Нетрадиционные уроки как условие активизации познавательной деятельности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:59, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: теоретическое обоснование, разработка и организация нетрадиционных уроков иностранного языка, и доказательство того, что применение нетрадиционных уроков иностранного языка способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………....3
1.ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………………….....7
1.1. Познавательные процессы…………………………………………………......9
1.2. Формы организации познавательной деятельности учащихся…………..…16
1.3. Активизация познавательной деятельности учащихся……………………..21
1.3.1. Уровни познавательной активности учащихся…………………..………..24
1.3.2 Принципы активизации познавательной деятельности учащихся……….27
1.3.3. Методы активизации познавательной деятельности учащихся……...…...30
1.3.4. Условия активизации познавательной деятельности учащихся………….32
1.4. Нетрадиционные уроки как одно из условий активизации познавательной деятельности учащихся…………………………………………………………….38
2 ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
2.1. Проведение первичного исследования……………………………………….59
2.2. Разработка и организация уроков…………………………………………….64
2.3. Проведение повторного исследования учащихся …………………………..68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………….73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….....76
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом готовый распечатать!!!.doc

— 566.00 Кб (Скачать)

8. В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если конечно оно не несет смысловую нагрузку, так как музыка будет сильно отвлекать и рассеивать внимание — трудно одновременно слушать лектора и музыку. В принципе тоже относится и к анимационным эффектам: они не должны использоваться как самоцель. Не стоит думать, что чем больше различных эффектов — тем лучше. Чаще всего неудобочитаемые быстро появляющиеся и сразу исчезающие надписи не вызывают ничего кроме раздражения. Анимация допустима либо для создания определенного настроения или атмосферы презентации (в этом случае анимация тем более должна быть сдержанна и хорошо продумана), либо для демонстрации динамичных процессов, изобразить которые иначе просто не возможно (например, для поэтапного вывода на экран рисунка).

9. Если презентация предназначена только для показа (не для печати), то целесообразно «сжимать» картинки до экранного разрешения (76 точек на дюйм), а также использовать рисунки в формате джипег (расширение «.jpg»). Это уменьшит объем презентации и значительно ускорит и упростит работу.

Уроки - презентации помогают решить следующие дидактические задачи:

·   усвоить базовые знания по предмету;

·   систематизировать усвоенные знания;

·   сформировать навыки самоконтроля;

·   сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;

·   оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. [25].

Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

              Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект:  восприятие  учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный  аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи. [25].

Таким образом, наиболее известными видами нетрадиционных уроков являются: урок-игра, урок–спектакль, урок–праздник, видеоурок, урок–экскурсия, урок – интервью, урок-презентация. Более новым и актуальным в наше время является урок-презентация.

В результате теоретического исследования можно сделать следующие выводы:

      понятия «познавательная деятельность» и «познавательная

активность» многогранны. Выдающиеся педагоги  Г.И. Щукина, И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова и другие, посвятили свои работы вопросу о познавательной деятельности; 

      основными познавательными процессами являются: ощущение,

восприятие, память, воображение, мышление, внимание, из которых ведущим является мышление;

      ведущими формами организации познавательной деятельности

являются: индивидуально-обособленная форма, фронтальная форма, групповая форма, коллективная форма;

      целью активизации познавательной деятельности учащихся

выступает формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса;

      существует три уровня познавательной активности: высокий

(творческий), средний (интерпретирующая активность), низкий(воспроизводящая активность);

      ведущими принципами активизации познавательной деятельности

учащихся являются: принцип проблемности, принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач, принцип взаимообучения, принцип исследования изучаемых проблем, принцип индивидуализации, принцип самообучения, принцип мотивации;

      условиями активизации познавательной деятельности являются:

создание в обучении ситуаций успеха; побуждение учащихся задавать вопросы учителю, товарищам; развитие на уроках коллективного анализа процесса и результатов работы отдельных учащихся; практикование индивидуальных заданий, требующих знания, выходящие за пределы программы; использование широкого кругозора отдельных учащихся в интересующей их области, как дополнительный источник для других; рекомендация дополнительной литературы; понимание учителем существования различных стилей познания учеников и в выборе различных форм и методов взаимодействия  с ними; создание благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию информации; использование творческих заданий с нестандартными формулировками; применение нетрадиционных уроков;

      Нетрадиционные уроки, применяемые в учебном процессе, имеют

следующие значения: способствуют активизации познавательной деятельности; поддерживают интерес учащихся к предмету; повышают мотивацию к учению; расширяют кругозор учащихся; совершенствуют социокультурную компетенцию учащихся; создают  атмосферу праздника; снимают психический барьер, возникающий в традиционных условиях традиционных условий из-за боязни совершить ошибку; осуществляются при обязательном участии всех учеников; реализуются с применением средств слуховой и зрительной наглядности; способствуют формированию коммуникативных навыков; развивают творческие способности учащихся.

      Наиболее известными являются такие виды нетрадиционных

уроков как: урок-игра, урок–спектакль, урок–праздник, видеоурок, урок–экскурсия, урок – интервью, урок-презентация.

