Национальная туристическая индустрия: проблемы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:06, реферат

Описание работы

В XXI век туризм вошел как глобальное социально-экономическое явление, значимо влияющее на мироустройство и экономику десятков стран, как стабилизирующий фактор мирового хозяйства, способный превратить во благо географическое расположение страны и ее природно-климатические ресурсы, культурно-исторические памятники и достопримечательности, предоставить десятки миллионов рабочих мест, повысить качество жизни каждого десятого жителя земли.

Содержание

Введение
5
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ


8
1.1. Туристическая индустрия как экономическая
система

8
1.2. Типология современной туристической индустрии
16
1.3. Актуальные проблемы развития российской
национальной туристической индустрии


27
Глава 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
2.1. Исторические формы и глобальные тенденции на мировом туристическом рынке

35

35
2.2. Последствия глобализации современного туристического
производства


48
Глава 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1. Концепция конкурентоспособности страны на рынке услуг


61

61
3.2. Конкурентные позиции туристической индустрии
66
3.3. Показатели конкурентоспособности национальной
туристической индустрии на мировом рынке


76
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ



95
ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
5.1. Теоретические проблемы государственного регулирования туристической индустрии


119

119
5.2. Направления государственного регулирования
туристической индустрии

127
5.3. Саморегулирование туристического рынка и его
перспективы в условиях России

140
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ



157
Глава 7. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

7.1. Содержание и цели государственного туристического
маркетинга


178

178
7.2. Использование брендинга в продвижении национального
туристического продукта

189
7.3. Зарубежный опыт государственного туристического
маркетинга

203
Заключение
210
Литература

Работа содержит 1 файл

mono2.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

Посредством сложной группировки СИКТА дает представление о структуре туристической индустрии, и вместе с тем, указывает на тесноту связи и возможный вклад входящих отраслей в общую  величину расходов туристов. Так, среди видов деятельности, специализирующихся на туризме, СИКТА выделяет услуги размещения, доля поступления от туризма в доходах которых, отмечается как значительная, а доля расходов туриста на их  услуги отмечается как дифференцированная (от незначительной в отношении кемпингов и молодежных средств размещения, до существенной – в отношении отелей). Услуги ресторанов, баров и столовых обозначены в классификации как частично относящиеся к туризму виды деятельности со средней долей поступлений (расходов туристов) в общей массе туристских расходов.

Развить наиболее отвечающий современных требованиям подход к определению туристической индустрии, данный СИКТА, можно, основываясь на выше обозначенной роли туристической индустрии – создание, продвижение, реализация услуг, направленных на удовлетворении специфических потребностей населения, - достоверность которой не вызывает сомнений.

К туристским можно отнести первоочередные (в том числе и естественные) и дополнительные потребности, возникающие у людей – временных посетителей определенной местности с туристическими целями. Специфика туристских потребностей определяется особенностью самого туризма как вида человеческой активности. Согласно Хартии туризма – туризм как вид человеческой активности заключается в совершении человеком поездки за пределы места его постоянного проживания на срок более суток (или подразумевающий хотя бы один ночлег вне дома) , но менее шести месяцев с любой целью кроме получения материального вознаграждения.

Следовательно, среди основных потребностей туристов можно выделить – потребность во временном проживании, питании (как естественная потребность) и транспортировке. Учитывая неограниченное число целей туристских поездок (кроме получения материальной выгоды), можно считать, что и количество возникающих дополнительных потребностей туристов также ничем не ограничено. Это могут быть потребности, непосредственно определенные целями путешествия (экскурсии, развлечения, получение образования, оздоровление), так и особенностями мест временного пребывания  (страхование, прививки, повышенная безопасность) и формальными особенностями процедуры его посещения (визовая поддержка, предварительное бронирование, правовая защита путешественника).

Туристской услугой, таким образом, выступает любое благо товарной формы (произведенное с целью дальнейшей продажи), ориентированное на удовлетворение основных или дополнительных туристских потребностей. При этом, производителем и продавцом этой услуги могут быть предприятия, расположенные как в местах временного пребывания туристов (на курортах, в туристическом центре), так и в родной для туриста местности. Совокупность предприятий, предоставляющих туристские услуги, можно назвать поставщиками туристических услуг.

Круг поставщиков туристических услуг неограничен, поскольку в принципе любая услуга способна стать туристической, ориентированной на удовлетворение потребностей туристов. Для этого необходима лишь следующая корректировка  производственной деятельности:

продажа услуги в местах присутствия туристов, например, вблизи от туристических ресурсов или объектов показа, на популярных туристических маршрутах, что увеличивает доступность производимой услуги для туристов;

превращение предприятия в автономный или включенный в популярные туристические программы объект туристического показа, туристический ресурс;

организация возможностей включения производимых услуг в состав туристического пакета (готовность производителя к сотрудничеству с туроператорами);

предоставление туроператорам возможности бронирования или предварительной оплаты производимой услуги;

корректировка графика работы производителя или продавца услуги с целью его оптимального соответствия потребностям прибывающих туристов.

