Архитектура Беларуси на рубеже 19-20 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы обусловлена возросшим вниманием исследователей к проблемам стиля в архитектуре. Архитектура – летопись истории народа в камне и дереве. Градостроительные ансамбли, крепости, дворцы, храмы, ратуши и другие общественные здания, народное жилище в своих лучших образцах отражают талант народа, создавшего их. Архитектурное наследие – свидетельство творчества многих поколений, которое дало нам замечательные примеры совершенства композиционных решений и богатства форм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ…………………………………….5

2 КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА……………………………………………8

3 ЭКЛЕКТИКА В АРХИТЕКТУРЕ БЕЛАРУСИ………………………..…21

4 МОДЕРН В БЕЛОРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ………………………..…27

5 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРХИТЕКТОРА С. ШАБУНЕВСКОГО В
Г. ГОМЕЛЕ………………………………………………………………..….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…..….41

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

р1оманов-доработка.docx

— 610.85 Кб (Скачать)

Основной отличительной  особенностью этих построек является грандиозность физических параметров, стремящихся к достижению их эталона  – Константинопольской Софии, возведенной в VI веке, повторению ее тектонического строя. 

Характерные признаки славяно-византийской (неовизантийской) архитектурной стилистики:

– грандиозные параметры по продольной, поперечной и вертикальной осям;

– развитый центральный объем, завершающийся цилиндрическим барабаном и близким к сферическому куполом большого диаметра, с большим количеством (до 18) световых проемов в барабане;

– применение традиционных для Византии дифориев, трифориев;

– широкое использование в декорировании фасадов традиционных византийских орнаментов и форм;

– имитация в штукатурке традиционной для византийской архитектуры каменной кладки [22, c.307].

Яркими примерами этого  стиля в Беларуси являются Свято-Георгиевская церковь в Минске, областной театр  драмы и комедии в Могилеве, часовня-усыпальница в Мире (Приложение И). Храм-усыпальница по проекту академика архитектуры Марфельда сооружена 1904 г. Его цветовое решение – красный кирпич, серый камень, бетон, красочное мозаичное панно – удачно гармонирует с древним замком, зеленью парка, водоемом, придает еще большую живописность этому уголку ансамбля.

Таким образом, перемены в  архитектуре, которые произошли  в конце XVIII и в течение XIX столетия, связаны с глубокими изменениями  в развитии общества, с переходом  от феодализма к капитализму. Промышленная революция оказала огромное воздействие  на способ расселения людей и на окружающую природу, привела к изменениям в архитектуре и изобразительном  искусстве. Значительное влияние оказали  на архитектуру в целом и на различные ее направления наука  и техника. Технические достижения в строительстве и архитектуре  XIX в. стали возможными благодаря росту металлургической промышленности.  А в связи с развитием железнодорожного транспорта  во второй половине века появилась возможность создания стальных строительных конструкций. Важным этапом в истории белорусской строительной техники явилось применение в конце XIX в. несущих конструкций из нового материала – железобетона.

Исторический ретроспективизм стал одной из основ формирования внутристилевых течений в рассматриваемый период. К ним относятся: необарокко; нероманский стиль; неоготика; неовизантийский стиль; неоклассицизм.

Характерные черты архитектуры  присущие данным стилям в Беларуси:

– обращение к автохтонным славянским и византийским корням;

– использование в создании архитектурного образа построек известных архитектурных форм барокко и классицизма;

– применение высококачественного керамического кирпича в качестве «лицевого» материала для создания архитектурной выразительности построек;

– обращение к крупным и мелким (декоративным) византийским архитектурным формам, особенно в храмовом строительстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 МОДЕРН В БЕЛОРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

 

 

Модерн (франц. mоdеrnе от лат. mоdеrnus – новый, современный) – это  стиль в европейском и американском искусстве конца XIX – начале XX вв., а точнее период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX вв., включающий различные художественные течения и школы, представителей которых объединяло стремление противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода. Отсюда название «модерн».

Модерн сложился в условиях бурно развивающегося индустриального  общества, роста национального самосознания различных европейских народов, обострения общественных противоречий. Социальная природа модерна коренилась в осознанном еще романтизмом  конфликте между личностью и  обществом, между художником и буржуа, в связи, с чем в искусстве  модерна, с одной стороны, проводились  идеи художественного индивидуализма, а с другой – искусство рассматривалось  как средство социального преобразования общества.

Период модерна относительно короток и имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880х гг. до 1914 г., начала Первой мировой  войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран  Европы.

