Национальная туристическая индустрия: проблемы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:06, реферат

Описание работы

В XXI век туризм вошел как глобальное социально-экономическое явление, значимо влияющее на мироустройство и экономику десятков стран, как стабилизирующий фактор мирового хозяйства, способный превратить во благо географическое расположение страны и ее природно-климатические ресурсы, культурно-исторические памятники и достопримечательности, предоставить десятки миллионов рабочих мест, повысить качество жизни каждого десятого жителя земли.

Содержание

Введение
5
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ


8
1.1. Туристическая индустрия как экономическая
система

8
1.2. Типология современной туристической индустрии
16
1.3. Актуальные проблемы развития российской
национальной туристической индустрии


27
Глава 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
2.1. Исторические формы и глобальные тенденции на мировом туристическом рынке

35

35
2.2. Последствия глобализации современного туристического
производства


48
Глава 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1. Концепция конкурентоспособности страны на рынке услуг


61

61
3.2. Конкурентные позиции туристической индустрии
66
3.3. Показатели конкурентоспособности национальной
туристической индустрии на мировом рынке


76
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ



95
ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
5.1. Теоретические проблемы государственного регулирования туристической индустрии


119

119
5.2. Направления государственного регулирования
туристической индустрии

127
5.3. Саморегулирование туристического рынка и его
перспективы в условиях России

140
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ



157
Глава 7. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

7.1. Содержание и цели государственного туристического
маркетинга


178

178
7.2. Использование брендинга в продвижении национального
туристического продукта

189
7.3. Зарубежный опыт государственного туристического
маркетинга

203
Заключение
210
Литература

Работа содержит 1 файл

mono2.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

Углубление глобализации международного туризма закономерный процесс, отвечающий требованиям современной мировой экономики, однако на его пути может возникать ряд препятствий, основанных на негативных последствиях включения государств в глобальные туристические взаимосвязи. Среди них основным является увеличение разрыва между странами – субъектами и странами – объектами в рамках глобального рынка. При этом включение стран – объектов в мировые туристические потоки только способствует их дальнейшей деиндустриализации, снижению уровня квалификации национальной рабочей силы (туризм является сферой приложения в основном неквалифицированного труда), увеличивая одновременно доходы туристических ТНК стран-субъектов, но стремительно сокращая потенциал экономического роста стран – объектов, а следовательно, и уровень жизни их населения. Несмотря на снижение себестоимости туристического продукта, распространение туристических поездок, увеличение качества туристических услуг – очевидных преимуществ глобализации туристического рынка – пользование ими для населения стран – объектов все также будет оставаться недоступным.

Страна – объект глобализации международного туристического рынка впадает в тотальную зависимость от направлений туристических потоков, управление которыми сосредоточено в руках туристических ТНК и  стран-субъектов. Это лишает самостоятельности власть стран-объектов, повышает их уязвимость, диктует им правила осуществления внешних политических и экономических курсов.

Туристический бизнес, относящийся по своей сути к сфере услуг, предлагает довольно разнообразные возможности для ухода от налогов, ведения «теневой» коммерческой деятельности, что позволяет туристическим ТНК легализовать собственные доходы только в странах с наиболее лояльным режимом налогообложения. По сути, на законных основаниях «уводятся» доходы из мест их реального получения, что не отвечает интересам стран – объектов глобализации международного туризма.

Международный туризм, как явление, связанное с  перемещением огромного количества людей между странами, является наиболее привлекательной сферой для развития криминальной деятельности, связанной в первую очередь, с незаконной миграцией населения, секс – туризмом, развитием контрабанды, торговли наркотиками и людьми, проституцией, «отмыванием» денег. Облегчая туристские формальности, страна – реципиент помимо возрастающих туристических потоков может получить еще и целый груз социальных проблем, вызванных как криминализацией международного туризма, так и негативным воздействием прибывающих иностранных туристов на жизненный уклад местного сообщества.

Еще одна проблема, возникновение которой возможно в перспективе, представляет собой следствие распространения крупного бизнеса (ТНК) в международном туризме. Монополизации или олигополизации подвергается в первую очередь туроператорский сектор рынка, непосредственно связанный с формированием и продвижением туристического продукта, испытывающий в большей степени основные позитивные следствия глобализации международного туризма.

