Архитектура Беларуси на рубеже 19-20 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы обусловлена возросшим вниманием исследователей к проблемам стиля в архитектуре. Архитектура – летопись истории народа в камне и дереве. Градостроительные ансамбли, крепости, дворцы, храмы, ратуши и другие общественные здания, народное жилище в своих лучших образцах отражают талант народа, создавшего их. Архитектурное наследие – свидетельство творчества многих поколений, которое дало нам замечательные примеры совершенства композиционных решений и богатства форм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ…………………………………….5

2 КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА……………………………………………8

3 ЭКЛЕКТИКА В АРХИТЕКТУРЕ БЕЛАРУСИ………………………..…21

4 МОДЕРН В БЕЛОРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ………………………..…27

5 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРХИТЕКТОРА С. ШАБУНЕВСКОГО В
Г. ГОМЕЛЕ………………………………………………………………..….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…..….41

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

р1оманов-доработка.docx

— 610.85 Кб (Скачать)

В раннем («живописном») модерне (между 1898 и 1905 гг.) стремление выделить основные пространственные узлы, придать  зданию красоту собственно архитектурными средствами (в композициях особняков, вокзалов, типографий) оборачивается, однако, самодовлеющей живописностью, нарочитой асимметрией. Особенно наглядна зависимость архитектуры от эстетики гнутого железа (кривые, колеблющиеся, волнообразные, круглящиеся линии  и формы в объемах, силуэтах и  орнаментике зданий). Характерна подчеркнуто  необычная трактовка элементов, несущих функциональную нагрузку (карнизов, эркеров, оконных и дверных проемов, ризалитов лестничных клеток).И все  же фасады и интерьеры зданий становятся строже, силуэт – обобщеннее. Сокращение числа декоративных деталей компенсируется живописностью форм и облицовки. Используются фактурные и цветовые контрасты различных видов штукатурки, глазурованного кирпича, стекла. Во имя  живописности порой приносится в  жертву логика природной структуры  материала. Большое значение придается  цвету. Предпочитается гамма приглушенная, неопределенная и изысканная. Становится актуальной проблема синтеза пластических искусств. Вестибюли доходных домов, гостиниц, особняков украшаются витражами, интерьеры – живописными, а фасады – майоликовыми или мозаичными панно. Таким образом, в архитектурном творчестве раннего модерна рациональность исходного принципа сочетается с формально-эстетским характером его истолкования.

Достижения строительной техники служат освобождению архитектуры  от шаблона традиции, способствуют индивидуализации форм. Последняя, становясь  самоцелью, вступает в противоречие с машинным производством. Образный строй сооружений раннего модерна  полон тревоги, душевного беспокойства, ощущения переломности переживаемого  момента и одновременно капризной  прихотливости, утонченности. Создавая новые формы и орнаментику, стремясь одухотворить материально-вещественную среду, мастера раннего модерна вдохновлялись мотивами растительного и животного мира (так текучие, изогнутые линии железа воспроизводят гибкие стебли водорослей).

Со вступлением «модерна»  в его второй этап («графический модерн», между 1905 и 1910 гг.) в его архитектуре  усиливаются черты рациональности, строгости, начинают формироваться  новые критерии красоты. Новаторство  второго этапа наиболее очевидно в архитектуре банковских, конторских и торговых зданий, где особенно заметна формообразующая роль каркасных  металлических и железобетонных конструкций (здание  банка в Бобруйске) [25, c.297].

Композиции фасадов получают рациональное решение. Плоский фасад, плоские формы пилястр, дематереализация ничего не несущей стены, четкий ритм и строго правильное расположение огромных окон создают разительный контраст с обликом построек раннего модерна. Само значение декора в архитектуре  «графического модерна» становится все более условным: он служит главным  образом для создания игры фактурно-цветовых контрастов.

Для подчеркивания легкости каркасной конструкции применяются  декоративные формы классицизма  и других стилей, для выявления  контрастов между большими остекленными плоскостями и обработанным разными  способами камнем (рустика, гладко обработанная кладка) – детали итальянского ренессанса.

На третьем этапе развития модерна (между 1910 и 1917 гг.) тенденции  собственно модерна и ретроспективной  романтики достигают предельной контрастности. В ряде построек побеждает  принцип рационалистической композиции, почти или вовсе лишенной исторических реминисценций. Отличительная черта  этих сооружений – почти конструктивистская упрощенность, подчеркнутый геометризм объемов. Исчезает хрупкость, фасады как  бы уплотняются и утяжеляются. Функциональные детали, приобретая простую, геометрически  правильную форму, превращаются в композиционные средства первостепенной важности. Объемы зданий, сведенные к элементарным геометрическим формам, их резкие сдвиги по вертикали и горизонтали, четкий рисунок сетки каркаса, огромные проемы окон наполняют архитектурный  образ неведомой ранее выразительностью.

Из-за дороговизны, трудоемкости, несоответствия структуре зданий, высоким  темпам и росту механизации строительства, популярности собственно модерна в  массовом строительстве неоклассика, необарокко и т. п. тенденции не получили в России широкого распространения [13, c. 372, 374].

