Нетрадиционные уроки как условие активизации познавательной деятельности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:59, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: теоретическое обоснование, разработка и организация нетрадиционных уроков иностранного языка, и доказательство того, что применение нетрадиционных уроков иностранного языка способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………....3
1.ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………………….....7
1.1. Познавательные процессы…………………………………………………......9
1.2. Формы организации познавательной деятельности учащихся…………..…16
1.3. Активизация познавательной деятельности учащихся……………………..21
1.3.1. Уровни познавательной активности учащихся…………………..………..24
1.3.2 Принципы активизации познавательной деятельности учащихся……….27
1.3.3. Методы активизации познавательной деятельности учащихся……...…...30
1.3.4. Условия активизации познавательной деятельности учащихся………….32
1.4. Нетрадиционные уроки как одно из условий активизации познавательной деятельности учащихся…………………………………………………………….38
2 ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
2.1. Проведение первичного исследования……………………………………….59
2.2. Разработка и организация уроков…………………………………………….64
2.3. Проведение повторного исследования учащихся …………………………..68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………….73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….....76
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом готовый распечатать!!!.doc

— 566.00 Кб (Скачать)

 

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» Р.С. Немов.

(Приложение 5).

            Цель: определение уровня зрительного восприятия.

Место: МОУ СОШ №2.

Время: период аттестационной (преддипломной) педагогической практики.

          Участники: учащиеся 5б класса

Обработка результатов: учащимся было 3 рисунка, на которых нужно найти «спрятанные» предметы. Оценка результатов проводилась по количеству правильно найденных рисунков и времени выполнения задания.

К.А– очень высокий уровень;

Д.А – очень высокий уровень;

М.М – высокий уровень;

Б.И – очень высокий уровень;

К.Н – средний уровень;

Ф.С – очень высокий уровень;

П.И – высокий уровень;

Б.Н – очень высокий уровень;

Е.И – высокий уровень;

С.Н – очень высокий уровень;

Г.С – очень высокий уровень;

Я.К – высокий уровень;

К.Д – очень высокий уровень;

С.П – высокий уровень;

С.Л – очень высокий уровень;

С.Р – очень высокий уровень;

П.А – очень высокий уровень;

К.А – средний уровень.

Таким образом, 61% учащихся имеют очень высокий уровень зрительного восприятия, 28% учащихся имеют высокий уровень зрительного восприятия и 11% учащихся имеют средний зрительного восприятия.

 

 

2.2.           Разработка и организация уроков

 

В результате первичного исследования учителя и учащихся было определено, что в классе возможно применение нетрадиционных уроков. У учащихся уже имеется определенный опыт участия в таких уроках, так как учитель на уроках иностранного языка применяет такие уроки в своей профессиональной деятельности. Был определен уровень познавательной активности у учащихся, уровень внимания, уровень зрительного восприятия.

С целью повышения уровня познавательной активности, повышения уровня внимания, а также повышения уровня зрительного восприятия, были разработаны и проведены нетрадиционные уроки иностранного языка в данном классе. Основным видом нетрадиционных уроков, которые были проведены, был выбран урок-презентация. Данный вид нетрадиционных уроков является  актуальным для учеников, так как учитель начал применять этот вид недавно. Также основным направлением урока-презентации в области активизации познавательной деятельности является развитие внимания и восприятия, т.е. по проведении уроков можно будет адекватно оценить результат.

Уроки-презентации были проведены по темам: «Colours and Clothes» и

“Can and Must”. (Приложение 6).

Самоанализ урока 1.

Урок был проведен в 5б классе, данный класс выделяется особой активностью, уровень подготовки в классе средний. Урок был посвящен введению новой лексики по темам «Цвета» и «Одежда». По окончании урока учащиеся должны были усвоить новую лексику и научиться использовать её в речи при описании одежды. В начале урока учащимся были сообщены цели и задачи урока, обозначены основные направления работы на уроке.

Урок состоял из следующих этапов:

      организационный момент;

      целепологане;

      речевая зарядка;

      проверка домашнего задания;

      введение новой лексики и её отработка в речи;

      подведение итогов;

      домашнее задание.

