Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:33, дипломная работа
Цель исследования: Целью исследования является культурно-философская рефлексия рок-музыки, а так же определение и изучение особенностей концепта «Любовь» в песнях «Rammstein» и «Oomph!».
Задачи исследования:
1) Рассмотреть особенности песенного рок – дискурса;
2) Определить место концепта «Любовь» в песенном рок – дискурсе на примере песен немецких групп «Rammstein» и «Oomph!»;
3) Выявить особенности концептуализации любви в индивидуально-авторских картинах мира «Rammstein» и «Oomph!».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПЕСЕННОГО РОК-ДИСКУРСА……………….6
1.1. Понятие дискурса в лингвистике……………………………………………6
1.2. Основные характеристики песенного рок-дискурса….................................8
1.3. Понятие концепта, соотношение концепта и дискурс……………………15
1.4. Эмоциональный концепт «Любовь», его место в рок-дискурсе………....18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….22
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТ «ЛЮБОВЬ» В ПЕСЕННОМ РОК-ДИСКУРСЕ RAMMSTEIN И OOMPH!....................................................................................23
2.1. Концептуальная метафора как способ выражения концепта…………….23
2.2. Концептуальные метафоры в песенном рок-дискурсе Rammstein………26
2.2.1. «Любовь – животное»……………………………………………...27
2.2.2. «Любовь – огонь»…………………………………………………..29
2.2.3. «Любовь – страдание»……………………………………………..31
2.2.4. «Любовь – насилие»………………………………………………..34
2.3. Концептуальные метафоры в песенном рок-дискурсе Oomph!.................36
2.3.1. «Любовь – стихия»…………………………………………………37
2.3.2. «Любовь – безумие»………………………………………………..40
2.3.3. «Любовь – живительная сила»…………………………………….41
2.3.4. «Любовь – страдание»……………………………………………..44
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ И УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ…………
В рок-поэзии зачастую утверждается ложность идейно-ценностной системы человеческого мира. Реальность здесь ограничена своей предметностью и основывается на ней. Всевозможные блага цивилизации, материальный достаток, спокойная и комфортная жизнь глубоко презираемы данным поэтическим течением, поскольку не дают возможности состояться духовному опыту. С этой точки зрения, именно вера в реальность – причина вырождения, душевного и физического рабства людей, составляющих большинство [Шевченко, 2009].
Например, в следующей песне группы «Rammstein» отрицание комфортной жизни выражается в многочисленных повторах (Ich hab' keine Lust – Я не хочу), выражающих нежелание жить как все (kauen – жевать; verdauen – переваривать):
Ich hab' keine Lust Я не хочу.
Ich hab' keine Lust Я не хочу.
Ich hab' keine Lust Я не хочу.
Nein ich hab' keine Lust Нет, я не хочу.
Ich hab' keine Lust etwas zu kauen Я не хочу ничего жевать,
Denn ich hab' keine Lust es zu verdauen Потому что не хочу переваривать.
Hab' keine Lust mich zu wiegen Я не хочу питать себя иллюзиями,
Hab' keine Lust im Fett zu liegen Не хочу кататься как сыр в масле.
Rammstein «Keine Lust» Раммштайн «Нет желания»
Истинное видение мира становится доступным тогда, когда душа проходит испытание: завесу мнимой реальности приоткрывают страдания, боль, сон, забытье, смерть (самые распространенные образы в рок-лирике). И как в следующих строчках жизнь лирического героя сводиться к одному назначению (geboren zu sterben – родится, чтобы умереть):
Wenn Du die Antwort suchst Если ты ищешь ответ
Auf alles was Dich quält – На все, что тебя мучает –
Menschen sind geborn zu sterben. Люди рождены, чтоб умереть.
Oomph! «Geborn zu sterben» Умф! «Рожденные умереть»
Важно понимать, что ирреальность каждым рок-поэтом понимается по-своему. Для кого-то ключом в надмирное является религия, мистические практики, кто-то видит возможности приобщения к священному в определенной исторической эпохе, а кто-то считает, что для его обретения необходимо познать себя, полностью отстранившись от авторитетов и любых привязанностей. Отсюда проистекает тематическое разнообразие рок-поэзии, которая стремится возродить в себе и аудитории сам механизм обретения Священного, оставаясь глубоко индивидуальной в поисках путей к нему.
Из этого следует, что в рок-поэзии автор занимает особое, по отношению к своей аудитории, место. Специфика изучаемого нами явления такова, что художник здесь выступает в амплуа медиума или жреца. Его представления о реальности и месте в ней человека взяты из надмирной области; его жизненный опыт, переносимый в песню, в большинстве случаев трансцендентный. У амплуа жреца есть свои положительные и отрицательные стороны. Автор такого типа характеризуется жертвенной, по отношению к своей аудитории, ролью: он находится в позиции отдающего и делится знаниями, что были добыты путем тяжелого душевного становления. Как следствие, уровень духовных запросов рок-поэта велик, и это выбивает его из обычного ритма жизни [Леонтьева, 2011].
