Нетрадиционные уроки как условие активизации познавательной деятельности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:59, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: теоретическое обоснование, разработка и организация нетрадиционных уроков иностранного языка, и доказательство того, что применение нетрадиционных уроков иностранного языка способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………....3
1.ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………………….....7
1.1. Познавательные процессы…………………………………………………......9
1.2. Формы организации познавательной деятельности учащихся…………..…16
1.3. Активизация познавательной деятельности учащихся……………………..21
1.3.1. Уровни познавательной активности учащихся…………………..………..24
1.3.2 Принципы активизации познавательной деятельности учащихся……….27
1.3.3. Методы активизации познавательной деятельности учащихся……...…...30
1.3.4. Условия активизации познавательной деятельности учащихся………….32
1.4. Нетрадиционные уроки как одно из условий активизации познавательной деятельности учащихся…………………………………………………………….38
2 ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
2.1. Проведение первичного исследования……………………………………….59
2.2. Разработка и организация уроков…………………………………………….64
2.3. Проведение повторного исследования учащихся …………………………..68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………….73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….....76
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом готовый распечатать!!!.doc

— 566.00 Кб (Скачать)

Восприятие

              В  отличие  от  ощущений,  которые  не  воспринимаются   как   свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне  и  независимо от  нас,  восприятие  всегда  выступает  как   субъективно   соотносимое   с оформленной  в  виде  предметов,  вне  нас  существующей  действительностью, причем даже в том  случае,  когда  мы  имеем  дело  с  иллюзиями  или  когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое  ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится  к  какому-либо  явлению или объекту, ассоциируется с ним).

                  Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же  свойства  предметов, их  образы  локализованы  в  пространстве.  Этот  процесс,  характерный  для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

                 Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том,  что  итогом  возникновения   ощущения   является   некоторое   чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты  звука,  равновесия и т.п.),  в  то  время  как  в  результате  восприятия  складывается  образ, включающий  комплекс  различных  взаимосвязанных   ощущений,   приписываемых человеческим  сознанием  предмету,  явлению,  процессу.   Для   того   чтоб некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его  исследование,  построение  и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

                  Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим  анализаторам,  и достаточно  бывает  воздействия  стимула  на  их  периферические  органы   — рецепторы, чтобы  ощущение  возникло.  Образ,  складывающийся  в  результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие,  скоординированную  работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них  работает активнее,  перерабатывает  больше  информации,  получает  наиболее  значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого  объекта,  различают и   виды   восприятия.   Соответственно   выделяют   зрительное,   слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный,  слуховой,  кожный и мышечный — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

                  Восприятие  выступает  как  осмысленный   (включающий принятие решения) и означенный  (связанный  с  речью)  синтез  разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых  как целое явлений. Этот синтез выступает в  виде  образа  данного  предмета  или явления, который складывается в ходе активного их отражения. Восприятие  это своеобразный познавательный процесс, без  которого  невозможна  мыслительная деятельность. Что мы воспринимаем и познаем не исчезает потом  бесследно,  а остаётся в нашей памяти. [4].

Память

                 Впечатления, которые человек получает  об  окружающем  мире,  оставляют определенный  след,  сохраняются,  закрепляются,  а  при   необходимости   и возможности  —  воспроизводятся.  Эти  процессы  называются  памятью.   «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы  были  бы  существами  мгновения.  Наше прошлое было бы мертво для будущего.  Настоящее,  по  мере  его  протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

              Память  лежит  в  основе  способностей  человека,   является   условием научения, приобретения знаний, формирования умений  и  навыков.  Без  памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни  общества.  Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства  и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и  дальнейший  прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

              У  человека  есть  три  вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у  животных:  произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким  волевым  контролем запоминания, вторая — с употреблением  логики,  третья  —  с  использованием разнообразных средств запоминания,  большей  частью  представленных  в  виде предметов материальной и духовной культуры.

                  Образы  тех  предметов  и  явлений,  которые   в   данный   момент   не воспринимаются,   но   которые    были    восприняты    ранее,    называются представлениями памяти.

                  Представление – итог  всех  прошлых  восприятий  данного  предмета  или явления. Представление может быть обобщенным образом не только единичного  предмета,  но  и  целого класса аналогичных предметов.

                  Представления  могут  быть   зрительными,   слуховыми,   двигательными, осязательными и др.    На  основе  разных  представлений,  накапливаемых  опытом  человеческой деятельности, у человека формируется воображение.[4]

Воображение

                  Воображение — особая форма человеческой психики,  стоящая  отдельно  от остальных психических процессов и  вместе  с  тем  занимающая  промежуточное положение между восприятием,  мышлением  и  памятью.  Специфика  этой  формы психического процесса состоит в том, что воображение,  вероятно,  характерно только для человека и странным образом связано  с  деятельностью  организма, будучи  в  то  же  самое  время  самым  «психическим»  из  всех  психических процессов и состояний. Последнее  означает,  что  ни  в  чем  другом,  кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер  психики.  Можно предполагать,  что  именно  воображение,  желание  его  понять  и  объяснить привлекло внимание  к  психическим  явлениям  в  древности,  поддерживало  и продолжает его стимулировать в наши дни.

                 Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том,  что до сих пор нам почти ничего не известно именно о  механизме  воображения,  в том числе о его анатомо-физиологической основе.