Применение на уроке мультимедийной презентации оживило урок. Презентация выступала в качестве хорошего наглядного материала в начале урока и в качестве дидактического материала в дальнейшей части урока. Во время введения новой лексики учащиеся  с помощью картинок в презентации сами называли цвета и одежду. Хорошая наглядность в виде презентации способствовала развитию внимания у учащихся. Этот фрагмент урока выделялся яркостью и оживленностью учащихся. На этапе отработки новой лексики учащимся предлагалось задание ответить на вопросы «What is it?” “What colour is it?” на экране появлялись картинки с одеждой. Учащиеся вели себя активно, на вопросы отвечали с удовольствием, задавали вопросы учителю, проявляли инициативу. Домашнее задание учащихся также имело нестандартный характер. Учащимся было предложена раскраска, в которой нужно было раскрасить различную одежду в разные цвета, следуя предложениям. Домашнее задание было направлено на закрепление учащимися полученных на уроке знаний, а также на развитие творческих способностей. Познавательные процессы, такие как внимание, мышление, память также развивались в процессе выполнения задания.

Все занятие прошло в благоприятной эмоциональной атмосфере. Во  время проведения урока проявлялась заинтересованность учащихся, это выражалось в том, что учащиеся задавали вопросы, активно участвовали в выполнении заданий. Рефлексия в конце урока показала, что проведенный урок понравился учащимся, учащиеся ушли с урока с хорошим настроением. Цели и задачи урока были достигнуты. Учащиеся познакомились с новой лексикой и отработали ее в речи.

Самоанализ урока 2.

              Данный урок бы   проведен в 5 классе. Это был заключительный урок по двум грамматическим темам. Урок стоял из следующих этапов:

      организационный момент;

      целепологание;

      речевая зарядка;

      проверка домашнего задания;

      актуализация глаголов “can, must”;

      физкультминутка;

      контроль знаний;

      подведение итогов.

В начале урока учащимся были сообщены цели и задачи урока, а также определен ход работы. Во время проведения урока учащимся были предложены различные задания. В первом задании учащимся предлагалось составить правила поведения в  школе по картинкам на проекторе. Данное задание требовало от учащихся определенных знаний по темам. Во время выполнения задания у учащихся формировалось догадка, развивалось мышление  и внимание. В следующем задании учащимся предлагалось ответить на вопросы придуманного мальчика. Воображаемый диалог способствовал развитию познавательного интереса у учащихся, кроме того развивалась быстрота реакции. В следующем задании учащимся предлагалось поставить картинки в правильном порядке по прочитанному тексту. Благодаря красочным картинкам внимание учащихся не переключалось на какие-то посторонние вещи. Учащиеся активно участвовали в выполнении всех заданий, с радостью отвечали на вопросы. Данные задания способствовали повышению уровня познавательной активности, развитию таких познавательных процессов как внимание, память, мышление. В конце урока учащимся была предложена проверочная работа, по результатам которой можно было судить об уровне усвоения учащимися знаний. Все учащиеся получили хорошие оценки. По окончании урока была проведена рефлексия, которая показала, что учащимся понравился урок. Поставленные цели и задачи в начале урока были достигнуты.

Также были проведены уроки с элементами нетрадиционных уроков. В ходе проведения уроков были использованы различные игры типа:

  придумай вредные советы;

  отгадайте что это и какого цвета?;

  отгадайте одноклассника по описанию его одежды;

  скажи какой цвет тебе нравится, и я расскажу про тебя;

  найдите слова среди букв.

Данные игры были направлены на развитие творческих способностей учащихся, закрепление изучаемого материала, развитие познавательных таких познавательных процессов, как мышление, внимание, память,  воображение.

Домашние задания учащихся также носили нетрадиционный характер. Учащимся предлагалось: раскрасить раскраску, найти страноведческую информацию и подготовит доклад. Данные задания носили познавательный характер, во время выполнения которых у учащихся развивались творческие способности, повышался уровень познавательной активности, развивались познавательные процессы.

После проведения уроков было проведено повторное исследование учащихся.

 

 

2.3.организация и анализ повторного исследования  учащихся

 

 

Тестовая карта диагностики уровней познавательной активности:

            Цель: определение уровня познавательной активности учащихся.

Место: МОУ СОШ №2.

Время: период аттестационной (преддипломной) педагогической практики.

          Участники: учащиеся 5б класса

Обработка результатов: учащимся было предложено 6 вопросов для определения уровня познавательной активности в области иностранного языка.

