Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:53, реферат
Все дело в том, что слова с латинскими корнями стали появляться в нашем языке очень давно, поэтому не удивительно, почему эти слова нам такие родные и привычные. Латинский язык начал оказывать свое влияние на словообразование у различных народов за сотни лет до нашей эры. От него пошли все романские языки: испанский, итальянский, французский, румынский, сардинский и т.д. Сильное влияние он оказал и на наш родной язык. Но прежде чем говорить о путях проникновения латинского языка в русский, необходимо вспомнить о возникновении самого латинского языка.
Вступление …………………………………………………………………………. 3 Краткий очерк истории латинского языка………………………………………... 3
Пути проникновения латинского языка в русский……………………………….8
Латинские слова в современном русском языке…………………………………13
Латинский язык – язык науки, культуры и образования………………………14
Роль латинского языка в послепетровскую эпоху……………………………...14
«Я памятник себе воздвиг…» - судьба Горациева «Памятника» в России…….16
Из истории гимназической латыни в России…………………………………….19
Роль античной культуры и литературы для развития культуры России. Европейская басня от Эзопа до Крылова……………………………………….. 21
Роль латинского языка в медицине………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………………...29
ГОУ ВПО
«Самарский государственный медицинский
университет»
Реферат
«Роль латыни в формировании живого русского
и славянской
культуры»
Выполнил студент
106 группы
лечебного факультета
Шанцын
М.М.
Научный руководитель:
Старший
преподаватель кафедры
и латинского языков
Рылкина
О.М.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление …………………………………………………
Пути проникновения латинского языка в русский……………………………….8
Латинские слова в современном русском языке…………………………………13
Латинский язык – язык науки, культуры и образования………………………14
Роль латинского языка в послепетровскую эпоху……………………………...14
«Я памятник себе воздвиг…» - судьба Горациева «Памятника» в России…….16
Из истории гимназической латыни в России…………………………………….19
Роль античной культуры и литературы для развития культуры России. Европейская басня от Эзопа до Крылова……………………………………….. 21
Роль
латинского языка в медицине……………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Латинский язык оказал огромное влияние на формирование современного русского языка. Доказательством этому служит приведенный ниже текст в котором выделены слова с латинскими корнями:
«Директор школы вручает в классе аттестаты зрелости абитуриентам, которые затем сдают экзамены в институты. Ректор университета, деканы исторического, экономического, юридического и филологического факультетов, а также профессора, доценты, доктора и кандидаты наук, работающие на кафедрах факультетов, читают студентам и аспирантам в аудиториях курсы лекций и проводят специальные семинары по литературе, истории, античной культуре, лингвистике, политической экономии капитализма и социализма и другим гуманитарным дисциплинам. В течение семестра студенты штудируют многие тома литературы, в университетской и публичной библиотеках. Во время каникул студенты посещают театры, консерваторию, цирк, слушают оперы, и классическую музыку, смотрят спектакли – комедии, драмы и трагедии, слушают программы радио и смотрят телевизор, устраивают экскурсии в музеи и другие культурные центры.»
Все дело в том, что слова с латинскими корнями стали появляться в нашем языке очень давно, поэтому не удивительно, почему эти слова нам такие родные и привычные. Латинский язык начал оказывать свое влияние на словообразование у различных народов за сотни лет до нашей эры. От него пошли все романские языки: испанский, итальянский, французский, румынский, сардинский и т.д. Сильное влияние он оказал и на наш родной язык. Но прежде чем говорить о путях проникновения латинского языка в русский, необходимо вспомнить о возникновении самого латинского языка.
Краткий очерк истории латинского языка.
Латинский язык (lingua Latina) – один из древних языков индоевропейской системы. Вместе с другими языками Италии, главные из которых окский и умбрский, он составляет так называемую италийскую группу этой системы. Название «латинский» происходит от племени латинов (Latini), жившего некогда в центре Апеннинского полуострова.
Письменные
С III в. до н. э. появляются литературные памятники латинского языка. К этому времени относится деятельность эпических поэтов Невия (274-201 гг. до н. э) и Энния (239-169 гг. до н. э.) и знаменитых комедиографов древности Плавта (ок. 250-184 гг. до н. э.) и Теренция (185-159 гг. до н.э.). Важное место в истории латинского языка занимают комедии Плавта, отразившие особенности разговорного языка (sermo vulgaris).
Архаический период истории латинского языка характеризуется энергичными процессами как в области фонетики (редукция гласных, монофтонгизация дифтонгов, явление ротацизма и др.) так и в области морфологии (становление системы склонения и спряжения и др.) В области синтаксиса архаичная латынь представляет собой этап, когда сочинительные связи преобладают над подчинительными. Словарный состав латинского языка того периода разнообразен не только в лексико-семантическом отношении, но и в словарных средствах, большинство из которых также находится в стадии становления и тщательного отбора.
Следующим периодом становления латинского языка является период «классической латыни»(I век до н.э.). За совершенство грамматики, отточенность поэтических форм, разнообразие жанров и стилистических средств он получил несколько романтическое название «золотой латыни».
Язык классического периода, составляющий предмет нашего изучения, известен очень хорошо, К этому периоду относится творчество знаменитого оратора Цицерона(106-43 гг. до н.э.), политического деятеля и историка Цезаря (106-44гг. до н. э.), поэтов Катулла (87-54 гг. до н.э.), Вергилия (70-19 гг. до н. э.), Горация (65 г до н.э.-8 г. н.э), Овидия (43 г. до н.э.-18 г. н. э.) и др. Авторы классического периода оставили потомству непревзойденные образцы поэзии и литературной прозы. Письменных свидетельств разговорного латинского языка этого периода очень мало.
