Архитектура Беларуси на рубеже 19-20 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы обусловлена возросшим вниманием исследователей к проблемам стиля в архитектуре. Архитектура – летопись истории народа в камне и дереве. Градостроительные ансамбли, крепости, дворцы, храмы, ратуши и другие общественные здания, народное жилище в своих лучших образцах отражают талант народа, создавшего их. Архитектурное наследие – свидетельство творчества многих поколений, которое дало нам замечательные примеры совершенства композиционных решений и богатства форм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ…………………………………….5

2 КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА……………………………………………8

3 ЭКЛЕКТИКА В АРХИТЕКТУРЕ БЕЛАРУСИ………………………..…21

4 МОДЕРН В БЕЛОРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ………………………..…27

5 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРХИТЕКТОРА С. ШАБУНЕВСКОГО В
Г. ГОМЕЛЕ………………………………………………………………..….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…..….41

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

р1оманов-доработка.docx

— 610.85 Кб (Скачать)

Источниковая база исследования достаточно обширна. Все многообразие источников можно разделить на несколько  групп – по видам и типам.  К письменным источникам относятся архивные материалы. Эти источники позволяют глубже понять эпоху модерна, самоощущение человека того времени, выяснить реакцию на те или иные явления культуры различных групп населения и т.п. и являются крайне важными для исследователя. К изобразительным источникам относятся графические и фотографические изображения храмов  планы, проекты, эскизы. Анализ этих данных может приблизить исследователя к пониманию эстетического идеала эпохи, дать материал для социокультурных обобщений.

Важным источником для  настоящей работы служит указ императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 (30) апреля 1905 г.  по которому был разрешен выход из православной церкви обществам, только формально к ней принадлежащим. Указом признавалось, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно так же, как разрешение ремонта и их закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий. По указу разрешалось распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез Комитет Министров до Высочайшего усмотрения, так и по определениям судебных мест, кроме тех молелен, закрытие которых вызвано собственно неисполнением требований Устава Строительного. Указом устанавливалось, в виде общего правила, что для разрешения постройки, возобновления и ремонта церквей и молитвенных домов всех христианских исповеданий необходимо: а) согласие духовного начальства подлежащего инославного исповедания, б) наличность необходимых денежных средств и в) соблюдение технических требований Устава Строительного. Изъятия из этого общего правила, могли быть установлены только в законодательном порядке.

Неоценимым подспорьем в  изучении эпохи и темы настоящего исследования являются иллюстрации, которые служат дополнительным источником информации, помогающей достичь более четкого и детального понимания архитектурных стилей Беларуси на рубеже XIX-XX вв.

Архивные материалы, данные периодики, научно-справочные издания  позволили собрать значительный изобразительный материал по теме исследования. И хотя данный материал не является исчерпывающим, тем не менее, он охватывает большую и наиболее существенную в художественном отношении часть  построек и дают возможность решать задачи, поставленные в работе.

Таким образом, историография белорусской архитектуры представлена работами ученых – специалистов в различных областях  науки. Определенное место среди них занимают исследования историков, посвященные архитектуре и градостроительству Беларуси. Это работыВ.А. Чантурии, А.А. Воинова, В.В. Трацевского, С.А. Сергачева, Г.А. Лаврецкого,   А.И. Локотко,   А.А. Горбацкого, Г.Г. Нечаевой, С.И. Леонтьевой и др. Усилиями ученых белорусское общество начала XX в было подготовлено к восприятию отечественного искусства предыдущих веков, а превращение реставрации в научную дисциплину позволило впервые увидеть подлинные шедевры прошлого, заново обрести национальное культурное достояние – средневековую иконопись, архитектуру, фресковую живопись, сделав их фактом не только белоруской, но и мировой культуры.

 

 

 

 

 

 

2 КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА

 

Во второй половине ХІХ  в. наблюдается расцвет неоготического стиля, который стал официальным  стилем католической церкви в Беларуси. В России востребованность неоготики была ограничена придворными кругами и католическими общинами крупных городов, которые строили архитектурные капризы и костелы, соответственно. В русскоязычной литературе для обозначения сдобренной национальными элементами неоготики употребляется термин «псевдоготика», так как подлинной готики на территории Древней Руси не существовало.

