Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:06, реферат
В XXI век туризм вошел как глобальное социально-экономическое явление, значимо влияющее на мироустройство и экономику десятков стран, как стабилизирующий фактор мирового хозяйства, способный превратить во благо географическое расположение страны и ее природно-климатические ресурсы, культурно-исторические памятники и достопримечательности, предоставить десятки миллионов рабочих мест, повысить качество жизни каждого десятого жителя земли.
Введение
5
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ
8
1.1. Туристическая индустрия как экономическая
система
8
1.2. Типология современной туристической индустрии
16
1.3. Актуальные проблемы развития российской
национальной туристической индустрии
27
Глава 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
2.1. Исторические формы и глобальные тенденции на мировом туристическом рынке
35
35
2.2. Последствия глобализации современного туристического
производства
48
Глава 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1. Концепция конкурентоспособности страны на рынке услуг
61
61
3.2. Конкурентные позиции туристической индустрии
66
3.3. Показатели конкурентоспособности национальной
туристической индустрии на мировом рынке
76
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
95
ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
5.1. Теоретические проблемы государственного регулирования туристической индустрии
119
119
5.2. Направления государственного регулирования
туристической индустрии
127
5.3. Саморегулирование туристического рынка и его
перспективы в условиях России
140
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
157
Глава 7. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
7.1. Содержание и цели государственного туристического
маркетинга
178
178
7.2. Использование брендинга в продвижении национального
туристического продукта
189
7.3. Зарубежный опыт государственного туристического
маркетинга
203
Заключение
210
Литература
Благодаря дальнейшему развитию средств связи, транспорта, а также жесткой ценовой конкуренции и унификации потребительских предпочтений массовый туристический продукт станет стандартным повсеместно, будет иметь единый уровень цен при равных условиях качества входящих в туристический пакет услуг. Это позволит туристу- поклоннику групповых туров - выбирать место отдыха, руководствуясь в большей степени не ценой (а следовательно, и географической удаленностью курорта), а собственными туристическими предпочтениями и ожиданиями.
Углубление глобализации международного туризма приведет к перераспределению преобладающих в настоящее время внутрирегиональных туристических потоков в пользу туристических обменов между странами – субъектами и странами - объектами благодаря действиям туристических ТНК, и внешней политике правительств заинтересованных в развитии въездного туризма развивающихся стран, ориентированной на сокращение туристских формальностей, облегчение национальных визовых, пограничных и таможенных режимов, снятие возможных ограничений на осуществление инвестиций в туристическую индустрию, организацию регулярных и чартерных перевозок и т.д.
Наконец, глобализация мирового туризма в корне изменит такие сферы туристического бизнеса, как ценообразование туристического продукта, маркетинг туристических услуг, особенности их продвижения, систему государственного управления международным туризмом, взаимоотношения между игроками туристических рынков. Странам, включившимся в глобальный туристический бизнес, или желающим этого необходимо адекватно реагировать на глобализационные процессы, адаптироваться к новым условиям и уметь воспользоваться шансами, предоставляемыми интернационализацией мировой экономики.
ГЛАВА 3
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
3.1. КОНЦЕПЦИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ НА РЫНКЕ УСЛУГ
Концепция конкурентоспособности основана на теории использования в международном разделении труда сравнительных преимуществ национальных экономик (дешевый труд, богатые природные ресурсы, благоприятные географические, климатические, инфраструктурные факторы) для экспорта продукции в страны, где таких преимуществ нет, и импорта продукции из стран, которые обладают преимуществами по сравнению с национальной экономикой страны-импортера[32].
Конкуренция составляет основу динамичного развития индустриального общества, имеет первоначально форму свободной конкуренции частных производителей на открытых рынках и преимущественно ценовой механизм ее реализации на внутреннем и зарубежном рынках.
Высокий уровень производства и потребления ВВП на душу населения способствует в развитых странах созданию более качественных условий для межстрановой и межфирменной конкуренции в мировом экономическом пространстве.
В ходе индустриального развития в рыночной среде созревают новые конкурентные условия, меняющие общий вектор конкуренции от преимущественного использования сравнительных национальных преимуществ к использованию динамично меняющихся конкурентных преимуществ, основанных на научно-технических достижениях, инновация на всех стадиях от создания товара до продвижения его от производителя к потребителю.
Сравнительные преимущества даны стране от природы, они статичны, вечны и не воспроизводимы. Конкурентные преимущества – динамичны, связаны с инновациями, развитием человеческого капитала, интеллекта и по своей природе безграничны. Интеграция в одной стране сравнительных и конкурентных преимуществ усиливает ее конкурентоспособность в глобальном экономическом пространстве. В «новой» экономике конкурентные преимущества связаны с информационной революцией и ее последствиями.[33]
Во второй половине XX века конкуренция приобретает новые черты: свободная конкуренция частных товаропроизводителей на изначально открытых рынках сочетается в самых разнообразных формах с конкуренцией монополистических и олигополистических структур на частично закрытых, в том числе и с помощью протекционизма, рынках; постепенно происходит сдвиг от ценовых методов конкуренции к преимущественно неценовым, хотя в реальной экономике всегда наблюдается их сочетание; изменение структуры спроса от потребления массовой унифицированной продукции к удовлетворению индивидуального потребительского и инвестиционного спроса трансформирует рынки на все более расщепляющиеся сегменты с возрастающей интенсивностью конкуренции.