Туристические услуги как единичные товары не имеют никакой ценности и полезности для потребителей в силу возможного отсутствия пространственно-временного единства их покупателя и продавца. Возникает необходимость формирования согласованного по времени, месту, очередности реализации, цене и качеству комплекса туристических услуг, называемого туристическим продуктом, туристическим пакетом или туром.

Второй уровень туристической индустрии, таким образом, представлен предприятиями, занятыми формированием туристических пакетов (туроператоры), доведением готового турпродукта до непосредственного потребителя и оформлением акта купли- продажи туристического продукта (туристические агенты).

Следовательно, туристическая индустрия как часть экономической системы, представлена поставщиками туристических услуг (предприятиями, организующими производство услуг на основе использования трех факторов туристического производства – капитал, туристические ресурсы и рабочая сила) и туристическими фирмами. Они организуют процессы формирования туристического пакета из единичных услуг и доведения готового турпродукта до конечного потребителя. Отдельной частью туристической инфраструктуры являются организации (государственные и частные) или их объединения, выполняющие общие регулятивные и корректирующие функцию в отношении туризма и туристического рынка (отраслевые министерства, ассоциации, саморегулируемые организации, выставки).

Согласно СИКТА в рамках туристической индустрии  можно выделить предприятия, чья готовая продукция (услуги и товары) предназначена для удовлетворения потребностей туристов и предприятия, ориентированные как на туристов, так и на местное население. К первой категории предприятий относятся туристические фирмы, регулирующие структуры, экскурсионные бюро. Ко второй – гостиницы, транспортные организации, предприятия общественного питания, страховые компании, банки и т.д. Очевидно, что место туризма в доходах предприятий, входящих в туристическую индустрию, как и доля стоимости производимых ими услуг в структуре туристских расходов напрямую зависят от степени направленности деятельности предприятий сферы услуг на удовлетворение потребностей туристов. 

В рамках туристической индустрии процент организаций, ориентированных на удовлетворение потребностей как туристов, так и местного населения, постоянно растет в силу необходимости дифференциации предложения в условиях роста конкуренции на мировом туристическом рынке, а также из-за высокой динамики роста туристических обменов, определяющей перспективность сегмента потребительского рынка, представленного временными путешественниками.

Туристическая индустрия имеется практически в любой стране, участвующей в мировых туристических обменах (таковых по подсчетам ВТО более ста), либо развивающей внутренний туризм. Наряду с удовлетворением рекреационных потребностей населения и обеспечением притока в страну иностранной валюты от обслуживания иностранных посетителей, она способствует хозяйственному освоению менее развитых районов, вовлекает в хозяйственный оборот неиспользованные другими отраслями природные ресурсы, влияет на развитие инфраструктуры и способствует росту занятости местного населения[20]. Среди косвенного воздействия эффективно функционирующей туристической индустрии можно выделить повышение степени вовлеченности страны в общемировые экономические процессы, инвестиционной привлекательности как самой туристической индустрии, так и национальной экономики в целом, снижение зависимости страны от колебаний мировых цен на сырьевые ресурсы и готовые товары.

С другими отраслями экономики туристическую индустрию объединяют непосредственные (в форме поставок товаров, оказания услуг, владения акциями и т.д.), так и опосредованные  бюджетами, емкостью потребительского рынка, материальным благополучием населения, состоянием социально-экономической инфраструктуры экономические связи.

 

 

1.2.           ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

 

Даже поверхностный анализ современных национальных туристических индустрий демонстрирует существенные различия между ними. Они проявляются в содержании производственных отношений, механизмах взаимодействия туристической индустрии с другими отраслями национальной экономики, эффективности национального туристического производства, доли в нем экпортно - ориентированного сектора. Многообразие характеристик национальной туристической индустрии (структура спроса на готовый турпродукт, роль в производстве иностранного капитала и рабочей силы, степень зависимости индустрии от сезонных колебаний спроса на мировом туристическом рынке, отношение экспорта туристических услуг к общему объему туристического производства, степень дифференцированности и показатели рентабельности туристического продукта) позволяет отнести ее к одному из трех типов, принципиально отличающихся друг от друга.

Появление в мире отличных туристических индустрий объясняется, прежде всего, объективными факторами их исторического развития.

Туристические индустрии первого типа представляют собой сложные социально- экономические системы, появившиеся практически одновременно с самим туризмом (в его современном понимании). Эти туристические индустрии развивались и набирали обороты параллельно с международными туристическими обменами, определяя их инфраструктуру. Важнейшим показателем исторических этапов развития национальных туристических индустрий (НТИ) первого типа является отсутствие влияния на его темпы (как стимулирующего, так и лимитирующего) со стороны иностранных государств.

