Концепт "Любовь" в песенном рок-дискурсе Rammstein и Oomph

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:33, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Целью исследования является культурно-философская рефлексия рок-музыки, а так же определение и изучение особенностей концепта «Любовь» в песнях «Rammstein» и «Oomph!».
Задачи исследования:
1) Рассмотреть особенности песенного рок – дискурса;
2) Определить место концепта «Любовь» в песенном рок – дискурсе на примере песен немецких групп «Rammstein» и «Oomph!»;
3) Выявить особенности концептуализации любви в индивидуально-авторских картинах мира «Rammstein» и «Oomph!».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПЕСЕННОГО РОК-ДИСКУРСА……………….6
1.1. Понятие дискурса в лингвистике……………………………………………6
1.2. Основные характеристики песенного рок-дискурса….................................8
1.3. Понятие концепта, соотношение концепта и дискурс……………………15
1.4. Эмоциональный концепт «Любовь», его место в рок-дискурсе………....18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….22
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТ «ЛЮБОВЬ» В ПЕСЕННОМ РОК-ДИСКУРСЕ RAMMSTEIN И OOMPH!....................................................................................23
2.1. Концептуальная метафора как способ выражения концепта…………….23
2.2. Концептуальные метафоры в песенном рок-дискурсе Rammstein………26
2.2.1. «Любовь – животное»……………………………………………...27
2.2.2. «Любовь – огонь»…………………………………………………..29
2.2.3. «Любовь – страдание»……………………………………………..31
2.2.4. «Любовь – насилие»………………………………………………..34
2.3. Концептуальные метафоры в песенном рок-дискурсе Oomph!.................36
2.3.1. «Любовь – стихия»…………………………………………………37
2.3.2. «Любовь – безумие»………………………………………………..40
2.3.3. «Любовь – живительная сила»…………………………………….41
2.3.4. «Любовь – страдание»……………………………………………..44
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ И УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ…………

Работа содержит 1 файл

последняя ВЕРСИЯ ДИПЛОМА!!!!!!!!!!!! (Автосохраненный).doc

— 412.50 Кб (Скачать)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПЕСЕННОГО РОК-ДИСКУРСА……………….6

1.1. Понятие дискурса в лингвистике……………………………………………6

1.2. Основные характеристики песенного рок-дискурса….................................8

1.3. Понятие концепта, соотношение концепта и дискурс……………………15

1.4. Эмоциональный концепт «Любовь», его место в рок-дискурсе………....18

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….22

ГЛАВА 2. КОНЦЕПТ «ЛЮБОВЬ» В ПЕСЕННОМ РОК-ДИСКУРСЕ RAMMSTEIN И OOMPH!....................................................................................23

2.1. Концептуальная метафора как способ выражения концепта…………….23

2.2. Концептуальные метафоры в песенном рок-дискурсе Rammstein………26

2.2.1. «Любовь – животное»……………………………………………...27

2.2.2. «Любовь – огонь»…………………………………………………..29

2.2.3. «Любовь – страдание»……………………………………………..31

2.2.4. «Любовь – насилие»………………………………………………..34

2.3. Концептуальные метафоры в песенном рок-дискурсе Oomph!.................36

2.3.1. «Любовь – стихия»…………………………………………………37

2.3.2. «Любовь – безумие»………………………………………………..40

2.3.3. «Любовь – живительная сила»…………………………………….41

2.3.4. «Любовь – страдание»……………………………………………..44

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ И УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ……………………………………………………………….....59

 

 

    ВВЕДЕНИЕ

Одним из базовых способов получения информации для человека является слух. Быть может, таким способом обрабатывается меньше информации, но услышанное для человека не менее значимо, чем увиденное. Человек воспринимает через органы слуха не только речь и всевозможные шумы, но и музыку – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. И она весьма активно используется на протяжении веков в самых разных формах – начиная от государственных гимнов и заканчивая песнями «потяжелее».

Рок-лирика, как одна из ветвей песенной поэзии, нуждается  в подробном анализе музыкального потенциала рок-слова.  Решение этих задач поможет сделать новый шаг в теоретическом осмыслении рок-поэзии. Однако песенная рок-лирика представляет собой «обособленную ветвь поэзии лишь с XX века» и относиться к ней как к самостоятельному течению стали сравнительно недавно и в Германии, и в России [Козлов: эл. ресурс].

В настоящем исследовании мы анализируем один из глобальных концептов – эмоциональный концепт «Любовь». Для этого мы в нашей работе обращаемся к немецкоязычному року двух немецкоязычных групп «Rammstein» и «Oomph!» с целью выявления национальной специфики рок-текста на тематическом и художественном уровнях.

В связи с этим новизна дипломной работы состоит в устранении  пробела в изучении немецкой современной рок-поэзии, в частности таких групп как «Oomph!» и «Rammstein» и рассмотрение концепта «Любовь» в их творчестве.

