Государственная реформа Петра l

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение характера государственных реформ Петра l.
Основные задачи:
• реформирование в области власти и государственного управления;
• положения военной реформы;
• судебная система.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

Глава 1. РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………4

Глава 2. ОБЛАСТНАЯ РЕФОРМА……………………………………..12

Глава 3. ВОЕННАЯ РЕФОРМА……………………………………...…17

Глава 4. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА…………………………………….…21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕРТА 1.docx

— 55.92 Кб (Скачать)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

Глава 1. РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………4

Глава 2. ОБЛАСТНАЯ РЕФОРМА……………………………………..12

Глава 3. ВОЕННАЯ РЕФОРМА……………………………………...…17

Глава 4. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА…………………………………….…21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……28

 

ВВЕДЕНИЕ

     Петр  Алексеевич – первый император всероссийский  и Московский царь из династии Романовых. В российской историографии он считается  одним из самых выдающихся государственных  деятелей, определившим направление  развития России в XVIII веке.

     Одним из г,лавных достижений Петра стало значительное расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи.

       Преобразования  Петра l, затронувшие практически все сферы жизни Российского государства, оказали значительное воздействие на весь дальнейший ход истории нашей страны. В правление Петра I наше государство совершило огромный скачок вперед в промышленном развитии, Россия укрепилась на берегах Балтики, получила кратчайший торговый путь в Европу. Появилась первая печатная газета, были открыты военные и профессиональные школы, возникли первые типографии, музей, публичная библиотека, первый указ об организации Академии наук.

       Целью данной курсовой работы является рассмотрение характера государственных реформ Петра l.

       Основные  задачи:

  •   реформирование в области власти и государственного управления;
  • положения военной реформы;
  • судебная система.

 

Глава 1. РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

    Первый  этап государственной деятельности имел не всегда продуманный и обоснованный характер. Это объяснялось ведением Северной войны и нехваткой денежных средств.

    У Петра I поначалу не было четкого плана проведения реформ в сфере государственного управления. Появление нового государственного учреждения или изменение административного управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

       С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной  Боярской думы в управлении государством. Дума уже к началу XVIII века прекратила действовать как орган представительной власти боярства из-за формирования в Российском государстве новых органов власти и управления. Ранее Боярская Дума была единственным органом, сдерживающим власть царя.

       В 1699 году была создана Ближняя канцелярия (учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве). Формально она являлась канцелярией Боярской Думы, но ее работой руководил приближенный Петру I сановник (Никита Зотов). Заседания все более сокращавшейся Боярской Думы стали происходить в Ближней канцелярии. В заседаниях Думы участвовало, как правило, 8 человек, все они управляли различными приказами, и это совещание получило название Консилии министров. Этот совет превратился в Верховный орган власти, который управлял не только Москвой, но и всем государством. В отличие от Боярской думы, Консилия министров решала вопросы без царя и была занята, в первую очередь, выполнением его предписаний. Бояре и судьи оставшихся приказов должны были съезжаться в Ближнюю канцелярию по три раза в неделю для решения дел.

      В Консилии был установлен  определённый режим работы: каждый  министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы  заседаний. Это был прообраз  будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года.

1.1 Сенат

    Последние упоминания о Боярской думе относятся  к 1704 году. В 1711 году вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны»

    Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя, Сенат, в  составе 9 человек, превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение. Это  было закреплено Указом 1722 года. В общих словах, Сенат контролировал правосудие, управлял торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.

       Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально  Сенат состоял из сенаторов и  канцелярии, позднее в его составе  сформировалось два отделения: Расправная палата - по судебным делам и Сенатская  контора по вопросам управления.

       Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. До учреждения Сенатской конторы  она была единственным исполнительным органом Сената. Определялось отделение  канцелярии от присутствия, которое  действовало в трех составах: общее  собрание членов, Расправная палата и  Сенатская контора в Москве. В  состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената.

       Сенатская контора в Москве учреждена в 1722 году «для управления и исполнения указов». В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор. Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, а также исполнение непосредственно полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом в губернии.

