Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:00, курсовая работа
Актуальность данной проблемы обусловлена возросшим вниманием исследователей к проблемам стиля в архитектуре. Архитектура – летопись истории народа в камне и дереве. Градостроительные ансамбли, крепости, дворцы, храмы, ратуши и другие общественные здания, народное жилище в своих лучших образцах отражают талант народа, создавшего их. Архитектурное наследие – свидетельство творчества многих поколений, которое дало нам замечательные примеры совершенства композиционных решений и богатства форм.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ…………………………………….5
2 КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА……………………………………………8
3 ЭКЛЕКТИКА В АРХИТЕКТУРЕ БЕЛАРУСИ………………………..…21
4 МОДЕРН В БЕЛОРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ………………………..…27
5 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРХИТЕКТОРА С. ШАБУНЕВСКОГО В
Г. ГОМЕЛЕ………………………………………………………………..….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…..….41
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………
Характерный для XIX века эклектизм затронул и архитектурный облик зданий синагог. Эклектические элементы присутствовали в качестве декора, оформления проемов и т.д. Примером этому может служить здание синагоги в Мире (Приложение Б). По своему объемно-пространственному решению Мирская синагога была аналогична последним из рассмотренных примеров: вытянутое прямоугольное здание на относительно спокойном рельефе, перекрыто высокой двухскатной крышей. На первый взгляд также не особенно бросаются в глаза какие-то сакральные черты здания. Строение двухэтажное, на высоком цоколе, украшено плоскими нишами и завершено карнизным пояском. Первый этаж, или ярус, выше второго. Здесь расположены окна разных размеров и контуров: с профилированным обрамлением и дугообразными сандриками. Аналогично оформлены и дверные проемы. Межэтажный, профилированный карниз в некоторых местах имеет изгиб над окнами. Окна на втором этаже расположены однообразно, но их можно разделить на два типа: одинарные и спаренные. Одинарные напоминают уменьшенную копию окон первого этажа; спаренные – вдвое шире и со сдвоенной арочной перемычкой. Профилированные обрамления и сандрики аналогичны предыдущим. Имеются угловые пилястры и пилястры на всю высоту стен, фланкирующие вход. В верхней части пилястры декорированы в виде профилированных зубцов. Поверх пилястр и стен пропущен широкий четырехступенчатый карниз. Основная декоративная нагрузка ложится на украшение фронтона. В центре последнего арочные окна: большое посередине и меньшие – по сторонам. Второй проем окон и остальное пространство фронтона украшены криволинейным профилированным декором, напоминающим типичный рисунок фронтона барочного сакрального строения. Однако отдельные детали декоративной «композиции» (стрельчатые сандрики, треугольники) словно срисованы с готики, что в целом свидетельствует об эклектичности пластических мотивов здания.
В архитектуре каменных синагог Беларуси XIX – начале XX века преимущество отдавалось интерпретации форм византийско-церковной архитектуры. Применение куполов в ХIХ–начале XX века имело место и в архитектуре синагог Ближнего Востока и Америки. Следующим шагом в дальнейшей интерпретации византийских архитектурных черт становится использование византийско-арабских мотивов, которые сложились на Ближнем Востоке в VI-VIII веках. Вытянутая арабская арка сочеталась с византийскими колоннами, тройные (кордовские) арки соседствовали с рельефной глубокой горизонтальной расшивкой штукатурки, имитирующей византийскую кладку. Все это могло иногда дополняться и готическими розетками. Все отмеченное имело воплощение в известной хоральной синагоге Минска. Здание было возведено в 1901-1906 годах. В это время из почти стотысячного населения города евреи составляли 43%. В Минске насчитывали 49 синагог и молитвенных еврейских домов, около тридцати благотворительных и учебных еврейских заведений [19, c.10].Композиционно здание хоральной синагоги состояло из двух объемных частей: расположенного на оси входа ритуального зала и фланкирующего его на входе грандиозного портала. Именно последний являлся главной архитектурно-художественной доминантой. Портал образовывался двумя массивными, квадратными в плане трехъярусными пилонами. Вверху они соединялись величественной аркой с массивным картушем в центре, напоминающим замковый камень. Таким образом, весь вход смотрелся как единая высокая, величественная арка. За ней в углублении начинался трехпарапетный вход с колоннадой, переходящей в арки. Над входом нависал просторный балкон, выход на который со второго яруса проходил также через двухпролетную арочную дверь. Над дверью на уровне третьего яруса располагалось большое круглое окно (глаз Аарона), оформленное в виде розетки. Композиционно окно было связано с такими же окнами-розетками стен. Стены здания и пилонов расшиты под византийскую кладку, колонны убраны характерными византийскими капителями, арки (одинарные и спаренные во втором ярусе пилонов), в том числе и арка, соединяющая пилоны, имеют типовой арабо-византийский абрис. Пяты последней опирались на декоративные колонны. Весь облик синагоги выделялся чрезвычайной живописностью, пластикой и богатством светоцветовых оттенков.