Интересным памятником деревянного  зодчества в стиле модерн является Свято-Георгиевская церковь построенная  в Лешне Копыльского района Минской области (Приложение К). Предыдущая существующей, Георгиевская церковь была построена в 1807 г. князем Михаилом Радзивиллом еще как униатская – деревянная, прямоугольная в плане, перекрытая гонтовой кровлей с одним куполом. За бревенчатой оградой церковного комплекса также размещалась отдельно стоящая деревянная звонница с тремя колоколами. В 1850 г. уже новый владелец села – Ксаверий Войнилович выделил средства на починку этого комплекса. Под церковь подвели каменный фундамент, заменили кровлю. Ремонту подверглись и ограда с колокольней. И в 1853 г. церковь была вновь освящена. Еще через полвека церковь уже трудно было чинить. И на смену ветхому зданию приходит, построенная в начале XX в., новая Свято-Георгиевская церковь. Пятисрубный храм имеет продольно-осевую композицию – последовательно размещаются: бабинец с 2-ярусной, под высоким шпилем, колокольней над ним; крестообразный в плане основной объем с более высокой 2-ярусной центральной частью, завершающейся шатром с главкой и5-гранная апсида, которая как и боковые объемы перекрыта вальмовой кровлей. В интерьере подкупольное пространство перекрыто граненым шатровым сводом, в остальных частях потолки плоские, подшивные. Пол выложен керамической плиткой. Все это делает Свято-Георгиевскую церковь интересным памятником деревянного зодчества с элементами стиля «модерн». Именно такой церковь, уже приспособленная под склад, была занесена в «Свод памятников».

Таким образом, модерн явился одним из самых значительных стилей в истории архитектуры, завершающих XIX столетие и открывающих следующее. В нем были использованы все современные достижения архитектуры. Модерн – это не только определенная конструктивная система. Со времени господства классицизма модерн, возможно, самый последовательный стиль по своему целостному подходу, ансамблевому решению интерьера.

Модерн как стиль захватил искусство мебели, утвари, тканей, ковров, витражей, керамики, стекла, мозаики. Он узнается везде своими тянутыми контурами  и линиями, своей особой колористической  гаммой блеклых, пастельных тонов, излюбленным  рисунком лилий и ирисов, своим  общим духом, как бы предвещающим декаданс.

Признаки и отличительные  черты архитектурного стиля Модерн в Беларуси:

– отказ от традиционных архитектурных форм (ордерные колонны, элементы античного архитектурного декора), фасадов, традиционных композиционных построений (симметричность, античная ритмика);

– индивидуализация архитектурного творчества, уникальность и запоминаемость архитектурного образа;

– опора новой архитектурной образности на новые строительные материалы (монолитный железобетон и бетон, металл, стекло, керамика);

– применение пластичных криволинейных форм в симметрии как в построении всей объемной композиции здания, так и в художественном образе фасадов (рельефы и горельеф, кованый металл);

– учет в разработке архитектурно-художественного образа здания функциональной целесообразности;

– противопоставление художественной рукотворности декоративных форм экстерьера и интерьера стиля массовому воспроизводству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРХИТЕКТОРА С. ШАБУНЕВСКОГО В ГОМЕЛЕ

 

 

Родился Станислав Данилович  Шабуневский в 1868г. в селе Скородное (Ельский р-н Гомельской области), где служил почтальоном его отец Апполинарий -Данила Иванович Шабуневский. Позже отец переводит семью в Бобруйск, где он становится помощником почтмейстера уездной почтовой конторы. Здесь будущий архитектор был определен а 4-классную гимназию, по окончании которой учился в Слуцкой гимназии [1, c.157].  

В 1896 г. он выпускник Петербургского института гражданских инженеров, где проходил курс архитектуры у академика Виктора Александровича Шретера. Эта школа позволила Шабуневскому в позднейшем творчестве создать неповторимые архитектурные объекты, тонко продуманные и выдержанные в определенном стиле. Хороший вкус и чувство прекрасного могли достаться ему и от матери, дворянки по происхождению. В 1897г. Шабуневский поступает на работу в Гомель в должности городского архитектора. По счастливой случайности,  в это время в Гомеле был объявлен  конкурс на  лучший проект Мужской классической гимназии, спонсировала строительство семья Паскевичей.

