Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:00, курсовая работа
Актуальность данной проблемы обусловлена возросшим вниманием исследователей к проблемам стиля в архитектуре. Архитектура – летопись истории народа в камне и дереве. Градостроительные ансамбли, крепости, дворцы, храмы, ратуши и другие общественные здания, народное жилище в своих лучших образцах отражают талант народа, создавшего их. Архитектурное наследие – свидетельство творчества многих поколений, которое дало нам замечательные примеры совершенства композиционных решений и богатства форм.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ…………………………………….5
2 КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА……………………………………………8
3 ЭКЛЕКТИКА В АРХИТЕКТУРЕ БЕЛАРУСИ………………………..…21
4 МОДЕРН В БЕЛОРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ………………………..…27
5 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРХИТЕКТОРА С. ШАБУНЕВСКОГО В
Г. ГОМЕЛЕ………………………………………………………………..….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…..….41
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………
Весной 1922 года был демобилизован и назначен инженером стройотдела Кадиевского рудоуправления. В сентябре 1922 года уволился и вернулся в Гомель, где и работал до своего ареста.
В Гомеле Станислав Данилович сначала работал инженером «Полесстроя», а с 1923 года назначается инспектором по строительству ГСНУ в Гомеле. В 1923-24 гг. под его руководством проводились восстановительные работы Гомельского дворца, пострадавшего а 1919 году. В 1925 году архитектор проектировал застройку т.н. «Горелого болота», под его наблюдением был построен городской водопровод. До сегодняшнего дня сохранился по пр. Ленина один из корпусов хлебозавода, построенного Шабуневским в 1929 году.
1 мая 1924 года Шабуневский становится губернским инженером, а в 1927 году, в связи о административным преобразованием – окружным инженером.
С октября 1929 года руководит созданным управлением строительного контроля, а с 1 января 1931 года начал работать при горсовете.
Вклад зодчего в
современный облик нашего
Таким образом, Станислав Шабуневский (1868-
Своим художественно-стилистическим
почерком С. Шабуневский никогда не отставал
от времени. Вместе с тем он не шел на поводу
у «крайних» авангардных новаторов, а
держался за идеалы своего времени.
Любопытны творческая эволюция зодчего,
его поиски новых путей – от эклектики
и стилизаторства к модерну, затем функционализму
и конструктивизму, и снова к освоению
классического наследия. Причем, как выявлено
это происходило в соответствии с логикой
художественного мышления зодчего, а также
по особой художественной программе автора.
Как в дебютных работах, так и в последних произведениях наглядно отражаются художественно-этические пристрастия, базировавшиеся на добротной «классичности» петербургской архитектурной школы. Архитектурные творения послереволюционного периода самобытно отображают успехи в области советского градостроительства и архитектуры. Конструктивизм в редакции Станислава Шабуневского (Дом-коммуны) – настоящее большое искусство.
На протяжении всей творческой жизни Станислав Шабуневский помнил о том, что его путь в большую архитектуру был связан с успехом на Всероссийском конкурсе. Он стремился всегда поддержать «творческую форму», свой высокий профессиональный уровень, с юношеской страстью следил за всеми новациями в области архитектуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1 Историография белорусской архитектуры представлена работами ученых – специалистов в различных областях науки. Определенное место среди них занимают исследования историков, посвященные архитектуре и градостроительству Беларуси. Это работы В.А. Чантурии, А.А. Воинова, В.В. Трацевского, С.А. Сергачева, Г.А. Лаврецкого, А.И. Локотко, А.А. Горбацкого, Г.Г. Нечаевой, С.И. Леонтьевой и др. Усилиями ученых белорусское общество начала XX в было подготовлено к восприятию отечественного искусства предыдущих веков, а превращение реставрации в научную дисциплину позволило впервые увидеть подлинные шедевры прошлого, заново обрести национальное культурное достояние – средневековую иконопись, архитектуру, фресковую живопись, сделав их фактом не только белоруской, но и мировой культуры.
2 Во второй половине
ХІХ в. наблюдается расцвет
неоготического стиля, который
стал официальным стилем
3 Каменные синагоги
в ходе эволюции их
4 Строительство церквей староверами было строго запрещено. Согласно закону, старообрядческий молитвенный дом не должен был иметь никаких внешних признаков культа. Возведенные деревянные храмы в основном были большими прямоугольными срубами с двухскатной кровлей, без колокольни и глав. Несмотря на отсутствие культовых признаков, храмы выглядели величественно благодаря точно выверенным пропорциям и монументальному масштабу сооружения. Фасады были украшены только сдержанным декором наличников окон и карниза кровли. Строителям храмов удалось в таких жестких условиях, скупыми художественными средствами решать сложную творческую задачу – создавать образ старообрядческого храма.
5 Технические достижения в строительстве и архитектуре XIX в. стали возможными благодаря росту металлургической промышленности. А в связи с развитием железнодорожного транспорта во второй половине века появилась возможность создания стальных строительных конструкций. Важным этапом в истории белорусской строительной техники явилось применение в конце XIX в. несущих конструкций из нового материала – железобетона. Исторический ретроспективизм стал одной из основ формирования внутристилевых течений в рассматриваемый период. К ним относятся: необарокко; нероманский стиль; неоготика; неовизантийский стиль; неоклассицизм. Характерные черты архитектуры присущие данным стилям в Беларуси: обращение к автохтонным славянским и византийским корням; использование в создании архитектурного образа построек известных архитектурных форм барокко и классицизма; применение высококачественного керамического кирпича в качестве «лицевого» материала для создания архитектурной выразительности построек; обращение к крупным и мелким (декоративным) византийским архитектурным формам, особенно в храмовом строительстве
6 Модерн явился одним
из самых значительных стилей
в истории архитектуры,
7 Станислав Шабуневский (1868-
Своим художественно-стилистическим
почерком С. Шабуневский никогда
не отставал от времени. Вместе с тем
он не шел на поводу у «крайних»
авангардных новаторов, а держался
за идеалы своего времени.
