Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:00, курсовая работа
Актуальность данной проблемы обусловлена возросшим вниманием исследователей к проблемам стиля в архитектуре. Архитектура – летопись истории народа в камне и дереве. Градостроительные ансамбли, крепости, дворцы, храмы, ратуши и другие общественные здания, народное жилище в своих лучших образцах отражают талант народа, создавшего их. Архитектурное наследие – свидетельство творчества многих поколений, которое дало нам замечательные примеры совершенства композиционных решений и богатства форм.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ…………………………………….5
2 КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА……………………………………………8
3 ЭКЛЕКТИКА В АРХИТЕКТУРЕ БЕЛАРУСИ………………………..…21
4 МОДЕРН В БЕЛОРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ………………………..…27
5 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРХИТЕКТОРА С. ШАБУНЕВСКОГО В
Г. ГОМЕЛЕ………………………………………………………………..….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…..….41
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………
Основной отличительной особенностью этих построек является грандиозность физических параметров, стремящихся к достижению их эталона – Константинопольской Софии, возведенной в VI веке, повторению ее тектонического строя.
Характерные признаки славяно-византийской (неовизантийской) архитектурной стилистики:
– грандиозные параметры по продольной, поперечной и вертикальной осям;
– развитый центральный объем, завершающийся цилиндрическим барабаном и близким к сферическому куполом большого диаметра, с большим количеством (до 18) световых проемов в барабане;
– применение традиционных для Византии дифориев, трифориев;
– широкое использование в декорировании фасадов традиционных византийских орнаментов и форм;
– имитация в штукатурке традиционной для византийской архитектуры каменной кладки [22, c.307].
Яркими примерами этого стиля в Беларуси являются Свято-Георгиевская церковь в Минске, областной театр драмы и комедии в Могилеве, часовня-усыпальница в Мире (Приложение И). Храм-усыпальница по проекту академика архитектуры Марфельда сооружена 1904 г. Его цветовое решение – красный кирпич, серый камень, бетон, красочное мозаичное панно – удачно гармонирует с древним замком, зеленью парка, водоемом, придает еще большую живописность этому уголку ансамбля.
Таким образом, перемены в
архитектуре, которые произошли
в конце XVIII и в течение XIX столетия,
связаны с глубокими
Исторический ретроспективизм стал одной из основ формирования внутристилевых течений в рассматриваемый период. К ним относятся: необарокко; нероманский стиль; неоготика; неовизантийский стиль; неоклассицизм.
Характерные черты архитектуры присущие данным стилям в Беларуси:
– обращение к автохтонным славянским и византийским корням;
– использование в создании архитектурного образа построек известных архитектурных форм барокко и классицизма;
– применение высококачественного керамического кирпича в качестве «лицевого» материала для создания архитектурной выразительности построек;
– обращение к крупным и мелким (декоративным) византийским архитектурным формам, особенно в храмовом строительстве
4 МОДЕРН В БЕЛОРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ
Модерн (франц. mоdеrnе от лат.
mоdеrnus – новый, современный) – это
стиль в европейском и
Модерн сложился в условиях
бурно развивающегося индустриального
общества, роста национального
Период модерна относительно короток и имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880х гг. до 1914 г., начала Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.
На возникновение «нового искусства» повлиял романтизм в формах национально-романтического движения, начавшегося в Европе после наполеоновских войн, и символизма, оформлявшегося в отдельное течение западноевропейского искусства в 1870-1880х гг. Но подлинной основой «нового стиля» является не идеология рубежа веков, а смена принципов формообразования, имеющая более глубокие внутренние причины. Рубеж XIX- ХХ вв. имел значение этапа, завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начинавшегося еще в пору античности.
Предпринятая на рубеже веков
попытка обобщения
В период становления модерна
происходило стремительное
В начале XX в. в архитектуре
возрождалось неоклассическое течение
(неоклассицизм, «петербургское возрождение»)
и зарождался конструктивизм. Эти
течения взаимодействовали
Под «стилем модерна» понимают
одно из наиболее ярких художественных
явлений рубежа веков – флореальное
течение, зародившееся в Бельгии
и Франции и потому более известное
в Европе под французским названием
(ар нуво). Характерный признак
Однако при явной, демонстративной декоративности произведения в стиле ар нуво не представляют собой внешнее украшательство, что типично для произведений предыдущего периода эклектики. Эстетика изогнутой линии, родившаяся в живописи французских постимпрессионистов, а затем усиленная восточными влияниями (шинуазри, «японизмы»), приобрела в период модерна конструктивный характер. Истоки этой метаморфозы следует искать в английском искусстве.
Художественный стиль ар нуво эволюционировал. На первой стадии развития, согласно лозунгу, выдвинутому А. Ван де Велде: «Назад к природе», художники стремились освободиться от излишеств декора, свойственных эклектизму «викторианского стиля», второго ампира, необарокко и «неоренессанса» середины XIX в. [14, c.80] На второй стадии архитекторы модерна переходили к целостному проектированию здания «изнутри наружу» (ранее господствовал противоположный метод отдельного оформления фасада по принципу «слоеного пирога»). При этом возрождалась старая традиция, когда архитектор рисовал все «до последнего гвоздя»: от общего эскиза сооружения до рисунков дверных ручек, оконных переплетов, светильников и каминов. Причем в качестве основного мотива мог быть выбран любой завиток или иной небольшой формальный элемент. Так, узор вентиляционной решетки мог стать доминантным мотивом, повторяющимся в других формах и в композиции целого. Это придавало некоторую мистичность, загадочность и уберегало стиль модерн от излишней рациональности.
