Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:37, реферат
В XX в. артикль по-прежнему далеко не всеми лингвистами признается самостоятельной частью речи. Дж. Керм, например, не включает артикль в число перечисляемых им частей речи, а рассматривает употребление артиклей только в связи с классификацией существительных. В частности, он констатирует значимость употребления определенного артикля при именах собственных в форме множественного числа.
В XX в. артикль по-прежнему далеко не всеми лингвистами признается самостоятельной частью речи. Дж. Керм, например, не включает артикль в число перечисляемых им частей речи, а рассматривает употребление артиклей только в связи с классификацией существительных. В частности, он констатирует значимость употребления определенного артикля при именах собственных в форме множественного числа.
Кроме того, Керм отмечает у определенного артикля функцию генерализации:
In earlier centuries the Christians wore much persecuted.
Керм указывает на возможность употребления тех же существительных в форме множественного числа и без артикля, если речь идет о некоем классе, в основании которого какая-либо общая характеристика предметов:
Christians shouldn't do such things.
Керм различает обобщение и тотальность (totality), приводя в качестве примера реализации признака тотальности предложение The Cummingses have lelt town for their summer home. Отсутствие артикля при том же существительном во множественном числе увязано с идеей партитивпости [1]: You will find Cummingses active in the various benevolent activities of our city
О. Есперсен относит артикль к местоимениям и включает определенный артикль в подкласс указательных местоимений, а неопределенный - в подкласс неопределенных местоимений. Называя определенный артикль детерминирующим (the article of determination), О. Есперсен считает его показателем того, что выделено контекстом или ситуацией речи, а также показателем типического в семантике существительного: Не is quite the gentleman или генеративного: Не plays the violin. Есперсен отмечает также выделяющую функцию квалификационно-уточняющего контекста, определяющую необходимость употребления определенного артикля:
The gold that is kept in the cellars of the great hanks.
Неопределенный артикль Есперсен считает ледетерминирующим (the article of indetermination), поскольку его употребление свидетельствует об отсутствии возможности или необходимости идентификации референта. Есперсен отмечает обобщающе-генеративное употребление неопределенного артикля в случаях, когда один предмет рассматривается как представитель целого класса предметов:
A cat is not so vigilant as a dog.
Говорится также и о дистрибутивном употреблении артикля [2]:
Не lives on sixpence a day.
В современной описательно-нормативной грамматике Р. Кверка, С. Гринбаума, Дж. Лича и Я. Свартвика, основанной на анализе большого обобщенного фактического материала живой английской речи, артикль рассматривается только в тех разделах, где речь идет о классификации имен существительных и о детерминантах существительных в составе словосочетаний. Вопрос употребления артиклей увязывается с вопросом о референции имен существительных, при этом выделяется три типа референции:
Референция понимается авторами как отношение имени к объекту независимо от характера (конкретного или абстрактного) обозначаемого объекта.
Родовая и конкретная референция подразделяются на определенную (definite) и неопределенную (indefinite). Авторы считают возможным объединить все нарицательные существительные в два класса: исчисляемые (count nouns) и неисчнсляемые (noncount). Утверждается, что при определенной конкретной референции определенный артикль употребляется с существительными любой лексической группы. При неопределенной конкретной, референции с исчисляемыми существительными в единственном числе употребляется неопределенный артикль, неисчисляемые существительные и исчисляемые во множественном числе употребляются без артикля.
Конкретная референция обычно
предполагает предварительное знакомство
коммуникантов с именуемым
He looked in the paper to see what was on the radio.
Кроме того, называемые
предметы конкретны, если составляют часть
общечеловеческого опыта: the sun, the moon,
the stars, the sky. Все перечисленное делает
конкретную референцию определенной.
Средством эксплицитного
При родовой
референции возможно употребление как
определенного, так и неопределенного
артиклей, либо их отсутствие. При этом
отсутствие артикля наблюдается
при неисчисляемых
Единичная референция
свойственна именам собственным, обычно
не употребляемым с артиклями. Однако
в контексте неких
during August -- during the August of that year.
Отмечается возможность превращения имей собственных в имена нарицательные. Показателем этого является употребление существительного с тем или иным артиклем [3].
В одной из последних советских
теоретических университетских
грамматик современного английского
языка артикль рассматривается
как служебная часть речи. Выделение
артикля в самостоятельную
Употребление артиклей, таким образом, можно представить набором правил. Так, определенный артикль может употребляться и при имени предмета, не упомянутого ранее, однако тесно связанного с описываемой ситуацией. Соотнесение предметного понятия с речевой ситуацией, актуализация, отражающая субъективное задание говорящего (пишущего), выражает качество субъективности в употреблении артиклей. Отсюда вытекает их использование в художественной литературе. Так, определенный артикль при существительных в самом начале описательного текста вводит читателя как бы в знакомую обстановку.
Связь артикля с подклассами имен существительных выражается, в частности, в обычном отсутствии артиклей при именах абстрактных и вещественных (если нет при них ограничивающих определений), в неупотребимости с именами собственными, за исключением случаев выделения и обобщения. Обобщающая роль артикля отмечается и в комбинациях с существительными нарицательными. Констатируется закрепленность традицией ряда частных случаев употребления артикля [4]. Характеризуя в целом английский артикль как часть речи, И. П. Иванова, одна из авторов рассматриваемой грамматики, считает, что основная функция артикля -- быть средством ситуативной информации [4].
Артикль также отнесен к служебным частям речи, квалифицируется как самостоятельное слово, хотя и функционирующее в качестве маркера существительного. Одна из авторов этой грамматики II. В. Варгина считает возможным говорить не о пулевом артикле, а о «значащем отсутствии артикля». У артикля констатируется наличие морфологического, синтаксического и семантического признаков. Морфологический признак артикля - его роль формального показателя существительного как части речи. Синтаксическим признаком артикля является функция маркера группы существительного, осуществление им анафорической (предваряющей) и коррелятивной связей между главной и придаточной частью предложения.
