Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:00, курсовая работа
Актуальность данной проблемы обусловлена возросшим вниманием исследователей к проблемам стиля в архитектуре. Архитектура – летопись истории народа в камне и дереве. Градостроительные ансамбли, крепости, дворцы, храмы, ратуши и другие общественные здания, народное жилище в своих лучших образцах отражают талант народа, создавшего их. Архитектурное наследие – свидетельство творчества многих поколений, которое дало нам замечательные примеры совершенства композиционных решений и богатства форм.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ…………………………………….5
2 КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА……………………………………………8
3 ЭКЛЕКТИКА В АРХИТЕКТУРЕ БЕЛАРУСИ………………………..…21
4 МОДЕРН В БЕЛОРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ………………………..…27
5 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРХИТЕКТОРА С. ШАБУНЕВСКОГО В
Г. ГОМЕЛЕ………………………………………………………………..….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…..….41
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………
Курсовая работа 52 страницы, 28 наименований литературы.
Ключевые слова: архитектура, строительство, исторические архитектурные стили, общеевропейский стиль модерн, культовые сооружения.
Объект исследования – развитие архитектуры Беларуси на рубеже XIX-XX веков.
Предмет исследования: архитектура гражданских, культовых, промышленных зданий на территории Беларуси на рубеже XIX-XX веков.
Методы исследования.Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: общенаучный анализ конкретно исторического материала, специально-исторические: историко-системный, историко-сравнительный, историко-генетический.
Цель исследования– исследовать особенности архитектурных стилей на территории Беларуси на рубеже XIX-XX веков.
Задачами курсовой работы являются:
1 Проанализировать имеющуюсянаучную литературу и источники по проблеме исследования.
2Рассмотреть процесс возрождения католического строительства на рубеже XIX-XX веков.
3Показать особенности архитектуры синагог и старообрядческих церквей.
4Изучить процесс увеличения исторических стилей с употреблением новых технологий, металлических конструкций и т.д.
5 Охарактеризовать этап
зарождения общеевропейского
6 Исследовать деятельность архитектора С. Шабуневского в г. Гомеле.
Выводы:Технические достижения в строительстве и архитектуре XIX в. стали возможными благодаря росту металлургической промышленности. А в связи с развитием железнодорожного транспорта во второй половине века появилась возможность создания стальных строительных конструкций. Важным этапом в истории белорусской строительной техники явилось применение в конце XIX в. несущих конструкций из нового материала – железобетона. Исторический ретроспективизм стал одной из основ формирования внутристилевых течений в рассматриваемый период. К ним относятся: необарокко; нероманский стиль; неоготика; неовизантийский стиль; неоклассицизм. Характерные черты архитектуры присущие данным стилям в Беларуси: обращение к автохтонным славянским и византийским корням; использование в создании архитектурного образа построек известных архитектурных форм барокко и классицизма; применение высококачественного керамического кирпича в качестве «лицевого» материала для создания архитектурной выразительности построек; обращение к крупным и мелким (декоративным) византийским архитектурным формам, особенно в храмовом строительстве.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ…………………………………….5
2 КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА………………………
3 ЭКЛЕКТИКА В АРХИТЕКТУРЕ БЕЛАРУСИ………………………..…21
4 МОДЕРН В БЕЛОРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ………………………..…27
5 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРХИТЕКТОРА С. ШАБУНЕВСКОГО В
Г. ГОМЕЛЕ………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…..….41
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной проблемы обусловлена возросшим вниманием исследователей к проблемам стиля в архитектуре. Архитектура – летопись истории народа в камне и дереве. Градостроительные ансамбли, крепости, дворцы, храмы, ратуши и другие общественные здания, народное жилище в своих лучших образцах отражают талант народа, создавшего их. Архитектурное наследие – свидетельство творчества многих поколений, которое дало нам замечательные примеры совершенства композиционных решений и богатства форм.
В силу разных обстоятельств различные области белорусского искусства, и в первую очередь архитектура, были связаны не только с русским, но и с восточно-европейским и в известной степени с западным средневековым искусством. В этом заключается одна из особенностей развития белорусского зодчества. На протяжении веков в Беларуси работали архитекторы, инженеры, художники разных национальностей. Это итальянцы – Бернардони, Паракко, Фонтана, Педетти, Сакко, Спампани (ХVI-ХVIII вв.); фламандцы – Норхарт, Ван Лаер, Ван Доден (ХVI-ХVII вв.); французы – Габриэль, Пусье (XVIII в.); немцы – Беккер, Мезер, Кнобель, Пепельман (XVIII-XIX вв.); бельгийцы – Пенс, Дидерштейн (ХVI-ХVIII вв.); поляки – Лутницки, Тычецки (XVIII-XIX вв.); литовцы – Гуцевичус, Подчашинскис (XVIII-XIX вв.). Плодотворно трудились в Беларуси известные русские зодчие – Львов, Стасов, Старое, Мельников, Марфельд, Фомин (конец XVIII – начало XX вв.). С другой стороны, выходцы из Беларуси – строители, художники, мастера прикладного искусства, работая в России и странах Западной Европы, снискали там известность. Скульптурная деревянная резьба иконостаса Смоленского собора в Новодевичьем монастыре (1685) была выполнена белорусскими мастерами в содружестве с русскими художниками. Белорусские мастера участвовали в отделке рельефными многоцветными изразцами Кремлевского Теремного дворца в Москве (конец XVII в.).
