Методика обучения чтению на иностранном языке на начальном этапе в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:

1. Дать характеристику чтению, как виду речевой деятельности.

2. Изучить технологию обучения чтению на иностранном языке на начальном этапе в средней школе.

3. Проанализировать передовой педагогический опыт по овладению учащимися на начальном этапе чтением.

4. Провести опытно экспериментальную работу по формированию у учащихся на начальном этапе в средней школе навыков чтения.

Содержание

Глава1. Роль и место чтения в обучении иностранному языку
1.1Чтение - как вид речевой деятельности
1.2 Чтение - средство для получения информации и расширение знаний по изучаемому языку
1.3 Задача учителя на начальном этапе обучения чтению
Глава2. Методика обучения чтению на иностранном языке на начальном этапе в средней школе
2.1 Режимы обучения чтению
2.2. Пути обучения чтению
2.3. Приемы обучения выразительного и осмысленного чтения

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 86.42 Кб (Скачать)

Понимание содержания читаемого  происходит на основе тех же психологических  процессов, как и понимание при  слушании.

Но некоторые особенности, свойственные только чтению, все же необходимо отметить. Понимание при  чтении осуществляется в несколько  более благоприятных условиях, которые  определяются большей отчетливостью  зрительных образов по сравнению  со слуховыми и большей продолжительностью их воздействия. В то же время содержание материала при чтении бывает, как  правило, сложнее. Тематика устной речи обычно охватывает предметы, близкие  говорящему, непосредственно его  касающиеся. При чтении круг вопросов значительно шире, особенно на среднем  и старшем этапе обучения иностранному языку. Для текстов, заимствованных из научно-популярной, политической и  художественной литературы страны изучаемого языка характерно, в частности, обращение  к темам, отражающим быт и историю  данной страны, что ведет за собой  ознакомление с фактами, предметами, которых нет в опыте читающего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Чтение как цель и  средство для получения информации

Чтение, как  и устная речь, выступает в качестве цели и средства обучения иностранному языку: в первом случае учащиеся должны овладеть им как средством получения  информации; во втором – пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала  и расширения знаний по изучаемому языку.

     Использование чтения в качестве  средства получения информации  создаёт необходимые условия  для стимулирования интереса  к изучению этого предмета  в школе, поскольку это такой  вид речевой деятельности, для  осуществления которого не требуется  ни собеседник, ни слушатели, нужна  лишь книга.

     Достижение практической цели  – овладение умением читать  на иностранном языке – делает  реальным и возможным достижение  воспитательных и образовательных  целей  изучения данного предмета  и тем самым позволяет учителю  вносить определённую лепту в  воспитание и образование подрастающего  поколения.

     Итак, чтение является средством  обучения, так как его использование   для получения информации возможно  при условии определённой сформированности  механизмов чтения, овладения техникой  чтения вслух и про себя, при  наличии текстов, содержащих определённую  познавательную, интересную информацию, которая могла бы привлечь  внимание учащихся. Оформленные  с помощью графической системы  иностранного языка слова, сочетания  слов, предложения, сочетания предложений,  оформленные в некие тексты, обычно  используемые на начальном этапе,  призваны формировать у учащихся  механизмы чтения. При чтении  вслух учащиеся должны научиться  соотносить графические  образы  слов со звуковыми, расставлять  ударение на значимые слова  и правильно их интонировать. ( Со структурой предложений учащиеся  знакомятся посредством устной  речи, с которой и начинается  обучение любому иностранному  языку.) Предварительная устная отработка учебного материала позволяет снимать трудности в понимании читаемого. При правильном чтении вслух учащиеся должны узнавать звучащие при этом слова, сочетания слов и предложения, и, таким образом, они сталкиваются лишь с одной главной трудностью – усвоением графемно – фонемных соответствий в изучаемом языке, а также правильным (с точки зрения интонации) озвучиванием разных типов предложений.