В 1890-1900 гг. интернациональными стали мотивы морской волны, вьющихся растений, цветов ирисов, лилий, цикламенов, а также рифмующихся с растительными формами лебединых шей, томных и бледных женских лиц – девушек с длинными волнистыми волосами, извивами рук и струящимися складками одежд. Поэтысимволисты воспевали «бледный идеал» и сравнивали молодое искусство с крито-микенским, этрусским, «пламенеющей готикой» средневековья и французским рококо. Как и в эпоху рококо, в моду входили бледные тона: серо-голубой, оливково-зеленый, «соломенный», палевый, бледно-розовый. В 1900-1910 гг. использовались иные формы: прямые линии и углы, мотив «шахматной сетки» [14, с. 83].
Наиболее ярко модерн выразился в архитектуре частных домов – особняков, в строительстве деловых, промышленных и торговых зданий, вокзалов, доходных домов. Архитектура периода модерна сложна, многообразна, метафорична. Принципиально новым в ней был отказ от ордерной или эклектически заимствованной из других стилей системы украшения фасада и интерьера.
В модерне было невозможно разделение на конструктивные и декоративные элементы здания. Декоративность модерна заключалась в эстетическом осмыслении архитектурной формы, порой заставляющей забыть о ее утилитарном назначении. Определяющее значение в структуре здания имело построение внутреннего пространства, которое отражалось в ритмической и пластической организации внешних форм и декора.
Программой художественного синтеза – основной идеи искусства стиля модерн – можно считать слова архитектора В. Орта: «Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике, и, подобно готике, выявить материал, а природу – отобразить в стилизованном декоре» [14, с. 85] .
Фасады зданий модерна
обладают в большинстве случаев
динамичностью и пластичной текучестью
форм, порой приближающихся к скульптурным
или напоминающих органические природные
явления. Иногда они скупо и геометрически
четко выявляют составляющие здание
объемы. Характерна асимметрия фасадов
зданий модерна. В отличие от внешней,
формальной схемы классицизма такая
асимметрия проистекает от органичного
движения объемов «изнутри наружу».
Орнамент объединяет фасады с декором
интерьеров. Некоторые архитекторы
модерна предвосхищали
Орнаментальное начало объединяет все виды искусства модерна. В интерьерах изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по стенам, полу, потолку, концентрируются в местах их сопряжения, объединяют архитектурные плоскости, активизируют пространство. Линии декора несут духовно-эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлеченным, живое с неживым, одухотворенное с вещным.
Также важно отметить, новое
обращение творцов модерна к
«египетскому стилю». Как и в искусстве
французского ампира начала XIX в., мотивы
Древнего Египта просто и естественно
входили в архитектуру модерна,
подвергаясь легкой стилизации во вкусе
времени. Другое течение национально-
Параллельно развитию модерна
в искусстве зарождалось
Архитектура модерна в Беларуси, как и в большинстве стран, отличалась стилистическим многообразием. Из широкого спектра ее источников, кроме национальных, следует выделить архитектуру Германии, Австро-Венгрии и Польши. В меньшей степени в белорусской архитектуре проявилось влияние французского и бельгийского «ар нуво» [10, с.80-81]
Белорусский вариант стиля модерн сложился, ставший своеобразным прологом «новой архитектуры» на рубеже XIX-XX вв. На протяжении 1898-1917 гг. модерн, быстро видоизменяясь, проходит в своем развитии через три этапа, причем на всех этапах внутри него сосуществуют два течения – ретроспективно-романтическое и течение, полностью исключающее подражание историческим стилям. По мере приближения к 1917 г. эти течения поляризуются. Первое в своем пассеизме доходит до прямого воссоздания стилей прошлого; второе последовательно, этап за этапом приближается к рационализму. Они соединены друг с другом очень развитой шкалой переходов. Но разница между ними заключается не в применении или отсутствии форм прошлого, а в характере композиции, исходящей в одном случае из конструктивно-пространственной структуры здания, в другом – из декоративной системы одного из стилей минувших эпох. Модерн не только возрождает стилевое единство наружного облика и внутреннего убранства зданий. Резко увеличивается значение «внутренней архитектуры». Оно выражается в стремлении проектировать сооружения как бы изнутри, в специальном внимании к проблемам интерьера. Помещения становятся более просторными, их композиции утрачивают замкнутость, они как бы перетекают одно в другое. В особняках получает развитие свободный план. Благодаря применению каркасных конструкций интерьеры конторских и торговых зданий освобождаются от капитальных стен, этажи многих из них сливаются в колоссальный зал. Увеличившиеся окна связывают внутреннее пространство с окружающим. «Уютные» помещения вытесняются «комфортабельными». Понятие «комфорт» включает в себя не только удобства, но и достоинства, рожденные использованием новейших технических достижений и данных гигиенической науки. При всей эмоциональности интерьеров модерна в них обнаруживается рационалистическая подоснова.