Например: The man who entered the room was tall and handsome.
Семантический признак (семантическая функция) заключается в сообщении дополнительной информации о том, является ли предмет, обозначенный существительным, известным говорящему и адресату речи (идентифицированным), или он остается незнакомым (не идентифицированным).
Значение идентификации - основное для определенного артикля. Оно наблюдается при повторной номинации предмета, при наличии в контексте ограничительного определения, выделяющего предмет среди ему подобных, при обозначении единственных в своем роде предметов, оно может быть обусловлено самой ситуацией общения. Идентификация наблюдается и при обобщающем значении определенного артикля.
Основным значением
В числе теоретических университетских грамматик 80-х гг., следует упомянуть также грамматику М. Я. Блоха. В ней артикль рассматривается как особый тип вспомогательной грамматической единицы, как детерминант существительного, составляющий с ним аналитическое образование, занимающее промежуточное положение между свободным синтаксическим соединением слов и соединением грамматического аффикса со значимой основой. Определенный артикль способствует идентификации или индивидуализации референта существительного; неопределенный -- относит денотат существительного к классу подобных предметов (классифицирующая генерализация). Употребление артиклей при существительном имеет лимитирующий или описательный характер. Информация, которая передается комбинацией существительного с определенным артиклем, является отправным пунктом сообщения (темой), а в случае употребления неопределенного артикля или отсутствия артикля сообщается новая информация, существительное является коммуникативным центром предложения, т. е. ремой [6].
Интересной и сложной проблеме артикля в английском языке посвящено немало и отдельных исследований. Например, в публикации С. Р. Ахметовой артикль трактуется как специальный класс слов, существующий для выражения дейктических отношений. В этот класс входит определенный, или идентифицирующий, артикль, неопределенный, или классифицирующий, и нулевой артикль -- дейксис обобщения.
Автор констатирует необходимость изучать артикли на основе диалектического единства коллигации и коллокации, т. е. учитывая и грамматические отношения между элементами высказывания, и одновременно лексико-фразеологические связи, что можно реализовать только при анализе текста. Подчеркивается важная роль контекста в выявлении варьирования дейктических отношений. Устанавливается, что при употреблении определенного артикля (идентифицирующего) можно наблюдать соотнесенность информации с некими ограничениями по отношению к прошедшему или будущему, чему соответствует употребление изъявительного наклонения, а для употребления неопределенного артикля более естественна соотнесенность с формами сослагательного и условного наклонений [7].
Говоря о сущности артикля, А. Б. Маранцман высказывает мнение о невозможности включения английского артикля ни в разряд слов, ни в разряд морфем.
Сущность артикля в том, что он представляет собой отделенный сегмент слова или атрибутивной группы и выполняет маркирующую функцию. Это формальная примета словотипа, формотипа или синтагмотипа [8].
Большинство авторов диссертаций относят артикль к числу определителей существительного, не раскрывая понятия «определитель». При этом проблема артикля рассматривается в связи с вопросом о характере семантики существительного. Так, Л. И. Гуренко утверждает, что понятие референта относится к экстралингвистической действительности и нерелевантно для исследования функционирования языка. Релевантным является объем понятия, выражаемого существительным. Общий объем понятия, выражаемого неисчисляемыми существительными, представляет собой «неопределенную протяженность». Такое понятие не способно делиться на однородные единицы. Неисчисляемое существительное, выражающее непредельное понятие в общем объеме, оформляется нулевым артиклем:
Time passed.
Если под
влиянием ряда факторов понятие приобретает способность
делиться, создаются единицы непредельного
членения и соответствующие им неисчисляемые
существительные оформляются неопределенным
артиклем. Употребление неопределенного
артикля не связано ни с исчисляемостью/
О неопределенном артикле Т. В. Соколова высказывает другое мнение. Она также рассматривает артикль в связи с вопросом о семантике существительного и выделяет три группы имен по степени абстрагированности их значения. Автор констатирует, что функционирование неопределенного артикля обусловлено не только лингвистическими, но и различными экстралингвистическими факторами. Назначение неопределенного артикля выходит за рамки выражения грамматической категории имени. Он является элементом более широкой категории лимитативности, имеющей открытый характер. В работе подчеркивается широкое употребление неопределенного артикля с отвлеченными существительными, которые классифицируются по степени абстракции их значения.
Автор считает необоснованным говорить о семантической многозначности неопределенного артикля. Имеют место синтагматические наслоения на смысловое содержание имени как в артиклевой, так и в безартиклевой форме. Неопределенному артиклю принадлежит лишь весьма абстрактное значение «единичности». Возможность употребления неопределенного артикля с отвлеченными существительными возникает при появлении в семантике существительного смыслового оттенка «отдельности» обозначаемого состояния. Это взаимодействие семантики артикля и существительного -- фактор парадигматический. Рассматриваются факторы, способствующие этому обстоятельству, выясняются специфические смысловые оттенки «отдельности», обусловленные степенью абстракции имени. Индикаторами степени абстракции имени могут быть различные количественные и качественные лимитации, имеющие собственное выражение в семантике слов, сочетающихся с именем существительным. Например, в словосочетаниях с препозитивным атрибутом a decent (hard, comfortable) life осуществляется классификация условий жизни, наличность некоего качества. Лимитация может проявляться и в наличии корректирующей черты предельности / непредельности в семантике сочетающихся слов: to start a war, the sound of noise, etc.
Информация о работе Translation of definite and indefinite articles