     Наблюдения показывают, что «восстановления»  звучания, присущего каждому типу  предложения, усвоенного в устной  речи, при громком чтении не  происходит из-за очень ограниченного  поля чтения, т.е. охвата глазом  печатного материала. Учащиеся  не схватывают всего предложения  целиком, каким бы коротким  они ни было, а читают пословно  и, следовательно, «разрушают»  интонационный рисунок предложения.  Для понимания же очень важно  прочитать так, как это было  сказано устно, поскольку письменный  язык с помощью графической  системы заменяет устный язык.

Главная цель обучения чтению на немецком языке – развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем чтобы выпускник школы  был способен к самореализации самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Однако чтобы достичь этих целей нужно включить ещё одно звено: формирования у школьников способности  к объективной самооценке. Всем известно, что завышенная самооценка, как и  заниженная, приводит часто к драматическим  последствиям в жизни человека. При  повышенной самооценке человек создаёт  проблемные только себе, но и окружающим. Если жизнь всё – таки определяет ему продленное место, часто возникают сложности психологического характера. Связана с завышенным само мнение субъекта. Но и неумение оценить свои способности по достоинству, занижение своих возможностей также ведут не только к неспособности обустроить свою жизнь, но и к определённой психологической закономерности. Вместе с тем психологи подчёркивают и такое психологическое явление, как ожидания. Речь идёт как5 о внешней оценке учителям ожиданий в отношении перспектив развития, потенциала того или иного ученика, так и самооценки, то есть ожиданий учащихся относительно собственных успехов или не успехов в той или иной области. Если ожидания высокие, то часто школьник, осознавая это, например, старается их оправдать и добиться значительных успехов. Проблема формирования умений самооценки давно выдвигалась отечественными и зарубежными психологами как чрезвычайно важная для полного гармоничного развития личности. Каждый учитель имеет в своём методическом арсенале ряд приемов для определения самооценки своих учащихся. Однако несравнимо большое внимание уделялось и до сих пор уделяется внешней оценке со стороны учителя, иногда со стороны других учеников. Однако понятие самооценки гораздо шире, чем понятие самоконтроля и самопроверки. Важно, чтобы ученик мог адекватно оценивать свои знания, поступки, возможности. Разумеется, для этого у него должна быть сформирована та или иная шкала ценностей, с которой он мог бы сверять собственные достижения в различных сферах деятельности. Однако умение адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования необходимого так же учить детей, как мы учим их знаниям, умениям, навыкам, самостоятельному мышлению. Технология обучения чтению, то есть, как учить: с помощью каких методических приёмов развивать у учащихся чтение, какие средства обучения можно использовать и, наконец, какова должна быть организация обучения, то есть какие организационные формы работы целесообразны. Овладение чтением на немецком языке всегда представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями немецкого языка. В подтверждения сказанного можно привести следующие данные: орфографическая система использует 26 букв, 146 графем. Так немецкий алфавит представляет много трудностей для учащихся, родным языком которых является русский, в силу различий, существующих между алфавитами двух этих языков. Из 26 пар немецких букв заглавных и строчных только 4 можно считать похожими на соответствующие буквы русского алфавита по значению и форме. Это Кк, М, Т. Буквы Аа, В, С, Ее, Н, Оо, Рр, Уу, Хх. имеют место и в том и в другом языке, но читаются по - разному . При обучении чтению учащимися должны быть усвоены основные правила чтения, к которым следует отнести: чтение гласных под ударением в закрытом открытом слогах; чтение сочетаний гласных ei, ie, ae, согласных ck, ch, ng, и таких сочетаний как tion, tat. Для начинающих характерно»пословное» чтение, то с первых шагов необходимо обучать их чтению по синтагмам, объединяя слова в определённые смысловые