ЖКХ как важнейшая состовная часть городского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Специфика современной организации производственных и обслуживающих процессов привела к выделению в особую группу отдельных служб и организаций в системе городского хозяйств. Которая и обособилась как самостоятельная сфера. Ее цель-оказание жилищно-коммунальных услуг.
С позиции управления данная сфера достаточно сложна. В ней накопилось множество проблем организационно-экономического характера, которые требуют неотложного решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы организации содержания и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования……………………….4
1.1 Содержание, цель, задачи и особенности жилищно-коммунального хозяйства.4
1.2 Основы управления жилищно-коммунальным хозяйством………………………8
1.3 Основные направления совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования………………………….12
2. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Городской округ Подольск Московской области»………………19
2.1 Социально-экономическая характеристика муниципального образования «городской округ Подольск Московской области»………………………………….19
2.2 Анализ организации управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования «Городской округ Подольск Московской области».23
2.2.1 Анализ организационной структуры управления ЖКХ муниципального образования «городской округ Подольск Московской области»…………………...24
2.3 Анализ состояния жилого фонда муниципального образования «городской округ Подольск Московской области»………………………………………………..32
2.4 Анализ состояния инженерной инфраструктуры муниципального образования «городской округ Подольск Московской области»………………………………….40
2.5 Анализ финансовых взаимоотношений в системе муниципального управления г. Подольска……………………………………………………………………………..42
2.6 Анализ качества оказываемых услуг ЖКХ г. Подольске………………………..44
3. Разработка проектных мероприятий………………………………………………..48
3.1 Совершенствование организационной структуры управления предприятием...48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..51
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………55


ВВЕДЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ЖКХ-1.doc

— 871.00 Кб (Скачать)

     Однако  довольно много участников опроса отметили: при том, что ничего не меняется, цены на услуги ЖКХ исправно повышаются. Однако жители города все же отметили кое-какие изменения, на их взгляд, несущественные: «около дома стало почище. А насчет сервиса – все сами стараемся».

     Подведем  итоги опроса. Две трети участников исследования (66%) считают, что в жилищно-коммунальном хозяйстве за «время реформ» практически ничего не изменилось. И хотя стало несколько чище и больше зелени во дворах, но эти изменения качественными назвать нельзя. Между тем, отмечали люди, цены на жилищно-коммунальные услуги растут все время, и есть большие подозрения, что работники сферы ЖКХ тратят деньги не по назначению. Подольчане, которые считают, что стало заметно хуже (17,5%), тоже говорили о постоянном росте тарифов. Участники опроса, которые увидели положительные изменения в жилищно-коммунальном хозяйстве (16,5%), в качестве аргументов «за» приводили тезисы о чистоте и благоустройстве дворов, а также рассказывали о хорошей работе конкретных служб. Но в целом качество оказываемых услуг населению оставляет желать лучшего.

     Обобщая итоги данной главы, можно сделать  следующие выводы.

     Проблемы  реформирования ЖКХ начинаются еще  с 90-х годов 20 века, а именно, в это время не было четко определено отношение и ответственность собственников жилых помещений к общему имуществу многоквартирного дома, т.е. к той части, которая является неотъемлемой его составляющей, а так же не была достигнута главная цель – передача многоквартирных домов и принадлежащих земельных участков в целом в реальное управление собственникам. Но, однако, имея недостатки, реформирование ЖКХ в 90-х г. 20 в. дало толчок для дальнейшего развития жилищно-коммунальной сферы.

     Говоря  о ЖКХ нельзя обойти вниманием  и качество жизни, так как эти  показатели имеют между собой  взаимосвязь. Такие показатели жилищных условий населения как: наличие, состояние и движение жилого фонда; жилищные условия населения; обслуживание и финансирование жилого фонда; развитие социальной инфраструктуры и ее функционирование; оценка населением жилищных условий и качества коммунального обслуживания; развитие рынка жилья зависят полностью от эффективной и правильной работы жилищно-коммунальной сферы. Отсюда можно сделать вывод, что одним из главных показателей, влияющих на региональные аспекты ЖКХ является уровень качества жизни.

     В результате проведенного анализа выявились положительные аспекты:

        • обновление жилого фонда за счет ввода в эксплуатацию нового жилья и сокращения доли ветхого;
        • реализация на территории муниципального образования г. о Подольска программ социального и экономического развития города;

     Но  в месте с тем присутствуют и недостатки:

        • не соответствующий уровень оказания услуг населению по сравнению с тарифами на ЖКУ;
        • износ коммунальных сетей составляет более 60%, основных фондов – свыше 70%;
        • неопределенность с формой управления многоквартирными жилыми домами.