Классический
Латинский язык классического периода закрепил фонетические и морфологические изменения предшествующего периода, так что система фонетики и морфологии приобрела устойчивый характер и в дальнейшей истории латинского языка подверглась лишь незначительным изменениям.
Словарный состав латинского
языка этого периода в
Послеклассическая латынь I в. н. э. называется «серебряной латынью». Наиболее известные писатели этого времени: Сенека (конец I в. до н. э.- 65 г. н. э.), Петроний (умер около 65 г. н. э.), Марциал(42-104 г. н. э.), Тацит(около 55-120 гг. н. э.), Ювенал(середина I в. н. э. - умер после 127 г. н. э.) и др. Язык этих авторов отличался от языка их предшественников главным образом некоторым своеобразием синтаксических средств, но система языка, выработанная «золотой латынью», не претерпевает изменений.
Латинский язык II-V вв. н. э. называют поздней латынью. Этот период представлен многочисленными сочинениями по истории, архитектуре, сельскому хозяйству, произведениями художественной литературы, языческой и христианской. В это время появляется много письменных памятников разговорного латинского языка, позволяющего судить о серьезных изменениях его структуры, в первую очередь об усилении аналитизма. Латинский язык становится общим не только для сложившейся итальянской народности, но и для многих других народов Европы и Апеннинского полуострова.
С падением Западной Римской империи (V в. н. э.) латинский на территории Италии и Европы продолжал существовать и в литературной, и в разговорной формах. Разговорный латинский долгое время на территории Западной Римской империи, покоренной варварами, был основным языком, хотя наряду с ним существовали и другие языки: язык варваров-покорителей и язык местного населения. Но, не смотря на большое разнообразие языков латинский язык, как язык большой традиции и культуры, остался главенствующим.
Со временем разговорный латинский язык, естественно, все более стал испытывать на себе влияние местных наречий. Это проявилось прежде всего в определенных лексических заимствованиях и в фонетическом воздействии местных языков.
Постепенно, на территории
отдельных областей Европы, входивших
в состав некогда огромной и сильной
Западной Римской империи, языки
настолько разошлись, что можно
уже говорить о формировании самостоятельных
национальных языков, для которых
латинский язык стал языком основой.
Так складываются романские языки,
получившие своё название от слова
Romanus (римский ).
Латинский язык принадлежит к италийской группе индоевропейской семьи языков. К середине первого тысячелетия до н.э. италики составляли большинство населения Апеннинского полуострова. К италийским племенам кроме латинян относились: умбры, оски, сабелы и др.
На латинском языке
Древний Латий имел такие границы: на севере –р.Тибр, на северо-востоке- южное течение р. Аниена, на востоке-Аппенинская горная цепь, на юге- гористая область вольсков и на западе- Тирренское море от Кокрейского мыса и до устья Тибра.
Долгое время латинский язык
был лишь одним из языков
полуострова, подвергаясь
Роль, которую сыграла латынь
в древней Италии, следует объяснить
экономическими, политическими и
культурными условиями
Расцвет экономики Рима и
По мере расширения римских
владений латинский язык
Греческий язык стал языком римской аристократии.
Латынь за пределами Италии.
Распространение латинского языка за пределами Италийского полуострова началось в 241 г. до н.э. и продолжалось до 106 г. н.э. в результате завоеваний римлянами огромных территорий. Латынь вводилась вначале в качестве языка победителей. Разговаривали на латинском языке прежде всего солдаты римских легионов. Римское владычество заставило побежденное население изучить латынь, так как вся административная работа велась на латинском языке. Император Веспасиан издал специальный эдикт относительно Иберийской провинции, который предусматривал, что « латинский язык вводится в исключительное официальное употребление повсюду как деловой и административный язык в городах; все жители обязывались его безусловно усвоить»
Это, конечно, относилось не только к Иберийскому полуострову, но и ко всем остальным римским провинциям.
Само собой разумеется, что при исполнении своих обязанностей магистратам всех провинций было запрещено пользоваться другим языком, кроме латинского.
Во- вторых, латынь распространялась колониями воинов-ветеранов , ушедших в отставку. Во многих местах ветераны составляли основную массу населения. Латынь в это время являлась средством общения между людьми различного этно-лингвистического происхождения
В процессе романизации определенную роль сыграли школы, где учили говорить и читать по латыни. В школах много занимались латинской грамматикой, а также каллиграфией. Ученики должны были осваивать определенные образцы письма, называемые praescripta. Римляне всячески способствовали тому, чтобы дети местного населения учились латинскому языку, так как считали школы важным способом романизации края. Когда Гней Юлий Агрикола овладел Британией, он сразу же приступил к организации школ. В 1 в.до н.э. в Испании находились школы в городах Оска, Севилья, Кордова, основанные Квинтом Серторием «для обучения гордых иберийцев», как пишет Плутарх. Публий Корнелий Тацит упоминает об известных по всей империи школах в главном городе провинции Gallia Lugdunensis – Augustodunum, где обучалась галльская молодежь. В Дакии элементарные школы были организованы в городах Сармизегетуза , Апулия.
Информация о работе Роль латыни в формировании живого русского и славянской культуры