Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 23:05, курсовая работа
Такова однозначная позиция советских историков. В их оценке Эдуард Грей предстаёт как хитрый и двуличный политик, начисто лишённый каких бы то ни было положительных качеств. Для них виновность Грея в развязывании Первой мировой войны – это догма, не требующая доказательств. Совсем другой точки зрения придерживаются зарубежные английские и американские историки и современники Грея, в том числе и русские дипломаты. При этом, они опираются на оценки и воспоминания современников Грея.
Введение с.3-15.
Глава 1. Положение Великобритании на мировой арене в начале с.16-20. политической деятельности Эдуарда Грея
Глава 2. Биография Эдуарда Грея с.22-30.
Глава 3. На посту министра иностранных дел с.33-88.
1. Европейская политика Эдуарда Грея.
2. Дальневосточная политика Эдуарда Грея.
3. Среднеазиатская политика Эдуарда Грея.
4. Роль Эдуарда Грея в Июльском кризисе 1914-ого года
5. Деятельность Эдуарда Грея в августе 1914-декабре 1916 г.г.
Заключение с.89-90.
Список источников с. 91.
Список литературы с. 93-94.
Примечание
5. Деятельность Эдуарда Грея в августе 1914-декабре 1916 г.г.
Сразу после начала Первой мировой войны Грею пришлось решать ряд возникших перед ним проблем, и первой была проблема турецкого нейтралитета. Проблема заключалась в том, что У. Черчилль, тогдашний первый лорд Адмиралтейства реквизировал два турецких корабля, что, естественно привело к напряжению отношений между Турцией и странами Антанты. Уже 7 августа султан выразил свой протест.314 Грей начал предпринимать лихорадочные попытки исправить ситуацию. Турции была гарантирована территориальная неприкосновенность, Грей изъявил желание пойти на рассмотрение любой дипломатической комбинации приемлемой для Турции, но всё было тщетно. Ещё в годы Первой Балканской войны Турция тяготела к Германии, и ошибка Черчилля стала скорее даже не причиной, а поводом для Турции вступить в войну на стороне кайзеровского блока. Можно сказать, что кроме Грея никто в кабинете министров не высказал опасений по поводу того, что Турция может вступить в войну на стороне Германии. Тут даже Асквит проявил легкомыслие. Но отношение между Англией и Турцией были существенно испорчены из-за английской политики на Ближнем Востоке. Англия поддерживала претензии России на проливы, что, естественно не могло не вызывать недовольства в Стамбуле.
1
ноября турецкий посол
7 ноября Греем было сделано заявление, что Кипр, едва не переданный Греции и впредь останется в руках Англии. Так же до сведения союзников было доведено, что по окончанию войны Великобритания намерена оккупировать Египет. Правда угроза разногласий между союзниками заставила Грея отложить выполнения этого проекта.
Ещё 14 ноября Грей намекнул более смело и открыто. Он утверждал, что Россия должна от пассивных военных действий в Персии и на Кавказе перейти к более активным. В противном случае Англия сама будет вынуждена послать на Восток превосходящие войска, что может привести к ухудшению отношений между союзниками. В случае же если Россия перейдёт к активным военным действиям, то ей будет оказана всеместная помощь со стороны Англии. Тут сразу надо оговориться, что это заявление - личная инициатива Грея. Официально английский кабинет занимал более сдержанные позиции. Тем не менее, Россия пошла на предложение Англии.
Надо
сказать, что Грей параллельно «официальному»
английскому
В январе произошла встреча Эдуарда Грея и полковника Хауза. Между ними сразу завязались дружеские отношения, что в немалой степени способствовало переговорам. Они рассмотрели вопрос о закупки у США зерна, лошадей, винтовок и обмундирования. Также был затронут вопрос о возможностях будущего союза. С января по июль американские компании получили заказы на сумму 108 млн. долларов.315 Также приходилось решать спорные вопросы в англо-американских противоречиях. Как известно, США были против блокады, которую Англия установила по отношению к четверному союзу. Но тут Грей умело сглаживал острые углы.
Однако наиболее интересен был следующий вопрос: о будущей мирной конференции. Хауз предлагал созвать сразу две конференции: воюющих стран и нейтралов. Но Грей настаивал на одной конференции, е именно победители должны были бы решать конкретные условия мира.316 Но в целом идея мирного посредничества пока не имела своих сторонников. Так английский посол в Париже лорд Берти писал Грею, что во Франции сразу не приняли идею мирного американского посредничества, поэтому и Лондону тоже не следует торопиться.317
Следующей проблемой явился вопрос о проливах, неоднократно до этого поднимавшейся Сазоновым. 25 января 1915 года на очередном заседании кабинета министров Англии ряд министров, в том числе и Эдуард Грей высказались за желательность установления протектората Англии над Палестиной. Фактически это означало раздел Турции, что являлось немыслимым без России. Ещё с конца августа Грей намекал России, что поскольку Турция скорее всего вступит в войну, то ей придётся нести всю ответственность за этот шаг. Фактически это означало тот факт, что по итогам мира территория Турции будет разделена между странами-победительницами.