Примером неоготической
интерпретации архитектуры
Стоит обратить внимание
на особенности интерьеров каменных
синагог Беларуси. Здесь наблюдаются
некоторые уникальные, древние черты
организации внутреннего
Каменные синагоги
в ходе эволюции их архитектуры играли
заметную роль в становлении некоторых
стилистических форм в белорусском
зодчестве: готико-ренессансных (Быхов,
Пинск), барочных (Слоним, Столин, Друя
и Клецк), классических (Воложин, Витебск),
разнообразных проявлениях
Убранство интерьера синагог представляет собой ценное собрание оригинальных форм декоративно-прикладного искусства: роспись, резьба по дереву, кузнечное ремесло, техника «стукко» и «сграфити», ткачество, имеющих в целом большое значение для развития искусства, художества и промыслов на территории Беларуси [19, c.67].
Деревянные синагоги
в целом сохраняли традиционную
объемно-пространственную композицию,
несмотря на стилистические воздействия
и наслоения. Генезис некоторых
форм, в частности фланкирующих башен,
просачивается от истоков оборонной
архитектуры и его
Сделанные в тридцатые годы обмеры синагоги в Волпе (Приложение В) и других аналогичных памятниках, показывают, что конструктивное строение интерьера имело прямые аналогии с каменными синагогами типа Быховской или Новогрудской. Основу этого строения составляли четыре столба-колонны по центру, образуя опорную крипту для деревянных арочных сводов. Колонны возводились из крепких брусьев, украшались капителями и широкими абаками. Между ними, как и в каменных синагогах, располагалась бима. Деревянные арочные своды устраивались каскадами, что было обусловлено довольно значительной шириной пролета. Каскады начинались от уровня верхнего венца стен и вздымались один над одним, образуя в самом верху сплошной вытянутый по оси здания купол. Внутренняя поверхность сводов обшивалась досками, за которыми пряталась их сложная конструкция. Специфика деревянных конструкций предусматривает два варианта устройства сводов: срубный, если последние создаются подогнанными бревнами (закотом), и каркасный; основу сводов составляют отдельные элементы, создавая необходимый профиль, а сами своды нашиваются из досок. Большие размеры пролетов исключали возможность устройства срубных сводов, в данном случае тяжелых и грузных. Рациональной была каркасная конструкция: система стропил и многочисленных соединений жесткости. Последняя возводилась по существу над сводами и сразу же исполняла две функции: несения кровли и поддерживания подшивных сводов. В конструктивном смысле это была система рам, каскадами вздымающихся одна над другой. Внешняя сторона рам служила для упора стропил ярусов кровли, внутренний подшивался досками сводов. Именно последнее обстоятельство и объясняет большой объем кровельного пространства синагоги и ярусное устройство крыши. Здесь конструкция выступает в качестве основы формообразования. Стропильные конструкции синагог одновременно несли нагрузку балконов. Иногда такие балконы (например, синагога в Волпе) устраивались в два яруса. Стропильные системы деревянных синагог не имеют аналогов в сакральной архитектуре. Их можно сравнить разве что с конструкциями театральных строений XVII-XVIII веков (Деречин, Ружаны), где также актуальным было создание балконов и сводов. По существу, имело место крупномасштабное воплощение так называемой мансардной кровли, известной в этих веках в дворцовых и в замковых постройках. Конструкция крыши синагоги в Волпе была сфотографирована польскими исследователями. На ней хорошо видны создающие своды сегменты и стропильная система [19, c.90].
Интерьеры деревянных синагог,
как правило, богато украшалось резьбой.
Бима располагалась в центре между
несущими столбами и имела конструкцию,
напоминающую шатер. Его создавали
столбики, соединенные перилами, решетки
с балясинами и кружевным карнизом.
В плане такаябиманапоминала
восьмигранник. Около восточной
стены располагался арон-кодеш. Арон-кодеш
синагоги в Волпе имел трехъярусную
конструкцию, основа которой составлялась
столбовым каркасом из колонн и карнизных
поясов. Арон-кодеш напоминал
Как и в каменных синагогах,
в деревянных имелось много разнообразной
мебели: скамейки и парты, пюпитры
для чтецов, столы и ящики (ковчег).
