Национальная туристическая индустрия: проблемы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:06, реферат

Описание работы

В XXI век туризм вошел как глобальное социально-экономическое явление, значимо влияющее на мироустройство и экономику десятков стран, как стабилизирующий фактор мирового хозяйства, способный превратить во благо географическое расположение страны и ее природно-климатические ресурсы, культурно-исторические памятники и достопримечательности, предоставить десятки миллионов рабочих мест, повысить качество жизни каждого десятого жителя земли.

Содержание

Введение
5
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ


8
1.1. Туристическая индустрия как экономическая
система

8
1.2. Типология современной туристической индустрии
16
1.3. Актуальные проблемы развития российской
национальной туристической индустрии


27
Глава 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
2.1. Исторические формы и глобальные тенденции на мировом туристическом рынке

35

35
2.2. Последствия глобализации современного туристического
производства


48
Глава 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1. Концепция конкурентоспособности страны на рынке услуг


61

61
3.2. Конкурентные позиции туристической индустрии
66
3.3. Показатели конкурентоспособности национальной
туристической индустрии на мировом рынке


76
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ



95
ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
5.1. Теоретические проблемы государственного регулирования туристической индустрии


119

119
5.2. Направления государственного регулирования
туристической индустрии

127
5.3. Саморегулирование туристического рынка и его
перспективы в условиях России

140
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ



157
Глава 7. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

7.1. Содержание и цели государственного туристического
маркетинга


178

178
7.2. Использование брендинга в продвижении национального
туристического продукта

189
7.3. Зарубежный опыт государственного туристического
маркетинга

203
Заключение
210
Литература

Работа содержит 1 файл

mono2.doc

— 1.07 Мб (Скачать)


6

 

 

 

 

 

 

 

 

УШАКОВ Денис Сергеевич

 

 

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ:

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2005

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

5

Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ

ИНДУСТРИИ

 

 

8

1.1.           Туристическая индустрия как экономическая

система

 

8

1.2.           Типология современной туристической индустрии

16

1.3.           Актуальные проблемы развития российской

национальной туристической индустрии

 

 

27

Глава 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ

ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

2.1. Исторические формы и глобальные тенденции на мировом туристическом рынке

 

35

 

35

2.2. Последствия глобализации современного туристического

производства

 

 

48

Глава 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ

ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

3.1. Концепция конкурентоспособности страны на рынке услуг

 

 

61

 

61

3.2. Конкурентные позиции туристической индустрии

66

3.3. Показатели конкурентоспособности национальной

туристической индустрии на мировом рынке

 

 

76

Глава 4. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

 

 

95

ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

5.1. Теоретические проблемы государственного регулирования туристической индустрии

 

 

119

 

119

5.2. Направления государственного регулирования

туристической индустрии

 

127

5.3. Саморегулирование туристического рынка и его

перспективы в условиях России

 

140

Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ

ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

 

 

 

157

Глава 7. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В

ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

 

7.1. Содержание и цели государственного туристического

маркетинга

 

 

178

 

178

7.2. Использование брендинга в продвижении национального

туристического продукта

 

189

7.3. Зарубежный опыт государственного туристического

маркетинга

 

203

Заключение

210

Литература

 

Приложения

 

 

 

 

 


Введение

В XXI век туризм вошел как глобальное социально-экономическое явление, значимо влияющее на мироустройство и экономику десятков стран, как стабилизирующий фактор мирового хозяйства, способный превратить во благо географическое расположение страны и ее природно-климатические ресурсы, культурно-исторические памятники и достопримечательности, предоставить десятки миллионов рабочих мест, повысить качество жизни каждого десятого жителя земли.

Туристическая индустрия, формирование которой стало прямым следствием утверждения туризма как массового явления, сегодня превратилась в ведущую отрасль, рентабельность которой не во многом уступает передовому автомобилестроению, добыче энергоносителей или высокотехнологичному сектору. Во многих государствах мира туристическая индустрия является крупнейшим, а в ряде случаев, единственным плательщиком налогов, обеспечивает приток в национальную экономику иностранной валюты, положительно сказывается на инвестиционном климате и внешнеэкономическом имидже государства.

