Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:33, дипломная работа
Цель исследования: Целью исследования является культурно-философская рефлексия рок-музыки, а так же определение и изучение особенностей концепта «Любовь» в песнях «Rammstein» и «Oomph!».
Задачи исследования:
1) Рассмотреть особенности песенного рок – дискурса;
2) Определить место концепта «Любовь» в песенном рок – дискурсе на примере песен немецких групп «Rammstein» и «Oomph!»;
3) Выявить особенности концептуализации любви в индивидуально-авторских картинах мира «Rammstein» и «Oomph!».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПЕСЕННОГО РОК-ДИСКУРСА……………….6
1.1. Понятие дискурса в лингвистике……………………………………………6
1.2. Основные характеристики песенного рок-дискурса….................................8
1.3. Понятие концепта, соотношение концепта и дискурс……………………15
1.4. Эмоциональный концепт «Любовь», его место в рок-дискурсе………....18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….22
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТ «ЛЮБОВЬ» В ПЕСЕННОМ РОК-ДИСКУРСЕ RAMMSTEIN И OOMPH!....................................................................................23
2.1. Концептуальная метафора как способ выражения концепта…………….23
2.2. Концептуальные метафоры в песенном рок-дискурсе Rammstein………26
2.2.1. «Любовь – животное»……………………………………………...27
2.2.2. «Любовь – огонь»…………………………………………………..29
2.2.3. «Любовь – страдание»……………………………………………..31
2.2.4. «Любовь – насилие»………………………………………………..34
2.3. Концептуальные метафоры в песенном рок-дискурсе Oomph!.................36
2.3.1. «Любовь – стихия»…………………………………………………37
2.3.2. «Любовь – безумие»………………………………………………..40
2.3.3. «Любовь – живительная сила»…………………………………….41
2.3.4. «Любовь – страдание»……………………………………………..44
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ И УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ…………
Таким образом, концепт осознается многими исследователями как принципиально не-статичное образование, в силу своей индивидуальной природы обладающее сложным изменчивым содержанием. При этом, отношения концепта и дискурса носят двунаправленный характер: не только тот или иной тип дискурса объединяет в себе определенные концепты, но и концепты, неся на себе отпечаток того дискурса, к которому они по преимуществу принадлежат, обладают способностью некоторым образом направлять коммуникацию, порождая вокруг себя определенный дискурс.
1.5. Эмоциональный концепт любовь, его место в рок - дискурсе
В последнее время появляется все больше работ, анализирующих определенные типы эмоций, например, эмоции страха и радости, эмоции печали и счастья, эмоцию страха, эмоцию гнева, эмоцию любви и т.д [Фромм: эл. ресурс].
Но cовременный песенный дискурс в качестве материала для исследования данных концептов недостаточно изучен как в коммуникативном, когнитивном, так и лингвокультурологическом аспектах.
Нельзя не согласиться с мнением американского психолога Б.Б. Лейхи в том, что одна из объективных причин, почему авторы рок-песен фокусируют свое внимание на эмоциях - это то, что эмоции интересны. Людям нравится размышлять о своих эмоциях и чувствах и изучать реальные или выдуманные эмоции других [Луков: эл. ресурс].
Эмоции всегда привлекали не только психологов, философов и мыслителей, писателей и поэтов, но также лингвистов. Поэтому, как всякое сложное и многогранное явление, эмоциональная сфера может изучаться в различных аспектах (психологическом, физиологическом, философском, лингвистическом и др.). Одна из приоритетных задач лингвистики эмоций состоит в изучении эмоциональной картины мира, основным и определяющим фрагментом которой являются эмоции человека «Там же».
Перечень эмоций бесконечен, но существуют универсальные базовые человеческие эмоции: удовлетворение, любовь, печаль, гнев, страх, удивление и интерес [Лакофф, 1990, с.8]. Вл. А. Луков утверждает, что любовь одна из важнейших констант мировой культуры. Придерживаясь его точки зрения, мы полагаем, что концепт «Любовь» заслуживает детального изучения как один из самых фундаментальных культурных концептов, так как в современной немецкой рок-поэзии тема любви является одной из ведущих, в связи с чем представляется интересным исследование именно данного концепта [Луков: эл. ресурс].
Слово „Liebe“ немецкий словарь Duden определяет как: «starkes Gefühl des Hingezogenseins; starke, im Gefühl begründete Zuneigung zu einem nahe stehenden Menschen» - «сильное чувство притяжения; сильная, обоснованная чувствами симпатия к близкому человеку» (www.duden.de).
Современный толковый словарь русского языка под редакцией С.А. Кузнецова определяет любовь иначе — индивидуальное переживание чувства преданности людям, предметам и явлениям окружающего мира, идеям, мечтам, самому себе [БТСРЯ, с. 647]. Когда объект этого чувства становится выше и ценнее личного «Я» и без слияния с избранным объектом, овладения им, единения человек не мыслит своего существования или, по крайней мере, ощущает глубокую неудовлетворенность, свою неполноценность, неполноту индивидуального бытия. Такое понимание любви включает в себя все ее виды: к жизни, сексу, женщине или мужчине, к детям и родителям, к себе, к деньгам, славе, власти, искусству, науке, Родине, Богу, а так же чувство глубокой привязанности к кому-либо, чему-либо; чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола; внутреннее стремление, склонность, тяготение к чему-либо так далее.