В отличие от Европы все неоготические храмы Беларуси построены на рубеже XIX и ХХ вв., что связано с действием запрета на строительство  костелов, который русский император Николай II отменил только в 1905 г. знаменитым Манифестом. После этого католические храмы в неоготическом стиле начали строиться повсеместно на территории Беларуси. В стиле неоготики построены три из самых высоких культовых сооружения в Беларуси: Троицкий костел в Гервятах, костел Св. Петра и Павла в Жупранах, костел Св. Владислава в Суботниках.

Культовое строительство в Беларуси в неоготическом периоде отличались единством стилевого, планировочного и объемно-пространственного решений, связанным с использованием особенностей планировки и конструктивного решения западноевропейского храма зального типа. Неоготический стиль рассматривался как наиболее яркое проявление национальных черт немецкой и польской церковной архитектуры, основывался на богатой европейской традиции «кирпичного» храмостроения и выражался в применении романо-готических форм или в использовании «чистых» готических, романских форм. Образ западноевропейского храма создавался вытянутым, иногда массивным объемом корабля здания, завершенным апсидой и граненой башней звона с шатром. Для неоготического периода строительства характерны две разновидности зального типа храма – однонефная и равновысотная трехнефная церкви без трансепта. Особое значение в облике храмового  здания отводилось башне звона, визуально воспринимаемой в перспективе улицы или в ансамбле площади, и главному фасаду, наиболее декорированному [2, c. 317]. 

В традициях польской неоготики были построены  здания костелов в Гервятах и в Клющанах Гродненской области. Планировочная схема соответствовала трехчастному делению прямоугольного плана на нартекс, наву и пресбитерий. Последний составной элемент плана в некоторых случаях выходил за границы условного прямоугольника, «вписываясь» в многоугольник или полукруг. Этот планировочный прием проявлялся в решенном отдельно от корабля объеме граненной или полуцилиндрической апсиды. План иногда имел крестообразный вид за счет пристроенных боковых приделов или сакристий. Но в целом, использовалась компактная планировочная схема с незначительно выросшими размерами навы, нартекса и пресбитерия, соответствующая нуждам прихода. Силуэтная композиция главного фасада храма приобретает подчеркнутую вертикаль за счет вытянутого башенного объема, дробления масс, визуального уменьшения плотности форм «к верху». В трехчастной композиции главного симметричного фасада центральная выступающая часть решалась посредством детального акцентирования портала, окна (розы) на уровне хор и закреплялась пилястрами (контрфорсами), как и углы здания, башни звона.

Фасад завершался треугольным (каскадным) фронтоном, переходящим в башенный объем. Узкие окна со стрельчатой или полуциркульной перемычкой, расположенные на боковых фасадах и апсиде, чередовались с выступающими из плоскости стены пилястрами (контрфорсами).

Конструктивные решения  зданий в данном периоде основывались на применении «готических» конструкций перекрытия: пространство однонефного (трехнефного) храма перекрывала система пониженных или плоских стрельчатых сводов или нервюр на ребрах крестовых сводов (костелы в Миорах Витебской обл. и в Лядске Гродненской обл.).   Для перекрытия крипт применялись конструкции бочарного или крестового свода и обычные перекрытия по деревянным балкам. Сомкнутый и крестовый своды использовались в перекрытии апсиды и башни звона. В качестве практичного и пластичного материала используется кирпич в устройстве фундаментов, несущих стен, перегородок, перекрытий, а также в декоративном убранстве фасадов.

Высокий уровень строительства определялся качественным исполнением деталей и декора. С археологической скрупулезностью воспроизводились романо-готические формы, отображавшие историческое состояние объекта – «стиль» храма. Историческая достоверность подтверждалась соблюдением пропорциональных соотношений, геометрией форм, выраженной тектоничностью, особенностями декора. По мнению неоготиков храм немыслим без характерных семантических элементов и деталей: без башни звона с шатровым завершением, перспективного стрельчатого портала, вытянутых стрельчатых окон с витражами, контрфорсов, лизен, пилястр, фиалов, вимпергов и т.д.