Художник здесь
Ich will dass ihr mir vertraut Хочу, чтобы вы мне довеpяли
Ich will dass ihr mir glaubt Хочу, чтобы вы мне веpили
Ich will eure Blicke spüren Хочу ловить ваши взгляды
Ich will jeden Herzschlag kontrollieren Хочу упpавлять каждым удаpом сеpдца
Rammstein «Ich will» Раммштайн «Я хочу»
Для личности в рок-поэзии характерны немотивированность поступков, непредсказуемость поведения, неумение поставить предел своим желаниям и прихотям, инстинкт саморазрушения [Шевченко, 2009, с. 56]. Чтобы продемонстрировать, это рок-поэт помещает своих героев в пограничные ситуации и состояния или наблюдает за ними в их обычной жизни, на основе их поведения, делает выводы, правдивые, откровенные и зачастую неутешительные:
Er traf ein Mädchen, das war blind Он встретил девушку, она была слепа.
Geteiltes Leid und gleichgesinnt Они разделили печаль и образ мыслей…
Sah einen Stern vom Himmel gehen Он увидел звезду, падающую с неба,
Und wünschte sich sie könnte sehn И пожелал, чтобы она прозрела
Sie hat die Augen aufgemacht Она открыла глаза
Verliess ihn noch zur selben Nacht И покинула его в ту же ночь…
Rammstein «Zerstören» Раммштайн «Разрушать»
Для рок-лирики
характерно представление о
Keine Zeit zu warten Нет времени ждать,
Keine Zeit zu stehen Нет времени стоять на месте.
Überall Maschinen Повсюду машины,
Die sich weiterdrehen Продолжающие вращаться.
Keine Zeit zu zweifeln Нет времени сомневаться,
Du musst funktionieren Ты должен функционировать.
Keine Zeit zu halten Нет времени на остановки.
Keine Zeit zu warten Нет времени ждать,
Keine Zeit zu stehen Нет времени стоять на месте.
Oomph! «Wach Auf» Умф! «Проснись»
Пытаясь разрешить проблемные вопросы человечества, рок-поэт склонен в своих текстах обострять ситуацию конфликта. Несмотря на то, что протестность рока со временем теряет свой пафос, рок-поэзия тем не менее базируется на идее отрицания, как такового: «…противостояние в роке носит не социальный или политический, даже, скорее, не идеологический, а экзистенциальный характер» [Кнабе, 2006, с.56]. Так, ведущим в поэтике рока становится конфликт между человеком и обществом. Его отображение можно так или иначе встретить в творчестве каждого автора. Человеческая среда описывается здесь как система, существующая за счет подавления отдельно взятых индивидуумов. Социум в творчестве рок-поэтов - это всегда обезличенная «толпа» [Леонтьева, 2011].
В следующей песне немецкой рок- группы Раммштайн «толпа» выражена такими лексемами как: dichten Reigen – плотное кольцо, круг; toben – шуметь, бушевать, реветь, неистовствовать; der Mob – сброд, чернь. Примечательным является и то, что им предписываются негативные качества:
Der Mann will von der Brücke steigen Хочет он с моста сойти,
Die Menschen fangen an zu hassen А толпа начинает его ненавидеть
Bilden einen dichten Reigen Окружают его в плотное кольцо
Und wollen ihn nicht nach unten lassen И не хотят его выпускать.
So steigt er noch mal nach oben И вот он снова поднимается,
Und der Mob fängt an zu toben А этот сброд начинает шуметь.
Sie wollen seine Innereien Они хотят его распотрошить
Und schreien И кричат:
Spring Прыгай!
Rammstein «Spring» Раммштайн «Прыгай»
В ходе своих наблюдений за жизнью рок-авторы приходят к выводу, что человек в обществе слаб и пассивен, а иногда даже способен на подлость и практически не способен на любовь. И для того чтобы сохранить себя, он должен остаться в одиночестве и пройти путь духовного становления. Созидание себя начинается с ключевого вопроса «кто я?» это и предваряет путь самопознания [Красавский, 2006]. Также человеку необходимо самостоятельно изучить мир в его многообразии, найти путь к высшим духовным ценностям, приобщиться к ним. Такова идейная проблематика рок-поэзии, выводимая из конфликта общества и человека.
Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что рок-поэзия высоко ценит индивидуальную свободу каждого человека, потому одним из ее главных идеалов выступает независимая личность. В творчестве рок-поэтов персонаж активно вступает в конфликт с обществом с тем, чтобы отстоять право на собственную независимость. Причем выход из такой ситуации может быть не только активным, но и пассивным в случае, если герой хочет остаться просто человеком. В понимании рок-поэтов сохранить себя возможно также неотступно следуя призванию, доверяя своему пути. Идеальный герой здесь самодостаточен, и потому не вступает ни в споры, ни в конфликты, следуя высокой цели. Все эти черты объединяются в общий концепт свободы, который получает в рок-поэзии небывало широкое значение и первостепенную важность.