Беларусь была регионом,
где в течение веков
Изучение материальной культуры белорусов, особенного такого ее крупного раздела как архитектура требует системного подхода, комплексного метода исследования, привлечения разнообразных источников – вещественных, письменных, изобразительных, литературных. Но, несмотря на обилие и многообразие источников, они даже в своей совокупности не дают сплошного материала ни в территориальном, ни в хронологическом отношении.
В связи с актуальностью данной проблемы была определена тема исследования «Развитие архитектуры Беларуси на рубеже XIX-XX вв.».
Цель исследования– исследовать особенности архитектурных стилей на территории Беларуси на рубеже XIX-XX вв.
Объект исследования – развитие архитектуры Беларуси на рубеже XIX-XX вв.
Предмет исследования: архитектура гражданских, культовых, промышленных зданий на территории Беларуси на рубеже XIX-XX вв.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определяются его основные задачи:
1. Проанализировать имеющуюся научную литературу и источники по проблеме исследования.
2. Рассмотреть процесс возрождения католического строительства на рубеже XIX-XX вв.
3. Показать особенности архитектуры синагог и старообрядческих церквей.
4. Изучить процесс увеличения исторических стилей с употреблением новых технологий, металлических конструкций и т.д.
5. Охарактеризовать этап зарождения общеевропейского стиля модерн, его художественную концепцию и использование в белорусской архитектуре.
6. Исследовать деятельность архитектора С. Шабуневского в г. Гомеле.
В работе были использованы следующие методы:
– общенаучный анализ конкретно исторического материала,
– специально-исторические: историко-системный, историко-сравнительный, историко-генетический.
1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ
Историография архитектуры
Беларуси на рубеже XIX-XX вв.представлена
работами многих исследователей. Интересный
и важный материал содержится в учебнике
по истории архитектуры Беларуси который
подготовил профессор В.А. Чантурия [26],
учебник затем дважды переиздавался и
был отмечен Государственной премией
БССР. В нем впервые обобщен и систематизирован
обширный материал, касающийся развития архитектуры Беларуси
По проблемам теории и
истории архитектуры
Усилиями этих ученых белорусское общество начала XX в. было подготовлено к восприятию отечественного искусства XII-XVI вв., а превращение реставрации в научную дисциплину позволило впервые увидеть подлинные шедевры прошлого, заново обрести национальное культурное достояние – средневековую иконопись, архитектуру, фресковую живопись, сделав их фактом не только белоруской, но и мировой культуры.
Изучение средневекового искусства сыграло огромную роль в развитии культуры XIX – начала XX в., явившись фундаментом для всех модификаций стилей, с которыми связывали основные надежды на придание нового импульса религиозному искусству, пришедшему к концу XIX в. в полный упадок.
Много информации о жизни старообрядчества содержится в работах А.А. Горбацкого «Старообрядческие храмы Беларуси» (2008); « Белорусское имение Ветка и его судьба в начале XX в.» (2002); «Старообрядчество на белорусских землях: Монография» (2004); «Стараабраднiцтва на Беларусi ў пач. XVII –пач. XX cт.» (1999). После длительного периода подпольного существования и гонений вопрос о сооружении храмов имеет для этой категории населения Беларуси принципиальное значение – всему, что с этим связано, уделяется большое внимание.
Книга А.И. Локотко «Архитектура европейских синагог» представляет собой первое в современном отечественном архитектуроведении специальное исследование, посвященное истории и архитектуре синагог. В ней анализируется история еврейского сакрального строительства с древнейших времен и до наших дней на Ближнем Востоке, в античном мире, государствах Европы, в США и Австралии. На примерах многочисленных памятников исследуется архитектура европейских синагог и в частности Беларуси. Впервые предложена научно обоснованная гипотеза исторического процесса формирования архитектурного образа этого типа сооружений, раскрыты причины развития их уникальных конструкций. Данное издание содержит в себе множество редких иллюстраций и фотоснимков европейских синагог, многие из которых не сохранились. Книга в популярной форме рассказывает не только об архитектурном развитии синагог, но и знакомит с социально-культурной и духовной жизнью еврейского народа [19].
Время постепенно сглаживает
в памяти дела былых кумиров и
талантов. И если сегодня попросить
вспомнить имена известных