Национальная туристическая индустрия: проблемы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:06, реферат

Описание работы

В XXI век туризм вошел как глобальное социально-экономическое явление, значимо влияющее на мироустройство и экономику десятков стран, как стабилизирующий фактор мирового хозяйства, способный превратить во благо географическое расположение страны и ее природно-климатические ресурсы, культурно-исторические памятники и достопримечательности, предоставить десятки миллионов рабочих мест, повысить качество жизни каждого десятого жителя земли.

Содержание

Введение
5
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ


8
1.1. Туристическая индустрия как экономическая
система

8
1.2. Типология современной туристической индустрии
16
1.3. Актуальные проблемы развития российской
национальной туристической индустрии


27
Глава 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
2.1. Исторические формы и глобальные тенденции на мировом туристическом рынке

35

35
2.2. Последствия глобализации современного туристического
производства


48
Глава 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1. Концепция конкурентоспособности страны на рынке услуг


61

61
3.2. Конкурентные позиции туристической индустрии
66
3.3. Показатели конкурентоспособности национальной
туристической индустрии на мировом рынке


76
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ



95
ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
5.1. Теоретические проблемы государственного регулирования туристической индустрии


119

119
5.2. Направления государственного регулирования
туристической индустрии

127
5.3. Саморегулирование туристического рынка и его
перспективы в условиях России

140
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ



157
Глава 7. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

7.1. Содержание и цели государственного туристического
маркетинга


178

178
7.2. Использование брендинга в продвижении национального
туристического продукта

189
7.3. Зарубежный опыт государственного туристического
маркетинга

203
Заключение
210
Литература

Работа содержит 1 файл

mono2.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

Само становление постиндустриального общества до определенного момента обуславливалось материалистическими причинами. Между тем, социологи давно отметили, что «по мере повышения материального благосостояния… потребность в получении материальных благ утрачивает свою остроту, а на первый план выходят такие проблемы как необходимость сочетать безопасность и свободу, справедливость и ответственность»[21]. В современных условиях ориентиры достижения материального богатства, всецело господствовавшие прежде в странах Запада, перестают быть главными[22].

Человек предпочитает стремиться, главным образом, к тому, чтобы стать чем - то большим по сравнению с тем, что он представляет собою в настоящий момент; ориентиры самосовершенствования, определенные А. Маслоу в качестве высшего типа ценностей, выдвигаются на первый план. Эти процессы все чаще характеризуются западными социологами как становление системы постматериалистических мотивов деятельности[23].

Постматериалистическая мотивация формируется медленно и не является линейной функцией благосостояния. Человек, освобожденный от необходимости постоянного поиска средств для удовлетворения материальных потребностей, получает возможности осваивать и культивировать в себе иные человеческие потребности во всем их многообразии[24].

Постматериалистические ценности отрицают принципы экономического человека. Постиндустриальный человек готов тратить получаемые доходы, упускать материальную выгоду (активно пользуясь свободным временем) ради целей самосовершенствования, самовыражения, приближения к идеалу универсального человека, который знаком и разделяет интересы, традиции и особенности жизненного устройства других народов, отрицает идеи культурных и национальных различий. Конкурентоспособность (в ее сугубо экономическом понимании) постепенно воплощается на уровне межличностных коммуникаций. Человек – воспитанник постиндустриальной среды  с рождения стремится повысить свою конкурентоспособность, значимость в обществе, что может помочь ему в дальнейшем не только самовыразиться и заслужить определенный авторитет у окружения, но и создать прочный фундамент насыщенной, интересной зрелой жизни.

Постиндустриальный человек в меньшей степени заботится о своей полезности в производственном процессе, уделяя все большее внимание другим сторонам жизни, прежде всего, общению с коллегами, друзьями, мнение которых превращается в мощный мотив постоянного самообразования и самосовершенствования. Изысканный, аристократичный, эрудированный, с отменным здоровьем и внешним видом интеллектуал, вхожий в аристократические дома, с достоинством общающийся с представителями высшего общества – вот идеал жителей постиндустриальных стран.

В связи с постматериализацией ценностей в постиндустриальных обществах потребность в  путешествиях стала естественной, в силу своего эффективного способствования  их (ценностей) удовлетворению. Смена мест, непосредственное общение с жителями других местностей и стран, получение определенных знаний во время поездки, отдых и оздоровление на курортах, рост престижа и авторитете среди окружения – основные следствия туристических поездок, достижение которых превратилось в постиндустриальном обществе в  мотив их совершения.

Если в индустриальном обществе человек извлекал прибыль из преобразования природы, то в период постиндустриализма бизнес извлекает прибыль из преобразования самого человека. Это утверждение давно взято на вооружение и представителями туристической индустрии, весьма успешно популяризующих с привлечением новейших достижений высоких технологий (Интернет, виртуальные поездки) путешествующий образ жизни как единственно правильный и современный.

