Нетрадиционные уроки как условие активизации познавательной деятельности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:59, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: теоретическое обоснование, разработка и организация нетрадиционных уроков иностранного языка, и доказательство того, что применение нетрадиционных уроков иностранного языка способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………....3
1.ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………………….....7
1.1. Познавательные процессы…………………………………………………......9
1.2. Формы организации познавательной деятельности учащихся…………..…16
1.3. Активизация познавательной деятельности учащихся……………………..21
1.3.1. Уровни познавательной активности учащихся…………………..………..24
1.3.2 Принципы активизации познавательной деятельности учащихся……….27
1.3.3. Методы активизации познавательной деятельности учащихся……...…...30
1.3.4. Условия активизации познавательной деятельности учащихся………….32
1.4. Нетрадиционные уроки как одно из условий активизации познавательной деятельности учащихся…………………………………………………………….38
2 ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
2.1. Проведение первичного исследования……………………………………….59
2.2. Разработка и организация уроков…………………………………………….64
2.3. Проведение повторного исследования учащихся …………………………..68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………….73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….....76
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом готовый распечатать!!!.doc

— 566.00 Кб (Скачать)

Таким образом, результаты теоретического исследования были подтверждены практическим исследованием. По проведению уроков у учащихся наблюдается положительная динамика развития познавательных процессов, таких как внимание и зрительное восприятие. На результаты повторной диагностики также оказал влияние тот фактор, что учащиеся видели задания для выполнения  второй раз. Уровень познавательной активности также повысился. Следовательно, можно говорить о том, что нетрадиционные уроки являются одним из условий активизации познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В процессе исследования для данной выпускной квалификационной работы был определен предмет, объект.

В процессе теоретического исследования: были выделены основные понятия и термины; раскрыты основные познавательные процессы; рассмотрен процесс активизации познавательной деятельности, его принципы, методы и условия.

Активизация познавательной деятельности это такая организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого.

Целью активизации познавательной деятельности учащихся выступает формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Условиями активизации познавательной деятельности являются:

      создание в обучении ситуаций успеха;

      побуждение учащихся задавать вопросы учителю, товарищам; развитие на уроках коллективного анализа процесса и результатов работы отдельных учащихся;

      практикование индивидуальных заданий, требующих знания, выходящие за пределы программы;

      использование широкого кругозора отдельных учащихся в интересующей их области, как дополнительный источник для других;

      рекомендация дополнительной литературы; понимание учителем существования различных стилей познания учеников и в выборе различных форм и методов взаимодействия  с ними;

      создание благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию информации;

      использование творческих заданий с нестандартными формулировками;

      применение нетрадиционных уроков.

Активизация познавательной деятельности требует таких форм обучения, методов и приёмов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.

Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление, внимание. Использование нетрадиционных подходов является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Нетрадиционные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление уроком.

Выводы теоретического исследования были подтверждены практическим исследованием. По результатам практического исследования уровень познавательной активности, уровень внимания, уровень зрительного восприятия учащихся после проведения нетрадиционных уроков повысился. Таким образом, можно говорить о том, что нетрадиционные уроки являются одним из условий активизации познавательной деятельности учащихся. Гипотеза исследования была доказана. Цель данной выпускной квалификационной работы: «теоретическое обоснование, разработка и организация нетрадиционных уроков иностранного языка, и доказательство того, что применение нетрадиционных уроков иностранного языка способствует активизации познавательной деятельности учащихся» была достигнута. Поставленные задачи были решены:

  была подобрана литература по данной теме и проанализированы источники информации;

  был проведен анализ основных понятий;

  был исследован и проанализирован опубликованный педагогический опыт по данной проблеме.

  были определены основные направления в работе;

  были проведены первичные исследования;

  были разработаны и организованы нетрадиционные уроки;

  был проведен анализ собственного опыта использования нетрадиционных уроков как условия активизации познавательной деятельности учащихся;

  были проведены повторные исследования учащихся;

  были сделаны общие выводы.

Данная выпускная квалификационная работа может использоваться преподавателями и студентами, изучающими иностранный язык в качестве дополнительного материала при разработке и организации уроков.

Материал выпускной квалификационной работы будет полезен в будущей профессиональной деятельности.

