Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:00, курсовая работа
Актуальность данной проблемы обусловлена возросшим вниманием исследователей к проблемам стиля в архитектуре. Архитектура – летопись истории народа в камне и дереве. Градостроительные ансамбли, крепости, дворцы, храмы, ратуши и другие общественные здания, народное жилище в своих лучших образцах отражают талант народа, создавшего их. Архитектурное наследие – свидетельство творчества многих поколений, которое дало нам замечательные примеры совершенства композиционных решений и богатства форм.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ…………………………………….5
2 КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА……………………………………………8
3 ЭКЛЕКТИКА В АРХИТЕКТУРЕ БЕЛАРУСИ………………………..…21
4 МОДЕРН В БЕЛОРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ………………………..…27
5 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРХИТЕКТОРА С. ШАБУНЕВСКОГО В
Г. ГОМЕЛЕ………………………………………………………………..….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…..….41
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………
Источниковая база исследования достаточно обширна. Все многообразие источников можно разделить на несколько групп – по видам и типам. К письменным источникам относятся архивные материалы. Эти источники позволяют глубже понять эпоху модерна, самоощущение человека того времени, выяснить реакцию на те или иные явления культуры различных групп населения и т.п. и являются крайне важными для исследователя. К изобразительным источникам относятся графические и фотографические изображения храмов планы, проекты, эскизы. Анализ этих данных может приблизить исследователя к пониманию эстетического идеала эпохи, дать материал для социокультурных обобщений.
Важным источником для настоящей работы служит указ императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 (30) апреля 1905 г. по которому был разрешен выход из православной церкви обществам, только формально к ней принадлежащим. Указом признавалось, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно так же, как разрешение ремонта и их закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий. По указу разрешалось распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез Комитет Министров до Высочайшего усмотрения, так и по определениям судебных мест, кроме тех молелен, закрытие которых вызвано собственно неисполнением требований Устава Строительного. Указом устанавливалось, в виде общего правила, что для разрешения постройки, возобновления и ремонта церквей и молитвенных домов всех христианских исповеданий необходимо: а) согласие духовного начальства подлежащего инославного исповедания, б) наличность необходимых денежных средств и в) соблюдение технических требований Устава Строительного. Изъятия из этого общего правила, могли быть установлены только в законодательном порядке.
Неоценимым подспорьем в изучении эпохи и темы настоящего исследования являются иллюстрации, которые служат дополнительным источником информации, помогающей достичь более четкого и детального понимания архитектурных стилей Беларуси на рубеже XIX-XX вв.
Архивные материалы, данные периодики, научно-справочные издания позволили собрать значительный изобразительный материал по теме исследования. И хотя данный материал не является исчерпывающим, тем не менее, он охватывает большую и наиболее существенную в художественном отношении часть построек и дают возможность решать задачи, поставленные в работе.
Таким образом, историография белорусской архитектуры представлена работами ученых – специалистов в различных областях науки. Определенное место среди них занимают исследования историков, посвященные архитектуре и градостроительству Беларуси. Это работыВ.А. Чантурии, А.А. Воинова, В.В. Трацевского, С.А. Сергачева, Г.А. Лаврецкого, А.И. Локотко, А.А. Горбацкого, Г.Г. Нечаевой, С.И. Леонтьевой и др. Усилиями ученых белорусское общество начала XX в было подготовлено к восприятию отечественного искусства предыдущих веков, а превращение реставрации в научную дисциплину позволило впервые увидеть подлинные шедевры прошлого, заново обрести национальное культурное достояние – средневековую иконопись, архитектуру, фресковую живопись, сделав их фактом не только белоруской, но и мировой культуры.
2 КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА
Во второй половине ХІХ
в. наблюдается расцвет
В отличие от Европы все неоготические храмы Беларуси построены на рубеже XIX и ХХ вв., что связано с действием запрета на строительство костелов, который русский император Николай II отменил только в 1905 г. знаменитым Манифестом. После этого католические храмы в неоготическом стиле начали строиться повсеместно на территории Беларуси. В стиле неоготики построены три из самых высоких культовых сооружения в Беларуси: Троицкий костел в Гервятах, костел Св. Петра и Павла в Жупранах, костел Св. Владислава в Суботниках.
Культовое строительство в Беларуси
в неоготическом периоде отличались единством
стилевого, планировочного и объемно-пространственного
решений, связанным с использованием особенностей
планировки и конструктивного решения
западноевропейского храма зального типа.
Неоготический стиль рассматривался как
наиболее яркое проявление национальных
черт немецкой и польской церковной архитектуры,
основывался на богатой европейской традиции
«кирпичного» храмостроения и выражался в
применении романо-готических форм или в использовании
«чистых» готических, романских форм.
