Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:59, дипломная работа
Цель работы: теоретическое обоснование, разработка и организация нетрадиционных уроков иностранного языка, и доказательство того, что применение нетрадиционных уроков иностранного языка способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………....3
1.ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………………….....7
1.1. Познавательные процессы…………………………………………………......9
1.2. Формы организации познавательной деятельности учащихся…………..…16
1.3. Активизация познавательной деятельности учащихся……………………..21
1.3.1. Уровни познавательной активности учащихся…………………..………..24
1.3.2 Принципы активизации познавательной деятельности учащихся……….27
1.3.3. Методы активизации познавательной деятельности учащихся……...…...30
1.3.4. Условия активизации познавательной деятельности учащихся………….32
1.4. Нетрадиционные уроки как одно из условий активизации познавательной деятельности учащихся…………………………………………………………….38
2 ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
2.1. Проведение первичного исследования……………………………………….59
2.2. Разработка и организация уроков…………………………………………….64
2.3. Проведение повторного исследования учащихся …………………………..68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………….73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….....76
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………
Наглядные методы.
Частично-поисковый. При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.
Практические методы.
Частично-поисковый лабораторный метод. Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.
Также используются методы устного изложения – рассказ и лекции.
При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.
Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях. [3].
Таким образом, методически эффективными методами активизации познавательной деятельности являются: метод дискуссии, метод самостоятельной работы с учащимися, метод проблемного изложения материала, частично–поисковый метод, частично-поисковый лабораторный метод.
1.3.4. Условия активизации познавательной деятельности учащихся
В современной педагогике выделяются следующие условия активизации познавательной деятельности:
Создание в обучении ситуаций успеха.
Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а успех – результат подобной ситуации. Ситуация успеха – это организованное учителем переживание радости, нечто более субъективное, в значительной мере скрытое от взгляда со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, значительным, связанным со всей жизнью и деятельностью ребёнка. Всё зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в её основе. А.С.Белкин обращает внимание на то, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка, резко изменить ритм и стиль его деятельности, взаимоотношения с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно, если это касается учёбы – самой главной линии ожиданий ребёнка, самого главного рубежа его стремлений. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку.
С психологической точки зрения, успех – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошёл их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии.
С педагогической точки зрения, успех – это результат деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом, достигнутый посредством целенаправленного, организованного сочетания условий, при которых создаётся возможность достичь этого результата. [1].
Побуждение учащихся задавать вопросы учителю, товарищам.
Активным средством формирования интеллектуальных умений учащихся являются задания (вопросы, упражнения, задачи), ориентирующие на усвоение как отдельных, так и свернутых операций, необходимых для реализации конкретного умения.
Вопрос (задание, задача) учит выделять главное в условии, обнаруживать противоречия, которые необходимо преодолевать в ходе ответа на вопрос, аргументировать ответ, в свернутом или развернутом виде актуализировать имеющиеся знания, контролировать собственную деятельность, выдвигать возражения против самого себя путем постановки новых вопросов.
Вопрос выполняет мотивационные и стимулирующие функции. Интересный, глубокий вопрос активизирует мышление, выполняет важные психологические функции, обеспечивая рефлексию человека, связанную с возможностью или невозможностью найти решение. [22].
Развитие на уроках коллективного анализа процесса и результатов работы отдельных учащихся.
Коллективный анализ позволяет не только проанализировать результаты работы, но и дает шанс отдельным ученикам еще раз усвоить непонятный материал. [23].
Практикование индивидуальных заданий, требующих знания, выходящие за пределы программы.
Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы школьников при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке (рецензия на ответ, сочинение, обсуждение составленного плана, сообщения и т. д.) [24].
Использование широкого кругозора отдельных учащихся в интересующей их области, как дополнительный источник для других.
Рекомендацию дополнительной литературы.
Понимание учителем существования различных стилей познания учеников и в выборе различных форм и методов взаимодействия с ними.
Создание благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию информации.
Одним из наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности обучающихся являются приемы создания благоприятного климата при обучении иностранному языку.
Известно, что каждый урок, и каждый из его элементов имеют свой содержательный, методический и психологический аспекты. Содержание урока определяется изучаемым языковым материалом, а выбранный способ его подачи реализуется с помощью методических приемов, которые в значительной мере связаны с аспектом психологическим. Под психологическим аспектом урока понимается функционирование психологических процессов в речевой деятельности учащихся.
Усвоив в достаточной мере технологию преподавания иностранного языка неизбежно сталкиваешься с не менее важной стороной урока – его психологическим компонентом. Часто именно этот компонент оказывается ведущим, и эмоциональный тон урока определяет результат обучения. Без учета психологического аспекта самые эффективные методы и приемы не дают желаемых результатов.
Разумная требовательность, рабочая атмосфера и благоприятные условия для общения и есть тот оптимальный режим урока, который вырабатывает у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам иностранного языка.
Конечно же, важным условием создания благоприятной атмосферы общения, управления деятельностью учащихся является учет их индивидуально – психологических особенностей. При организации диалогической речи, ролевых игр надо учитывать не только уровень знаний, особенности характера, но и такие свойства личности как инициативность в общении, авторитет среди одноклассников. [1].
Использование творческих заданий с нестандартными формулировками.
Особенности таких заданий, необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи вызывают интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, интеграции знаний, побуждают использовать дополнительную литературу, способствуют повышению интереса к учебе в целом. [5].
Применение нетрадиционных уроков.
Значимость нетрадиционных учебных занятий определяется тем, что создаются предпосылки для формирования личностно-профессиональных качеств, определяющих облик квалифицированного рабочего, имеющего способность к самореализации, самодостаточного, творческого, инициативного, способного смело проявлять свои профессиональные качества. [8].
Существенное преимущество нетрадиционных учебных занятий, их эффективность определяют следующие факторы:
- организация учебной деятельности учащихся чаще всего построена на групповых или коллективных способах обучения;
- изменяется характер домашних заданий, которые направлены на самостоятельную, творческую деятельность и способствуют выработке умений переноса и применения полученных знаний на практике;
-усиливается роль сопутствующего закрепления, когда новый материал усваивается на уроке с помощью методов, выводящих учащихся на эмоциональный путь усвоения знаний;
- гибкая структура учебного занятия позволяет преподавателю варьировать содержание, методы, средства и формы работы с учащимися в зависимости от творческого замысла учебного занятия.
Как показал анализ использования активных форм опытными педагогами, более эффективным обучение было тогда, когда учащиеся:
• могли связать новый материал с предыдущим;
• заинтересованы в том, что делают;
• четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;
• имеют самостоятельность в работе;
• имеют возможность для развития нужных умений;
• имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);
• обеспечены разными видами деятельности;
• имеют необходимую поддержку со стороны учителя;
• работают в подходящем для них темпе;
• понимают когда и как будут оценены;
• могут оценить собственные успехи. [8].
Примером нетрадиционного урока, на котором активизируется познавательная деятельность учащихся, является урок-презентация. Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь гораздо большего эффекта.
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся невозможна без выполнения данных условий, одним из которых являются нетрадиционные уроки.
1.4. Нетрадиционные уроки как одно из условий активизации познавательной деятельности учащихся
Активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. [3].
Считается, что снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие педагоги ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации познавательной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках учащиеся увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. [3].
Нетрадиционный урок - импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную структуру. [8].
Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.
Для учащихся нетрадиционный урок-переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве а значит новые обязанности и ответственность.
Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. [8].
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т. е. Способствует выработке определенного позитивного отношения к природе.