Оптимальным способом изучения рок-музыки нам видится дискурс-анализ. Комплексное изучение  коммуникации рок-музыки через интерпретацию символического языка позволяет исследовать предмет работы во всей его полноте. Однако в ходе проведения дискурс-анализа, при интерпретации текстов необходимо быть предельно аккуратным и не наделять рок-тексты не присущими им значениями. Об опасности произвольного толкования смыслов и символов в рок-музыке предупреждают в том числе и сами авторы этих текстов.

Неоспоримо доказано, что существует прямая связь между  изменениями в обществе и возникновением, развитием новых музыкальных  течений и культур, основанных на них. В настоящее время рок-культура определяется как сложное, динамичное, многомерное явление социального характера, имеющее корни в массовой культуре, зависящее от нее и влияющее на нее. Однако до сих пор не существует однозначного понимания этого термина.

Объектом  нашего исследования являются тексты песен «Rammstein» и «Oomph!».

В качестве предмета изучения рассматриваются способы актуализации концепта «Любовь» в творчестве немецких рок-групп «Rammstein» и «Oomph!».

Цель исследования: Целью исследования является культурно-философская рефлексия рок-музыки, а так же определение и изучение особенностей концепта «Любовь» в песнях «Rammstein» и «Oomph!».

Задачи исследования:

1) Рассмотреть особенности песенного рок – дискурса;

2) Определить место концепта «Любовь» в песенном рок – дискурсе на примере песен немецких групп «Rammstein» и «Oomph!»;

3) Выявить особенности концептуализации любви в индивидуально-авторских картинах мира «Rammstein» и «Oomph!».

Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:

1) Контекстуальный анализ - тип исследования, при котором наряду с индивидуальными признаками явления учитываются признаки контекстов, к которым относится явление;

2) Концептуальный анализ (выявление доминантных личностных смыслов) - это исследования, для которых концепт является объектом анализа;

3) Метод понятийного моделирования – это метод опосредованного познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а его заместитель (модель), находящийся в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способный замещать его в некоторых отношениях и дающий при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте;

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения: первая глава содержит теоретический анализ литературы по теме исследования; вторая глава посвящена концепту «Любовь» в песенном рок – дискурсе «Rammstein» и «Oomph!». К работе прилагается библиографический список из 44 наименований.

Материалом  исследования послужили тексты 152 песен немецкоязычных исполнителей «Rammstein» и «Oomph!», взятые с музыкальных сайтов в Интернете и с CD-ROM в формате МР-3 серии «Домашняя коллекция». Мы использовали данные тексты в том виде и с той пунктуацией, которая имеется в данных источниках, поскольку нам представляется, что отсутствие пунктуации в ряде случаев является значимым, давая простор толкованию и переводя внимание на мелодический компонент песенного текста.

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПЕСЕННОГО РОК-ДИСКУРСА

1.1. Понятие дискурса в лингвистике

Четкого и общепризнанного  определения «дискурс» не существует, однако следует отметить широкую  популярность, приобретенную этим термином в последнее время.

Дискурс является объектом междисциплинарного изучения. Помимо теоретической лингвистики с исследованием дискурса связаны такие науки и исследовательские направления, как компьютерная лингвистика и искусственный интеллект, психология, философия и логика, социология, антропология и этнология, литературоведение, семиотика, историография, теология, юриспруденция, педагогика, теория и практика перевода, политология и др.  Каждая из этих дисциплин подходит к изучению дискурса по-своему.

Основное внимание в  нашей работе уделяется понятию «дискурс» в лингвистике.

Дискурс, понимаемый как  текст, погруженный в ситуацию общения, допускает множество измерений. С позиций прагмалингвистики дискурс представляет собой интерактивную деятельность участников общения, обмен информацией, оказание воздействия друг на друга, использование различных коммуникативных стратегий, их вербальное и невербальное воплощение в практике общения [Dijk, 1981].  Функциональный подход предполагает обусловленность анализа функций дискурса изучением функций языка в широком социокультурном контексте [Brown, 1994]. Лингвостилистический анализ дискурса выделяет регистры общения, разграничивает устную и письменную речь в их жанровых разновидностях, изучает характеристики функциональных стилей [Bhatia, 1993]. С позиции формально или структурно ориентированной лингвистики дискурс определяется как язык выше уровня предложения или словосочетания – «language above the sentence or above the clause» [Stubbs, 1994, p. 62]. Лингвокультурное изучение дискурса устанавливает специфику общения в рамках определенного этноса, определяет формульные модели этикета и речевого поведения в целом [Карасик, 2000]. Социолингвистический подход к исследованию дискурса предполагает анализ участников общения как представителей различных социальных групп и анализ условий общения в широком социокультурном контексте [Brown, 1994]. Все вышеупомянутые  подходы к рассмотрению понятия дискурс взаимосвязаны. Различные направления и методики анализа дискурса объясняют существование большого числа определений данного понятия. 

