Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:39, дипломная работа
Предмет настоящего исследования – Государственная Дума - будет изучен методом сравнительного анализа законодательства, регулирующего создание и деятельность парламента в начале века и аналогичного законодательства конца ХХ - начала ХХI вв., сравнения выборного законодательства, изучения и сопоставления статистики выборов, принятых парламентами законов, а также общественно-политической и экономической ситуаций в период, предшествующий и сопровождавший выборы депутатов и непосредственно работу Дум Российской Империи и Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДУМЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ………….…… 17
§1. Законодательные органы в России до Государственной
Думы……………………………………………………………
17
§2. Российское общество на пороге XX в. Изменения в
государственном управлении в 1905 – 1906 гг.……………
18
§3. I Государственная Дума……………………………………… 29
§4. II Государственная Дума…………………………………….. 38
§5. III Государственная Дума……………………………………. 43
§6. IV Государственная Дума…………………………………….
50
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………..
58
§1. От съездов Советов к Верховному Совету РСФСР 58
§2. Государственная дума РФ первого созыва…………………. 65
§3. Государственная Дума РФ второго созыва………………… 72
§4. Государственная Дума РФ третьего созыва………………. 78
§5. Государственная Дума РФ четвертого созыва…………….. 81
§6.Конституционный статус и полномочия Государственной
Думы РФ….……………………………………………………….
88
§7. Новое законодательство о выборах…………………………
91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………. 101
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 108
Второе. Без института выборов невозможно говорить о наличии демократии в обществе. Но и качество избирательного законодательства свидетельствует о характере избираемого органа: либо он призван быть деятельным, либо его изначальное предназначение – быть «яркой обложкой» для международного мнения, либо он, под маской «всенародных выборов», искусственно создается властью для манипуляций и воплощения своих целей.
Исторический опыт Государственных дум начала ХХ в. свидетельствует, что выборы возможно использовать для "создания" парламента, угодного в первую очередь власти: так, изменяя квоты от различных сословных курий, правящий режим добивался "удобного" для себя состава Думы; изменяя законодательство о полномочиях Думы, власть урезала законодательные функции парламента, а регулярными «разгонами» и «внеплановыми каникулами» лишала смысла саму идею народного представительства, а депутатов тем самым «держала на поводке». Как с сожалением вспоминал А.И.Гучков: "Мы не имели тех прав, которые имели западноевропейские парламенты; там по любому делу могут поставить правительству запрос. Мы могли предъявить запрос в том случае, если было нарушение закона" [232]
К сожалению, схожая ситуация сохраняется и в современном подходе к выборам - начиная с запрета участия в выборах партии КПСС (во время выборов 1993 г.) и заканчивая поправками 2005 г. в законодательство о выборах депутатов, заменяющими выборы по одномандатным округам на выборы по партийным спискам, что вызывает обоснованное опасение общества в том, что вновь проводится попытка создать "управляемый" властью Парламент.
Нужно, однако, отметить, что в сравнении с избирательным законодательством царской России нынешнее намного демократичнее: практически не существует ограничения в осуществлении гражданами РФ права избирать и быть избранным (за исключением уточнения, что это право наступает, соответственно, с 18 и 21 года), тогда как в начале ХХ в. таких ограничений было много (имущественный и возрастной ценз, половая и национальная принадлежность, "благонадежность и т.д.), выборы в современной России - равные и прямые, а в дореволюционной России - непрямые и многоступенчатая система.
Третье. Структура нового государственного управления России сложилась схожая - сегодня действует тот же "треугольник", что и в начале ХХ в.: глава государства (тогда - монарх, сейчас - президент), двухпалатный парламент (тогда - Госсовет и Государственная дума, сейчас - Совет Федерации и Государственная Дума), правительство.
Это не случайно. Конституция 1993 г. в определенной мере повторила старую структуру организации власти и тем самым, как и в начале ХХ в., вызвала резкое смещение центра тяжести в сторону исполнительных органов. Это, в свою очередь, породило те же самые проблемы: стремление парламента установить законодательные рамки деятельности правительства, добиться публичного контроля над его деятельностью с одной стороны, и нередкое игнорирование правительством Госдумы, вследствие отсутствия прямого подчинения, как контролирующему органу.