Храмы возводились в центрах городов на главных магистралях – улицах и проспектах. Крупные, здания приходских храмов выделялись в окружающей застройке не только размерами и вертикальной организацией объекта, но и характерными «готическими» формами, присущими только данному конфессиональному типу. Небольшие филиальные церкви, часовни, молитвенные дома являлись камерными объектами, включенными во фронт рядовой застройки центральных улиц или проспектов [25, c. 178]. Данный период строительства характеризовался разнообразием национально-исторических архитектурных решений внутри ретроспективы неоготического стиля. Многогранность и образность исторического прототипа подчеркивалась качественным декором, – профилированными элементами, фасонными деталями, скульптурой, витражами. В рассматриваемый  период строительства уделялось большое внимание пластике стены, композиции фасадов и, в первую очередь, созданию выразительного образа  храма. По характеру художественного решения, качеству исполнения провинциальное культовое зодчество вначале XX века практически не отличалось от столичных аналогов. Созданные в Прибалтике, Польше на основе европейских образцов «западной» церковной архитектуры альбомы с проектами храмов служили для губернских архитекторов базовым фундаментом проектирования.

Ранжирование храмов по количеству прихожан и статусу в церковной иерархии в связи с выросшими или вновь образующимися приходами порождало определенный тип церковного здания: крупные костелы  рассчитанные на 1000 и более человек; филиальные; небольшие часовни, обслуживающие малые приходы и молитвенные дома. Соответственно каждому иерархическому типу церковного здания подбирались определенное объемно-пространственное решение, рассчитывался план исходя из количества прихожан, решалась стилистика деталей и декора.

Планировочное и объемно-пространственное решения зданий храмов в рассматриваемый  период  основывались на традиционной схеме построения. Планировка и внутренняя пространственная организация были представлены тремя разновидностями  зального типа храма: однонефного без  трансепта с апсидой (преобладающий  вид), трехнефного (равно-, разновысотного) и псевдобазилики. Контуры планов приобретали сложные очертания благодаря размещению составных элементов, таких как: сакристий, лестничных маршей, приделов, экзонартексов, в отдельные помещения, выходящие за границы прямоугольной схемы построения.

Вариантность традиционной планировочной схемы становится распространенным явлением в проектировании и строительстве культовых сооружений. В объемно-пространственных решениях  зданий допускалась разнообразие композиционных схем, заимствованных из аналогов европейской неоготической архитектуры. Объемная композиция  здания решалась сочетанием горизонтального объема корабля и башни звона, размещенной над пространством нартекса. В некоторых случаях допускались дополнения к общей композиционной схеме или принципиально новые решения. В данном периоде были представлены одно-, двух- и трехбашенные симметричные и однобашенные асимметричные композиции главных фасадов храмов. Трехчастный симметричный западный фасад решался традиционно: центральная часть с преобладающими по размерам элементами, – порталом, розой или окном обозначалась ступенчатыми контрфорсами (пилястрами), как и боковые составляющие фасада; завершался треугольным (каскадным) фронтоном, переходящим в башенный объем (Приложение А). Если использовалась двухбашенная схема, то фронтон являлся объединяющим композиционным элементом. Как правило, при данной схеме центральная часть, имеющая большие размеры в нартексе, в объеме выражалась крупными, не равнозначными боковым составляющим формами. Асимметричный главный однобашенный фасад, трехчастный по композиционному решению, завершался также треугольным (каскадным) фронтоном, сопряженным с гранью башни звона. Оконные проемы стрельчатого или полуциркульного характера, значительно выросшие в размерах, в некоторых случаях заполняли практически всю плоскость простенка между контрфорсами (пилястрами) бокового фасада. Сохранялось метрическое чередование выступающих из плоскости стены ступенчатых контрфорсов (пилястр) и оконных проемов. Геометрия элементов фасадов основывалась на вытянутых формах с преобладающим вертикальным направлением, что визуально подчеркивало развитие здания храма вверх. Традиционная организация внутреннего пространства  здания характеризовалась единством стилевого решения. Интерьеры наполнялись предметами культа, роскошь которых подчеркивали значимость происходящего во время богослужения. Руководствуясь готовыми альбомными проектами, существующими образцами интерьеров или авторскими проектами, решался вопрос выбора стилистики оформления интерьера в соответствии с архитектурно-художественным решением церковных фасадов. Богатство церковного убранства интерьеров, как и великолепие экстерьеров зданий, определяло благосостояние прихода, повышало городской статус национальной диаспоры.  Уделялось особое внимание качеству исполнения и степени детализации работ. Материалом и цветом акцентировалось основные символико-атрибутивные предметы [23, c. 156]. Разнообразие конструктивных решений определялось сочетанием каменных, деревянных и комбинированных металло-каменных, железобетонных конструкций. В крупных зданиях пространство одно-, трехнефного зала перекрывала система повышенных или пониженных каменных сводов преимущественно стрельчатого очертания. Расчеты несущих способностей ограждающих конструкций, вертикальных нагрузок перекрытий, производимые в комплексе с проектом, позволяли архитекторам свободно применять большие пространства, имеющие вертикальное развитие в открытых стропильных конструкциях, повышенных сводах. Благодаря внедрению достижений инженерного искусства и техники появляется возможность строить крупномасштабные храмы, повышать качественный уровень церковных зданий. Конструктивные базисные объемы, определяющие типологию церковного здания, дополнялись «готическими» деталями, обладающими в большей степени «исторической достоверностью».