В основе практического исследования данной выпускной квалификационной работы лежит теоретическое исследование. Для подтверждения гипотезы исследования были разработаны и организованы нетрадиционные уроки иностранного языка с применением мультимедийной презентаций. Данный вид нетрадиционных уроков является новым в профессиональной деятельности учителя и актуальным для учащихся данной возрастной категории. Уроки-презентации имеют направленность на активизацию познавательной деятельности учащихся. А именно: развитие внимания учащихся, развитие зрительного и слухового восприятия учащихся, развитие системного и аналитического мышления учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Для анализа состояния проблемы было проведено: наблюдение на уроках иностранного языка; анкетирование преподавателей иностранного языка; тестовая карта диагностики уровня познавательной активности учащихся И.Н Кесаревой, адаптированная для уроков иностранного языка; методика изучения уровня внимания П.Я. Гальперина и С.Л. Кабылицкой; методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» Р.С. Немова.

 

 

2.1.           Проведение первичных исследований.

 

 

Анкета «Применение нетрадиционных форм уроков». (Приложение 2).

Цель: отслеживание применения преподавателями нетрадиционных форм уроков.

           Время: период аттестационной (преддипломной) педагогической практики.

          Место: МОУ СОШ №2.

Участники: преподаватели иностранного языка МОУ СОШ №2.

           Результаты: В ходе проведения анкетирования было выявлено, что 100% опрошенных учителей используют нетрадиционные уроки в своей профессиональной деятельности, из них - 67% иногда и 33% -редко. Наиболее популярными и используемыми являются такие виды нетрадиционных уроков как урок- игра, урок-соревнование, урок-путешествие,  урок-праздник, видеоурок,  урок-дискуссия и урок–презентация. Анкетируемые преподаватели считают, что применение нетрадиционных уроков способствует активизации познавательной активности учащихся, повышению мотивации учащихся, а следовательно качеству знаний; раскрывает творческий потенциал учащихся.  На основе анализа результатов анкеты был сделан вывод о том, что в данном классе будет целесообразно применение нетрадиционных уроков. У учащихся уже имеется определенный опыт участия в таких уроках.

 

Наблюдение

Цель: выявление применения преподавателем нетрадиционных форм уроков.

Место: МОУ СОШ №2.

Время: период аттестационной (преддипломной) педагогической практики.

Участники: преподаватель иностранного языка МОУ СОШ №2.

Результаты: во время проведения наблюдения на уроках иностранного языка было замечено, что учитель использует нетрадиционные уроки. Чаще всего как этап, реже как целый урок. Были выявлены следующие виды нетрадиционных  уроков, используемые преподавателем: урок-игра, видеоурок, урок-путешествие, урок-презентация.

Вывод: наблюдаемые уроки выделялись яркостью, постоянной сменой деятельности. Учащиеся активно принимали участие в игровых моментах. Использование нетрадиционных уроков способствовало повышению интереса и мотивации учащихся к изучению иностранного языка, активизации познавательной деятельности учащихся, развитию коммуникативных способностей,  расширению кругозора учащихся.

 

Тестовая карта диагностики уровней познавательной активности: (Приложение 3).

            Цель: определение уровня познавательной активности учащихся.

Место: МОУ СОШ №2.

Время: период аттестационной (преддипломной) педагогической практики.

          Участники: учащиеся 5б класса

Обработка результатов: учащимся было предложено 6 вопросов для определения уровня познавательной активности в области иностранного языка.

Индекс познавательной активности учащегося:

К.А: 4 – высокий уровень;

Д.А: 3,5 – высокий уровень;

М.М: 3,5 – высокий уровень;

Б.И: 4 – высокий уровень;

К.Н: 3,5 – высокий уровень;

Ф.С: 4,5 – высокий уровень;

П.И: 4 – высокий уровень;

Б.Н: 3,5 – высокий уровень;

Е.И: 3,5 – высокий уровень;

С.Н: 2,5 – средний уровень;

Г.С: 2,8 – средний уровень;

Я.К: 3 – средний уровень;

К.Д: 3,1 – средний уровень;

С.П: 2,7 – средний уровень;

С.Л: 3 – средний уровень;

С.Р: 2,5 – средний уровень;

П.А: 3,5 – средний уровень;

К.А: 2,1 – низкий уровень.

Вывод: По результатам диагностики: 50% учащихся имеют высокий уровень  познавательной активности, у 44% - средний уровень, и 6% - низкий уровень познавательной активности. Таким образом, в данном классе нужно повышать уровень познавательной активности.

 

 

Методика изучения уровня внимания П.Я. Гальперина и С.Л. Кабылицкой (Приложение 4).

            Цель: определение уровня внимания учащихся.

Место: МОУ СОШ №2.

Время: период аттестационной (преддипломной) педагогической практики.

          Участники: учащиеся 5б класса

Обработка результатов: учащимся было предложено 10 предложений содержащих различенные ошибки. Задача учащихся состояла в том, чтобы найти ошибки и исправить их.

0 - высший уровень внимания;

1-2 ошибки - средний;

3 ошибки и более - низкий.

 

К.А– высший уровень;

Д.А – высший уровень;

М.М – высший уровень;

Б.И – высший уровень;

К.Н – средний уровень;

Ф.С – высший уровень;

П.И – высший уровень;

Б.Н –высший уровень;

Е.И –высший уровень;

С.Н – средний уровень;

Г.С – средний уровень;

Я.К – высший уровень;

К.Д – средний уровень;

С.П – средний уровень;

С.Л – высший уровень;

С.Р – средний уровень;

П.А – средний уровень;

К.А – средний уровень.

Вывод: по результатам проведения методики 44% учащихся имеют средний уровень внимания, 56% - высший уровень. Таким образом, в классе нужно повышать уровень внимания.

Информация о работе Нетрадиционные уроки как условие активизации познавательной деятельности учащихся