Четвертое. Сама структура парламента и его подход к законотворческому процессу (деление палаты на профильные комитеты, создание рабочих комиссий и групп, процесс подготовки законопроекта к рассмотрению палатой, прохождение процедуры трех чтений проекта с внесением поправок, утверждение законопроекта второй палатой либо создание согласительных комиссий, затем подписание проекта закона президентом) – все эти параметры также очень сходны для Дум начала ХХ в. и в современной России.
Пятое. Круг вопросов, рассматриваемых современной Думой, примерно повторяет круг дел предшественницы: законотворчество, рассмотрение и принятие бюджета. Вместе с тем, у нынешней Думы есть и достаточно широкие кадровые полномочия: дача согласия Президенту на назначение премьера, назначение и освобождение от должности председателя Центрального банка и Счетной палаты и др.
Шестое. Состав депутатского корпуса дореволюционных Дум был разнороден как по профессиональному, так и по сословной и партийной принадлежности. Этому есть как объективные причины (манипулирование властью избирательным законодательством, о чем говорилось выше), так и общественно-политическая обстановка в стране.
В Государственных Думах России также состав депутатского корпуса неоднороден. С сожалением приходится отмечать, что от созыва к созыву уменьшается представительство в Государственной Думе депутатов "из народа" (рабочих, учителей, медицинских работников и т.д.), а растет представительство среднего класса и бизнес-кругов. С одной стороны, это свидетельствует о том, что для участия в выборах требуется все большее вложение финансовых средств, которых у первой категории не достаточно. С другой стороны, в Думе с каждым созывом становится больше юристов, экономистов, политологов, что в сочетании с переизбранием их в новый созыв свидетельствует о том, что Парламент становится все более профессиональным, а это идет на благо и законодательному процессу и способствует укреплению парламентаризма в России.
Седьмое. Вопросы, которые стояли перед обществом в начале ХХ в. и являлись предметом законодательных инициатив депутатов, требуют своего решения и в настоящее время (с поправками на изменения, происшедшие за столетие): так же актуален и непросто решается аграрный вопрос (вопрос купли-продажи земли, об организации фермерских хозяйств, о субсидиях сельскому хозяйству и т.д.); перед дореволюционной Думой стоял вопрос социальной защиты рабочего класса – перед сегодняшним парламентом стоит вопрос социальной защиты уже большей части населения (работников образования, культуры, науки, медицины, многодетных семей, пенсионеров, инвалидов и ветеранов).
Таким образом, на основании проделанного сравнительного анализа всех акспектов, касающихся деятельности Государственных Дум дооктябрьского периода и десятилетнего опыта работы Государственной Думы Российской Федерации можно сделать вывод о том, что не вполне правомерно называть Государственную Думу Российской Федерации пятой (шестой, седьмой, восьмой и т.д.) Думой. При внешней схожести структуры Дум, их компетенции, состава депутатского корпуса и направлений деятельности, все же имеется ряд существенных различий, позволяющих сделать вывод о принципиально различном месте, роли и влиянии этого представительного и законодательного органа в стране и мире, имевшее место в начале ХХ в. и 100 лет спустя.
Правильнее было бы говорить о первом (в Российской Империи) опыте парламентаризма, и о втором (в современной России), учитывающем ошибки предшественника и бережно перенимающему позитивные наработки.