С течением времени, монополизация туроперейтинга посредством установления жестких правил и схем сотрудничества с туристическими агентами, распространения туристических брэндов и торговых марок, будет оказывать прямое воздействие на ослабление конкуренции и на агентском секторе туристических рынков. Отсутствие конкурентной борьбы в туристическом бизнесе, возможность договоренностей между олигополистическими туристическими ТНК могут «оторвать» туристическую деятельность от реальных потребностей  туристов и нарушить равновесие на туристических рынках.

Наконец, международный туризм - многофакторное явление, поэтому глобальный туристический рынок потенциально глобально нестабилен из-за взаимосвязанности туристических экономик на мировом уровне. Как результат углубления глобализации мирового туризма, любое изменение рыночной конъюнктуры на локальном уровне может иметь региональные или глобальные последствия. Данная проблема актуализируется также и тем, что туристический бизнес все чаще становится мишенью атак террористов и криминальных группировок.

Наиболее болезненные последствия глобализации мирового туризма могут ощутить на себе менее развитые страны, относящиеся к так называемым странам – объектам глобальных процессов. Участвуя в глобализации туризма в качестве поставщиков туристических ресурсов и дешевой рабочей              силы, оказываются во всесторонней зависимости от передовых держав и имеют доходы, во – первых, меньшие, во – вторых, весьма нестабильные и зависящие от конъюнктуры мировых рынков.

Если представить современное туристическое производство в виде поочередных этапов создания стоимости готового турпродукта (цепочка приращения стоимости), то можно отметить, что наиболее высокая доля создаваемой потребительской стоимости будет приходится на развитые страны, занятые не непосредственно в производстве туристических услуг, а в маркетинге и продвижении туристического продукта, предоставлении «около-туристического» сервиса.

Цепочка создания стоимости, например, тура в Таиланд из Германии изображена на рисунке 2:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стоимость турообразующих услуг в стране-реципиенте (гостиничные услуги, общественное питание, сервисное обслуживание туристов), как видно из рисунка 2, в общей стоимости туристического продукта имеет довольно скромную долю. Это позволяют и низкая стоимость рабочей силы в рецептивном регионе (туристическая деятельность в большей степени трудоемка), и льготное налогообложение (условие роста инвестиционной привлекательности), и особенности эксплуатации иностранных инвестиций.

Популяризация международного туризма и рост его объемов стимулируют туристических операторов вступать в рисковые формы сотрудничества с иностранными поставщиками, что еще более сокращает долю турообразующих услуг, производимых на курорте или туристическом центре в общей стоимости туристического продукта (стрелка 1 на рисунке 2).

С другой стороны, ужесточающаяся конкуренция на потребительском рынке страны – донора, особенности конкурентной борьбы на нем, заставляют туроператоров проводить активную маркетинговую политику, налаживать эффективную систему обратной связи с клиентами, реализовывать профессиональную рекламную кампанию. Неотъемлемым условием успешной реализации туристического продукта  является его включение в известный на туристическом рынке бренд, объединяющий не только туроператоров, но и агентские сети, гостиничные предприятия, перевозчиков и т.д. Усиление конкуренции ведет к увеличению маркетинговых расходов, доли страны – донора в стоимости создаваемого туристического продукта (стрелка 2).

Таким образом, в условиях глобального туристического производства, страны – субъекты из-за возрастания значимости маркетинга и торговых марок на туристическом рынке, создают намного большую долю стоимости в туристическом продукте нежели непосредственно задействованные в производстве туристических услуг и обслуживании туристов страны-объекты. Более того, оптимизация туристического производства требует постоянного сокращения доли в стоимости турпродукта стран-реципиентов (за счет снижения стоимости труда, облегчения налогового бремени) и, следовательно, повышения доли стран-доноров.

Последнее обстоятельство ухудшает позиции стран – объектов, снижая получаемые ими доходы. Однако они вынуждены идти на компромисс, опасаясь полного отказа страны-субъекта от сотрудничества и переноса туристического производства в другие местности с  более лояльной позицией. 

В конечном счете, разрыв в получаемых в результате производства турпродукта доходов страны-объекта и страны-субъекта туристической глобализации, увеличивается, достигая сотен процентов. А отсутствие у стран-субъектов сложностей с переводом туристического производства в другие местности (благодаря высокому уровню развития информационных технологий и средств транспорта), рост соперничества между туристическим дестинациями стран «мировой периферии» (уже сегодня в мировые туристические потоки включены порядка 100 стран, из которых более 40 – развивающиеся) способствуют постоянному увеличению этого разрыва.