       Сенат имел вспомогательные должности, в  составе которых не было сенаторов. Такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары.

       Должность рекетмейстера была учреждена при  Сенате в 1720 г. В его обязанности  входил прием жалоб на коллегии и  канцелярии. Если жаловались на волокиту – рекетмейстер требовал ускорения  дела, если были жалобы на «неправосудие» коллегий, то, рассмотрев дело, он докладывал его Сенату.

       В обязанности герольдмейстера (должность  учреждена в 1722г.) входило составление  списков всего государства, дворян.

       Должности губернских комиссаров, которые следили  за поместными, военными, финансовыми  делами, набором рекрутов, содержанием  полков, были введены Сенатом в  марте 1711 г. Губернские комиссары занимались непосредственно исполнением указов, присылаемых Сенатом и коллегиями.

    Решения в Сенате принимались совместно, на общем собрании и подкреплялись  подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется  подписать решение, то решение считалось  недействительным. Таким образом, Пётр I передал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на каждого из его членов персональную ответственность.

    Сенат мог принимать решения, но для  их исполнения требовался административный аппарат. Отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы.

1.2 Образование коллегий

    В 1717-1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления. В результате нее указами от 11 декабря 1717 г. «О штате Коллегий и о времени открытия оных» и от 15 декабря 1717 г. «О назначении в Коллегиях Президентов и Вице-президентов», было создано 11 коллегий. В отличие от приказов, функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Коллегии руководствовались правовыми нормами и должностными инструкциями.

    Были  введены:

  • Коллегия иностранных дел. Она координировала деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку.
  • Военная коллегия – комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей.
  • Адмиралтейская коллегия – военно-морские дела, флот. В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.
  • Камер-коллегия – ведала государственными доходами, сборами пошлин и недоимок, наблюдала за исполнением натуральных повинностей.
  • Штатс-контор коллегия – ведала государственными расходами, по указанию Сената выделяла определённые суммы правительственными учреждениям и должностным лицам. В ноябре 1723 преобразована в сенатскую контору (Штатс-контора Сената), в 1726-1730 подчинялась Камер-коллегии, в июле 1730 восстановлена как самостоятельная коллегия.
  • Ревизион-коллегия – осуществляла контроль за расходованием средств бюджета в центре и на местах.
  • Коммерц-коллегия – занималась вопросами торговли, главным образом внешней. В ее функции входило строительство торговых судов, гаваней, маяков, складов, руководство торговыми консулами за границей, наблюдение за путями сообщения, ярмарками и исполнением таможенных тарифов, покровительство созданию купеческих компаний.
  • Берг-коллегия – горно-металлургическое дело.
  • Мануфактур-коллегия – выдавала разрешения на постройку мануфактур, разрешала фабрикантам покупать крестьян к имеющимся у них мануфактурам, передавала казённые предприятия частным лицам, судила предпринимателей и работных людей по всем делам, кроме политических и уголовных.
  • Юстиц-коллегия – ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты – купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства).
  • Духовная коллегия – управляла церковными делами (позже Святейший Правительствующий Синод).

      В 1721 году была образована Вотчинная коллегия – ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых).

      В 1720 годах на правах коллегии был образован Главный магистрат, управлявший городским населением.

      В 1721 году учреждена Духовная коллегия или Синод — рассматривались дела церкви.

     С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров.

Кроме того действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

  • Коллегии подчинялись Сенату, а им – губернская, провинциальная и уездная администрация.

1.3 Генеральный регламент. Табель о рангах

      Генеральный регламент (1720г.) представлял собой устав государственной гражданской службы. Устанавливал обязанности должностных лиц коллегий, определял порядок обсуждения дел в коллегиях, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти.

      Вскоре  была создана Табель о рангах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных») – утверждена 24 января (4 февраля) 1722г. и просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года. Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, штатские и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин. Петровская «Табель о рангах» насчитывала 263 должности, однако позже должности из «Табели» упразднялись и в конце XVIII века некоторые исчезли вовсе. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном – переходе в высшее дворянское сословие.

Информация о работе Государственная реформа Петра l