И действительно,
в последнее десятилетие
Удивительно ёмкое и многозначное понятие «Любовь» является самой таинственной областью человеческих отношений. Лингвистика как социально значимая научная дисциплина не осталась в стороне от многомерности исследовательского процесса, также включив в состав исследуемых объектов любовь. Так и мы в нашей работе анализируем отдельно взятую константу мировой культуры «Любовь» в песнях немецких рок-группы «Rammstein» и «Oomph!», едва ли не самый привлекательный концепт, который связан с жизненными потребностями человека и поэтому всегда находит особый отклик.
Группы, пишущие тексты о любви на родном немецком языке представляют исследовательский интерес в силу следующих причин. Во-первых, с самого начала возникновения рок-поэзии в Германии и по сей день существует целое направление рок-поэтов, предпочитающих писать тексты исключительно на родном языке. Во-вторых, немецкоязычная рок-поэзия обладает рядом специфических черт, что позволяет типологизировать ее как отдельную рок-школу со своими традициями, типологическими чертами. Как отметила Мерле Хильбк в своей лекции «История развития немецкой музыки»: «рок-музыка Германии испытывала влияние немецкой лирической песни» [Фромм: эл.ресурс]. Ее функция состоит в передаче одномоментного личностного переживания, отсюда ей свойственны: высокая экспрессивность языковых средств и отсутствие развернутого сюжета. Эмоциональность и оценочность – вот две главные черты немецкой рок-лирики.
Трудно найти еще одну проблему, которая бы на протяжении всей истории человечества так привлекала бы к себе внимание людей, представляла для них столь непреходящий и непосредственный интерес. В музыкальном рок-пространстве «Oomph» и «Rammstein» желание любви или нехватка любви приводит к страданиям, а так же к насилию над человеком, которое начинается еще с момента его появления на свет. Поэтому не случайно, что и сегодня одной из доминирующих метафорических моделей в анализируемом материале является модель «Человеческая жизнь - это поиск любви». Однако, следует обратить особое внимание на то, что рок-поэзия – это поэзия не целого произведения или стиха, а отдельных фраз и ключевых слов, которые дают в сочетании с музыкой цепочку образов, воспринимаемых слушателем и дополняемых его собственной фантазией.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Основным предметом исследований в лингвокультурологии выступает концепт. В лингвистической науке существует огромное количество определений описывающих содержание термина «концепт». В нашем исследовании мы придерживаемся вслед за Ю.С. Степановым следующего определения: «концепт – это сгусток культуры в сознании человека». Он открывает нам возможность понять, как именно формируется та или иная картина мира, стиль мышления, способ восприятия окружающего мира и самого себя в рамках определенного культурного сообщества.
Вопрос актуализации концепта представляется одним из важнейших для лингвистов. Концепт может актуализироваться через языковые значения различных лексем, через фразеологический и паремийный фонд языка, а так же в различных видах дискурса, например в песенном рок-дискурсе.
Песенный рок-дискурс - это компонент массовой культуры, данный феномен остаётся в эпицентре внимания всего человечества на протяжении уже не одного десятка лет, что свидетельствует о его огромной значимости.
В период своего зарождения рок, «был критической реакцией на массовую культуру» [Саркитов, 1989, с. 45]. Мы считаем совершенно справедливой мысль С.Ерофеева о том, что рок-музыка на данный момент превратилась в "новый музыкальный язык нашего времени, выразительные средства которого позволяют наиболее адекватно отразить эмоционально-чувственное содержание внутреннего мира человека" «Там же, с. 52».
Отдельное место в рок-культуре занимает тема любви. В данном исследовании песенный дискурс рассматривается как средство хранения, накопления, трансляции и экспликации эмоции любовь. На протяжении всей истории человечества она привлекает к себе внимание людей и вызывает у них столь непреходящий интерес. Возможно поэтому в рок-поэзии, а именно в рок-пространстве «Oomph» и «Rammstein» любовь считается самой сильной из страстей, так как она одновременно овладевает головой, сердцем и телом.
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТ «ЛЮБОВЬ» В ПЕСЕННОМ РОК-ДИСКУРСЕ «RAMMSTEIN» и «OOMPH!»
2.1. Концептуальная метафора как способ выражения концепта
Несмотря на то, что изучение метафоры восходит к Аристотелю, до сих пор нельзя сказать, что существует окончательно сложившаяся система взглядов на это явление. Обилие литературы, посвященной метафоре, свидетельствует о том, что «фундаментальная наука выходит на новый этап осознания ее сущности» [Лакофф, 1990, с. 5]. Существуют разные взгляды на появление метафоры (Потебня, Афанасьев, Фрейденберг и др.).
