Национальная туристическая индустрия: проблемы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:06, реферат

Описание работы

В XXI век туризм вошел как глобальное социально-экономическое явление, значимо влияющее на мироустройство и экономику десятков стран, как стабилизирующий фактор мирового хозяйства, способный превратить во благо географическое расположение страны и ее природно-климатические ресурсы, культурно-исторические памятники и достопримечательности, предоставить десятки миллионов рабочих мест, повысить качество жизни каждого десятого жителя земли.

Содержание

Введение
5
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ


8
1.1. Туристическая индустрия как экономическая
система

8
1.2. Типология современной туристической индустрии
16
1.3. Актуальные проблемы развития российской
национальной туристической индустрии


27
Глава 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
2.1. Исторические формы и глобальные тенденции на мировом туристическом рынке

35

35
2.2. Последствия глобализации современного туристического
производства


48
Глава 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1. Концепция конкурентоспособности страны на рынке услуг


61

61
3.2. Конкурентные позиции туристической индустрии
66
3.3. Показатели конкурентоспособности национальной
туристической индустрии на мировом рынке


76
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ



95
ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
5.1. Теоретические проблемы государственного регулирования туристической индустрии


119

119
5.2. Направления государственного регулирования
туристической индустрии

127
5.3. Саморегулирование туристического рынка и его
перспективы в условиях России

140
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ



157
Глава 7. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

7.1. Содержание и цели государственного туристического
маркетинга


178

178
7.2. Использование брендинга в продвижении национального
туристического продукта

189
7.3. Зарубежный опыт государственного туристического
маркетинга

203
Заключение
210
Литература

Работа содержит 1 файл

mono2.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

Рост иностранных инвестиций ознаменовал вторую фазу исторического развития глобализации туристического рынка, так называемую интернационализацию, означающую распространение устойчивых туристических связей (зачастую односторонних – «страна-донор – страна-реципиент»), а также тесное взаимодействие процессов туристического производства двух (или более) стран, в результате которого национальная принадлежность туристической              услуги в составе турпродукта либо размыта, либо теряется вовсе.

К международной экономической интеграции – сближению и взаимоприспособлению национальных экономик, включению их в единый воспроизводственный процесс в интернациональных масштабах – привели международное разделение труда, интернационализация капитала, НТП глобального характера, увеличение мобильности рабочей силы, повышение степени открытости национальных экономик.

Международный туризм в рамках интегрированных экономических систем отличает полное единение процессов туристического производства интегрированных стран, обеспечиваемое соответствующими внешнеполитическими и внешнеэкономическими приоритетами властей (снятие барьеров, ограничений на перемещение капитала и рабочей силы, формирование аналогичных препятствий против «третьих стран»). При этом прежнее производство туристических услуг, отвечающее представлениям классиков теорий мировой торговли, в стране – реципиенте, даже с учетом ее естественных или приобретенных преимуществ, становится невозможным без участия капиталов, рабочей силы, технологий, товаров туристического потребления из страны – донора.

Страна – донор свободно участвует, зачастую в условиях монополистической или олигополистической конкуренции в туристическом производстве страны – реципиента, обеспечивая не только рост загруженности ее туристических мощностей, но и качества ее национального туристического продукта. Параллельные усилия инвесторов из страны – туристического донора по продвижению турпродукта страны – реципиента на собственном  рынке углубляют международное разделение труда, все сильнее позиционируя одну страну как место для работы, другую – как популярную туристическую дестинацию, что существенно сказывается на повышении инвестиционной привлекательности туристической индустрии страны – реципиента.

Непосредственно глобализация стала вершиной эволюции международного туристического рынка, основными предпосылками которой явились такие следствия международной экономической интеграции как:

рост эффекта масштаба в туристическом бизнесе, становление массового характера международных поездок;

распространение информационных технологий и средств связи, формирование единого информационного поля, доступного для неограниченного количества пользователей;

появление и распространение современных средств транспорта, позволяющее сократить естественные географические преграды для развития международных туристических обменов;

резкое сокращение, благодаря передовым технологиям, транспортных и телекоммуникационных издержек, значительное снижение затрат на обработку, хранение и использование информации;

доступность и распространенность знаний и технологий создания, продвижения, продажи туристического продукта в силу популяризации образования в сфере туризма и гостиничного хозяйства;

распространение международных форм осуществления производственно-хозяйственной деятельности (ТНК): организационные формы, рамки деятельности которых выходят за национальные границы, приобретают международный характер, способствуя формированию единого рыночного пространства;

общая либерализация мировой торговли;

рост концентрации капитала в трех мировых центрах;

унификация требований и правил налогообложения, бухгалтерского учета, статистического учета и т.д.;

усиление тенденций к формированию единой системы стандартизации услуг;

рост мобильности населения планеты в силу ослабления роли привычек, традиций, социальных связей и обычаев, преодоления национальной ограниченности людей;

унификация потребительских предпочтений, повсеместная популяризация единых принципиальных основ «правильного и современного» образа жизни;

усиление роли наднациональных организаций, в том числе и занимающихся регулированием мирового туризма и международных туристических потоков.