 

 

 

Литература

 

 

1.      Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. М., 1991.

2.      Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: практ. Пособие. -2-е изд., испр. и доп.- М: АРКТИ, 2008.

3.      Добролюбова Л.Л., Активизация познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы преподавания. Новосибирск., 2008.

4.      Дружинина В. «Психология». Учебник нового века». «Питер»,2000.

5.      Кульневич С.В., Лакоценина Т.П., Совсем необычный урок: практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших пед. учебных заведений, слушателей ИПК.- Ростов-на-Дону, 2001.

6.      Кульневич С.В. современный урок. Часть 1;науч.-практ. Пособие- Ростов Н/Д.: Учитель, 2005.

7.      Научный журнал «Современные проблемы науки и образования» №3 2009 год;

8.      Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист. 1992. — № 2. 

9.      Педагогическая энциклопедия: В 3 т. / Под ред. А.Г.Калашникова; При участии М.С.Эпштейна. - М.: Работник просвещения, 1927-1930.

10. Пидкасистый П.Н. Педагогика: Учеб, пособие для студентов пед. ВУЗов и колледжей.-М., 2004.

11. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 2001, № 2.

12. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 1991, № 2.

13. Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. М., 1990.

14. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб.для студ.выс.и сред. учеб. заведений/ С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под редакцией С.А.Смирнова.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.

15. Ситаров В.А. Дидактика: учебное пособие для студентов высш. пед. Заведений: - М., 2004.

16. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – М.:Юристь, 1997.

17. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.

18. http://www.uchebnikfree.com/page/uchpidkasistij/ist/ist-4--idz-ax235--nf-49.htm l

19. http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0

20. http://ic.kemsu.ru/school70/docs/forms_cognitive_activity.doc

21. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00020449_0.html

22. http://referat.yabotanik.ru/pedagogika/aktivizaciya-poznavatelnoj-deyatelnosti-uchashhihsya/8973/9397/page3.html

23. http://bio.metodist.ru/cor1/metodica/mevop.htm

24. http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0

25. http://www.uchebnikfree.com/page/uchpidkasistij/ist/ist-4--idz-ax235--nf-49.htm l

26. http://festival.1september.ru/articles/312615/

27. http://www.koob.ru/mesheryakov_b/bolshoy_psihologicheskiy_slovar

     28. http://www.matriz.ru/ru/section.php?docId=4533

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

СХЕМА РАБОТЫ В РАЗЛИЧНЫХ ПАРАХ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Тестовая карта диагностики уровней познавательной активности учащихся И.Н Кесаревой, адаптированная для уроков иностранного языка.

 

БЛАНКИ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ.

 

 

 

 

 

             


              ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

ПЛАНЫ ПРОВЕДЕННЫХ УРОКОВ

 

              План урока 1

Тема: «Don’t dust my computer, please! »

Класс:5б

Цель: актуализация знаний по теме «местоимения в объектном падеже»

Задачи:

      практиковать учащихся в употреблении местоимений в объектном падеже;

      ввести и отработать новый лексический материал;

      практиковать учащихся в составлении предложений в повелительном наклонении и просьб.

Оборудование: карточки с местоимениями в именительном и объектном падежах, доска.

 

Ход урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

 

 

 

 

Целепологание

 

 

 

 

 

 

 

Речевая зарядка

 

 

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация материала предыдущего урока

 

 

 

 

 

 

Введение  и отработка новых лексических единиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дача домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

1 мин

 

 

 

 

2мин

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин

Stand straight! Hello, kids! Sit down, please! I’m glad to see you!

 

 

So, kids, plan for today!

Today we continue to work with pronouns in objective case. We’ll learn new words. Do some exercises and play a little!

 

 

So, kids listen to me and repeat after me. Work, word, world, ask me please, phone him please, write him please, ask Tom, listen to us, read them please, washed it, give it to me! Good for you!

 

 

Let’s review the pronouns in objective case. Open your books on page 124. Let’s read them turn by turn. Good for you!

Now let’s check up your homework. Misha , start please.

 

 

 

 

 

Good for you! Now look at the blackboard. There are pronouns in nominative case and in objective case. (приложение 1) Let’s match them.

Let’s write them in your copybooks.

 

 

Open your books on page 127 ex. Number 2. read after me! To dust, to open, to come, to look, to take, to close, rule, tick.