На возникновение «нового  искусства» повлиял романтизм в  формах национально-романтического движения, начавшегося в Европе после наполеоновских войн, и символизма, оформлявшегося в отдельное течение западноевропейского искусства в 1870-1880х гг. Но подлинной основой «нового стиля» является не идеология рубежа веков, а смена принципов формообразования, имеющая более глубокие внутренние причины. Рубеж XIX- ХХ вв. имел значение этапа, завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начинавшегося еще в пору античности.

Предпринятая на рубеже веков  попытка обобщения эстетического  опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и  романтизма сопровождалась и была порождена  явлениями упадка, кризиса сложившейся  к этому времени системы научных, эстетических и этических ценностей. Отсюда художественный разлад модерна. Однако именно это искусство создало  предпосылки, обусловившие радикальные  изменения в мировой художественной культуре XX столетия [10, с.9].

В период становления модерна  происходило стремительное переосмысление старых и открытие новых художественных форм и приемов, сближение и слияние  различных видов и жанров искусства. 

В начале XX в. в архитектуре  возрождалось неоклассическое течение (неоклассицизм, «петербургское возрождение») и зарождался конструктивизм. Эти  течения взаимодействовали между  собой. Поэтому неорококо, неоготика, неоклассицизм, «мавританский стиль», неорусский стиль или конструктивизм периода модерна отличны от стилей под тождественными названиями других исторических периодов. В связи с этим возникает проблема отделения понятий периода модерна от «стиля модерна»: второе понятие уже первого.

Под «стилем модерна» понимают одно из наиболее ярких художественных явлений рубежа веков – флореальное  течение, зародившееся в Бельгии  и Франции и потому более известное  в Европе под французским названием (ар нуво). Характерный признак произведений, выполненных в этом стиле, – волнообразно изогнутая линия. Отсюда название: орнаментально-декоративное течение.

Однако при явной, демонстративной  декоративности произведения в стиле  ар нуво не представляют собой внешнее  украшательство, что типично для  произведений предыдущего периода  эклектики. Эстетика изогнутой линии, родившаяся в живописи французских  постимпрессионистов, а затем усиленная  восточными влияниями (шинуазри, «японизмы»), приобрела в период модерна конструктивный характер. Истоки этой метаморфозы  следует искать в английском искусстве.

Художественный стиль  ар нуво эволюционировал. На первой стадии развития, согласно лозунгу, выдвинутому  А. Ван де Велде: «Назад к природе», художники стремились освободиться от излишеств декора, свойственных эклектизму «викторианского стиля», второго ампира, необарокко и «неоренессанса»  середины XIX в. [14, c.80] На второй стадии архитекторы модерна переходили к целостному проектированию здания «изнутри наружу» (ранее господствовал противоположный метод отдельного оформления фасада по принципу «слоеного пирога»). При этом возрождалась старая традиция, когда архитектор рисовал все «до последнего гвоздя»: от общего эскиза сооружения до рисунков дверных ручек, оконных переплетов, светильников и каминов. Причем в качестве основного мотива мог быть выбран любой завиток или иной небольшой формальный элемент. Так, узор вентиляционной решетки мог стать доминантным мотивом, повторяющимся в других формах и в композиции целого. Это придавало некоторую мистичность, загадочность и уберегало стиль модерн от излишней рациональности.

В 1890-1900 гг. интернациональными стали мотивы морской волны, вьющихся растений, цветов ирисов, лилий, цикламенов, а также рифмующихся с растительными формами лебединых шей, томных и бледных женских лиц – девушек с длинными волнистыми волосами, извивами рук и струящимися складками одежд. Поэтысимволисты воспевали «бледный идеал» и сравнивали молодое искусство с крито-микенским, этрусским, «пламенеющей готикой» средневековья и французским рококо. Как и в эпоху рококо, в моду входили бледные тона: серо-голубой, оливково-зеленый, «соломенный», палевый, бледно-розовый. В 1900-1910 гг. использовались иные формы: прямые линии и углы, мотив «шахматной сетки» [14, с. 83]. 

Наиболее ярко модерн выразился  в архитектуре частных домов  – особняков, в строительстве  деловых, промышленных и торговых зданий, вокзалов, доходных домов. Архитектура  периода модерна сложна, многообразна, метафорична. Принципиально новым  в ней был отказ от ордерной или эклектически заимствованной из других стилей системы украшения  фасада и интерьера.

В модерне было невозможно разделение на конструктивные и декоративные элементы здания. Декоративность модерна  заключалась в эстетическом осмыслении архитектурной формы, порой заставляющей забыть о ее утилитарном назначении. Определяющее значение в структуре  здания имело построение внутреннего  пространства, которое отражалось в  ритмической и пластической организации  внешних форм и декора.