В отечественной и зарубежной литературе известно несколько теорий, объясняющих феномен глобализации, большинство из которых исходит их максимизации прибыли как главного мотива иностранного инвестирования. Согласно одной из них условием международной миграции капитала является различие норм прибыли и ставок процента. Если бы все национальные экономики были в равной степени открыты притоку капитала, то следовало ожидать установления международной равновесной ставки процента, а компаниям было бы безразлично где вкладывать инвестиции, лишь бы предельная процентная эффективность использования капитала превышала ставку процента[27].

В действительности же существуют различного рода ограничения, большей или меньшей степени риски, которые препятствуют установлению единой процентной ставки в мире. Там, где создаются условия для свободных переливов капиталов, иностранное инвестирование происходит на тех же основаниях, что и внутреннее. Это означает, что международное движение капиталов будет продолжаться до тех пор, пока предельная фондоотдача в стране-импортере капитала и стране базирования транснациональной корпорации не станет равной. В каком количестве будет ввозиться капитал в страну, зависит от ряда факторов: размера процентной ставки, доходности инвестиций, открытости экономики, гарантий погашения долга и своевременной оплаты, величины и распределения рисков[28].

Другое объяснение феномену глобализации дает эклектическая теория интернационального производства английского экономиста Дж. Даннинга. Она называется эклектической, так как состоит из трех элементов: олигополистических преимуществ фирмы, преимуществ локализации (использования местных ресурсов и условий) и преимуществ интернализации.

Для прорыва на мировой рынок и выживания на нем компания должна располагать определенными олигополистическими преимуществами, будь то капитал, технология или управленческое мастерство. Благодаря им, компания из одной страны может иметь превосходство в производстве над местными фирмами в другом государстве и получать сверхприбыли.

Второй элемент эклектической теории – преимущества локализации. Максимизируя прибыль, фирма решает, опираться ли ей на ресурсный потенциал страны базирования или использовать ресурсы страны-импортера капитала.

В зависимости от типа интернационального производства компания получает разные преимущества локализации. При организации иностранным капиталом добычи сырья и производства материалов ТНК овладевают местными природными ресурсами. При налаживании импортозамещающего производства ТНК используют преимущества локализации, чтобы снизить свои издержки и открыть доступ к рынкам. При создании экспортных платформ, то есть организации иностранным капиталом производства готовых товаров для продажи на мировом рынке, решающими факторами их размещения является дешевизна рабочей силы и поощрения со стороны государства.

Третий элемент теории – преимущества интернализации. Понятие интернализации означает, что фирма осуществляет внешние для нее операции внутри своей структуры. Внедряясь в экономику той или иной страны, ТНК может организовывать деятельность по-разному: либо сконцентрировать все в рамках корпорации, либо иметь дело с независимыми партнерами на рынке. Следовательно, проблема интернализации сводится к выбору пути экономической экспансии – через внешнюю торговлю или посредством размещения прямых зарубежных инвестиций. В любом случае, интренализация обеспечивает стабильность предложения, она способствует установлению контроля над ценами и использованием новейших технологий, а также устранению фактора неопределенности при заключении сделок.

Некоторые специалисты объясняют феномен ТНК, опираясь на теорию жизненного цикла продукта. Согласно им компании создают интернациональные производственные системы, чтобы продлить жизненный цикл своего продукта.

Важнейшей причиной глобализации международного туризма стали усиление ценовой конкуренции и объективная необходимость оперативного получения  гарантий оказания туристических услуг на зарубежном курорте.

Минимизация  себестоимости туристического продукта требует от туроператора, во – первых, наличия оптимальных цен на туристические услуги поставщиков, во – вторых, минимальных транзакционных издержек (в том числе на международную связь, обработку документации), в – третьих, ведения грамотной политики в сфере учета, налогообложения. Как доказала практика, одновременное достижение всех трех условий минимальной себестоимости туристического продукта возможно при непосредственном участии туроператора (посредством инвестиций) в работе поставщиков туристических услуг (прежде всего, гостиничных предприятий и авиаперевозчиков).