В принципе конкурирующим субъектам надо достигать тех же или еще лучших результатов в прибыльности производства и эффективности использования труда и капитала при кардинально меняющемся спросе, более сложной конфигурации рынков. Конкуренция за доходы потребителя приобретает все более агрессивный характер – выживает сильнейший инноватор. Во многих случаях конкурентная борьба зачастую избыточна, имеет разрушительный характер, в связи с чем формируется новый, более высокий уровень конкурентоспособности, когда конкуренты вступают в партнерские отношения. Создание гибких альянсов, взаимный обмен конкурентов – партеров новейшими достижениями, инновациями и ноу-хау обогащает друг друга и усиливает конкурентоспособность обеих сторон. Одновременно государство изыскивает новые способы регулирования создания альянсов с чрезмерной монополизацией производства для защиты «добросовестной» конкуренции[34].
На каждом этапе исторического развития в отраслевой структуре производства страны отражается конкретная совокупность источников экономического роста и конкурентоспособности. Хозяйственной структуре, в составе которой преобладающие позиции занимали сначала сельское хозяйство и добыча минерального сырья, а затем индустриальный сектор, в большей степени соответствовала рикардианская модель конкурентных преимуществ. Последовательное перемещение в ходе общественного прогресса ресурсов и источников экономического роста в третичный сектор, непрерывное расширение позиций отраслей сферы услуг в хозяйственной структуре сопровождались существенными изменениями в общих условиях и конкретных механизмах обеспечения конкурентоспособности каждой из стран в мировом хозяйстве.
Современный период в процессе формирования постиндустриального общества и экономике, основанной на знании, исход конкуренции в возрастающей степени зависит от факторов более высокого порядка – накопленного научного потенциала, темпов развития научных исследований и разработок, потока инноваций, уровня образования и профессионализма рабочей силы, качества организационно- управленческих решений, степени развития кредитно-финансовой, торговой и производственной инфраструктуры. Эти ключевые в современном хозяйстве условия конкурентоспособности, как и его структурная мобильность и гибкость создаются преимущественно в отраслях сферы услуг. Целый ряд услуг, имеющих непосредственное отношение к информационным технологиям, а также сферы науки и образования образуют сердцевину постиндустриальной экономики. Неслучайно поэтому лидерство в мировом хозяйстве и превосходство на глобальных рынках принадлежат странам, где торговля и услуги занимают в хозяйственной структуре преимущественные позиции и производят широчайший набор продукции высокого качества. На долю сферы услуг в конце 90-х годов в США, Великобритании, Франции и Швеции приходилось более 70% ВВП, Германия и Япония приближались к этому показателю.
Развертывание внешней торговли услугами долгое время сдерживалось территориальной привязанностью, нетранспортабельностью многих их видов из-за совпадения производства и потребления во времени и пространстве, но исторически эти барьеры постепенно понижались. Большую роль в снятии или смягчении такого рода ограничений сыграл прогресс в информационно-коммуникационных отраслях. Технологические инновации открывали возможности передачи услуг в виде информации на любое расстояние и в режиме реального времени, то есть придают многим услугам свойство «торгуемости», в том числе и на внешних рынках. В последние два-три десятилетия XX века объемы трансграничных операций на рынках услуг по темпам опережали торговлю товарами и к концу этого периода составили 20% мирового внешнеторгового оборота[35]. Следует отметить, что этот показатель далеко не отражает реальные масштабы международного обмена услугами, поскольку в нем не учитываются объемы реализации услуг транснациональными корпорациями на территории стран- реципиентов иностранного капитала, а также иностранным гражданам на территории каждой из стран. Между тем эти формы внешнеторгового обмена услугами прогрессируют особенно быстро. Многочисленные филиалы крупнейших корпораций в сферах телекоммуникаций, финансовых услуг, розничной торговли, масс-медиа, гостиничном бизнесе, деловых услугах действуют по всему миру, постоянно расширяя рыночные позиции. Существенно возрастают и масштабы миграции населения в целях как приобретения услуг за рубежом, прежде всего, услуг туризма, образования, здравоохранения, так и получения работы в отраслях услуг зарубежных стран[36].