группы. Например, ребёнок читает Das Buch liegt auf dem Tisch. Известно,что пословное чтение не может обеспечить понимание. Исходя из особенностей чтения на немецком языке, представительная устная отработка учебного материала помогает снимать часть трудностей; препятствующих пониманию содержания. Устное опережение в большей степени помогает в содержательном плане, то есть учащиеся должны понимать то, что они читают, но практически не помогает в процессуальном плане. Подобное явление и для овладения чтением на родном языке; ребёнок, хорошо владеющий устной речью, встречается с большими трудностями процессуального плана. Обучение чтению может идти различными путями. Но более используемые два: путём чтения целых слов и чтение целых предложений. Для начального этапа обучения чтению на немецком языке используется первый путь. Учащиеся учат читать сначала отдельные слова, организованные по правилу чтения, представленному выделенной буквой, звуком и ключевым словом. Ключевое слово содержит графический образ слова и картинку. Учащиеся, глядя на картинку, припоминают название предмета и затем «накладывают» звуковой образ на графический и таким образом прочитывают это слово каждый про себя, а затем вслух. Одни методисты считают, что ключевое слово в первый раз должен «озвучить» учитель. Другие категорически возражают против этого и ставят учеников в проблемную ситуацию – осуществить указанное действие самостоятельно, и тем самым обеспечивают им сознательность в при овладении графемно – фонемными соответствиями в изучаемом языке. В начале работы над чтением это требует большого времени и больших усилий со стороны детей, чум простое повторение за учителем. Но оно вырабатывает у учащихся сознательные приёмы работы по чтению, как в классе, так и дома. В подтверждения сказанного приведём пример: Ученик, которому дома некому помочь, пропустил занятия в школе, когда шла работа над новой порцией материала для чтения, преодолел эту трудность самостоятельно и радостно сообщил учителю, как он прочитал все слова на основе ключевого Uu [u] – рисунок собаки – слова der Hund и все другие слова упражнений, связанных с чтением буквы «u» в закрытом слоге. На этом ребята дружно прореагировали замечанием о том, что все так делают дома. Разумеется, если их этому учат в классе. Если ученик сам сознательно прочитал ключевое слово, он может прочитать и другие отдельные слова, по аналогии, по данному правилу. После ключевого слова, которое, как мы представляем себе, должен прочитать сам ученик, даются слова и их грамзапись, что призвано обеспечить прослушивание образцового чтения слов и чтение за диктором. Чтение за диктором, к чему должен учитель приучить детей, будет способствовать закреплению в памяти графических образов слов благодаря активной совместной работе слухового, зрительного, речедвигательного анализаторов. При работе над чтением отдельных слов, обеспечивающих учащимся установление графемно – фонемным соответствий на основе принципа сознательности, необходимо развивать и быстроту реакции на графический образ слова, то есть обращать внимание на темп прочтение слов. В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово следует пользоваться карточками с написанными на них словами. В этом случае возможно постепенное сокращение времени на экспозицию карточки. Учащиеся можно также предложить соревнование на скорость и правильность прочтения слов из представленного в учебнике упражнения. Большую помощь в обучении чтению слов может оказать разрезная азбука. Она позволяет применять разнообразные приёмы, способствующие овладению графемно – фонемными соответствиями в немецком языке. Вот один из них: учитель сам быстро составляет из букв слово и просит кого – либо из учеников прочитать его, затем меняет буквы в слоге и учащиеся читают эти новые слова, например: lessen – losen, Lowe – Loffel.Контроль чтения слов осуществляется вслух, индивидуально и в быстром темпе. При этом сформированность навыка с опорой на правило устанавливается на чтении незнакомых учащимся слов. Именно с этой целью небольшое количество незнакомых слов включено в упражнения учебников. Поэтому странной кажется «помощь» учителя при чтении этих слов.