Введение в России института предпринимательской деятельности и проведение ряда либеральных экономических преобразований дало мощный толчок к генерации отечественных туристических потоков, усилило привлекательность нашей страны как туристической дестинации. Образование в стране платежеспособного сегмента потребительского рынка вызвало оживление туристической отрасли, создание тысяч организаций индустрии туризма, десятков тысяч рабочих мест. За последнее десятилетие Россия прочно вышла на международный туристический рынок.

Необходимость решения актуальных проблем развития национальной туристической индустрии, связанных как с ее молодостью, низким уровнем конкурентоспособности туристического производства, так и с общими для всех отраслей национальной экономики причинами (слабый инвестиционный ресурс, технологическое отставание, недолжное состояние рыночной инфраструктуры, кадровый голод) требует тщательного и многостороннего анализа особенностей организации туристического бизнеса, механизмов функционирования туристического рынка в условиях современной мировой экономики. Являясь частью экономической системы, туристическая индустрия, однако обладает рядом свойственных только ей особенностей, по-своему реагирует на происходящие в России и в мире события и тенденции.

В основе предлагаемой монографии лежит гипотеза о том, что особенности туристического производства, связанные, прежде всего, со спецификой туристического продукта как товара, оказывают существенное влияние на смысл и содержание ряда общих для мировой экономики современных тенденций, таких как глобализация, миграция капитала, государственное регулирование и саморегулирование. Исследование особенностей общеэкономических тенденций туристической индустрии позволит не только понять их причины и следствия для мирового туризма, но и создаст теоретическую и методологическую базу для прогнозирования и управления ими.

В связи с этим целью предлагаемой монографии было исследование специфики протекания актуальных для мировой экономической системы процессов в сфере туристического производства, инфраструктура которого представлена, в большей степени, предприятиями туристической индустрии. По мнению автора, на основе полученных в результате исследований, существующих экономических знаний и данных о развитии туристического производства в мире и в России необходимо выделить критические точки отечественной туристической индустрии и рекомендовать комплекс мер по их устранению.

Поэтому в монографии решаются следующие задачи:

рассмотреть туристическую индустрию как сложную социально-экономическую систему, классифицировать типы туристических индустрий в зависимости от особенностей их эволюционного развития, степени зависимости от иностранного капитала, ориентации на потребительском рынке;

определить основные проблемы функционирования отечественной туристической индустрии, дефинировать вызвавшие их причины и возможные макроэкономические последствия;

определить исторические формы и причины глобализации международного туристического рынка, дать характеристику современного этапа глобализации в туризме, возможных негативных и позитивных последствий глобальных процессов для российской национальной туристической индустрии;

исследовать конкурентоспособность туристического производства, позиции конкурентности страны на мировом туристическом рынке; рассмотреть методику оценки конкурентоспособности туристического производства стран мира и на основе полученных показателей определить перспективы России на мировом туристическом рынке;

выделить основные причины и границы государственного присутствия на туристическом рынке, предложить модель государственного регулирования туристической индустрии на основе «резонансных» точек рыночной самоорганизации; определить проблемы и перспективы саморегулирования туристического бизнеса в России;

в рамках модели государственного воздействия на «резонансные» точки туристического рынка рассмотреть программы государственного маркетинга и управления иностранными инвестициями в национальную туристическую индустрию.

 


ГЛАВА 1

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

 

1.1.           ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 

Появление туризма в конце XIX века и его феноменальное развитие в прошлом столетии положили начало формированию сопутствующей сферы экономической системы, изначально призванной удовлетворять туристические потребности населения, оказывать соответствующие услуги, связанные с приобретением и реализацией туристического продукта.

Одно из первых определений туристической индустрии принадлежит Конференции ООН по торговле и развитию, согласно которому в нее включают совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, участвующих в создании товаров и услуг для путешественников[1].

В современной отечественной и зарубежной литературе неоднократно предпринимались попытки определения и классификации многообразия сфер и видов деятельности туризма, установления их приоритетности, выявления межотраслевых, отраслевых и хозяйственных связей[2].

Так, в 70-80-е гг. прошлого столетия отечественные специалисты[3] на основе анализа последовательности технологических операций выстраивали структуру рекреационного хозяйства, выделяя в зависимости от тесноты связи две группы:

структурообразующие специализированные на оказании рекреационных услуг виды деятельности (туристические фирмы, отели, рестораны);

жизнеобеспечивающие туризм структуры коммунального и бытового обслуживания, транспорта, связи, торговли и т.п., конечный результат деятельности которых является профильным для соответствующих отраслей.