Но в английских правящих кругах бытовало мнение, что проливы должны быть разделены между Англией, Францией и Россией. Всё это усиливало нервозность в отношениях трёх держав и Эдуарду Грею необходимо было внести ясность.
Решение этого вопроса совпало с решением балканского вопроса. Английское правительство считало, что именно Англия должны ввести свои войска на Балканы для урегулирования кризиса. В первую очередь это было необходимо для того, чтобы недопустить туда Россию. Грей считал, что справедливее будет отдать эту территорию своему союзнику, но большинство министров во главе с Ллойдом-Джорджем так не считало. В итоге было принято решение, что английский флот с февраля 1915 года начнёт оккупацию Дарданелл и Александретты. Грей вручил соответствующие ноты французским и русским представителям, призывая их к сотрудничеству. В результате боёв 19-25 февраля английские проливы вошли в Дарданеллы. В этих условиях заявление Грея о том, что Англия готова передать проливы России вызывало, мягко говоря, недоумение. 4 марта 1915 года Сазонов потребовал, чтобы Англия передала проливы и прилегающие к ним земли России, но Грей под давлением кабинета был вынужден ответить весьма и весьма уклончиво. Суть сводилась к тому, что сейчас неподходящее время для решения этого вопроса. Лучше будет отложить его решение до окончания войны. Русской стороне пришлось удовольствоваться этим.318 Было решено, что пока все страны Антанты будут иметь равные права на пользование проливами, и проход через них.
Следующим шагом Грея была попытка вовлечь Грецию в войну на стороне Антанты. До этого, в августе 1914 года, Афины предлагали своё сотрудничество, но тогда от услуг Греции отказались. Однако когда 1 марта были открыты проливы греческий премьер-министр Венизелос предложил в помощь свой армейский корпус. Грей с готовностью ухватился за это предложение. Однако 6 марта правительство Венизелоса пало и англо-греческие отношения пришлось строить на новой основе. Греки требовали за союз Константинополь, и Грею предстояла сложнейшая задача: не испортить отношений с Россией и убедить Грецию вступить в войну. 10 марта на заседании кабинета министров по инициативе Грея было принято решение о передаче проливов и Константинополя России. 12 марта был подписан соответствующий договор, согласно которому по окончанию войны Россия гарантированно получала данные земли. Греции также были обещаны турецкие земли, но опять-таки этот вопрос откладывался до окончания войны. Грецию это, однако, удовлетворило, и она вступила в войну на стороне Антанты. Сыграла свою роль тут и неприязнь к туркам.
Грей продолжал вести переговоры с Италией. Надо сказать, что Италия с 1882 года находилась в союзе с Германией, но после начала Первой мировой войны не стала сразу вступать в военные действия, продолжая выторговывать у Германии всё новые и новые торговые уступки. Главное - это требование Далмации. Этого Германия никак не могла обещать, т.к. это затронуло бы интересы Турции и Болгарии, поэтому Италия обратилась к Антанте. Грей телеграфировал Родду, тогдашнему английскому послу в Италии, чтобы он всячески способствовал укреплению проанглийских настроений.
В середине марта произошла встреча Эдуарда Грея и итальянского посла Империали. Последний заявил, что пока не видит необходимости вступления Италии в войну. Параллельно итальянское правительство Соннино вело переговоры с Веной и Берлином. Грей всячески стремился подтолкнуть Россию к тому, чтобы она вступила в переговоры с Италией. Конечно, он не мог согласиться на предложение Италии о передаче ей Далмации, но предложил компромисс. Рим получает территории от Зары до Спалато, в то время как южные земли Далмации должны были отойти к сербам. Подобное предложение вызвало яростный протест Сазонова.
В этот кульминационный момент сэр Эдуард Грей принимает весьма странное решение. Он удаляется в своё имение для короткого отдыха, предоставив возможность вести переговоры своим помощникам: Николсону и Тиррелу. Скорее всего, это было предупреждением Италии и намёком на то, что Англия не столь уж и заинтересована в Италии. 29 марта было объявлено, что Италия уступит сербам территорию от мыса Планка до Воюсы. Тем не менее, 31 марта Грей всё же уехал в отпуск. 1 апреля Асквит и помощники Грея с согласия России предложили Италии ещё 4 острова в Адриатическом море – Лису, Бузи, Каццу и Лагосту. Остальная часть далматского побережья должна была отойти Сербии. Италия отвергла эти предложения.