К.А: 4 – высокий уровень;

Д.А: 3,5 – высокий уровень;

М.М: 3,5 – высокий уровень;

Б.И: 4 – высокий уровень;

К.Н: 3,5 – высокий уровень;

Ф.С: 4,5 – высокий уровень;

П.И: 4 – высокий уровень;

Б.Н: 3,5 – высокий уровень;

Е.И: 3,5 – высокий уровень;

С.Н: 2,5 – средний уровень;

Г.С: 2,8 – высокий уровень;

Я.К: 3 – средний уровень;

К.Д: 3,1 – средний уровень;

С.П.: 2,7 – средний уровень;

С.Л: 3 – средний уровень;

С.Р.: 2,5 – средний уровень;

П.А: 3,5 – средний уровень;

           К.А: 2,1 – средний  уровень

 

Вывод: По результатам диагностики: 56% учащихся имеют высокий уровень  познавательной активности, у 44% - средний уровень учащиеся с низким уровнем познавательной активности не выявлены. В сравнении с результатами первичного исследования процент учащихся с высоким уровнем познавательной активности увеличился на 6%, количество учащихся с средним уровнем не изменилось, учащиеся с низким уровнем познавательной активности не выявлены. (Приложение 7).

Методика изучения уровня внимания П.Я. Гальперина и С.Л. Кабылицкой

            Цель: определение уровня внимания учащихся.

Место: МОУ СОШ №2.

Время: период аттестационной (преддипломной) педагогической практики.

          Участники: учащиеся 5б класса

Обработка результатов: учащимся было предложено 10 предложений содержащих различенные ошибки. Задача учащихся состояла в том, чтобы найти ошибки и исправить их.

0 - высший уровень внимания;

1-2 ошибки - средний;

3 ошибки и более - низкий.

 

К.А– высший уровень;

Д.А – высший уровень;

М.М – высший уровень;

Б.И – высший уровень;

К.Н – средний уровень;

Ф.С – высший уровень;

П.И – высший уровень;

Б.Н –высший уровень;

Е.И –высший уровень;

С.Н – высший уровень;

Г.С – средний уровень;

Я.К – высший уровень;

К.Д – средний уровень;

С.П – высший уровень;

С.Л – высший уровень;

С.Р – средний уровень;

П.А – высший уровень;

К.А – средний уровень.

Вывод: По результатам повторного проведения исследования 78% учащихся имеют высший уровень развития внимания и 22% - средний уровень развития внимания. В сравнении с первичным исследованием количество учащихся с высшим уровнем внимания увеличился на22%, количество учащихся с средним уровнем внимания уменьшился на 22%. (Приложение 8).

 

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» Р.С. Немова.

            Цель: определение уровня зрительного восприятия.

Место: МОУ СОШ №2.

Время: период аттестационной (преддипломной) педагогической практики.

          Участники: учащиеся 5б класса

Обработка результатов: учащимся было 3 рисунка, на которых нужно найти «спрятанные» предметы. Оценка результатов проводилась по количеству правильно найденных рисунков и времени выполнения задания.

К.А– очень высокий уровень;

Д.А – очень высокий уровень;

М.М – высокий уровень;

Б.И – очень высокий уровень;

К.Н – очень высокий уровень;

Ф.С – очень высокий уровень;

П.И – высокий уровень;

Б.Н – очень высокий уровень;

Е.И – высокий уровень;

С.Н – очень высокий уровень;

Г.С – очень высокий уровень;

Я.К – высокий уровень;

К.Д – очень высокий уровень;

С.П – очень высокий уровень;

С.Л – очень высокий уровень;

С.Р – очень высокий уровень;

П.А – очень высокий уровень;

К.А – средний уровень.

Вывод: по результатам повторного исследования учащихся 66% учащихся имеют очень высокий уровень зрительного восприятия, высокий уровень имеют 28%, средний уровень- 6%. В сравнении с результатами первичного исследования количество учащихся с очень высоким уровнем зрительного восприятия увеличился на 5%, количество учащихся с высоким уровнем зрительного восприятия не изменилось, количество учащихся с средним уровнем зрительного восприятия уменьшился на 5%. (Приложение 9).

Информация о работе Нетрадиционные уроки как условие активизации познавательной деятельности учащихся