Любопытны творческая эволюция зодчего,
его поиски новых путей – от эклектики
и стилизаторства к модерну, затем функционализму
и конструктивизму, и снова к освоению
классического наследия. Причем, как выявлено
это происходило в соответствии с логикой
художественного мышления зодчего, а также
по особой художественной программе автора.
Как в дебютных работах, так и в последних произведениях наглядно отражаются художественно-этические пристрастия, базировавшиеся на добротной «классичности» петербургской архитектурной школы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Архитекторы Советской Белоруссии [Текст]: Биографический справочник Союза архитекторов БССР /сост. В.И. Аникин [и др.]. – Мн.: Беларусь, 1991. – 260с.
2 Архітэктура Беларусі [Текст]: Энцыклапедычны даведнік. – Мн.: Беларусь, 1993. –658с.
3 Архітэктура Беларусі: Нарысы эвалюцыі ва ўсходнеславянскім і еўрапескім кантэксцексце.Беларускае народнае дойлідства [Текст] / А.І. Лакотка; навук. рэд. А. І. Лакотка. У 4 т. Т. 4, кн. 1. – Мн.: Беларуская навука, 2008. – 495 с.
4 Беларусь у малюнках Напалеона Орды: Другая палова ХІХ стагоддзя[Текст]. – Мн.: Ураджай, 2001. – 310с.
5 Власов В.Г. Стили в искусстве [Текст] : Словарь: Архитектура, графика, декоративно прикладное искусство, живопись, скульптура: В 3 т. / В.Г. Власов. Т. 1. – СПб.: Кольна, 1995. – 546с.
6 Воинов А.А. История архитектуры Белоруссии [Текст] / А.А. Воинов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1975. – 416с.
7 Горбацкий А.А. Старообрядческие храмы Беларуси [Текст] / А.А. Горбацкий. – Мн.: Аверс, 2008.– 210с.
8 Горбацкий А.А. Старообрядчество на белорусских землях [Текст]: Монография / А.А. Горбацкий.– Брест, 2004.– 189с.
9 Гарбацкi А.А. Стараабраднiцтва на Беларусi ў пач. XVII –пач. XX cт. [Текст] / А.А. Гарбацкi. – Брэст, 1999.– 156с.
10 Горюнов В.С. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера [Текст] / В.С. Горюнов, М.П. Тубли. – СПб.: Стройиздат, 1992. – 360 с.
11 Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі: Віцебская вобласць [Текст]. – Мн.:, 1985. – С. 410-440.
12 Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі: Гродзенская вобласць [Текст]. – Мн.:, 1986. – 441-486.
13 Искусство стран и народов мира: Архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство [Текст]: Краткая худож. энцикл.: В 5 т. – М.: Сов. энцикл., 1981. – Т. V. – 618с.
14 Кириллов В.В. Архитектура русского модерна: (Опыт формологического анализа) [Текст] / В.В. Кириллов. – М.: Моск. унт, 1979. – 214 с.
15 Кишик Ю.Н. Градостроительная культура Гродно [Текст] / Ю.Н. Кишик.–Мн. : Беларуская навука, 2007. – 303с.
16 Кулагин А.Н. Архитектура дворцово-усадебных ансамблей Беларуси [Текст] / А.Н. Кулагин. – Мн.: Беларусь, 1981. – 356с.
17 Кулагін А.М. Эклектыка [Текст] / А.М. Кулагін. –Мн.: Беларуская навука, 2000. – 298с.
18 Лазука Б.А. Беларускае барока: гістарычна-тэарэтычныя праблемы стылю [Текст] / Б.А. Лазука. – Мн.: Беларусь, 2001. – 143с.
19 Локотко А.И. Архитектура европейских синагог [Текст] / А.И. Локотко. – Мн.: Ураджай, 2002. – 156с.
20 Морозов В.Ф. Гомель классический: Эпоха. Меценаты. Архитектура [Текст] / В.Ф. Морозов. –Мн.: Тэхналогія, 1997. –391с.
21 Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство [Текст]. – М.: Сов. энцикл., 1986. – Кн. II. – 780с.
22 Праваслаўныя храмы на Беларусi [Текст] :Энцыклапедычны даведнiк.–Мн. :Беларуская энцыклапедыя, 2001. – 596с.
23 Каталiцкiя храмы на Беларусi [Текст] : Энцыклапедычны даведнiк.–Мн. : Беларуская энцыклапедыя, 2000. – 480с.
24 Слюнькова И.Н. Монастыри восточной и западной традиций. Наследие архитектуры Беларуси [Текст] / И.Н. Слюнькова. – М.: Прогресс-традиция, 2002. – 406с.
25 Чантурия Ю.В. Градостроительное искусство Беларуси второй половины ХVІ - первой половины ХІХ в. [Текст] / Ю.В. Чантурия. – Мн.: Беларусь, 2005. – 473с.
26 Чантурия В.А. История архитектуры Белоруссии: Дооктябрьский период [Текст] / В.А. Чантурия. – Мн.: Вышэйшая школа, 1969. – 408с.
27 Чернявская Т.И. Памятники архитектуры Минска XVII – нач. XX веков [Текст] / Т.И. Чернявская, Е.Ю. Петросова. – Мн.: Наука и техника, 1984. – 400с.
28 Чернатов
В.М. Станислав Шабуневский [