Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:06, реферат
В XXI век туризм вошел как глобальное социально-экономическое явление, значимо влияющее на мироустройство и экономику десятков стран, как стабилизирующий фактор мирового хозяйства, способный превратить во благо географическое расположение страны и ее природно-климатические ресурсы, культурно-исторические памятники и достопримечательности, предоставить десятки миллионов рабочих мест, повысить качество жизни каждого десятого жителя земли.
Введение
5
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ
8
1.1. Туристическая индустрия как экономическая
система
8
1.2. Типология современной туристической индустрии
16
1.3. Актуальные проблемы развития российской
национальной туристической индустрии
27
Глава 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
2.1. Исторические формы и глобальные тенденции на мировом туристическом рынке
35
35
2.2. Последствия глобализации современного туристического
производства
48
Глава 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1. Концепция конкурентоспособности страны на рынке услуг
61
61
3.2. Конкурентные позиции туристической индустрии
66
3.3. Показатели конкурентоспособности национальной
туристической индустрии на мировом рынке
76
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
95
ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
5.1. Теоретические проблемы государственного регулирования туристической индустрии
119
119
5.2. Направления государственного регулирования
туристической индустрии
127
5.3. Саморегулирование туристического рынка и его
перспективы в условиях России
140
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
157
Глава 7. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
7.1. Содержание и цели государственного туристического
маркетинга
178
178
7.2. Использование брендинга в продвижении национального
туристического продукта
189
7.3. Зарубежный опыт государственного туристического
маркетинга
203
Заключение
210
Литература
Любое предприятие, появляющееся в рыночных условиях, наделено набором «естественных» потребностей, среди которых очевидно одна, - потребность в постоянном расширении зоны своего влияния, собственных возможностей и мощи[29].
В качестве основных базовых векторов пространства возможностей и желаний коммерческого предприятия можно определить: финансовую мощь (обладание финансами или доступом к крупным финансовым потокам); самосовершенствование (развитие технологий, повышение квалификации, рост опыта); информационные связи (обладание новейшей, способной качественно изменить производственный процесс, эксклюзивной информацией); связь с государством (отношения с контролирующими или регулирующими органами власти, возможность лоббирования своих интересов); корпоративные и коалиционные связи (репутация среди коллег и партнеров, сила авторитета, положительный имидж компании), и наконец, сила организации, ее позиций на рынке (доля рынка, конкурентоспособность предложений, наличие постоянных клиентов и контрагентов).
Наглядная картина векторов пространства возможностей и желаний современного предприятия изображена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Пространство возможностей и желаний предприятия
Предприятие стремится к достижению равномерно высоких показателей по всем векторам своих возможностей (стрелки на рисунке).
Причинами перехода современных туристических предприятий на глобальный уровень своего развития стало, во – первых, невозможность достижения равномерно высоких показателей в правовых и экономических условиях в рамках одной страны, во – вторых, полная взаимная конвертация шести выделенных пространств.
В любом государстве (не важно какой доктрины – либеральной или патерналистской – придерживается власть в отношении рынка) во всех выделенных в представленной модели пространствах максимальные значения заданы по законам или иным жестким обстоятельствам. Разумеется, величины этих значений неравны, зависят от множества факторов, характеризующих ту или иную правовую, социальную и экономическую систему. Например, эффективно работающие антикоррупционные законы всегда ограничивают связи предприятий с государством, законы об информации неявно задают максимально допустимую степень информационного влияния, исходящего из одного центра и т.д.
Отсутствие перспектив для роста в том или ином направлении вынуждает амбициозные и достигшие допустимого максимума в своем влиянии предприятия искать новые условия функционирования, предлагающие возможности для достижения более значительных результатов в том или ином пространстве желаний и возможностей.
Современная рыночная экономика создает условия, при которых все выделенные пространства становятся взаимно конвертируемыми, то есть способными компенсировать друг друга при стремлении предприятий к равновесному росту своей власти. Так, предприятия могут налаживать и укреплять связи с государством за счет увеличения своего финансового могущества, самосовершенствоваться, получая доступ к информационным источникам, убеждать партнеров, опираясь на собственную рыночную силу.
Конвертационный курс пространств определяется особенностями внешней среды функционирования предприятия. Так, в условиях коррумпированного государственного аппарата потребуется значительно меньше финансовой мощи для обретения связей с государством, нежели в условиях прозрачного и честного государственного регулирования и контроля.