Таким образом, комплексный анализ немецкоязычного песенного рок-дискурса, позволяет выявить единую для данного поэтического течения систему ценностей. Предметный мир теряет здесь, привычную для бытового сознания, значимость. Рок-лирика настаивает на сугубо самостоятельном постижении мира и принятия макрокосмоса в его стихийном и неупорядоченном многообразии. Идеалом рок-поэзии является свобода как таковая, она помогает созидаться индивидуальности отдельно взятого человека, а также способствует самопознанию и духовному становлению. По мнению рок-поэтов, для того, чтобы остаться собой в этом мире нужно обладать жизненной стойкостью и цельностью характера. Персонаж с такими качествами становится здесь отдельным культурным героем, воплощенным в вариантах медиума, эталона человека.
1.3. Понятие концепта, соотношение концепта и дискурса
В современной лингвистике активно развивается такое направление, как концептология, основной единицей исследования которой является «концепт». Однако анализ диссертационных работ показывает, что до сих пор наблюдается разнообразие как в употреблении самого термина «концепт», так и в методах его изучения.
Это обусловлено тем, что в настоящее время когнитивная лингвистика имеет статус междисциплинарной науки [Юрманова, 2007] и затрагивает такие области как психология, искусствоведение, философия, нейрофизиология и т.д.
Лингвистическая наука не стоит на месте и постоянно ищет новые пути решения своих задач. Сам термин «концепт» утвердился в лингвистике не сразу. В качестве термина когнитивной лингвистики он стал употребляться только с конца 90-х годов XX века. До этого момента лингвисты использовали разнообразные варианты. Например, «зародыш слова» (В.В. Колесов), «смысловой ген значения языкового знака» (Н.Ф. Алефиренко), «квант структурного знания» (И.А. Стернин, З.Д. Попова), «оперативная единица сознания» (Е.С. Кубрякова), «логоэпистема» (Н.Д. Бурвикова, В.Г. Костомаров) [Пименова, 2004, с. 76].
На сегодняшний день становится очевидным, что наиболее жизнеспособным оказался термин «концепт», по частоте употребления значительно опередивший все прочие протерминологические новообразования «Там же».
Рассмотрим несколько определений термина «концепт», которые подтверждают его неоднозначный характер. Н.Н. Болдырев отмечает, что концепты представляют собой те идеальные, абстрактные единицы, смыслы, которыми человек оперирует в процессе мышления. Они отражают содержание полученных знаний, опыта, результатов всей деятельности человека и результаты познания им окружающего мира в виде определенных единиц, «квантов знания». Другой лингвист Кубрякова дает такое определение концепту - это сведения о том, что индивид знает, предполагает, думает и воображает об объектах мира». Н.Д. Арутюнова говорит о концепте как о понятии практической философии, являющемся результатом взаимодействия ряда таких факторов, как национальная традиция, фольклор, религия, идеал, жизненный опыт, образы искусства, ощущения и система ценностей [Бабушкин, 1996, с. 12]. Ю.С. Степанов под концептом понимает «сгусток культуры в сознании человека» [Степанов, 2004, с. 24]. Таким образом, концепт можно рассматривать как структуру, отвечающую за сохранение «культурной памяти» слова и этнологической информации, отражающей национальную картину мира языкового социума. Д.С. Лихачев в работе «Концептосфера русского языка» говорит о том, что концепт является результатом столкновения словарного значения слова с личным народным опытом человека. «Рассматривая, как воспринимается слово, значение и концепт, мы не должны исключать человека, потенции концепта тем шире и богаче, чем шире и богаче культурный опыт человека, и чем меньше культурный опыт человека, тем беднее не только его язык, но и его «концептосфера», пишет Д.С. Лихачев [Бабушкин, 1996, с. 52].
Концепт как единица концептосферы
может иметь словесное
Из всего вышесказанного следует, что определение места «концепта» в ряду лингвистических терминов представляет собой сложную, но интересную задачу для лингвистов. И продолжающиеся исследования в рамках концептологии являются ярким примером неугасающего интереса к этому явлению со стороны исследователей.
В исследованиях последних лет так же отмечаются некоторые аспекты взаимодействия концепта и дискурса. Одним из таких аспектов является “концептуальное наполнение” дискурса как одна из его существенных характеристик [Астафурова, 2007, с. 17]. Исследователи указывают на то, что важнейшим измерением дискурса являются его ключевые концепты.
Отношения дискурса и концепта, по-видимому, глубже, чем отношения “контейнер – содержимое”. Дискурсивные свойства концепта проявляются и в том, что концепт является свернутой “моделью дискурса” [Юрманова, 2007, с. 32]. Показательна в этом отношении намечающаяся в последние годы тенденция применения знаний о концептах в процессе формирования дискурсивной компетенции, в частности, в преподавании иностранных языков.
Другим важным аспектом взаимодействия концепта и дискурса является роль дискурса как среды и основного фактора формирования концептуального содержания, а в конечном счете, и системы этнических концептов.
Формирование отдельных
Исследования показывают, что формирование концептов может быть результатом выработки в дискурсе нового знания о различных явлениях действительности, при этом один тип дискурса предоставляет возможность такой рефлексии над некоторыми явлениями, которой не находится места в других типах дискурса.
Информация о работе Концепт "Любовь" в песенном рок-дискурсе Rammstein и Oomph