"История может научить многому. Но только тех, кто желает у нее учиться. Общество должно быть закодировано на восприятие исторического опыта. Только тогда ошибки прошлого послужат уроком будущему поколению"[233]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Источники:
1. | Александр Иванович Гучков рассказывает…: Воспоминания пред. Гос.Думы и воен. министра Времен. правительства/ А.И.Гучков. - М.: Вопросы истории, 1993. - 143 с. |
2. | Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т.V. Россия конец ХХ-начало ХХ в. /Нац. Обществ.-науч.фонд; Руководитель науч. Проекта Г.Ю.Семигин.-М.: Мысль, 1999. – 829 с. |
3. | Бородин Н.А. Государственная дума в цифрах. - СПб.: Изд. «Общественная польза» Антик и К°, 1906.- 72 с. |
4. | Воровский В.В. Государственная дума и рабочий класс. - Спб.,1906 |
5. | Воровский В.В. Кадеты в Думе. – СПб., 1906 |
6. | Выборгский процесс. Спб., 1908 |
7. | ГоловинФ.А. Воспоминания о II Государственной думе//Ист.архив. – 1959. - № 4. – С.136-165 |
8. | Гостев Р.Г. «Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. – Москва-Воронеж: «Еврошкола»-Воронежская областная типография, 2002 г. – 544 с. |
9. | Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва. (п/общ.ред.Г.Н.Селезнева).- М., 1996.-350 с. |
10. | Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в 1993-2004 годах./Издание Государственной Думы.- М., 2004.- 320 с. |
11. | Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва. 2000-2003(п/общ.ред.Г.Н. |
12. | Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва/ Под общ. Ред. Б.В.Грызлова. – М.: ГМП «Первая образцова типография», 2004. – 380 с. |
13. | Государственная Дума, 1906-1917: Стенографические отчеты. В 4 т./ Ред.В.Д.Карпович./ – М.: Правовая культура. – 1995 |
14. | Государственная Дума. Четвертый созыв. Стенографический отчет. Спб.,1914-Пг.,1916 |
15. | Гучков А.И. В третьей Государственной Думе (1907-1912 гг.) Сб.речей. – Спб., Тип.товарищества Суворина – Новое время, 1912 |
16. | Гучков А.И. К вопросу о государственной обороне: Речи в Госдуме третьего созыва 1908-1912 гг. - Б.м., 1915; |
17. | Деятельность социал-демократической фракции во второй Государственной думе.- СПб., 1907 |
18. | Ельцин Б.Н. Записки президента.-М.: «Огонек», 1994.-415 с. |
19. | Как выбирать демократическую думу и что она должна делать. – Керчь: Тип.Лаго, 1917 |
20. | Кирьянов И.К., Лейбович О.Л., Лукьянов М.Н. Россия, 1900-1917: Док., материалы,коммент.: Книга для тех, кто изучает историю Отечества: в 3 кн. – Пермь, 1993 |
21. | Колинчев Ф.И. Государственная дума в России. Сборник документов и материалов. М., 19 |
22. | Конституция Российской Федерации 1993 г. |
23. | Конституция РСФСР 1918 г. |
24. | Конституция СССР 1924 г. |
25. | Конституция СССР 1936 г. |
26. | Конституция СССР 1977 г. |
27. | Левин К.Н., Блюм А. Кадеты: Обзор программы и тактики партии Народной свободы. – СПб., 1906 |
28. | Ленин В.И. Аграрная программа российской социал-демократии. Полн.собр.соч. Т.17 |
29. | Ленин В.И. Государственная дума и социал-демократическая тактика// Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 12: Октябрь 1905-апрель 1906 |
30. | Лозинский Е.И. Итоги парламентаризма: Что он дал и может ли он что-либо дать рабочим массам? – СПб., 1907 |
31. | Локоть Т.В. Политические партии и группы в Государственной думе: Характер и причины политического бессилия первой Думы. Возможный характер и задачи второй Думы. - М.: Кн-во «Польза», 1907 |
32. | Мартов Л. Народ и Государственная Дума. – СПб., 1906 |
33. | Мартов Л. Что делать Государственной Думе. – Спб.: Практик, 1906 |
34. | Микетов Я. Что сделало народное представительство третьего созыва. – СПб, 1912 |