Возможности, предоставленные предприятиям развитием высоких технологий и транспортных средств, позволяют достижение безгранично высоких значений во всех шести направлениях. При этом глобальное предприятие удовлетворяет свои амбиции в конкретном пространстве в стране с менее ограниченным максимальным значением, активно пользуясь прежними достижениями в другом государстве. Принципиальные отличия между современными странами легко это позволяют.
Так, фирма, развивающаяся в стране с либеральной и прозрачной экономикой, достигнет предельных значений в финансовой мощи, коалиционных связях, самосовершенствовании, тогда как ее амбиции в отношениях с государством, желание монопольного присутствия на информационном рынке останутся явно неудовлетворенными. При желании, компания может открыть деятельность в другой стране, чиновничий аппарат которой более «сговорчив», коррумпирован, и со временем достигнет определенных высот в связях с государством, пользуясь уже имеющимся финансовым могуществом и безупречной репутацией.
В дальнейшем предприятие может увеличить собственную силу на рынке за счет прихода в какую-нибудь развивающуюся страну, режим которой позволяет монопольное пользование коммерческой информацией.
Таким образом, в результате нехитрых (хотя и не дешевых) манипуляций компания получает возможность удовлетворять свои растущие амбиции по всем шести направлениям за счет одновременного присутствия в различных государствах и внутренней конвертации пространств желаний и возможностей.
Следовательно, среди основных причин появления глобальных тенденции на туристическом рынке можно выделить стремление туристических предприятий к повышению собственной рентабельности и рыночной доли (за счет снижения издержек и отпускной цены на туристический продукт); к сокращению количества посредников в цепи создания туристического продукта (в целях увеличения гарантии качества туристических услуг); к достижению максимального значения в основных пространствах желаний и возможностей.
Крупные туристические предприятия постоянно расширяют свое зарубежное присутствие, главным образом путем размещения прямых иностранных инвестиций. Они также предоставляют денежные ссуды и заключают инвестиционные соглашения по управлению[30].
2.2. ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
Государства мира были вовлечены в глобальный мировой туризм, находясь на принципиально отличных стадиях своего социального и экономического развития. Это привело к тому, что в глобальных туристических потоках страны участвуют на разных ролях, содержание которых определяется размерами потребительского рынка, капиталонасыщенностью национальных экономик, уровнем качества рабочей силы и другими факторами. Условно, анализируя роли стран в глобальном мировом туризме, можно по принципу вовлеченности в туристический бизнес классифицировать их на три группы: субъекты, нейтральные и объекты.
Страны – субъекты глобального международного туризма максимально вовлечены в туристический бизнес, степень их участия в нем не ограничивается размерами и емкостью национальной туристической индустрии, коммерческие интересы стран – субъектов давно вышли за свои границы, прямо участвуя в туристическом бизнесе третьих стран. Население стран-субъектов отличается высоким уровнем доходов, наличием довольно большого резерва свободного времени, а следовательно, способно к интенсивному туристическому потреблению. Массовый спрос на собственном туристическом рынке представители туриндустрии страны – субъекта удовлетворяют все в большей степени за счет зарубежных стран, ориентируя собственные туристическое производство на дифференцированный туристический продукт наивысшего качества, но и по высокой рыночной цене. Таким образом, рентабельность национальной туристической индустрии страны – субъекта остается высокой за счет высокой рыночной цены и обслуживания «высокого сегмента» национальной и зарубежной клиентуры, тогда как рентабельность выездного туризма в стране – субъекте поддерживается растущим эффектом масштаба массовых выездных туристических потоков, распространением глобальных экономических взаимоотношений на туристическом рынке.
На рынке инкаминга и внутреннего туризма страны – субъекта наблюдается тенденция к сокращению емкости национальной туристической индустрии (сокращение вместимости отелей, ограничения на авиаперелеты, ужесточение визовых формальностей), что является необходимым для роста индивидуализации сервиса и охраны собственных туристических ресурсов. В то время на рынке выездного туризма постоянно наращивается объем туристических отправлений, что обеспечивается во многом благодаря расширению влияния национальных субъектов туристической индустрии на зарубежных рынках.
