц-коллегии и на правах коллегий - Главного Магистрата и Синода). Всего к концу царствования Петра I было создано 13 коллегий7.
Началом реформы суда можно считать 1718 г., когда правительством Петра I была проведена следующая попытка создания особых судебных органов, отдельных от административных, путем учреждения должности обер-ландрихтера губернии, который должен был возглавлять систему нижестоящих ландрихтеров.
Однако компетенция обер-
По-видимому, учреждением должности обер-ландрихтера правительство рассчитывало усилить независимость судебной власти от административной. Если первоначально ландрихтеры создавались при ландратских коллегиях, непосредственно подчиненных губернатору, то теперь система специальных местных судебных органов должна была состоять из двух инстанций.
В частности, предусматривалась следующая структура местного суда: 1) обер-ландрихтер - главный судья губернии, имеющий ланд-секретаря; 2) ландрихтер - уездный судья, а при нем -ланд-шрейбер. Подобную организацию планировалась ввести с 1719 г. Однако в этом году вместо ландрихтеров в ряде губернских городов (Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Курске, Ярославле, Воронеже, Нижнем Новгороде, Смоленске и Тобольске) были созданы надворные суды, или гофгерихты, также заимствованные из шведской судебной системы и первоначально подчинявшиеся обер-ландрихтерам.
Причины отказа правительства от устройства ландрихтерских судов и время, когда они были ликвидированы, неизвестны. Последний раз законодательство упоминает о них в 1719 г. По -видимому, необходимость в них отпала.
Таким образом, в 1718 г. образовывалась новая судебная система, состоявшая из двух единообразных судебных инстанций, а именно: надворного суда и городового, или нижнего, суда, непосредственно подчиненных Юстиц-коллегии. Последний по-разному назывался в законодательстве: уездный, земский, нижний или нижний городовой, провинциальный суд8. Там, где новые суды не были созданы, их функцию выполняли соответственно воеводы, губернаторы, вице-губернаторы, обер-ландрихтеры, ландрихтеры и городовые судьи.
Эволюция государственного аппарата, его заметное укрупнение и разветвление в Московском государстве XVII в. обусловило необходимость формирования соответствующей системы государственной службы и персонала управления.
К середине XVII в. число приказов - специализированных отраслевых органов управления - достигло шестидесяти9. Непрерывно происходил и количественный рост группы населения, единственным занятием которого была государственная служба. К концу XVII в. общая численность служилых людей центрального и местного аппаратов составляла около 5 тыс. человек10.
Период правления Петра I в России (1689-1725 гг.) стал наиболее динамичным и цельным в истории Нового времени. За сравнительно ограниченный срок в государстве произошли такие преобразования, которые коренным образом изменили облик страны, поставив ее в ряд сильнейших держав мира.
Теоретическое обоснование реформ базировалось на особой роли абсолютного монарха. Его правовой статус был определен еще до провозглашения империи в ст. 20 «Воинских артикулов» (1715 г.), Морском уставе (1720 г.) и Духовном регламенте (1720 г.).
Беспредельность монаршей власти, ее обожествление были обоснованы известным церковным и общественным деятелем России Феофаном Прокоповичем и изданы в форме официального акта «Правда воли монаршей»11.
Петровский идеал
Одним из важнейших направлений преобразований Петра I, проведенных в первой четверти XVIII в., являлось реформирование государственного управления, создание правовых основ государственной службы. При реорганизации системы власти и управления царь использовал шведский, датский и французский опыт государственного устройства, опирался на ряд теоретических принципов, взятых из западной философии и юриспруденции.
Отдельные исследователи петровской эпохи считают, что Петру I были знакомы многие идеи Бэкона, Спинозы, Локка, Лейбница и других мыслителей. Но, оставаясь прежде всего прагматиком, он предпочитал брать из западноевропейского опыта то, что, по его мнению, соответствовало российской действительности13.
Реформы высших органов власти и управления, происшедшие в первой четверти XVIII века, в научной литературе принято подразделять на три этапа:
- первый (1699-1710 гг.) - частичные преобразования в системе высших государственных органов, в структуре местного самоуправления, военная реформа;
- второй (1710-1719 гг.) - ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание новой столицы, Сената, проведение первой областной реформы;
- третий (1719-1725 гг.) - образование новых
органов отраслевого
В период Петровского царствования
государственная служба становится
объектом специальной отрасли