35. | Милюков П.Н. Как прошли выборы во 2-ю Государственную думу. - Спб., 1907. |
36. | Милюков П.Н. Речь о Б.В.Штюрмере и прочих. – Пг., 1916 |
37. | Милюков П.Н. Тактика фракции народной свободы во время войны. – Пг., 1916 |
38. | Москва. Осень-93: Хроника противостояния. – (2-е изд., испр. И доп.).-М.: Республика, 1995.-XIY, 657 с.: ил. |
39. | Петергофские совещания о проекте Государственной думы. Изд. 2-е. Пг., 1917. |
40. | Пешехонов А.В. Трудовая (народно-социалистическая) партия: Для чего она учреждена, как устроена и как будет действовать. – СПб.,1907 |
41. | Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. XХV. Отд-ние 1-е. СПб., 1908. |
42. | Полный сборник платформ всех русских политических партий: С прил.Высочайшего Манифеста 17 окт. 1905 г. и всеподданейшего докл.графа Витте.-Репринт.изд. 1906 г.-2-е изд., испр. И доп. Послед.резолюциями парт.съездов. –М.:Эксмо, 2002. –130 с. |
43. | Положение о выборах в Государственную Думу. С разъяснениями Правительствующего Сената и Министерства Внутренних Дел, приложением циркуляров и инструкций Министерства Внутренних Дел и циркуляров Министра Юстиции. – СПб.: Изд-во М-ва Внутр. Дел, 1907 |
44. | Попов И.И. Дума народных надежд: Очерк деятельности Первой Русской Думы и Государственного Совета.- М.: Изд.Саблина, 1907 |
45. | Порядок выборов в Государственную Думу. Систематический свод относящихся к сему предмету узаконений и правительственных распоряжений (Именные Высочайшие Указы, Высочайше утвержденные Положения и Правила, решения Правительствующего Сената, инструкции и разъяснения Министерства Внутренних Дел)/ Сост. Н.В.Хлебников; Изд. СПб. Клуба Обществ. Деятелей. – СПб., 1905 |
46. | Программа партии социалистов-революционеров. Аграрный законопроект группы социалистов-революционеров во П Государственной думе.-Пг., 1917 |
47. | Пятая Российская Государственная Дума.(п/общ.ред. И.П.Рыбкина).-М.: "Известия", 1994. - 190 с. |
48. | Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации/ Издание Государственной Думы.-М.-2004 |
49. | Российское законодательство Х-ХХ веков.Т.9.Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций.-М.:Юридическая литература, 1994 |
50. | Таганцев Н.С. Пережитое.Учреждение Государственной Думы в 1905-1906 гг. - Пг., 1919. – 224 с. |
51. | Третья Государственная Дума: материалы к оценке ее деятельности. Спб., 1912 |
52. | Федеральный закон о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации/ Издание Государственной Думы.-М.-2003 |
53. | Царскосельские совещания// Былое. 1917. N3. |
54. | Члены Государственной Думы: III созыв. 1907-1912. М., 1912 |
55. | Шипов Д.Н. Воспоминания и думы о пережитом. М., 1918 |
Литература
1. | Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. - М.: Политиздат, 1991 |
2. | Аврех А.Я. Царизм и третьеиюньская система. – М.: Наука, 1966 |
3. | Бабин В.Г. История российского парламентаризма. –Спб.,1995 |
4. | Бадаев А. Как трудящиеся выбирали в царскую Думу и как выбирают по великой сталинской конституции. – М.: ОГИЗ, 1939 |
5. | Бадчиков Г.И. Борьба рабочих депутатов Государственной Думы против царизма в 1907-1914 гг.-М.,1981 |
6. | Бородин А.П. Реформа Госовета 1906 г.//Вопросы истории.1999.№4 |
7. | Василевский Е.Г. Идейная борьба вокруг столыпинской аграрной реформы. – М.: Соцэкгиз, 1960 |
8. | Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году: реформы и революция. СПб., 1991. |
9. | Голубева Е.И. Представительное учреждение в системе государственного управления России (начало и конец ХХ в. Сравнительный анализ). - М.:Издательство Российской академии государственной службы при Президенте РФ. 1995.-112 с. |
10. | Государственная дума 1906-1917: Путеводитель по национальным коллекциям крупнейших библиотек Российской Федерации. – М.: Издание Государственной Думы, 2001. – 175 с. |