Образ западноевропейского храма создавался
вытянутым, иногда массивным объемом корабля
здания, завершенным апсидой и граненой
башней звона с шатром. Для неоготического
периода строительства
В традициях польской неоготики были построены здания костелов в Гервятах и в Клющанах Гродненской области. Планировочная схема соответствовала трехчастному делению прямоугольного плана на нартекс, наву и пресбитерий. Последний составной элемент плана в некоторых случаях выходил за границы условного прямоугольника, «вписываясь» в многоугольник или полукруг. Этот планировочный прием проявлялся в решенном отдельно от корабля объеме граненной или полуцилиндрической апсиды. План иногда имел крестообразный вид за счет пристроенных боковых приделов или сакристий. Но в целом, использовалась компактная планировочная схема с незначительно выросшими размерами навы, нартекса и пресбитерия, соответствующая нуждам прихода. Силуэтная композиция главного фасада храма приобретает подчеркнутую вертикаль за счет вытянутого башенного объема, дробления масс, визуального уменьшения плотности форм «к верху». В трехчастной композиции главного симметричного фасада центральная выступающая часть решалась посредством детального акцентирования портала, окна (розы) на уровне хор и закреплялась пилястрами (контрфорсами), как и углы здания, башни звона.
Фасад завершался треугольным (каскадным) фронтоном, переходящим в башенный объем. Узкие окна со стрельчатой или полуциркульной перемычкой, расположенные на боковых фасадах и апсиде, чередовались с выступающими из плоскости стены пилястрами (контрфорсами).
Конструктивные решения зданий в данном периоде основывались на применении «готических» конструкций перекрытия: пространство однонефного (трехнефного) храма перекрывала система пониженных или плоских стрельчатых сводов или нервюр на ребрах крестовых сводов (костелы в Миорах Витебской обл. и в Лядске Гродненской обл.). Для перекрытия крипт применялись конструкции бочарного или крестового свода и обычные перекрытия по деревянным балкам. Сомкнутый и крестовый своды использовались в перекрытии апсиды и башни звона. В качестве практичного и пластичного материала используется кирпич в устройстве фундаментов, несущих стен, перегородок, перекрытий, а также в декоративном убранстве фасадов.
Высокий уровень строительства
Храмы возводились в центрах
городов на главных магистралях – улицах
и проспектах. Крупные, здания приходских
храмов выделялись в окружающей застройке
не только размерами и вертикальной организацией
объекта, но и характерными «готическими»
формами, присущими только данному конфессиональному
типу. Небольшие филиальные церкви, часовни,
молитвенные дома являлись камерными
объектами, включенными во фронт рядовой
застройки центральных улиц или проспектов
[25, c. 178]. Данный период строительства
Ранжирование храмов по количеству прихожан и статусу в церковной иерархии в связи с выросшими или вновь образующимися приходами порождало определенный тип церковного здания: крупные костелы рассчитанные на 1000 и более человек; филиальные; небольшие часовни, обслуживающие малые приходы и молитвенные дома. Соответственно каждому иерархическому типу церковного здания подбирались определенное объемно-пространственное решение, рассчитывался план исходя из количества прихожан, решалась стилистика деталей и декора.
Планировочное и объемно-пространственное решения зданий храмов в рассматриваемый период основывались на традиционной схеме построения. Планировка и внутренняя пространственная организация были представлены тремя разновидностями зального типа храма: однонефного без трансепта с апсидой (преобладающий вид), трехнефного (равно-, разновысотного) и псевдобазилики. Контуры планов приобретали сложные очертания благодаря размещению составных элементов, таких как: сакристий, лестничных маршей, приделов, экзонартексов, в отдельные помещения, выходящие за границы прямоугольной схемы построения.
Вариантность традиционной
планировочной схемы становится
распространенным явлением в проектировании
и строительстве культовых сооружений. В объемно-
Таким образом, во второй половине
ХІХ в. наблюдается расцвет
В отличие от Европы все неоготические храмы Беларуси построены на рубеже XIX и ХХ вв., что связано с действием запрета на строительство костелов, который русский император Николай II отменил только в 1905 г. знаменитым Манифестом. После этого католические храмы в неоготическом стиле начали строиться повсеместно на территории Беларуси. В стиле неоготики построены три из самых высоких культовых сооружения в Беларуси: Троицкий костел в Гервятах, костел Св. Петра и Павла в Жупранах, костел Св. Владислава в Суботниках.
Культовое строительство в Беларуси в неоготическом периоде отличались единством стилевого, планировочного и объемно-пространственного решений, связанным с использованием особенностей планировки и конструктивного решения западноевропейского храма зального типа.
Памятниками культового строительства в Беларуси являются также синагоги, которые представляют собой яркий и самобытный пласт отечественного архитектурного наследия. Это конкретное воплощение материальной культуры одной из этнических групп Беларуси. Именно в сакральной архитектуре отразилась специфика еврейского зодчества. Как было видно, абсолютное большинство синагог Беларуси имело специфический облик, не повторяя формы костелов и церквей. В этом неоценимое познавательное значение синагогальной архитектуры и ее уникальность.
Специфика архитектуры
синагог объяснялась двумя