Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:29, дипломная работа
Цель исследования: рассмотреть и обосновать методические особенности использования фразеологических конструкций как средство формирования речевых умений у учащихся на среднем этапе обучения иностранному языку.
Проблемой нашего исследования является незначительное использование фразеологических конструкций как средства формирования речевых умений на уроках иностранного языка.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы использования фразеологических конструкций как средство формирования речевых умений у учащихся на средней ступени обучения.
2. Проанализировать опыт работы педагогов по использованию фразеологических конструкций как средство формирования речевых умений.
3. Разработать фрагменты уроков с использованием фразеологических конструкций на тему "Части тела" как средство формирования речевых умений учащихся.
4. Составить методические рекомендации по использованию фразеологических конструкций.
Вывод по 1-ой главе
Единицей исследования во фразеологической системе является фразеологизм или фразеологические конструкции. Фразеологизмы используются в обыденной речи, в художественных произведениях, в публицистике. Они придают высказыванию выразительность, служат средством создания образности. Безграничный интерес привлекают вопросы происхождения и образования фразеологизмов. На протяжении многих лет фразеология занимается изучением этих вопросов.
В методической литературе
долгое время не уделялось внимания
фразеологическому аспекту
Из опыта работы педагогов Т.А. Померанцевой и О.И. Палей видно, что работа с фразеологическими конструкциями на уроках иностранного языка способствует лучшему овладению этим предметом, расширяет знания о языке и особенностях его функционирования, также способствует развитию речевых умений учащихся, через элементы фольклора, поговорок, пословиц, фразеологических конструкций дает учащимся ощущение сопричастности к другому народу.
Фразеологические единицы играют существенную роль в коммуникативном акте. Для человека изучающего иностранный язык, фразеологизмы чужого языка всегда представляют значимую трудность, особенно в том случае, если в родном языке коммуниканта нет аналогичной по образцу и значению фразеологической единицы.
Рассмотрение фразеологизмов немецкого языка обеспечивает более глубокое понимание образа, который лег в основу фразеологизма. И это важно для учебного процесса, так как с педагогической точки зрения в скрытии матировки фразеологизмов повышают уровень владения ими, обеспечивают лучшую запоминаемость, повышает интерес к языку.
ГЛАВА II. Опытно-педагогическая работа по использованию фразеологических конструкций на тему «Части тела» с целью формирования речевых умений.
2.1 Диагностика уровня
В ходе анализа теоретических исследований по проблеме использование фразеологических конструкций на тему « Части тела» с целью формирования речевых умений, мы определили, что именно фразеологические конструкции способствуют в большей степени реализации формирования речевых умений. Для того, что бы предложить разработку фрагментов уроков, способствующих формированию речевых умений, нам показалось целесообразным выявить уровень сформированности речевых умений учащихся 8-х классов, а также проанализировать опыт работы учителей по использованию фразеологических конструкций на уроках иностранного языка с помощью таких методов как анкетирование, наблюдение, беседа.
Для того, чтобы достаточно полно проанализировать опыт педагогов, нами была составлена анкета с вопросами и проведено анкетирование учителей иностранного языка. В анкетировании принимали участие 10 учителей станицы Ленинградской и станицы Павловской.
Анкетирование – это метод сбора исследуемых данных, основанных на опросе испытуемых с помощью анкет.
Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленную тему.
Целью анкетирования явилось выявление уровня использования фразеологических конструкций на уроках иностранного языка для формирования речевых умений у учащихся на среднем эапе обучения иностранному языку.
Учителям были предложены следующие вопросы:
Качественный анализ проведенного анкетирования учителей.
Таблица № 1.
Ф.И.О. учителей |
Номера анкеты и варианты ответов | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1. Ирина Викторовна |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
2. Оксана Геннадьевна |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
3. Ирина Николаевна |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
4. Ренат Евгеньевич |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Да |
5. Татьяна Васильевна |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Да |
6. Надежда Геннадиевна |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
7. Раиса Николаевна |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
8. Татьяна Александровна |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
9. Вероника Анатольевна |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Да |
10. Юлия Витальевна |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Да |
Таблица № 2.
Анкетирование учителей.
Номера вопросов и варианты ответов анкеты.
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||||
Процентное соотношение ответов |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
20% |
80% |
100% |
0% |
20% |
80% |
100% |
0% |
60% |
40% |
Анализируя ответы учителей можно сделать следующий вывод: не все учителя осуществляют формирование речевых умений. В связи с этим часто возникают трудности овладения иностранным языком, что влияет на эффективность обучения. Отсюда следует, что учителя используют фразеологические конструкции на своих уроках для формирования речевых умений в недостаточной мере.
Исходя из анализа результатов таблицы № 1 и № 2, следует отметить, что не все учителя осуществляют формирование речевых умений учащихся с помощью фразеологических конструкций. Лишь 40% опрошенных учителей используют различные фразеологические конструкции на уроках иностранного языка для формирования речевых умений. 60% опрошенных учителей данной работы не осуществляют.
На третий вопрос лишь 20% ответили положительно. Следовательно, 80% учителей не используют фразеологические конструкции с целью формирования речевых умений у учеников. По нашему мнению большое внимание следует уделять формированию у учащихся не только речевых умений, но и навыков овладения иностранным языком с помощью фразеологических конструкций.