     Проблемы  реформирования ЖКХ на этом не заканчиваются. Их, конечно, больше. Сегодня идет процесс  анализа ошибок и недоработок, сделанных за годы реформирования в жилищной сфере. Мы только стоим на пути освоения нового для России рынка услуг. Главное – не бросать народ наедине с проблемами ЖКХ, и чтобы государство не самоустранилось от поддержки населения.

     3. Разработка проектных мероприятий

     3.1 Совершенствование  организационной  структуры управления предприятием

     Жилищно-коммунальное хозяйство – это сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс, в который входят предприятия, обеспечивающие содержание жилищного фонда, жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальная энергетика, внешнее городское благоустройство.

     К функциям обслуживающих и эксплуатирующих  жилищный фонд (ЖФ) организаций относятся: содержание общедомового имущества, внутридомовых инженерных коммуникаций, заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг и др. Муниципалитет как одна из организационных структур органов управления, в свою очередь, обязан обеспечивать население минимумом благ, в том числе и коммунальными услугами.

     Главная задача муниципалитета – не оказание услуг по управлению жилищным фондом, а создание условий, позволяющих населению получать услуги в достаточном объеме и качестве. Основой преобразований в жилищной сфере является реорганизация системы управления отраслью, построенная на принципе сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом и активном привлечении граждан к управлению собственностью в жилищной сфере.

     Таким образом, можно выделить ключевые направления  работы муниципалитетов:

     1) информационная поддержка реформы ЖКХ: обеспечение необходимыми методическими материалами собственников, их обучение;

     2) создание системы независимого  и объективного контроля соблюдения  прав собственников.2

     Для принятия своевременных, эффективных  и отвечающих интересам собственников управленческих решений необходима комплексная информация об экономическом, технико-технологическом и функциональном состоянии отрасли.

     Поэтому для решения данной проблемы необходимо выделить в составе мониторинга состояния ЖКХ два направления:

     1. финансовый мониторинг – исходя из потребности получения информации о финансовом состоянии предприятий отрасли, уровне конкуренции и, соответственно, уровне тарифов на услуги;

     2. технологический мониторинг – направленный на анализ качества и гарантированности бесперебойного обеспечения населения услугами (см. рис. 3.1).

       
 
 
 

 
 

     Рис. 3.1. Задачи мониторинга состояния ЖКХ

 

      Для успешной реализации перечисленных  на рис. 3.1. задач мониторинга ЖКХ в структуре администрации муниципального образования г. Подольска считаем целесообразным выделение самостоятельного подразделения, осуществляющего мониторинг, т.е. занимающегося сбором, обработкой, анализом и распределением информации, и имеющего налаженное взаимодействие с собственниками жилых помещений, управляющими компаниями и компаниями-монополистами. Такую структуру по ее содержанию и функциям можно назвать информационно-аналитической.

     Функции такого подразделения должны объединять стратегическое планирование, мониторинг состояния ЖКХ, работу с населением, общую координацию деятельности предприятий ЖКХ. Иначе говоря, в структуру информационно-аналитической службы целесообразно включить:

  • отдел по работе с собственниками;
  • отдел мониторинга;
  • отдел целевых программ;

     – отдел координации.

     Учитывая  большую значимость собственников жилых помещений как источника информации и их главную роль в управлении ЖКХ, целесообразно, в первую очередь, включение в рекомендуемую структуру отдела по работе с собственниками. Данный отдел должен заниматься работой с собственниками жилья, сбором информации о текущем положении дел в ТСЖ и управляющих компаниях, приемом претензий и предложений по работе жилищно-коммунальных структур.

     Отдел мониторинга должен осуществлять сбор, обработку, анализ и распределение информации о состоянии отрасли ЖКХ, о положении предприятий ЖКХ, состоянии жилого фонда и т.п.

     Отдел целевых программ будет осуществлять стратегическое планирование отрасли  ЖКХ г. Подольска в форме составления целевых программ развития отрасли и бизнес – планирования.

     Отдел координации будет заниматься координацией работы служб коммунального хозяйства г. Подольска в вопросах выполнения целевых программ и качественного исполнения своих обязанностей.

     Создание  описанной выше информационно-аналитической  структуры позволит повысить эффективность действующей организационной структуры управления ЖКХ г. Подольска и организовать работу с собственниками жилья, чего до сих пор в рамках муниципалитета не производилось.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Как показал опрос, тема жилищно-коммунального  хозяйства близка нашим респондентам, поскольку так или иначе затрагивает их повседневные житейские интересы.