Мировой рынок услуг развивается в основном в соответствии с теми же закономерностями, что и рынок товаров. С увеличением числа агентов рынка и масштабов операции непрерывно нарастает интенсивность конкуренции, но и в целом ее степень здесь остается более низкой, чем в торговле товарами, прежде всего вследствие традиционно более жестких регулятивных ограничений на национальном уровне, требований в отношении главных параметров услуг (правила сертификации, лицензирования, аккредитации производителей и т.п.), а также сравнительно более высоких во многих странах барьеров доступа на рынки для иностранных поставщиков услуг. В отличие от рынка товаров в рассматриваемом виде торговли особенно велика роль неценовых форм конкуренции и решающим фактором в реализации многих услуг являются преимущества в научно-техническим уровне, качестве, профессионализме и своевременности обслуживания. Здесь сильное влияние и таких характеристик как дифференциация сервиса, индивидуализация обслуживания, возможность выбора услуг и их использование в едином пакете, в одном месте, в удобное для потребителя время.
Несомненно более сильные акценты на рынке услуг на неценовую конкуренцию вместе с тем отнюдь не оттесняют ее ценовые формы на второстепенный план. Высоко трудоемкий характер большинства услуг и тенденция к их удорожанию вследствие непрерывного повышения в стоимости рабочей силы заставляют торговых контрагентов ориентироваться на уровне издержек и цен. Пропорции ценовой и неценовой конкуренции не фиксированы и постоянно колеблются в широком диапазоне как на отдельных рынках, так и во времени. Наибольший эффект обычно дают те или иные комбинации преимуществ по научно-техническому уровню, качеству, издержкам, ценам и другим параметрам[37].
3.2. КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ
Туризм, превратившийся в последние десятилетия в одну из важнейших форм международного сотрудничества, обеспечивая отдельным государствам основной источник бюджетных доходов и рост занятости собственного населения, с одной стороны является самостоятельной индустрией (конкурентоспособность которой меняется от страны к стране), с другой – инструментом увеличения общей конкурентоспособности страны в глобальном, межгосударственном масштабе.
Активное участие государства в экспортно- ориентированном туристическом производства или в импорте иностранного туристического продукта увеличивает такие показатели его конкурентоспособности как открытость, инфраструктура, труд и так далее, положительно сказывается на инвестиционном климате, создает положительный имидж страны на мировом рынке.
Эффективно действующая туристическая индустрия способствует формированию и развитию, например, финансовой или страховой, транспортной или торговой сфер, высокая рентабельность которых напрямую зависит от состояния туризма в регионе. Доходы от туристической деятельности увеличивают уровень материального благосостояния населения, что совместно с ростом качества необходимой для обслуживания туристов инфраструктуры (дороги, ЖКХ, общественное питание, здравоохранение, правоохранение) повышает общий уровень жизни в стране.
Рассматривая туристическое производство как отдельный вид коммерческой деятельности, можно также определить и его конкурентоспособность на мировом и внутреннем рынках. Как и в отношении традиционных товаров, показателем конкурентоспособности туристического продукта является оптимальность сочетания его цены и качества. Однако, в отличие от товаров – предметов материального мира, в отношении услуг понятия и цены, и качества не во всем идентичны, по причине отличительных свойств услуги как товара.
Качество туристической услуги не поддается однозначному определению в виду его (качества) непостоянства, сильной детерминированности субъективными характеристиками продавца и потребителя. Однозначно, что качество туристической услуги определяется ее способностью более полно удовлетворять мотивы и цели туриста, приобретая тем самым высокую потребительскую полезность и ценность.
Учитывая особенности мотивации современных туристов, можно выделить лишь некоторые характеристики качественной туристической услуги:
- дифференцированность, которая определяет степень отличительности конкретной услуги среди аналогичных по цене и качеству предложений на рынке. Дифференциация туристических услуг возможна по ряду по ряду признаков в зависимости от степени соответствия характеристик туристических ресурсов посещаемой страны, ее климатических особенностей, уровня развития инфраструктуры, туристического маршрута и сервиса условиям и целям поездки. Если в отношении туристов, преследующих познавательные цели, Франция представляет намного больший, чем, например Финляндия, интерес в виду ее уникальных туристических ресурсов и соответствующей инфраструктуры, то турист, путешествующий с целью спокойного семейного и недорогого отдыха, возможно, предпочтет Суоми;
-надежность туристической услуги определяется как способность обслуживающего персонала в точности предоставить обещанную услугу[38]. С обеспечения надежности и начинается разработка программы качественного туристического сервиса. Надежность в туристическом производстве подразумевает оказание полного перечня включенных в туристический продукт услуг в согласованной последовательности, времени и месте оказания. Чем надежнее туристическая услуга, тем меньше последствия ее приобретения зависят от объективных факторов (погодные условия, особенности городского движения), поскольку способна быстро, без потери общей ценности для туристов, к ним адаптироваться. Гибкость туристического продукта – неотъемлемое условие его привлекательности и конкурентоспособности, - во многом зависит от компетентности занятого в туристической индустрии персонала, сгладить отсутствие которой не позволит ни высококлассное состояние инфраструктуры, ни промо- усилия представителей турбизнеса;
Информация о работе Национальная туристическая индустрия: проблемы развития