 

 

 

 Обучение чтению слов, не поддающихся правилам, может  осуществляться:

 

- на основе слов с  аналогичным звуком, читаемых по  правилам;

 

- с использованием частичной  транскрипции с выделением соответствующих  букв;

 

- с использованием полной  транскрипции;

 

- на основе чтения за  учителем или диктором слов. В  этом случае овладение чтением  таких слов происходит на основе  интонации. Далее учащиеся приступают  к чтению словосочетаний и  предложений и, следовательно,  к правильному их оформлению. Чтение предложений разного типа: утвердительных, отрицательных, вопросительных, повелительных даёт возможность,  как формировать технику чтения  процессуальный план чтения, так  и «пропускать» через зрительный канал учащихся печатное слово – всё то, что усваивалось устно. При обучении чтению предложений важна последовательность действий учащихся: сначала ученик должен внимательно всмотреться в предложения, как бы прочитать его про себя и стараться понять, о чём оно, и тем самым подготовиться к воспроизведению образовательного чтения диктора или учителя. Затем он слушает, как нужно правильно прочитать, то есть следует за образцовым чтением, понимает его и повторяет за диктором при хоровом чтении. Контроль чтения предложений осуществляется вслух и индивидуально. Учитель приступает к обучению учащихся чтению текста на начальном этапе учебного чтения разной протяженности от 3 – 4 предложений до нескольких абзацев. При работе над текстом необходимо добиться нормативно – выразительного чтения. Нам представляется удачной разработанная методика обучения такому чтению Л.М. Урубковой. Она предложила определённую последовательность в обучении нормативно – выразительному чтению текста вслух.

 

- интонационная разметка  текста Небольшой текст в 3 -4 предложения предъявляется учащимся  либо на экране через коледоскоп  или эпидиаскоп, либо просто написанным  на доске. Учитель предлагает  учащимся просмотреть текст и  вместе с ними прослушать его,  провести разметку текста, то  есть поставить ударения; разделить  на синтагмы, указать мелодию.  Цель такой работы – подготовить  учащихся к осознанной импатии.

 

- коллективное чтение  вслух (хором) размеченного текста. Оно рассматривается как приём  акустической наглядности, так  как даёт возможность привлечь  внимания ко всем необходимым  интонационным явлениям: ударению, паузации, мелодике, так как оно  проводится на основе разметки  и дирижирования, что способствует  развитию осознанной имитации;

 

- парное обращенное чтение  Оно направлено на развитие  способности наилучшего понимания  содержания и передачи его  другому лицу.

 

- индивидуальное шепотное  чтение Оно позволяет укрепить  артикуляционные навыки. Его можно  проводить в лингафонном кабинете.

 

- индивидуальное контрольное  чтение вслух. Оно завершает  работу над чтением вслух и  показывает результаты этой работы. Эти пять режимов работы дают  возможность формировать у учащихся  навыки чтения за счёт многократного  прочтение одного текста, но с  разными заданиями. Такая детальная  отработка, естественно, не проводится  при работе со всеми текстами  учебника, а лишь с теми, которые  позволяют привлечь внимания  учащихся к тому, что составляет  суть нормативно – выразительного  чтения. Таким образом, происходит  обучение учащихся чтению вслух.  Иными словами, решается первоочерёдная  задача на начальном этапе  – обучения пользование графической  системой немецкого языка при  самостоятельном озвучивании текста. С помощью чтения вслух происходит  овладение чтением про себя. Соотношение  чтения вслух и чтения про  себя на начальном этапе должно  быть в пользу первого. Из  этого можно сделать следующие  выводы, не правы те методисты,  которые полагают, что в начале  обучения немецкому языку целесообразно  развивать лишь громкое чтение. Даже на первом году обучения  на отдельных текстах, при условии  обеспечения их соответствующими  заданиями, следует, развивать  чтение про себя. Тем более  необходимо уделять достаточное  внимание на втором году обучения  немецкому языку.

 