Среди других проблем, порождаемых глобализацией мирового туризма для стран- объектов, можно выделить:

рост технологического отставания от развитых стран, стимулируемый усиливающейся концентрацией и централизацией НИОКР в странах-субъектах, распространяемыми повсеместно нормами защиты и охраны интеллектуальной собственности и технологий, способствованием экспорту квалифицированных кадров из стран «мировой периферии»;

рост социально-экономического расслоения и маргинализацию (разрушение государственного общества, представляющее собой процесс распада социальных групп, разрыв традиционных связей между людьми, потерю индивидами объективной принадлежности к той или иной общности);

усиление зависимости менее развитых стран от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы, состояния мирового туристического рынка;

ограничение транснациональными корпорациями способности государств проводить национально ориентированную экономическую политику;

отсутствие перспектив развивать собственную, независимую от ТНК туристическую индустрию в силу распространения, навязывания снижающих ее конкурентоспособность на мировом рынке схем сотрудничества, норм и правил менеджмента, охраны труда, стандартов качества туристической продукции, ассиметричного распространения информации и технологий, специализированного образования;

рост внешнего долга, прежде всего, международным организациям.

Существенной проблемой является и то, что неравномерность распределения преимуществ от глобализации наблюдается в разрезе отдельных отраслей. Отрасли, получающие выгоды от внешней торговли и связанные с экспортом, как, например, туристическое производство, испытывают больший приток капитала и квалифицированной рабочей силы (эффект «легких денег») по сравнению с рядом отраслей, которые значительно проигрывают от глобализационных процессов, теряя свои конкурентные преимущества из-за открытости рынка. Такие отрасли вынуждены прилагать дополнительные усилия, чтобы приспособиться к изменившимся не в их пользу хозяйственным условиям, в них наблюдается отток капиталов, сокращение рабочих мест.

Люди теряют работу, вынуждены икать новые сферы приложения труда, порой требуется их переквалификация. Все это вызывает крупные социальные расходы, причем в короткие сроки. Так, развитие въездного международного туризма, экспортно-ориентированной туристической индустрии может способствовать ликвидации национальной промышленности, сворачиванию традиционных для региона форм хозяйственной деятельности в силу как их несовместимости с приемом иностранных туристов, так и разрушения факторов их производства.

Серьезным негативным последствием глобализации может быть переход контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к наиболее сильным государствам, многонациональным или глобальным корпорациям, международным организациям. Современный корпоративный капитал фактически контролирует политическую жизнь современных развитых государств. Национально-государственные образования как таковые утрачивают роль активных агентов жизни и мирового сообщества. Существует мнение, что интеграционные процессы в экономике, глобализация финансового рынка ведут к «стиранию» государственных границ, к ослаблению государственного суверенитета в финансовой сфере.

Несмотря на проблемы, порождаемые глобализацией мировой экономики в целом, и туристического бизнеса в частности, вызывающие протесты все более многочисленных групп населения, изменить ее ход не удастся ни одному правителю, не желающему для своей страны экономической изоляции и негативного имиджа в глазах мировой общественности. Глобализация превратилась в некое объективное условие функционирования мировой экономики, к которому необходимо приспосабливаться, и позитивные последствия которого следует эффективно использовать при планировании национальной экономики. В ближайшем будущем процесс созидания глобального туристического рынка углубится, а о возможных перспективах его  можно только догадываться.

При неизменных условиях, количество вовлеченных в мировые туристические потоки стран возрастет, а тенденция создания дифференцированного туристического продукта в странах-субъектах, отличающихся большим опытом функционирования туристических индустрий, и массового туристического продукта в странах – объектах сохранится. По прогнозам специалистов Всемирной Туристической организации, в первой десятке самых посещаемых туристами стран уже к 2015 году будут преобладать так называемые страны «догоняющего развития» (в том числе Китай, Россия, Польша, Турция)[31]. Безусловно, для столь стремительного роста туристической популярности развивающихся стран потребуется все большее их вовлечение в глобальные процессы на мировом туристическом рынке в качестве объектов.

Информация о работе Национальная туристическая индустрия: проблемы развития