Now let’s read the rules of Misha’s room and translate them. Turn by turn.

 

 

 

 

 

 

 

Do you like Misha’s rule?

 

 

  повторить глаголы из предыдущего урока.

  придумать 5 вредных советов.

  подготовиться к проверочному тесту.

 

 

 

 

 

 

So we had a good lesson! Your marks are…….

 

Hello, teacher! We are glad to see you too!

 

 

 

 

 

Учащиеся слушают учителя.

 

 

 

 

 

Учащиеся повторяют за учителем.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся читают местоимения по очереди.

1.      say hello, please;

2.      answer her, please;

3.      write him please;

4.      give them a book;

5.      Read it, please.

 

 

Учащиеся, соотнося местоимения в именительном падеже с местоимениями в объектном падеже.

 

 

 

Читают вслед за учителем.

 

Don’t help me with my homework;

Don’t dust my computer, please;

Don’t open the window;

Don’t walk with my dog;

Don’t close the door;

Don’t look at my toys, please;

Don’t take my books.

Yes, I do; No, I don’t.

 

 

 

Записывают задание в дневник.

 

 

 

 

 

В оставшееся время учащиеся играют в игру «глухие телефончики».

 

 

 

 

План урока 2

Тема: "My T-shirt is yellow"

Класс:5 б

Цель: Знакомство с новой лексикой и её отработка

Задачи:

        познакомить с лексикой на темы: «Одежда», «Цвета», обеспечить отработку лексики, описывая одежду.

        познакомить с национальным костюмом шотландцев.

        формировать навыки чтения, фонетические навыки.

        развивать творческий потенциал учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, раскраски.

 

Ход урока

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

 

 

 

 

Целепологание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевая зарядка

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов теста

 

 

 

 

 

 

Введение новой лексики и её отработка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

 

 

 

 

Дача домашнего задания

 

 

 

 

 

Подведение итогов

1 мин

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

15 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

Stand straight! Hello, kids! Sit down, please! I’m glad to see you!

 

It’s time to start. The theme of our lesson is "My T – shirt is yellow". And we are going to learn the words on the topics "Colors", "Clothes" and we will learn to describe clothes, we'll do different exercises and playing games.

 

 

What date is it today? What day of the week is it today? What’s the weather like today? Is it sunny? Is it windy?

 

 

 

Учитель выдаёт учащимся их работы. Сообщает оценки за тест. Объясняет, как можно исправить оценку, если это необходимо.

 

 

 

Вниманию учащихся представляется электронная  презентация.

Слайд 1 Colors. Listen to me and repeat after me Yellow, blue, white, black, red, green, brown, grey, pink, purple, light blue. Now let’s read it and translate turn by turn. Dima start please. And now let’s read it once again. Now let’s read it and translate turn by turn

 

Слайды 2-13 Clothes. Look at the pictures and try to guess the meaning of the word.  Listen to me and repeat after me. Dress, boot, sock, T – shirt, skirt, shirt, trainers, cap, jeans, rucksack, sweater. Now let’s read it and translate turn by turn. And now all together.

 

Слайды 13-20

Let’s play a little. I’ll show you the pictures and you should say what it is and what color is it.

 

 

It is time to listen to you. Nаstya, tell us please about national clothes of Scotland.

 

 

Каждому учащемуся выдаётся раскраска с картинками одежды, рядом предложения следуя которым нужно раскрасить одежду.

 

 

We had a very interesting lesson! I think you are happy! Your marks are ……

The lesson is over! Good bye!

Hello, teacher! We are glad to see you too!

 

 

Учащиеся слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Today is the 26th of February. It is Friday today. It is cold ad snowy. 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся просматривают свои работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют за учителем

 

 

Читают по очереди

Хоровое проговаривание

 

 

 

Повторяют за учителем

 

 

 

Читают по очереди

Хоровое проговаривание

 

 

 

It is jeans and it is blue. It is sweater and it is red…….

 

 

 

Учащиеся представляют свои доклады о Шотландской национальной одежде.

 

 

 

Записывают задание в дневник

 

 

 

 

 

 

Good bye!

Информация о работе Нетрадиционные уроки как условие активизации познавательной деятельности учащихся