Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение характера государственных реформ Петра l.
Основные задачи:
• реформирование в области власти и государственного управления;
• положения военной реформы;
• судебная система.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
Глава 1. РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………4
Глава 2. ОБЛАСТНАЯ РЕФОРМА……………………………………..12
Глава 3. ВОЕННАЯ РЕФОРМА……………………………………...…17
Глава 4. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА…………………………………….…21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……28
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………4
Глава 2. ОБЛАСТНАЯ РЕФОРМА……………………………………..12
Глава 3. ВОЕННАЯ РЕФОРМА……………………………………...…17
Глава 4. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА…………………………………….…21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Петр Алексеевич – первый император всероссийский и Московский царь из династии Романовых. В российской историографии он считается одним из самых выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке.
Одним из г,лавных достижений Петра стало значительное расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи.
Преобразования Петра l, затронувшие практически все сферы жизни Российского государства, оказали значительное воздействие на весь дальнейший ход истории нашей страны. В правление Петра I наше государство совершило огромный скачок вперед в промышленном развитии, Россия укрепилась на берегах Балтики, получила кратчайший торговый путь в Европу. Появилась первая печатная газета, были открыты военные и профессиональные школы, возникли первые типографии, музей, публичная библиотека, первый указ об организации Академии наук.
Целью
данной курсовой работы является рассмотрение
характера государственных
Основные задачи:
Глава 1. РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Первый этап государственной деятельности имел не всегда продуманный и обоснованный характер. Это объяснялось ведением Северной войны и нехваткой денежных средств.
У Петра I поначалу не было четкого плана проведения реформ в сфере государственного управления. Появление нового государственного учреждения или изменение административного управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.
С
первых лет правления Петра
В 1699 году была создана Ближняя канцелярия (учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве). Формально она являлась канцелярией Боярской Думы, но ее работой руководил приближенный Петру I сановник (Никита Зотов). Заседания все более сокращавшейся Боярской Думы стали происходить в Ближней канцелярии. В заседаниях Думы участвовало, как правило, 8 человек, все они управляли различными приказами, и это совещание получило название Консилии министров. Этот совет превратился в Верховный орган власти, который управлял не только Москвой, но и всем государством. В отличие от Боярской думы, Консилия министров решала вопросы без царя и была занята, в первую очередь, выполнением его предписаний. Бояре и судьи оставшихся приказов должны были съезжаться в Ближнюю канцелярию по три раза в неделю для решения дел.
В Консилии был установлен
определённый режим работы: каждый
министр имел особые
1.1 Сенат
Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 году. В 1711 году вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны»
Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя, Сенат, в составе 9 человек, превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение. Это было закреплено Указом 1722 года. В общих словах, Сенат контролировал правосудие, управлял торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.
Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, позднее в его составе сформировалось два отделения: Расправная палата - по судебным делам и Сенатская контора по вопросам управления.
Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. До учреждения Сенатской конторы она была единственным исполнительным органом Сената. Определялось отделение канцелярии от присутствия, которое действовало в трех составах: общее собрание членов, Расправная палата и Сенатская контора в Москве. В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената.
Сенатская контора в Москве учреждена в 1722 году «для управления и исполнения указов». В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор. Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, а также исполнение непосредственно полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом в губернии.
Сенат имел вспомогательные должности, в составе которых не было сенаторов. Такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары.
Должность рекетмейстера была учреждена при Сенате в 1720 г. В его обязанности входил прием жалоб на коллегии и канцелярии. Если жаловались на волокиту – рекетмейстер требовал ускорения дела, если были жалобы на «неправосудие» коллегий, то, рассмотрев дело, он докладывал его Сенату.
В обязанности герольдмейстера (должность учреждена в 1722г.) входило составление списков всего государства, дворян.
Должности
губернских комиссаров, которые следили
за поместными, военными, финансовыми
делами, набором рекрутов, содержанием
полков, были введены Сенатом в
марте 1711 г. Губернские комиссары занимались
непосредственно исполнением
Решения в Сенате принимались совместно, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом, Пётр I передал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на каждого из его членов персональную ответственность.
Сенат мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. Отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы.
1.2 Образование коллегий
В 1717-1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления. В результате нее указами от 11 декабря 1717 г. «О штате Коллегий и о времени открытия оных» и от 15 декабря 1717 г. «О назначении в Коллегиях Президентов и Вице-президентов», было создано 11 коллегий. В отличие от приказов, функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Коллегии руководствовались правовыми нормами и должностными инструкциями.
Были введены:
В 1721 году была образована Вотчинная коллегия – ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых).
В 1720 годах на правах коллегии был образован Главный магистрат, управлявший городским населением.
В 1721 году учреждена Духовная коллегия или Синод — рассматривались дела церкви.
С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров.
Кроме того действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.
1.3 Генеральный регламент. Табель о рангах
Генеральный регламент (1720г.) представлял собой устав государственной гражданской службы. Устанавливал обязанности должностных лиц коллегий, определял порядок обсуждения дел в коллегиях, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти.
Вскоре была создана Табель о рангах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных») – утверждена 24 января (4 февраля) 1722г. и просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года. Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, штатские и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин. Петровская «Табель о рангах» насчитывала 263 должности, однако позже должности из «Табели» упразднялись и в конце XVIII века некоторые исчезли вовсе. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном – переходе в высшее дворянское сословие.