                 Благодаря  воображению   человек   творит,   разумно   планирует   свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и  духовная культура  является  продуктом  воображения  и  творчества  людей,  а   какое значение эта культура имеет для психического  развития  и  совершенствования вида «гомо сапиенс», мы уже достаточно  хорошо  знаем. 

                  Воображение является основой наглядно-образного мышления,  позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать  задачи  без  непосредственного вмешательства практических действий.  Оно  во  многом  помогает  ему  в  тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны,  или  затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

                  От восприятия воображение отличается тем,  что  его  образы  не  всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. [4]

Внимание

                  Одной  из  характернейших  особенностей  нашей  духовной  жизни,  писал известный  американский  психолог  Э.  Титченер,  является  тот  факт,  что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы  отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только  эта  часть  внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим  вниманием,  выступает  в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений.

                 Внимание можно определить как психофизиологический процесс,  состояние, характеризующее динамические особенности  познавательной  деятельности.  Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней  или внутренней действительности, которые на  данный  момент  времени  становятся осознаваемыми  и  концентрируют  на  себе  психические  и  физические   силы человека в течение определенного периода времени.

                  Внимание – сосредоточенность  деятельности  субъекта  в  данный  момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте  –  предмете,  событии, образе, рассуждении.

                  Внимание   —   это   процесс   сознательного    или    бессознательного (полусознательного)  отбора  одной  информации,  поступающей  через   органы чувств, и игнорирования другой.

                  Внимание человека обладает пятью основными  свойствами:  устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и  объемом. [4]  

Мышление

Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление, Действительно, мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Очевидна, например, связь между мышлением и памятью. Память тем полнее и лучше удерживает существенные свойства предметов и связь между ними, чем глубже они осмыслены в процессе изучения. Но мышление влияет и на все другие познавательные процессы.

Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся - это значит, прежде всего, активизировать их мышление.

Кроме того, развивать познавательные способности учащихся - это, значит, формировать у них мотивов учения. Учащиеся должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Воспитание у учащихся мотивов учения в настоящее время является одной из главных задач школы.

                   «У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы» — так охарактеризовал  значение  мышления  один   из   его   наиболее   интересных исследователей К.Дункер, очевидным  образом  противопоставляя  его  здравому смыслу. С этим трудно не согласиться,  имея  в  виду,  что  мышление  в  его высших творческих человеческих формах  не  сводится  ни  к  интуиции,  ни  к жизненному опыту, составляющим основу  так  называемого  «здравого  смысла». Что же такое мышление?  Каковы  его  отличия  от  других  способов  познания человеком действительности?

                  Прежде всего мышление является  высшим  познавательным  процессом.  Оно представляет собой порождение  нового  знания,  активную  форму  творческого отражения и преобразования человеком  действительности.  Мышление  порождает такой результат, какого ни  в  самой  действительности,  ни  у  субъекта  на данный момент времени не существует. Мышление   также  можно  понимать  как  получение  новых  знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

                  Отличие мышления от других психологических процессов  состоит  также  в том, что оно почти всегда связано с наличием  проблемной  ситуации,  задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в  которых  эта  задача задана. Мышление в отличие  от  восприятия  выходит  за  пределы  чувственно данного, расширяет  границы  познания.  Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но  и определяет   связи,   существующие   между   ними,   которые   чаще    всего непосредственно, в самом восприятии  человеку  не  даны.  Свойства  вещей  и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме,  в  виде законов, сущностей.

                  На практике мышление как отдельный психический процесс  не  существует, оно  незримо  присутствует  во  всех  других  познавательных  процессах:   в восприятии,  внимании,  воображении,  памяти,  речи.   Высшие   формы   этих процессов обязательно связаны с мышлением, и  степень  его  участия  в  этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

                  Мышление — это движение  идей,  раскрывающее  суть  вещей.  Его  итогом является не  образ,  а  некоторая  мысль,  идея.  Специфическим  результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса  предметов  в их наиболее общих и существенных особенностях.

                  Мышление— это особого рода теоретическая и практическая  деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций  ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.[4].

              Таким образом, основными познавательными процессами являются: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, внимание, из которых ведущим является мышление.

 

 

1.2.           Формы организации познавательной деятельности учащихся

 

 

Под формой организации познавательной деятельности (ФОПД) следует понимать целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределе­ния учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звень­ев учебной работы и режимом - временным и пространственным. Фор­мы организации познавательной деятельности — это разновидно­сти взаимодействия обучающих и обучающихся, отличающиеся друг от друга характером их общения.[19].

Индивидуально-обособленная форма. Она имеет место в том случае, ко­гда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изу­чения школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися. Ин­дивидуальная форма особенно удачно используется во время самостоятельного решения задач по физике, химии, математике, самостоятельного выполнения письменных упражнений по русскому языку, иностранным языкам.

Педагогическая ценность этой формы организации познавательной дея­тельности заключается в том, что она может хорошо учитывать особе. Успех ее опреде­ляется правильным подбором дифференцированных заданий и систематиче­ским контролем учителя за их выполнением. Кроме того, дифференциация выражается и в мере оказываемой помощи ученику.

Информация о работе Нетрадиционные уроки как условие активизации познавательной деятельности учащихся