В отечественной теории и практике изучения и организации туристической деятельности долгое время преобладали рекреационно-географический и социально-географический подходы.

Первый из них определял рекреационную систему как сложную управляемую и частично самоуправляемую социальную и демэкологическую модель[4]. Второй – требовал внимания не только к природно-ландшафтной среде отдыха, но и учета физиологической комфортабельности условий пребывания человека, привлекательности культурно-исторических, развлекательно - досуговых и иных объектов[5].

Современное включение туризма в рыночные отношения потребовало изучения организационных, экономических, социальных аспектов хозяйственного механизма туризма[6], проблем государственного регулирования туристской деятельности[7], различных аспектов функционирования туризма на региональном уровне[8] и уровне туристической фирмы[9].

Одновременно происходит постепенное сближение и усиление междисциплинарного подхода к изучению туризма и туристической индустрии, что предопределяет необходимость поиска универсальных дефиниций[10].

Сходство позиций в отдельных трактовках понимания туристической индустрии позволяет объединить разнообразие взглядов и определений в несколько условных групп.

Отраслевого подхода к определению туризма придерживаются Н.К.Моисеева[11], С.О. Карасев[12], В.И. Никифоров[13], предпринимающие попытки анализа конкуренции, эффективности вычленением «туризма как отрасли» из экономики региона[14]. Данный подход абстрагируется от комплексного характера туристских услуг, предоставляемых предприятиями, фирмами различной отраслевой принадлежности. Поскольку отрасль, как собирательное вертикальное образование, объединяет предприятия, исходя из их производственно – технологической общности, то необходимо признать гостиничное хозяйство, общественное питание, транспорт самостоятельными отраслями.

Используя в качестве ведущего признака функционально-потребительское назначение видов деятельности, ряд специалистов[15] относит к туристической индустрии «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельности, а также организаций,  предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков»[16].

Данный подход отражает профильные и непрофильные виды деятельности по оказанию услуг туристам. Он приемлем при обосновании фискальных отношений государства и предпринимательства, поскольку учитывает основные элементы оборота и себестоимости туристического продукта[17].

Точное определение туристической индустрии, конкретика в выделении организаций, входящих или не входящих в нее, на современном этапе существенно затруднены в силу многоаспектности направлений как позитивного, так и негативного воздействия туризма на все без исключения сферы жизнедеятельности как рецептивных (принимающих), так и донорских (отправляющих) сообществ. Туризм и туристическая деятельность через прямые (рост занятости населения, создание прибавочной стоимости, ввоз иностранной валюты) и косвенные (активизация потребительского рынка в туристическом центре, рост «невидимого экспорта», улучшение инвестиционного климата в рецептивном регионе, мультиплицирующий эффект) инструменты воздействует на состояние конъюнктуры большинства прочих, на первый взгляд весьма далеких от туристического бизнеса видов коммерческой деятельности.

Так, учитывая тесные связи индустрии туризма с жизнеобеспечивающими предприятиями агропромышленного комплекса, строительством, транспортом, связью, предприятиями общественного питания и торговли и др., Министерство торговли США определило список из 24 зависящих от состояния туризма отраслей экономики страны[18]. И это список – не предел, в особенности для  стран, доля туристической индустрии в ВВП которых существенно больше американских показателей.

Огромный социальный и культурный эффекты развития туризма также способны оказывать косвенное влияние на экономическое положение в странах-реципиентах и донорах международного туристического рынка.

Наиболее современной в осложненной многоаспектностью схем взаимодействия отраслей в процессе предложения товаров и услуг туристам дифференциации видов деятельности, относящихся к туристической индустрии, может считаться Стандартная международная классификация видов деятельности в сфере туризма (СИКТА), разработанная Всемирной туристской организацией и принятая в 1993 году Статистической комиссией ООН. Цель ее создания и использования вполне конкретна: обеспечить методологическую основу сбора, обработки и распространения информации о туризме. При этом решаются задачи по достижению полноты охвата (репрезентативности) данных, внедрение в систему национальных счетов единых принципов классификации видов экономической деятельности в туризме, страноведческой сопоставимости информации, достоверности оценки состояния платежного баланса и вклада туризма в развитие  международной торговли[19].

Информация о работе Национальная туристическая индустрия: проблемы развития