Высокая туристическая активность потребителей, основанная на высоких доходах населения и постматериализации ценностей, одна из основных характеристик туристической индустрии первого типа. Так ряд стран Западной Европы (Германия, Бельгия, Великобритания, Нидерланды) обладают абсолютным показателем количества туристических выездов в год, в разы превышающим их постоянное население, что свидетельствует о двукратном и более совершении туристической поездки за рубеж местными жителями.

Исторический опыт развития туристической индустрии первого типа наряду с высоким платежеспособным спросом на туристический продукт определил высокий уровень распространенности и развития туристической инфраструктуры. Старейшие предприятия туристической индустрии, обладающие колоссальным опытом приема внутренних и иностранных туристов, функционируют в условиях жесткой конкуренции. Особенности туристического спроса делают малоэффективными ценовые приемы конкурентной борьбы, требуя от предприятий туристической индустрии крупных капиталовложений в маркетинг, брендинг, требуя их объединения в альянсы, союзы, холдинги с целью обретения возможностей осуществлять масштабные мероприятия промохарактера.

В связи с этим, рынок туристического продукта постиндустриальных стран олигополистичен в его туроператорском сегменте. Совершенная конкуренция возможна лишь в агентском секторе, и то она весьма условна в силу развития сетевого бизнеса и роста ценности нематериальных активов (торговых марок, брендов).

Рынок туристических услуг, напротив, в меньшей степени подвержен олигополизации. Так, гостиничный бизнес, особенно в Европе, на 80% представлен мелкими и средними предприятиями (в Америке же более 70% отелей входят в гостиничные цепи), ориентированными на индивидуализацию обслуживания, оказание дополнительных услуг постояльцам за счет сдерживания роста объемов производства. Довольно высокий уровень конкуренции сохраняется в секторе туристических перевозок, общественного питания, экскурсионных и развлекательных услуг, также нацеленных на рост качества производимых услуг.

Рост качества национального туристического продукта и вызываемый этим рост его цены, ведет к увеличению выездного туристического потока. При этом собственный турпродукт, высоко конкурентный на мировом туристическом рынке, все больше ориентируется на требовательного и состоятельного клиента (как внутреннего, так и иностранного), что продолжает обеспечивать рост рентабельности туристической индустрии первого типа.

Ассортимент производимого туристической индустрией первого типа продукта весьма широк, хотя довольно слабо дифференцирован, учитывая высокую долю в структуре спроса на туры «средней руки». Конкурентоспособность дестинаций (особенно выездных) основывается не на ценовом факторе, как уже было изложено выше, а на уникальных туристических ресурсах, качестве сервиса, моде и престиже их посещения.

Туристическая индустрия второго типа характерна для переходных и «догоняющих» экономик, отличающихся молодостью, динамичностью, невысоким уровнем жизни и начальными этапами формирования среднего класса. Традиционные материалистические ценности населения стран, обладающих НТИ второго типа не позволяют относить туризм к естественным потребностям. Путешествия остаются либо необходимостью (отдых, оздоровление), либо не всегда позволительной роскошью.

Из этого следуют такие черты туристического спроса как ограниченность (в силу отсутствия средств или нежелания пользоваться свободным временем в туристических целях) и дифференцированность. Среди предприятий туристической индустрии второго типа актуальна ценовая конкуренция и  предложение узкого ассортимента доступных туров (в направлениях массовых поездок). Национальные бренды, объединения субъектов туристической индустрии только начинают формироваться.

Структура спроса на продукт туристических индустрий второго типа характеризуется высокой долей внутреннего туризма (как наиболее экономичного варианта поездки) и преобладанием массовых направлений выездного туризма, позволяющих организацию групповых поездок с невысоким ценовым уровнем (обычно в направлении курортов развивающихся стран). Национальные курорты и туристические центры  находятся в стадии становления и практически не пользуются спросом на мировом туристическом рынке, исключения составляют только рецептивные местности, целиком и полностью ориентированные на прием ближайших иностранных соседей (например, курорты Хорватии, Чехии, Польши, Болгарии).

Туристическая индустрия третьего типа – самая молодая, но наиболее динамично развивающаяся. Она характерна для стран третьего мира, отличающихся своим стремительным вливанием в мировую торговлю, экспортной ориентацией национального производства, узким внутренним рынком, низким платежеспособным спросом местного населения. Национальная туристическая индустрия третьего типа также экспортоориентирована, ее деятельность направлена на удовлетворение туристических потребностей жителей развитых государств. Собственное население не имеет возможностей (прежде всего, материальных) для активного потребления национального туристического продукта, оно инертно и рассматривает туризм как непозволительную роскошь. С другой стороны, оно активно занято в обслуживании иностранных туристов в специализированных на приеме курортных и туристических центрах.

Страны с туристической индустрией третьего типа характеризуются сильной дифференциацией населения по доходам, низким уровнем развития человеческого потенциала, огромным перечнем нерешенных социальных (здравоохранение, криминал, санитарно-эпидемиологическая обстановка) и экономических (бедность населения, безработица, неразвитая инфраструктура) проблем. При этом отдельные территории государств обладают уникальными  туристическими ресурсами, привлекательными для иностранных туристов.