Программой художественного  синтеза – основной идеи искусства  стиля модерн – можно считать  слова архитектора В. Орта: «Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию  здания так, как это делалось в  готике, и, подобно готике, выявить  материал, а природу – отобразить в стилизованном декоре» [14, с. 85] .

Фасады зданий модерна  обладают в большинстве случаев  динамичностью и пластичной текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих органические природные  явления. Иногда они скупо и геометрически  четко выявляют составляющие здание объемы. Характерна асимметрия фасадов  зданий модерна. В отличие от внешней, формальной схемы классицизма такая  асимметрия проистекает от органичного  движения объемов «изнутри наружу». Орнамент объединяет фасады с декором  интерьеров. Некоторые архитекторы  модерна предвосхищали функционализм, стремясь выявить каркасную структуру  здания, подчеркнуть тектонику масс и объемов [21, Кн.II, с.19].

Орнаментальное начало объединяет все виды искусства модерна. В  интерьерах изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны  по стенам, полу, потолку, концентрируются  в местах их сопряжения, объединяют архитектурные плоскости, активизируют пространство. Линии декора несут  духовно-эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлеченным, живое с неживым, одухотворенное с вещным.  

Также важно отметить, новое  обращение творцов модерна к  «египетскому стилю». Как и в искусстве  французского ампира начала XIX в., мотивы Древнего Египта просто и естественно  входили в архитектуру модерна, подвергаясь легкой стилизации во вкусе  времени. Другое течение национально-романтического направления представляет «северный модерн». Рационалистические тенденции и неоклассицизм породили оригинальную «модернизированную классику».

Параллельно развитию модерна  в искусстве зарождалось конструктивистское течение. Последнее, по мнению многих исследователей, свидетельствует о том, что искусство  модерна к началу XX в. завершило  не только собственный цикл развития, но и вообще классическую эпоху европейского искусства. Модерн уже в то время  называли «последней фазой искусства  прошлого века... вздохом умирающего столетия». В истории искусства  модерн так и остался «переходным  периодом». Однако отказ от идей художественного  преображения жизни привел в последующем  к отказу от художественности вообще и появлению авангардистских  течений конструктивизма, функционализма, абстрактивизма, футуризма. Модерн иногда отталкивает натуралистичностью деталей, но в целом это искусство глубоко интеллектуально, поскольку его авторы творчески переосмысливали всю историю европейского и мирового искусства.

Архитектура модерна в  Беларуси, как и в большинстве стран, отличалась стилистическим многообразием. Из широкого спектра ее источников, кроме национальных, следует выделить архитектуру Германии, Австро-Венгрии и Польши. В меньшей степени в белорусской архитектуре проявилось влияние французского и бельгийского «ар нуво» [10, с.80-81]

Белорусский вариант стиля модерн сложился, ставший своеобразным прологом «новой архитектуры» на рубеже XIX-XX вв. На протяжении 1898-1917 гг. модерн, быстро видоизменяясь, проходит в своем развитии через три этапа, причем на всех этапах внутри него сосуществуют два течения – ретроспективно-романтическое и течение, полностью исключающее подражание историческим стилям. По мере приближения к 1917 г. эти течения поляризуются. Первое в своем пассеизме доходит до прямого воссоздания стилей прошлого; второе последовательно, этап за этапом приближается к рационализму. Они соединены друг с другом очень развитой шкалой переходов. Но разница между ними заключается не в применении или отсутствии форм прошлого, а в характере композиции, исходящей в одном случае из конструктивно-пространственной структуры здания, в другом – из декоративной системы одного из стилей минувших эпох. Модерн не только возрождает стилевое единство наружного облика и внутреннего убранства зданий. Резко увеличивается значение «внутренней архитектуры». Оно выражается в стремлении проектировать сооружения как бы изнутри, в специальном внимании к проблемам интерьера. Помещения становятся более просторными, их композиции утрачивают замкнутость, они как бы перетекают одно в другое. В особняках получает развитие свободный план. Благодаря применению каркасных конструкций интерьеры конторских и торговых зданий освобождаются от капитальных стен, этажи многих из них сливаются в колоссальный зал. Увеличившиеся окна связывают внутреннее пространство с окружающим. «Уютные» помещения вытесняются «комфортабельными». Понятие «комфорт» включает в себя не только удобства, но и достоинства, рожденные использованием новейших технических достижений и данных гигиенической науки. При всей эмоциональности интерьеров модерна в них обнаруживается рационалистическая подоснова.

Информация о работе Архитектура Беларуси на рубеже 19-20 вв