К потолку подвешивались
Таким образом, каменные
синагоги в ходе эволюции их архитектуры
играли заметную роль в становлении
некоторых стилистических форм в
белорусском зодчестве: готико-ренессансных
(Быхов, Пинск), барочных (Слоним, Столин,
Друя и Клецк), классических (Воложин,
Витебск), разнообразных проявлениях
неоисторизма (Витебск, Минск, Могилев
и Гродно). Выразительной особенностью,
несмотря на стилистические наслоения,
является стремление сохранить традиционно-
Сохранившиеся до наших дней очаги старообрядческих поселений представляют собой большую ценность как для изучения истории старообрядчества, так и для изучения традиционной русской культуры.
Одним из самых сложных и насыщенных фактами и событиями периодов в истории старообрядчества была вторая половина XIX– начало XX вв. В это время очень быстро решались проблемы, на которые, казалось бы, необходимы были десятилетия. В России поменялась внутренняя ситуация и политика деятельности правительственных ведомств, а проблема старообрядчеств; встала так остро, что возникла необходимость дать старообрядцам определенные гражданские права и свободы.
Отмена крепостного права и социально-политическая ситуация в 50-е-60-е годы XIX в. в белорусских губерниях и с ними соседних Польше и Литве заставила царя и правительство обратить внимание на старообрядцев, которые проживали на белорусских землях. Причин было две: первая – решение земельного вопроса, вторая – решение вопроса об отношении между польскими помещиками и старообрядцами после того, как последние помогали царским войскам в подавлении крестьянских выступлений. 22 мая и 3 июня 1876 г. царским указом были установлены правила об устройстве единоверцев и старообрядцев на собственнических землях в северо-западных и белорусских губерниях. На всех землях, где единоверцы и старообрядцы поселились до 17 июня 1863 г., занимаемые ими наделы оставались в постоянной и бессрочной их аренде на тех же условиях, на которых они пользовались наделами на то время. Эти условия могли быть изменены только в случае добровольного согласия двух сторон, с сохранением всех правил аренды. Территория таких наделов и условия пользования ими должны были подтверждаться мировыми посредниками и вноситься в отдельный по каждой бессрочной аренде акт (Министерство внутренних дел и Министерство юстиции должны были составить правила о порядке написания актов бессрочной аренды) [8, c.19].
Российское правительство перестало в открытую бороться с церковным расколом, но усилило контроль за старообрядческим движением. Строительство церквей староверами было строго запрещено.
Первая деревянная церковь строилась в 1888-1889 годах, так как предыдущий храм, находящийся на берегу озера Шуня уже обветшал. В 1874 году в Витебскую губернскую управу поступила заявка на выделение земельного участка для новой моленной. Согласно закону, старообрядческий молитвенный дом не должен был иметь никаких внешних признаков культа. В 1889 году в новом храме состоялось богослужение с крестным ходом и переносом престольного Креста из старого храма в новый. Возведенный деревянный храм был большим прямоугольным срубом с двухскатной кровлей, без колокольни и глав. Несмотря на отсутствие культовых признаков, храм выглядел величественно благодаря точно выверенным пропорциям и монументальному масштабу сооружения. Фасады были украшены только сдержанным декором наличников окон и карниза кровли. Строителям храма удалось в таких жестких условиях, скупыми художественными средствами решить сложную творческую задачу – создать образ старообрядческого храма. В 1905 году рядом с храмом была возведена временная деревянная, отдельно стоящая звонница с четырьмя колоколами. В 1909 году городскому архитектору Тальбургу община заказала проект реконструкции храма, в котором была задумана пристройка к храму большой деревянной колокольни, увенчанной большой главой. Но этот проект не был осуществлен. В1915 году колокола, иконы и ценная утварь были эвакуированы во внутренние регионы России. Убранство вернулось в храм только в 1929 году. В то время членом общины Кочмаревым был разработан новый проект, согласно которому храму придавались все необходимые культовые признаки: каменная колокольня, новая крыша с большой главой и крестом над ней, малые главы с крестами над восточной частью храма и над западным входом. Вместо чердака над молитвенным помещением был запроектирован деревянный свод, вписанный в пространство крыши. В проекте было предусмотрено расширение оконных проемов. Устройство свода и переделка фасадов не были реализованы, старый сруб сохранился в своем первоначальном виде. В остальном проект был осуществлен, и 5 октября 1930 года состоялось освящение новой колокольни. Строительные работы велись под руководством инженера Ж. Комисара и председателя общины Е. Егорова [7, c.153].