Во вторую категорию стран – нейтральных – относятся государства с неразвитой или изолированной туристической экономикой, мировой спрос на туристический продукт которых либо жестко лимитирован (в силу низкой емкости туристической индустрии, малого количества известных туристических ресурсов), либо отсутствует вовсе (в силу экономических, политических, экологических и других причин). Вовлеченность субъектов туристического рынка нейтральных стран ограничивается размерами национальной туриндустрии, поскольку с одной стороны они не имеют необходимых возможностей (в первую очередь капиталов) для выхода на туристические рынки третьих стран, с другой – имеют защищаемую отсутствием мирового туристического спроса (или протекционистскими мерами властей) основу – внутренний туристический рынок.
Местное население нейтральных стран отличается средними или низкими доходами, национальный спрос на туристический продукт (особенно зарубежный) ограничен и эластичен по цене и доходам. Вмешательство субъектов туристического рынка нейтральных стран в глобальный мировой туризм ограничивается классическими куплей-продажей туристических услуг иностранных производителей, наибольшая их активность проявляется в организации въездного и внутреннего туризма – секторах рынка, на которых они не испытывают (в силу вышеизложенных причин) конкуренции со стороны ТНК из стран – субъектов.
Объемы внутреннего и въездного туризма наращиваются за счет, прежде всего, совершенствования национальной туристической индустрии и роста платежеспособного спроса населения нейтральных стран, что с одной стороны вызывает рост рентабельности их туристического бизнеса, с другой- увеличивает привлекательность туристического рынка для игроков стран – субъектов, делая все более вероятным дальнейшее проникновение их ТНК, ведущее к обострению конкурентной борьбы и переходу на ценовой уровень конкуренции.
Наконец, страны – объекты практически не вмешиваются в международный туристический бизнес, представляя собой перспективные и выгодные для ведения бизнеса игроками стран-субъектов дестинации, обладающие уникальными туристическими ресурсами. Страны – объекты характеризуются низким платежеспособным спросом населения, низким уровнем квалификации рабочей силы, нехваткой капитала, отличаются полным отсутствием любых ограничений на ведение бизнеса иностранными хозяйствующими субъектами на своей территории (свободный ввоз капитала, рабочей силы, льготное налогообложение, условия вывоза получаемой прибыли, облегченные туристские формальности). Развитие национальных туристических индустрий стран-объектов невозможно как без участия иностранного капитала, технологий, рабочей силы, товаров туристического спроса, так и без самих иностранных туристов, поскольку емкость их внутреннего туристического рынка мизерна.
В условиях глобализации рост рентабельности туристического бизнеса в странах-объектах возможен только при дальнейшем сокращении налоговых платежей, либерализации национальной экономической системы, при снижении транзакционных издержек. Последнее, как уже было сказано выше, легко достигается в современных условиях через непосредственное присутствие игроков туристического бизнеса стран - туристических доноров на курортах и в туристических центрах стран – объектов глобального мирового туризма. Нарастающий разрыв между уровнем жизни местного населения и отдыхающих иностранных туристов приводит к постепенному формированию на территории стран – объектов неких туристических резерваций, абсолютно закрытых для доступа в них коренных жителей.
Анализ показывает, что позитивное значение глобализации трудно переоценить: неизмеримо умножаются возможности человечества, более полно учитываются все стороны его жизнедеятельности, формируется серьезная основа решения всеобщих проблем.
В качестве позитивных последствий (преимуществ) глобализационных процессов можно назвать:
способствование углублению специализации и международного разделения труда, более эффективное распределение средств и ресурсов;
экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек, снижению цен, а , следовательно, к устойчивому экономическому росту;
выигрыш от свободной торговли на взаимовыгодной основе;
усиление конкуренции и стимулирование дальнейшего развития новых технологий на туристическом рынке.
В условиях глобализации темпы роста прямых инвестиций намного превосходят темпы роста мировой экономики, что является важнейшим фактором в трансферте промышленных технологий, образовании ТНК, что оказывает непосредственное воздействие на национальные экономики. Преимущества глобализации определяются теми экономическими выгодами, которые получаются от использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровня ведущих в соответствующих областях зарубежных стран, в этих случаях внедрение новых решений происходит в краткие сроки и при относительно меньших затратах;
глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе;
глобализация дает странам возможность мобилизовать значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков.
Информация о работе Национальная туристическая индустрия: проблемы развития