Лингвистическое понимание дискурса в зарубежных исследованиях неоднозначно. Так, например, П.Серио выделяет восемь  значений термина "дискурс":

  • эквивалент понятия "речь", т.е. любое конкретное высказывание;
  • единицу, по размерам превосходящую фразу;
  • воздействие высказывания на его получателя с учетом ситуации высказывания (в рамках прагматики); 
  • беседу как основной тип высказывания;
  • употребление единиц языка, их речевую актуализацию;
  • социально или идеологически ограниченный тип высказываний, например, феминистский дискурс, административный дискурс;
  • теоретический конструкт, предназначенный для исследования условий производства текста [Серио, 1999, с. 19].

 Согласно Т.А. ван Дейку, дискурс – это существенная составляющая социокультурного взаимодействия, характерные черты которого – интересы, цели и стили [Дейк, 1989].

Д. Шифрин, подчеркивая взаимодействие формы и функции, определяет дискурс как высказывание. Это определение подразумевает,  что дискурс это не просто набор изолированных единиц языковой структуры «выше предложения» [Schiffrin, 2005, p. 56], а целостная совокупность функционально организованных, контекстуализованных единиц употребления языка.

Особый интерес представляют некоторые  положения отечественных лингвистов. Отечественный учёный М.Л.Макаров  определяет дискурс с точки зрения  формальной, функциональной и  ситуативной  интерпретации. Контекст как признак  дискурса акцентирует внимание исследователей на противопоставлении того, что сказано, и того, что имелось в виду, и, следовательно,  на ситуацию общения [Макаров, 2003].

Мы  же в нашей работе придерживаемся вслед за Д. Шифриным, определения дискурса как не просто «набора изолированных единиц языковой структуры, а целостной совокупности» функционально - организованных, контекстуализированных единиц употребления языка.

1.2. Основные характеристики песенного рок-дискурса

При изучении дискурса встает вопрос о его классификации: какие типы и разновидности дискурса существуют.

Каждый  тип дискурса определяется набором  правил, выполнения которых он требует, и протекает в определенной социальной сфере. При исследовании типов дискурса основной задачей является описание структур наиболее предпочтительных или типичных  для дискурса данного вида [ Dijk, 1983].

Основные  разграничения в области типологии  дискурса – это степень  формальности общения, а также противопоставление устного и письменного  видов дискурса [Сухих, 1998, с. 32].

Отечественный учёный В.И.Карасик выделяет два типа дискурса: персональный (личностно-ориентированный) и институциональный  (статусно-ориентированный) дискурс. В первом случае говорящий выступает как личность со своим богатым внутренним миром, во втором случае - как представитель той или иной социальной группы [Карасик, 2004, с. 14].

Существует огромное количество различных видов дискурса, которые представляет собой общение в заданных рамках статусно-ролевых отношений: политический, дипломатический, административный, юридический, военный, педагогический, религиозный, мистический, медицинский, деловой, рекламный, спортивный, научный, сценический и массово-информационный. Этот список можно изменить или расширить, поскольку общественные институты существенно отличаются друг от друга и не могут рассматриваться как однородные явления, кроме того, они исторически изменчивы, могут сливаться друг с другом и возникать в качестве разновидностей в рамках того или другого типа. В нашей же работе мы обращаемся к песенному рок-дискурсу.

Значимость песенного рок-дискурса, как социального явления стала осознаваться довольно поздно философами, антропологами, лингвистами. Однако, песенный  дискурс долгое  время не  составлял отдельного предмета исследований в лингвокультурологии, хотя песня несет в себе  значительный  потенциал  для  выявления  и  рассмотрения культурных концептов. Рок-культура являясь транслятором концептуальных идей, практически не знает национальных границ и быстро распространяется по странам. [Чудинов, 2009].

В отличие от лирической  поэзии  и  других  видов  стихотворного  дискурса, современная рок-песня,  будучи относительно простой по форме и содержанию, быстро реагирует на социальные   колебания,   мгновенно   отражая   смену  культурных ценностей и ориентиров. Эта особенность песенного дискурса делает его ценным  практическим  материалом и огромной воздействующей силой для выявления динамики малейших изменений в обществе [Sunderland, 2004].

В сущности, вполне справедливым является утверждение: «Скажи мне, что ты поешь, и я скажу, кто твой друг или каковы твои ценности» [Marcuse, 1967, p. 56]. Согласно Г. Маркузе, любой текст несет коды мышления и поведения стоящей за автором текста социальной группы. По этой причине разумно предположить, что песня действительно содержит в себе определенные словесные коды.

В песенном рок-дискурсе отправной точкой в размышлениях об окружающей действительности становится представление о двойственности нашего мира. В нашей работе мы обращаемся к творчеству таких немецких рок-групп как Oomph! и Rammstein. Особенность их авторского взгляда состоит в переоценке ценностей, принятых бытовым сознанием. Важность реального мира в их песенном рок-дискурсе не больше чем иллюзия.

Информация о работе Концепт "Любовь" в песенном рок-дискурсе Rammstein и Oomph