11. | Гусев К.В. Партия эсеров: от мелко-буржуазного революционализма к контрреволюции. – М., 1975 |
12. | Демин В.А. Государственная дума России (1906-1917): Механизм функционирования/ Ред.Шелохаев В.В. - М.: РОССПЭН,1996. – 214 с. |
13. | Дякин B.C. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911-1914 гг. Разложение третьеиюньской системы.- Л.: Наука, 1988 |
14. | Дякин В.С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1911 гг. Л., 1978 |
15. | Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М.: Высш. школа, 1983 |
16. | Жуков А.В.Идейно-политический крах эсеровского максимализма. – Л., 1979 |
17. | Искендеров А.А. Российская монархия, реформы, революция. -М., 1995 |
18. | Как большевистские депутаты боролись в Государственной Думе. – М.: Партиздат, 1935 |
19. | Кирьянов И.К., Лукьянов М.Н. Парламент самодержавной России: Гос.Дума и ее депутаты, 1906-1917/ Ред.Суслов М.Г., Сидорова Л.П. – Пермь: Перм.ун-т, 1995 |
20. | Крузе Э.Э Условия труда и быта рабочего класса в 1900-1914 гг.//История СССР.1983.№2 |
21. | Лурье М.Л. Большевистская фракция 4 Государственной думы: Сб. материалов и док./ Под ред. А.Е.Бадаева и В.А.Быстрянского. – Л.: Соцэкгиз, 1938 |
22. | Непролетарские партии России в трех революциях. – М., 1987 |
23. | Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. М.: Терра, 1992 |
24. | Рабочее движение в Петрограде. (1912-1917 гг.). М., 1952 |
25. | Рудь А.С. Из истории трех революций в России. – М., 1976 |
26. | Рыбкин И.П. Государственная Дума: пятая попытка: Очерк новейшей истории представительной власти в России/ И.П.Рыбкин. - М.: Знамя, 1996. - 231 с. |
27. | Справочник-путеводитель по Государственной Думе», М., 2004 |
28. | У истоков российского парламентаризма/И.В.Лукоянов. – СПб.: Лики России, 2003. – 413 с. |
29. | Черменский Е.Д. IVГосударственная Дума и свержение самодержавия.-М.,1976 |
30. | Черменский Е.Д. Буржуазая и царизм в первой русской революции. – М., 1970 |
Интернет-сайты
1. | http://www.duma.gov.ru |
2. | http://www.kodeks.ru |
3. | http://www.kodeks.ru/free- |
4. | http://www.democracy.ru/ |
5. | http://www.kremlin.ru |
6. | http://www.cikrf.ru |
Объявляем всем Нашим верным подданным:
Государство Российское созидалось и крепло неразрывным единением Царя с народом и народа с Царем. Согласие и единение Царя и народа великая нравственная сила, созидавшая Россию в течение веков, отстоявшая ее от всяких бед и напастей, и является доныне залогом ее единства, независимости и целости, материального благосостояния и развития духовного в настоящем и будущем.
В манифесте Нашем, данном 26 февраля 1903 года, призывали Мы к тесному единению всех верных сынов отечества для усовершенствования государственного порядка установлением прочного строя в местной жизни. И тогда озабочивала Нас мысль о согласовании выборных общественных учреждений с правительственными властями и об искоренении разлада между ними, столь пагубно отражающегося на правильном течении государственной жизни. О сем не переставали мыслить Самодержавные Цари, Наши предшественники.
Ныне настало время, следуя благим начинаниям Их, призвать выборных людей от всей земли русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов.
В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе самодержавной власти, признали Мы за благо учредить Государственную думу и утвердили Положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на все пространство империи с теми лишь изменениями, кои будут признаны нужными для некоторых, находящихся в особых условиях, ее окраин.
Информация о работе Государственные Думы России: история и современность