14 апреля Грей вернулся из отпуска и сразу включился в дипломатические переговоры. К тому времени Италия и Россия смогли достичь соглашения, что существенно облегчало задачу Грея. 23 мая между Италией и Антантой был заключён союз, и Италия объявила войну Четверному союзу.
В мае 1915 года в Англии разразился кризис, в результате которого произошла смена правительства. Асквит сохранил за собой пост премьера и смог сформировать новое правительство. Его особенность заключалась в том, что оно было коалиционным. В состав кабинета вошли лидеры консерваторов Артур Бальфур и Бонар Лоу. Взамен они потребовали отставки лорда адмиралтейства Фишера и военно-морского министра Холдейна. Причины кризиса крылись в нехватке боеприпасов, в относительных военных неудачах и, самое главное, в неготовности кабинета к столь длительной и тяжёлой войне. Несмотря на это, Грей сохранил свой пост и смог продолжить свой внешнеполитический курс. 26 мая новое правительство взяло в свои руки бразды правления.
Примерно в то же время полковник Хауз обратился к Грею с предложением снять морскую блокаду. В обмен он обещал содействие в переговорах с Германией о прекращении подводной войны. Грей высказал своё согласие, но консерваторы нового правительства высказали решительный протест. (Правительство США было глубоко озабочено «Луизианской катастрофой», в результате которой был потоплен пассажирский пароход «Луизиана», на борту которого находилось 1198 человек, в том числе 123 американца).
3
сентября к Германскому блоку
примкнула Болгария. Это усилило
военную мощь Германии, и усложнила
и без того непростое
19
августа был потоплен мирный
пароход «Арабик» и США
28 декабря Хауз отправился в Европу и вновь встретился с Эдуардом Греем. Однако Грей заявил, что Англия не может принять подобные условия. Тем не менее, на свет появился знаменитый меморандум Хауза-Грея. Однако его постулаты довольно сложны для исследования и до сих пор вызывают споры у исследователей. Так Н.А. Ерофеев пишет, что США шли на это соглашение с Англией, стремясь на год раньше вступить в войну, однако эти планы натолкнулись на сопротивление Грея, поэтому тогда Штатам не удалось вмешаться.320
Е.В. Тарле и В.И. Лан напротив считали, что Вильсон стремился уже тогда уклониться от участия в войне и добиться её прекращения.321 ПО их мнению, Вильсону нужна была ослабленная, но сохранённая Германия, которая могла бы служить противовесом Антанте.322 Но, наверное, более справедливо будет предположить, что визиты Хауза были попыткой зондажа возможности мира на американских условиях. Но Грей отмёл их, справедливо полагая. Что мир должны диктовать державы-победительницы.323
14 февраля 1916 он встретился со всем английским кабинетом, но его предложение было вновь отвергнуто. Как писал Грей «Хауза почтительно и внимательно выслушивали, его идеи вызывали восхищение, но они расходились с нашими идеями»324. Лорд Берти писал, что договориться не удастся, потому что в Париже даже не хотят слышать о возможности подобных переговоров.325 В целом можно говорить, что кабинет отнёсся негативно к идеям Хауза. В своих мемуарах Грей пишет по этому поводу следующее: «...Нами была потеряна попытка мирного урегулирования, но я склонен полагать, что моей вины здесь нет. Я сделал всё от меня возможное, чтобы эти переговоры увенчались успехом».326 Далее Грей обвиняет Асквита в консерватизме, медлительности, в нежелании принять помощь из вне, Ллойда-Джорджа в том, что он постоянно лез не в своё дело, чем мешал ему, Грею. Но логичнее будет предположить, что здесь Грей лукавит, и он сам ещё не был готов принять посредническую помощь США.
17 февраля 1916 года. Грей и Хауз встретились наедине и составили текст секретного соглашения. По взаимному соглашению США выступят как посредник. Предполагалось, что к Германии обратятся с предложением прекратить войну созвать мирную конференцию, и лишь в случае отказа США вступят в войну.327 22 февраля в меморандуме были обозначены американские условия мира и крайне осторожные. Уклончивые ответы Грея. В принципе он ни к чему не обязывал Англию. После этого Хауз отбыл в Вашингтон, дабы уведомить американского президента Вудро Вильсона о результате переговоров.