На вопрос о эффективности использования фразеологических конструкций при формировании речевых умений учащихся опрошенные учителя (100%) ответили, что считают эффективным, но используют достаточно редко или только для фонетической зарядки.
При ответе учителей на пятый вопрос было выявлено, что 60% опрошенных учителей считают, что у учащихся вызывает интерес изучение фразеологических конструкций, так как это помогает ознакомлению с культурой. 40% опрошенных учителей считают, что знакомство с фразеологическими конструкциями не вызывает большого интереса у учащихся.
Согласно результатам опроса следует отметить необходимость использования фразеологизмов на уроках немецкого языка с целью формирования речевых умений. Также можно сказать, что использование нетрадиционных форм работы с фразеологизмами способствует повышению речевых умений учащихся.
Поэтому следующим этапом нашей опытно-педагогической работы было проведение наблюдения с целью определения уровня сформированности речевых умений учащихся восьмых классов.
Наблюдение – это организованное и целенаправленное восприятий различных явлений и фактов, характеризующих поведение человека в естественных условиях. Наблюдение проводилось в средних школах №2, 13, 12 ст. Ленинградской в восьмых классах. Наблюдением было охвачено 10 человек. Проанализировав данные нашего наблюдения, следует отметить, что на уроках учителя редко используют фразеологизмы и у учащихся работа с фразеологизмами и пословицами на уроках иностранного языка вызывает трудности, хотя этот вид работы для них интересен.
Диагностика уровня
сформированности речевых умений учащихся
проводилось в форме
Итак, прежде чем перейти к анализу проведенного тестирования, нам показалось целесообразным определить уровни сформированности речевых умений:
- высокий уровень
- средний уровень
-низкий уровень
Высокий уровень – учащиеся относительно самостоятельно общаются в конкретных разговорных ситуациях, автоматически и своевременно используют фразеологические конструкции своего речевого запаса, понятие смысла и содержания не вызывает у них трудностей. Высокий уровень в количественном отношении соответствует отметке – 5.
Средний уровень – учащиеся используют для общения некоторые фразеологические конструкции, учатся понимать в более полной мере содержание и смысл. Данный уровень соответствует отметке – 4.
Низкий уровень – учащиеся практически не используют фразеологические конструкции, и общение проходит по образцу с использованием односложных ответов, поверхностно понимают содержание. Низкий уровень в количественном отношении соответствует отметке – 3.
Результаты тестирования представлены в таблице № 3.
Ф.И.О |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
1. Алена Т. |
+ |
||
2. Валя И. |
|
|
+ |
3. Света М. |
+ | ||
4. Коля П. |
+ | ||
5.Андрей Ш. |
+ |
||
6. Леша С. |
+ | ||
7. Оля Т. |
+ |
||
8. Настя У. |
|
+ | |
9. Лена С. |
+ | ||
10. Оля К. |
+ |
Проверка работ учащихся дола нам следующие результаты: 4 учащихся получили отметку 4, что составляет 40 %, работы 6-ти учеников были оценены на 3. что составляет 60%. Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что преобладающим уровнем сформированности речевых умений является низкий уровень и частично средний. Видна практическая необходимость увеличения объема используемых фразеологических единиц .
Проанализировав результаты анкетирования. Тестирования и наблюдения мы пришли к выводу, что фразеологические единицы используются в недостаточной степени. Исходя из результатов наблюдения и анкетирования учителей видно, что использование фразеологических конструкций на уроках немецкого языка очень не значительно. По результатам тестирования учеников видно, что отсутствие фразеологических конструкций влияет на уровень сформированности речевых умений. Таким образом, свою дальнейшую деятельность мы видим в том, чтобы повысить уровень сформированности речевых умений по средствам использования фразеологических конструкций.
2.2. Методические рекомендации по
формированию речевых умений
с помощью фразеологических
В практике многих учителей используются однообразные виды работы с пословицами и фразеологизмами. Как показали результаты нашего анкетирования, учителя используют пословицы и фразеологизмы на начальном этапе урока, то есть на фонетической зарядке. Это не достаточно способствует формированию речевых умений у учащихся.
Фразеологические конструкции и пословицы - это благодатный материал, используемый в обучении. Трудно отыскать курс немецкого языка, который обходился бы без их помощи. Пословицы и фразеологические конструкции, как единое целое, охватывают большую часть человеческого опыта. Благодаря обобщенному характеру пословиц и фразеологизмов их можно использовать, обучая искусству иносказания, именно иллюстрировать свою мысль и обобщать ее в краткой форме. Пословицы и фразеологизмы в процессе обучения иностранному языку действительно повышают интерес, мотивацию к обучению немецкого языка, а также способствуют формированию речевых умений.
В рамках проведения исследования нами были апробированы разнообразные виды работы с пословицами и фразеологическими конструкциями на уроках немецкого языка. При подготовке заданий к пословицам и фразеологизмам мы исходили из анализа проведенного нами исследования в 8 «А» классе СОШ № 12 ст. Ленинградской.
Цель нашего исследования - рассмотреть и проверить методическую целесообразность использования фразеологических конструкций как средство формирования речевых умений у учащихся на среднем этапе обучения иностранного языка, определить эффективность работы с пословицами и фразеологизмами на различных этапах урока иностранного языка.