Употребление слов в переносном смысле имеет самое широкое распространение. Его породила необходимость, оно возникло под давлением бедности и скудости словаря, а затем уже красота его и прелесть расширили область его применения. Употребление переносных слов (метафор) придает речи наибольшую яркость и блеск, «усыпая ее как бы звездами» «Там же».
Термин «метафора», как показывает этимология слова, означает перенос некоторого качества с одного объекта на другой. Так метафора является наиболее распространенным тропом, основанным на принципе сходства, аналогии, реже - контраста явлений; часто используется в обиходной речи [Леонтьева, 2011].
Философы и ученые романтического склада, искавшие истоки языка в эмоциональных и поэтических импульсах человека, считали метафору фатальной неизбежностью, единственным способом не только выражения мысли, но и самого мышления [Астафурова, 2007].
В конце XX в. метафора предстает более сложным и важным явлением, чем это казалось ранее. Она пронизывает язык, культуру, науку, жизнь, весь мир [Леонтьева, 2011]. «Новый взгляд рассматривает образные аспекты мышления - метафору, метонимию, использование ментальных образов - как центральные для разума, а не как периферийную и несущественную надбавку» [Лакофф, 1990, с. 4].
В ракурсе когнитивной лингвистики актуальность приобретают концептуальные метафоры. Концептуальная метафора является одной из форм концептуализации мира, это когнитивный процесс, который выражает и формирует новые понятия и без которого невозможно получение нового знания [Пименова, 2004].
До появления теории
концептуальной метафоры считалось, что
в языке функционирует
Таким образом, можно
предположить, что концептуальная метафора
– это свободная от контекста
некая абстрактная вербально-
А.П. Чудинов отмечает, что концептуальная метафора представляет собой своего рода систему взаимодействующих зеркал, состоящую по меньшей мере из трех элементов. В первом зеркале отражается ментальный мир человека и общества в целом: метафора дает великолепный материал для изучения когнитивных «механизмов» в сознании человека и социального мировосприятия. Во втором зеркале можно увидеть обыденные представления человека о понятийной области-источнике метафорической экспансии: начало метафоре дают именно элементы «наивной» картины мира. В третьем зеркале отражаются наивные человеческие представления о понятийной области, к которой направлена метафорическая экспансия: человек метафорически концептуализирует и структурирует эту область, выделяя в ней самое важное и необходимое, давая эмотивную оценку ее элементам. Автор отмечает, что в данном случае уже важно как он воспринимает окружающую реальность [Чудинов, 2009]
Приобретение способности восприятия и осмысления опыта посредством метафоры является одним из величайших творческих триумфов человеческого ума, по мнению Дж.Лакоффа. Многие виды рационального мышления включают использование метафорических моделей. Любое адекватное описание разумного мышления должно объяснять механизмы воображения, а воображение в значительной мере заключается в метафорическом мышлении [Лакофф, 1990].
Употребление метафоры в песнях ощущается всегда как естественное и законное. Тяготение песен к метафоре связывается, по нашему мнению, с тем, что автор песни отталкивается, прежде всего, от обыденного взгляда на мир. В метафоре заключена и ложь и истина, и «нет» и «да». Она отражает противоречивость впечатлений, ощущений и чувств. В этом состоит еще один мотив ее привлекательности для песенного дискурса [Астафурова, 2007].
Метафору роднят с песенным дискурсом такие черты как: слияние в ней образа и смысла, категориальный сдвиг, актуализация «случайных связей», синтетичность, диффузность значения, допущение разных интерпретаций, апелляция к воображению «Там же».
Так или иначе, метафора пронизывает всю нашу повседневную жизнь и проявляется не только в языке, но и в мышлении и действии. «Наша понятийная система носит преимущественно метафорический характер, тогда наше мышление, повседневный опыт и поведение в значительной степени обуславливаются метафорой» [Лакофф, 1990, с. 7].
Из всего вышесказанного, становится ясным, что метафора - это не просто процесс проведения параллелей (предполагая, что одна вещь похожа на другую), но способ видения одной вещи, похожей на другую. Метафора, выступая средством познания окружающего мира, не отражает объективную действительность, но зато передает интерпретацию мира человеком, его концептуализацию. Метафора так же является эффективным средством самохарактеристики поэта, отражающее деятельность творца как способ достижения духовной гармонии и покоя. Однако мы полагаем что, истолкование метафор несет на себе отпечаток не только творца, но и интерпретатора.
2.2. Концептуальные метафоры в песенном рок-дискурсе Rammstein
В песнях «Rammstein» любовь занимает одно из главных мест [Тати, 2010, с. 9]. Часто в их лирике провозглашаются извращенные идеалы любви и сексуальных отношений. В центре их песен - герой с разрушенными моральными ценностями, живущий в мире, где стерлась разница между мужчинами и женщинами. Он ищет в своей жизни лишь удовольствие, меняя партнеров и наблюдая за разрушением привычных стереотипов и ценностей. В песнях подчеркивается, что герой - это новое порождение современной жизни, возможно, отличающийся от других тем, что в его голове живет муза, которая толкает его на странные и необъяснимые поступки.
Информация о работе Концепт "Любовь" в песенном рок-дискурсе Rammstein и Oomph