В этом случае приобретающий черты ТНК туроператор получает ценовые конкурентные преимущества (за счет льготных тарифов собственных же туристических поставщиков), существенно сокращает транзакционные издержки (из-за отсутствия необходимости поддержания постоянного контакта, как это было бы в случае с независимым  поставщиком  туристической услуги), может вполне законно (за счет трансфертного ценообразования) уходить от налогов, показывая максимальные прибыли в странах с наиболее льготной системой налогообложения.

Рост качества туристического продукта, одной из компонент которого является гарантированность предоставления всех входящих в  туристический пакет услуг в должном объеме, обратно пропорционален количеству туристических поставщиков, услуги которых и формируют данный тур-пакет. Чем больше поставщиков вовлекает туристический оператор в организацию конкретного туристического продукта, тем  сложнее становится ему контролировать ход оказания забронированных туристических услуг, а тем более их качество. Следовательно, максимально повысить уровень качества туристических услуг можно при условии минимизации количества туристических поставщиков, к услугам которых прибегает туроператор, что становится возможным в 70-х годах прошлого века, и что также как и минимизация себестоимости туристического пакета становится первопричиной формирования глобального мирового туризма.

Приобретая или участвуя капиталом в управлении туристическими поставщиками, туроператор получает возможности тотального контроля над качеством услуг в составе турпакета, максимально увеличивает гарантии предоставления заказанных туристом услуг в должном количестве и качестве.

Таким образом, переход  международного туризма к глобальному этапу своего развития был вызван спецификой рыночной конъюнктуры конкретного исторического этапа, стремлением крупных туроператоров к минимизации себестоимости туристического пакета и повышению гарантий предоставления анонсированных туристических услуг должного качества; а также ростом инвестиционной привлекательности туристического бизнеса в силу массового характера международного туризма и возрастания эффекта масштаба в нем.

Глобальный международный туризм можно определить как социально – экономическое явление, зависящее уже не от внутригосударственных, а от внешних факторов, содержание и численность которых определяются глобальным мировым сообществом, члены которого связаны друг с другом во всех сферах общественной жизни, включая экономику, политику, идеологию, культуру, социальную сферу, экологию, безопасность.

В условиях глобализации факторы внешней среды туристического рынка условно классифицируются на глобальные и местные, причем роль первых как детерминанты развития въездного туризма в рецептивном регионе более значима и существенна. Особенности глобальных факторов внешней среды состоят в их неподконтрольности властям принимающей туристической дестинации, но в возможности их колоссального воздействия на въездной туристический поток благодаря сверхскоростному распространению информации по всей планете.

Появление глобальных факторов международного туристического рынка (капитал, торговые марки, технологии, возможности воздействия на сознание потребителей) привело к тому, что ни одна национальная туристическая экономика независимо от ее размеров и уровня развития не может стать самодостаточной, исходя из имеющихся факторов производства, не учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной деятельности (в том числе, туристических ТНК и наднациональных туристических объединений и ассоциаций).

Основными компонентами глобализации международного туризма можно назвать расширение интернациональных экономических связей  в туристическом производстве, рост интернационализации факторов туристического производства (посредством увеличения прямых и портфельных зарубежных инвестиций, обмена знаниями и технологиями, снятия миграционных ограничений, популяризации заочного образования и т.д.), распространение ТНК в туристическом бизнесе (характерными чертами которых являются взаимозаменяемость и взаимозависимость организационной структуры, их ориентация на информационные ресурсы, на рынки с высоким уровнем потребления).

Появление глобальных компаний на мировом туристическом рынке – было своеобразным ответом на усиливающуюся конкурентную борьбу, подстегиваемую распространением высоких информационных технологий, совершенствованием транспортной инфраструктуры и вовлечением в туристический оборот все большего количества стран и курортов. Туристическая компания глобального масштаба способна в деле увеличения собственной конкурентоспособности на рынке использовать преимущества, которыми обладает ни одно, а целый ряд государств, вовлеченных в поле ее деятельности. В рамках единого процесса туристического производства, создаваемого таким предприятием, успешно используются туристические ресурсы, капитал, трудовые ресурсы, технологии десятков стран и регионов. От эффективности их использования зависит власть корпорации на мировом туристическом рынке, пределы ее влияния, в конец концов, доля рынка.

Информация о работе Национальная туристическая индустрия: проблемы развития