    При характеристике самого понятия "жилищно-коммунальное хозяйство" достаточно отчетливо проявились два основных подхода. Одни респонденты понимают под ЖКХ прежде всего различные ведомственные, административные структуры (институциональный подход), другие акцентируют внимание на круге обязанностей соответствующих служб (функциональный подход).

    Среди оценок сегодняшнего состояния ЖКХ  явно преобладают резко критические  – идет ли речь непосредственно о местах проживания респондентов или о стране в целом. Основную причину такого положения дел участники опроса усматривают в слабости материально технической базы ЖКХ, неприемлемо низком уровне финансирования данной хозяйственной отрасли. То и другое ставит ее работников в чрезвычайно трудное положение. Следствием всего этого, по мнению респондентов, являются расшатывание производственной и исполнительской дисциплины в сфере ЖКХ и распространенная практика получения полуофициальных и неофициальных поборов за предоставляемые услуги.

    Исходя  из сложившейся ситуации, значительная часть респондентов считает в  принципе назревшей реформу ЖКХ. Вместе с тем о готовящейся  реформе многие либо не слышали вовсе, либо не знают ничего конкретного, кроме планируемой 100%-ной оплаты жилищно-коммунальных услуг. О компенсирующих субсидиях нуждающимся участники опроса осведомлены слабо. В итоге перспектива ожидаемой реформы вызывает по преимуществу отрицательную реакцию. И одним из основных доводов противников реформы является предстоящее удорожание жилищно-коммунальных услуг.

    Говоря  о необходимости реформы, многие участники опроса фактически имеют  в виду лишь улучшение работы жилищно-коммунальных служб посредством укрепления их финансово-экономической и кадровой базы. Действительно реформистским является лишь одно пожелание, высказываемое частью респондентов: создать в системе ЖКХ сеть альтернативных, негосударственных структур.

    О нынешней 50%-ной оплате жилья знают  многие. Большинство опрошенных считает эту систему оправданной как в силу ограниченности доходов значительной части населения, так и из-за низкого качества услуг, оказываемых службами ЖКХ. Даже те, кто в принципе не против перехода к системе 100%-ных коммунальных платежей, полагают, что такая мера должна быть подготовлена значительным ростом уровня доходов граждан.

    Идея  выплаты жилищных субсидий при двукратном увеличении коммунальных платежей значительной частью опрошенных воспринимается настороженно или открыто неодобрительно. По мнению респондентов, такая выплата понадобится значительной части населения. Отсюда необходимость создания громоздкого, дорогостоящего административного аппарата выплаты субсидий, который будет изматывать граждан нескончаемыми бюрократическими процедурами. В результате вся эта система окажется неэффективной именно для тех, кто особенно нуждается в субсидиях и никак не может без них обойтись. Поддерживают принцип компенсационных выплат за жилье чаще других те, кто и сейчас пользуется соответствующей льготой, а также активные поборники социальной справедливости, настаивающие на дифференцированной оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от уровня доходов граждан.

    Состояние своих домов большинство респондентов оценивает как неудовлетворительное, плохое или даже катастрофическое. Положительные оценки чаще встречаются у тех, чьи дома относительно недавно построены или прошли капитальный ремонт, а особенно – у живущих в негосударственном секторе (ЖСК, частное домовладение). Последняя группа респондентов меньше склонна жаловаться на плохую работу жилищно-коммунальных служб. Вообще же, судя по полученным ответам, в данном вопросе более оптимистично настроены те, кто при решении проблем жилищно-коммунального обслуживания ориентирован по преимуществу не на госстуктуры, а на различные формы самодеятельности, будь то собственная трудовая активность или кооперация с другими жильцами (в подъезде, в доме, в ряде соседних домов).

    Отдельным предметом обсуждения стала упомянутая выше перспектива создания частных  жилищно-коммунальных служб, альтернативных нынешним государственным. Преобладающая часть респондентов выразила настороженное или негативное отношение к этой идее. Основные мотивы здесь – общее недоверие к "частнику", убежденность в его ничем не укротимых алчности и своекорыстии, а также опасение, что услуги в негосударственном секторе окажутся существенно дороже, чем в государственном. В достаточно представительной, хотя и несколько меньшей по объему группе сторонников создания альтернативных служб чаще всего встречаются следующие аргументы: упрощение административной структуры, большая мобильность и лучшее качество работы, прямая зависимость предоставляемых услуг от оплаты, создание конкурентной среды, которая потребует и от государственных структур в системе ЖКХ совершенствования своей деятельности по разным направлениям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе ЖКХ как важнейшая состовная часть городского хозяйства