В процессе овладения языком чтение может выступать как средство и как цель обучения. Рассмотрим чтение как средство, обеспечивающее детям возможность усваивать  учебный материал через зрительное его восприятие, а также как  средство, способствующее развитию других видов речевой деятельности. Чтение вслух служит средством совершенствования  произносительных навыков учащихся и прежде всего обучения интонации, что имеет большое значение для  овладения изучаемым языком как  средством коммуникации. Как утверждают специалисты, ошибки в интонации  ведут к искажению смысла высказывания. Иными словами, на печатном материале  учитель имеет возможность развивать  произносительные навыки, отрабатывать интонацию основных коммуникативных  типов высказываний. Чтение как средство изучения широко используется для лучшего  овладения лексикой. Выполнение упражнений позволяет учащемуся многократно  встречать слово в различных  сочетаниях, и таким образом, лучше  усваивать его звуковую форму  путём чтения вслух, графическую  форму – путём зрительного  восприятия графемного состава, грамматическую форму благодаря наблюдению за употреблением  данного чтения различных типах  предложений. Это позволяет лучше  усвоить значение слова, так как  оно встречается в разнообразных  контекстах, а также его употребление в различных жизненных ситуациях, отражённых в печатном материале. Чтение является важным средством овладения  грамматическим аспектом немецкого  языка, как в плане морфологии, так и в синтаксиса. Выполнение упражнений, связанных с чтением, будет способствовать более прочному овладению грамматикой, которую  дети предварительно усваивали в  устной речи. При чтении важно следить  за тем, чтобы понимание читаемого  достигалась и благодаря узнаванию  грамматических форм, грамматических сигналов, грамматической структуры  предложения, а не только за счёт знания слов. Упражнения, формирующие такие  навыки, называются структурно – информационными, поскольку учащийся идёт от сознания структуры, знания формальных показателей. Чем больше читают дети, тем прочнее  усваивается ими грамматика, тем  легче осуществляется понимание  читаемого. Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод, что  чтение создаёт благоприятные условия  для запоминания и, следовательно, для более прочного усвоения учебного материала языкового и речевого. Однако роль чтения как средства обучения не ограничивается только этим. Чтение текстов является важным средством, способствующим формированию умений в говорении, в его монологической и диалогической формах. Читая разнообразные тексты, учащиеся овладевают композиционными особенностями построения описания, повествования, рассуждения, видят, как начинается текст и чем он заканчивается. Иными словами, учащиеся овладевают логикой построения высказываний, то есть, как нужно сказать и могут перенести это на построение собственных устных высказываний.

 

 

 

 

 

1.3 Задача учителя и  основные принципы обучения на  начальном этапе обучения чтению (формирование навыков чтения)

     Первоочередная задача учителя  на начальном этапе – научить  школьников пользоваться графической  системой изучаемого иностранного  языка при самостоятельном озвучивании  текста и, таким образом, обеспечить  им возможность усваивать учебный  материал через зрительное его  восприятие, создавая в памяти  учащихся зрительные комплексы  в виде слов и других единиц  зрительно воспринимаемого печатного  материала.

     Поскольку в чтении главная  роль принадлежит зрительному  анализатору, то непременным условием  формирования механизма чтения  является его активная работа, которая, к сожалению,  в практике  обучения чтению часто снижается,  акцент переносится на озвучивание  графического материала (слов, сочетаний  слов, предложений) вслед за учителем. Учитель всегда читает первым, а учащиеся повторяют за ним  вслух хором или индивидуально.  В этом случае чаще всего  имеет место повторение, а не чтение, что можно наблюдать на уроках иностранного языка, когда при чтении дети часто не смотрят в книгу. Естественно, при этом у них не может складываться аспект механизма чтения, не могут «отпечатываться» графические образы в памяти. Учащиеся запоминают не графические образы, а звуковые; они не читают, а воспроизводят учебный материал. Поскольку на начальном этапе этот материал элементарен и не отличается большим разнообразием комбинаций слов при сочетании их в предложении, не исключена возможность угадывания, а не чтения.

     Бывают случаи, когда учащийся  просто не знает, как прочитать  слово. Тогда учитель или кто-либо  из класса прочитывает за него  это слово, а ученик повторяет,  не осознавая, почему нужно  прочитать именно так. Не надеясь  на свою память, слабые ученики  надписывают русскими буквами  слова в книге.

     За годы работы учителем сельской  школы мне удалось посетить  множество уроков у коллег, увидеть  разнообразие форм и методов  их проведения. Лучшее бралось  на вооружение, неудачное отвергалось,  анализировалось и искались новые  подходы и пути продвижения  к намеченной цели, избегая определённых  ошибок, устраняя из практики  своей работы мало результативные  методы.

     Припоминается урок немецкого  языка, на котором учитель знакомил  учащихся с буквосочетанием sch. Он отметил, что оно читается как [ш], и предложил учащимся вспомнить слова с этим звуком. Дети назвали der Schüler, schnell, schreiben, die Schule. Учитель записал на доске эти слова, сам прочитал их и попросил учащихся прочитать вслед за ним хором.

Информация о работе Методика обучения чтению на иностранном языке на начальном этапе в средней школе