Таким образом, во второй половине ХІХ в. наблюдается расцвет неоготического стиля, который стал официальным  стилем католической церкви в Беларуси.

В отличие от Европы все неоготические храмы Беларуси построены на рубеже XIX и ХХ вв., что связано с действием запрета на строительство  костелов, который русский император Николай II отменил только в 1905 г. знаменитым Манифестом. После этого католические храмы в неоготическом стиле начали строиться повсеместно на территории Беларуси. В стиле неоготики построены три из самых высоких культовых сооружения в Беларуси: Троицкий костел в Гервятах, костел Св. Петра и Павла в Жупранах, костел Св. Владислава в Суботниках.

Культовое строительство в Беларуси в неоготическом периоде отличались единством стилевого, планировочного и объемно-пространственного решений, связанным с использованием особенностей планировки и конструктивного решения западноевропейского храма зального типа.

Памятниками культового строительства  в Беларуси являются также  синагоги, которые представляют собой яркий и самобытный пласт отечественного архитектурного наследия. Это конкретное воплощение материальной культуры одной из этнических групп Беларуси. Именно в сакральной архитектуре отразилась специфика еврейского зодчества. Как было видно, абсолютное большинство синагог Беларуси имело специфический облик, не повторяя формы костелов и церквей. В этом неоценимое познавательное значение синагогальной архитектуры и ее уникальность.

Специфика архитектуры  синагог объяснялась двумя факторами: автономностью и замкнутостью еврейской  общины и отсюда неуклонное следование традициям, канонизация традиционных, архаичных форм. Там, где наблюдались  отступления от обозначенных факторов (реформаторские течения в иудаизме стран Европы конца ХIХ–начале XX вв.), изменялся и облик синагог. Последние быстрее и более легко воспринимали стилистику сакрального зодчества коренного населения этих стран. Для Беларуси это не характерно. Сущность архитектурного строения синагог Беларуси в некоторой степени базировалась на библейских описаниях древних иудейских храмов. Даже в относительно поздней по времени застройке хоральной синагоги в Минске присутствовали и фланкирующие башни-пилоны, и величественный вход-портал, и высокий с крутой кровлей ритуальный зал. Место синагоги в системе исторической застройки местечка или города – это место культурного пространства еврейской общины как этнической группы. В таком контексте создание синагог участвовало в формировании пространства обитания, в развитии градостроительной инфраструктуры поселений. Это не просто место сакрального строения, а место существования, пространство бытия конкретного сообщества людей. История и архитектура синагог вписана в многогранность культурного комплекса Беларуси с памятниками иных этносов, которые сообща формируют историческое сообщество народа республики на разных этапах его эволюции и гражданского становления. 

Информация о работе Архитектура Беларуси на рубеже 19-20 вв