Отсутствие в стране собственных финансовых средств на фоне проявляемого к ее туристическим ресурсам интереса со стороны иностранных туристических корпораций стимулируют приток иностранных инвестиций в национальную туриндустрию, благодаря которым она и развивается столь стремительными темпами. Узкий внутренний рынок ориентирует туристические предприятия на экспорт, специализируя курорты на приеме только иностранцев. Появляются так называемые «туристские резервации» - инфраструктурно высоко развитые территории с ограниченным доступом на них местного населения.

Туристическая индустрия третьего типа специализируется в большей степени на производстве пляжного и развлекательного продуктов, не требующих крупных капиталовложений, конкурентные преимущества которых напрямую определяются степенью привлекательности туристических ресурсов.

Наконец, отдельно стоит выделить государства, лишенные национальной туристической индустрии и практически не участвующие в международных туристических потоках по ряду причин.

Прежде всего, страна теряет туристическую привлекательность в случае необычайной и нетрадиционной для потенциальных путешественников (в большей степени жителей развитых демократических государств Запада) общепринятой системы норм поведения, традиций жизненного устройства. В качестве примеров можно привести страны со строгими мусульманскими ограничениями (Иран, Саудовская Аравия), авторитарными и тоталитарными режимами (Северная Корея, Ливия).

Нестабильная политическая обстановка, затяжные военные действия, частые гуманитарные или экологические катастрофы также не способствуют росту международного туризма в стране или регионе (Афганистан, Ирак, страны Центральной Африки). Причинами отсутствия туристической индустрии может также быть крайняя бедность и отсутствие  интереса со стороны иностранных инвесторов , а также изоляция государства мировым сообществом (отнесение ее к так называемой «оси зла», введение экономический санкций со стороны авторитетных международных организаций, непризнание правительств).  

Треть стран мира в настоящий момент относится к так называемым «изгоям» туристического рынка. Хотя, как показывает опыт последних лет, в случае подкрепленного реальными усилиями властей желания государства развивать международный туризм (создание благоприятного инвестиционного климата, либерализация экономики и общественной жизни, упрощение туристских формальностей и т.д.) оно может стремительно войти в ряд туристических направлений и вполне успешно развивать национальную туристическую индустрию благодаря иностранным инвестициям и популяризации в мире экзотического, экстремального и экологического туризма. Так на туристической карте мира сравнительно недавно появились Тибет, Катар, Оман, Танзания, Замбия, Камерун, Лаос, Камбоджа и ряд других, ранее бывших вне мирового туризма дестинаций.

 

1.3.           АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

 

Российский туристический рынок скоро отметит свое пятнадцатилетие. За время его существования достигнуто немало, начиная от формирования законодательной базы туристической деятельности до появления крупных туристических фирм, существование которых доказывает перспективность туристической деятельности в нашей стране.

С одной стороны, современный туристический рынок, несмотря на перипетии национальной экономики, стремительно развивается. Туристический поток год от года растет, с каждым новым сезоном увеличивается количество туристических фирм, все более масштабными и значимыми становятся центральные и региональные туристические выставки. Однако, стоит провести структурный анализ российских туристических потоков, изучить доли рынка национальных туроператоров, сразу же становится очевидной уязвимость, нестабильность и даже в чем то обреченность российской туристической индустрии.

Условия жизни россиян, характеризуемые существенной дифференциацией населения, невысокой материальной обеспеченностью, как и особенности отечественных отпусков и форм отдыха, привели к тому, что представители среднего класса стремятся выехать на зарубежные курорты, а отдых в своей стране предпочитают либо клиенты высокого сегмента, либо, наоборот, малобюджетные туристы. Если причины привязанности к российским курортам туристов с низким уровнем доходов можно легко объяснить его сравнительной дешевизной, то предпочтения искушенных в отдыхе VIP – клиентов основаны, скорее всего, на таких конкурентных преимуществах внутреннего туризма как отсутствие языкового барьера, адекватное отношение к отдыхающим обслуживающего персонала, возможности приобретать туры в «последнюю минуту».

Данная ситуация приводит к ряду негативных последствий. Прежде всего, это ориентация отечественных курортов либо на малобюджетных туристов, либо на «высокий» сегмент потребителей, что вызывает гипертрофированный рост цен на услуги гостиничных предприятий, предлагающих сравнимые с зарубежными условия проживания[25]. Проблема нехватки (или полного отсутствия) отелей средней руки, предлагающих сервис уровня ** или *** по ценам, приемлемым для среднего класса актуальна как для российских туристических центров, так и курортов.

Вторая негативная тенденция заключается в том, что рост выездного туризма в основном происходит за счет увеличения численности российского среднего класса, желающего получить недоступный на родине конкурентный по отношению цены и качества туристический продукт. Представители среднего класса – люди знающие цену деньгам, поэтому зачастую они выбирают поездку, руководствуясь предлагаемой туроператорами ценой, что в свою очередь ведет к популяризации массовых направлений выездного туризма и «сползанию» туроператоров в ценовую конкуренцию.

Информация о работе Национальная туристическая индустрия: проблемы развития