Станислав Шабуневский выиграл конкурс,  объявленный Городской Думой. Так в 1898 году в нашем городе появилась Мужская классическая гимназия, сейчас это главный корпус Белорусского университета железнодорожного транспорта. Это была первая работа молодого, никому не известного, архитектора. Здание бывшей мужской гимназии до сих пор радует глаз прохожих своей  ажурностью и декоративностью, выгодно отличаясь своим внешним видом от других строений. Далее были здания Орловского коммерческого банка (1903г.), находится на углу улиц Советской и Первомайской, сейчас в этом здании находятся  различные учреждения и общественные организации; жилой дом врача Н.И. Александрова (1903), сейчас это Дом гражданский обрядов по улице Ирининской; жилая угловая  застройка на углу улиц  Кирова и Первомайской; Виленский банк (1912г.), в настоящее время административное здание на углу улиц Советская и Крестьянская; доходный дом купца Д.Е.Захарьина (1906г.), сейчас в нем находится фирменный магазин Гомельского мясокомбината; дом городского головы К.Н. Грошикова (1908), угол Билецкого и Баумана. Так же ему принадлежат проекты несохранившегося здания гостиницы «Савой», сейчас на ее месте находится Старый универмаг. Свято-Никольской церкви (1904); костела в Речице; здание больницы скорой помощи, бывшая Земская больница (1913) по улице Комиссарова. Все эти здания были спроектированы и построены архитекторомС. Шабуневским в первый (дореволюционный) период его творчества, который характеризовался разнообразием стилей и направлений, в одном здании нередко сочетались элементы классицизма и модернизма, это был период творческого взлета, поиска и эксперимента [20, c.104]. Эклектизм, модернизм и конструктивизм – основные направления, в которых творил Шабуневский.

К послереволюционному периоду  творчества Станислава Шабуневского относятся: дом для рабочих и служащих Западной железной дороги, год постройки  – 1927,   находится на улице Пушкина, 27, иногда его называют «дом Черняховского», т.к. в нем в 1939 году жил самый молодой генерал, дважды Герой Советского Союза – Иван Дмитриевич Черняховский; жилой дом на проспекте Ленина 31, построен в конце 1920-х годов, бывший магазин «Дары моря»; дом-коммуна (1927-1931), проспект Ленина 51. Время требовало удешевления проектов и увеличения количества жилой площади: так рождались такие проекты как Дом-коммуна, выполненный в стиле конструктивизма. Конструктивизм, как направление в архитектуре и искусстве   утвердился в середине 20-х годов XX века и прошел короткий, искусственно прерванный цикл развития.  В основе стиля лежит идея создания простых,  логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций. Характеризуется стиль полным отсутствием декора. Сродни таким направлениям в искусстве как минимализм и функционализм. Важнейшим фактором, оказавшим влияние на его формирование, явилось экспериментальное творчество Казимира Малевича.

В  зданиях, построенных архитектором в начале 30-х годов отражен весь диапазон архитектурных поисков. В этот период во многих городах появляются различные  экспериментальные жилые  дома. Они являются наглядной иллюстрацией утопий и антиутопий недавнего прошлого. Например,  в Ленинграде, архитектор Давид Бурышкин при проектировании района на острове Декабристов предложил свой вариант социальной иерархии. Так, по  его замыслу,  самые идейно выдержанные и политграмотные  строители коммунизма должны жить в доме-коммуне, менее политизированные люди  в  дом переходного типа и, наконец,  обычные граждане  в «старом» или жилом доме. Дом-коммуна (Бурышкина) предусматривал весьма жесткие условия: все обитатели размещались в небольших комнатах, называемых кабинами в одинаковых для холостых и женатых. Дети помещались в отдельном корпусе. Так же отделен от граждан был и душ, расположенный даже не в конце этажа, а в конце квартала. Видимо следуя этим авангардистским настроениям и был задуман и построен Дом-коммуна в Гомеле. Приступая  к проектированию дома-коммуны, Станислав Шабуневский впервые в своей практике использовал при разработке многоквартирного дома схему жилища гостиничного типа. Дом-коммуна построен для работников вагоноремонтного завода.  Первый многоэтажный объект города, один из первых в Беларуси домов подобного типа. П-образное в плане кирпичное здание расположено вдоль «красной линии» проспекта, занимает по длине квартал. Фасады лишены декора. В доме было 172 квартиры. На каждом этаже предусматривались комнаты отдыха, общие кухни, кубовые и санузлы. На каждом этаже располагались однотипные ячейки с  двух-, трехкомнатными малогабаритными квартирами. Кухни были минимальных размеров, поскольку предполагалось, что  проживающие будут  пользоваться услугами столовой, расположенной на первом этаже. На первом этаже,  по замыслу автора, были  предусмотрены просторный вестибюль, столовая, библиотека-читальня, детские дошкольные учреждения. Однако при  заселении дома многие из этих помещений были переданы учреждениям торговли. В цокольном этаже находились помещения хозяйственно-бытового назначения, включая комнаты для стирки и сушки белья.   
         С 1906 г. Станислав Шабуневский принимал активное участие  в инженерном благоустройстве Гомеля. Он входил в состав комиссии по созданию городского водопровода, вносил существенные предложения по прокладке первой очереди водопроводной сети. В 1908 г. Первая очередь гомельского водопровода была сдана в эксплуатацию. Водопроводная сеть охватывала центральную часть города, обслуживала более 450 гражданских и жилых объектов. С годами она модернизировалась и в 1931г. снабжала 65% населения Гомеля. Общая протяженность ее составляла 33 км [28, c.67]. 
       В сентябре 1919 годе был призван в Красную Армию и служил в военно-полевом строительстве в районе Уварович на оборонительных работах, с апреля 1920 года на Южном фронте, а в мае этого же года участвовал в восстановлении Горловского рудника на Донбассе.

Информация о работе Архитектура Беларуси на рубеже 19-20 вв