Развитие НТИ первого типа на начальном этапе шло в замкнутой системе с ограниченным естественными возможностями страны и уровнем ее экономического развития количеством факторов туристического производства, единственным определяющим вектором которой длительное время был внутренний и иностранный туристический спрос. Замкнутость системы, отсутствие «легких», заемных факторов туристического производства, ограниченность спроса на туристический продукт и его непосредственная зависимость от материального благополучия населения и обладания им свободным временем, с одной стороны, удлиняли эволюцию национальной туристической индустрии (в странах Европы туризм развивался на протяжении более чем столетия), с другой, обеспечивали ее такими характеристиками как максимальная эффективность, мобильность, адекватность макроэкономическим условиям государства. Эти характерные черты НТИ первого типа в дальнейшем и легли в основу интернационализации, а позднее глобализации туристического производства.  

Исторический опыт туристических индустрий второго типа отличается более затяжной фазой замкнутого развития в силу причин в основном политического и идеологического характера. Эволюция НТИ второго типа также была затяжной, шла параллельно с развитием туристических обменов и популяризацией путешествующего образа жизни, также напрямую зависела от внутреннего спроса на туристический продукт. Обладая аналогичными с НТИ первого типа характеристиками и возможностями на мировом рынке, туристические индустрии второго типа не смогли их в полной мере реализовать, пребывая изолированными от внешнего воздействия системами.

Отсутствие направлений выхода приобретенных в результате длительной эволюции возможностей туристической индустрии по мере стабилизации роста туристических обменов привело к негативным последствиям – снижению эффективности туристического производства, подмену рыночных рычагов командно-административными механизмами, снижению конкурентоспособности туристической деятельности в сравнении с находившимися в то время на фазах интернационализации туристическими индустриями первого типа.

Национальные туристические индустрии третьего типа формировались последними в практически полностью открытых внешним воздействиям экономических условиях. Процесс их эволюции необычайно скор, что достигалось благодаря перениманию достижений, заимствованию производственных факторов (прежде всего, капитала и технологий) или при непосредственном участии представителей вовлеченных в интернационализацию туристических индустрий первого типа.

Вторым фактором формирования принципиально отличных туристических индустрий можно определить условия и базовые характеристики их становления и развития. НТИ первого типа развивались в условиях растущих национальных экономик, за счет экстенсивного (в начале) и интенсивного (позднее) использования собственных факторов производства. Темпы роста этих национальных туристических индустрий напрямую зависели и были ограничены динамикой спроса коренного населения и граждан близлежащих стран, что заставляло представителей туристического бизнеса наращивать собственные конкурентные преимущества как за счет популяризации туристических ресурсов, качества турпродукта, так и за счет разработки эффективных схем формирования и продажи туристического продукта.

Рост потребностей туристической индустрии первого типа вынуждал ее активнее дифференцировать туристический продукт, ориентируясь как на внутреннего, так и иностранного потребителя, как на состоятельных клиентов, так и на растущий средний класс. Политические условия (либеральная или умеренная государственническая доктрина) способствовали этому.

Экономические условия развития национальных туристических индустрий второго типа вели к экстенсивному потреблению факторов туристического производства, делая нецелесообразным поиск иных, более конкурентных форм деятельности. Насажденное «сверху» ограничение направлений применения факторов туристического производства, зачастую полное отсутствие ответственных за их применение субъектов хозяйствования еще сильнее подрывали эффективность функционирования национальных туристических индустрий, требуя активного государственного вмешательства.

Наконец, экономические условия развития туристических индустрий третьего типа вообще не позволяли их стремительной эволюции по причине отсутствия или недолжного состояния факторов туристического производства (в первую очередь, капитала) , зато предоставляли возможности для их заимствования со стороны, прежде всего, туристических индустрий первого типа. Либеральные политические условия не только позволяли, но и стимулировали эту процедуру.

Туристическая индустрия первого типа свойственна для развитых экономических систем. В основе присущих им характеристик лежит не столько высокие уровень развития рыночных отношений, качество жизни и платежеспособность населения, сколько специфика его (населения) потребностей. Постиндустриализация, характерная для экономически развитых стран с многовековыми традициями капиталистических отношений, подразумевает наряду с ростом значимости информации как фактора производства, переходом к «экономике знаний, увеличения доли сферы услуг (третьего сектора экономической системы) и информационных технологий  (четвертый и пятый сектора) в ВВП, еще и трансформацию потребностей человека, превращающегося из ведомого экономическими мотивами потребителя в центр рыночного хозяйства.

Информация о работе Национальная туристическая индустрия: проблемы развития