ЖКХ как важнейшая состовная часть городского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Специфика современной организации производственных и обслуживающих процессов привела к выделению в особую группу отдельных служб и организаций в системе городского хозяйств. Которая и обособилась как самостоятельная сфера. Ее цель-оказание жилищно-коммунальных услуг.
С позиции управления данная сфера достаточно сложна. В ней накопилось множество проблем организационно-экономического характера, которые требуют неотложного решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы организации содержания и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования……………………….4
1.1 Содержание, цель, задачи и особенности жилищно-коммунального хозяйства.4
1.2 Основы управления жилищно-коммунальным хозяйством………………………8
1.3 Основные направления совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования………………………….12
2. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Городской округ Подольск Московской области»………………19
2.1 Социально-экономическая характеристика муниципального образования «городской округ Подольск Московской области»………………………………….19
2.2 Анализ организации управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования «Городской округ Подольск Московской области».23
2.2.1 Анализ организационной структуры управления ЖКХ муниципального образования «городской округ Подольск Московской области»…………………...24
2.3 Анализ состояния жилого фонда муниципального образования «городской округ Подольск Московской области»………………………………………………..32
2.4 Анализ состояния инженерной инфраструктуры муниципального образования «городской округ Подольск Московской области»………………………………….40
2.5 Анализ финансовых взаимоотношений в системе муниципального управления г. Подольска……………………………………………………………………………..42
2.6 Анализ качества оказываемых услуг ЖКХ г. Подольске………………………..44
3. Разработка проектных мероприятий………………………………………………..48
3.1 Совершенствование организационной структуры управления предприятием...48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..51
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………55


ВВЕДЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ЖКХ-1.doc

— 871.00 Кб (Скачать)

     К функциям обслуживающих и эксплуатирующих  жилищный фонд (ЖФ) организаций относятся: содержание общедомового имущества, внутридомовых инженерных коммуникаций, заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг и др. Муниципалитет как одна из организационных структур органов управления, в свою очередь, обязан обеспечивать население минимумом благ, в том числе и коммунальными услугами. Таким образом, не имеет смысла разделение вопросов жилищного и коммунального обслуживания населения, за исключением вопросов, касающихся непосредственной организации управления предприятиями коммунальной сферы.

     Характерной чертой для жилищно-коммунальной сферы  является то, что многие вопросы  решаются местными органами власти. К вопросам местного значения относятся:

  • содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
  • регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
  • создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
  • организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения канализации;
  • организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
  • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
  • организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения и другие вопросы.

     В связи с необходимостью развития конкуренции, демонополизации сферы  и повышения эффективности взаимодействия между субъектами ЖКХ назрела  необходимость пересмотра структуры управления жилищным хозяйством. Разработана структура взаимодействия уровней управления жилищным хозяйством, включающая систему информационных связей на региональном и муниципальном уровнях.

     Каждый  уровень имеет конкретную организационную  структуру, содержательную и функциональную сторону управления. Именно это положение является элементом новизны структуры, так как включает выделение первичного уровня управления в виде собрания собственников жилья и введение в структуру управления регионального уровня как обязательного элемента, в отрыве от которого невозможно рассматривать управление ЖКХ.

     Разработанная структура уровней управления позволяет  организационно разделить функции каждого из них и определить систему информационных связей в системе ЖКХ региона.

     Первичным уровнем управления жилищным фондом является общее собрание собственников жилья, которое выбирает способ управления домом, условия содержания общего имущества и принимает окончательные решения. Правильную организацию информационного обеспечения проведения собраний, мотивацию участников, составление типовых повесток собраний и последующую защиту прав собственников целесообразно осуществлять под контролем муниципалитета. Своевременная и активная работа исполнительной власти в вопросах стимулирования активности населения, методической помощи – необходимый элемент успешного реформирования отрасли.

     Второй  уровень управления отображает различные формы управления жилищным фондом и их особенности, определенные в ЖК РФ. На практике в настоящее время различают две основные формы: управляющая компания (УК) и товарищество собственников жилья (ТСЖ). УК – организация, профессионально занимающаяся управлением жилищным фондом, плюсы работы которой заключаются в профессиональном подходе к управлению, возможности аккумулировать денежные средства нескольких домов для проведения капитального ремонта, в наличии производственной базы. ТСЖ – объединение домовладельцев для совместного управления и, в установленных законом рамках, распоряжения недвижимым имуществом, – наиболее демократичный способ управления, когда собственники самостоятельно управляют своей и общедолевой собственностью. Характерной особенностью в управлении ЖКХ является возможность непосредственного управления жильцами своим имуществом, без организации, занимающейся профессиональным управлением. Однако сложности, возникающие при таком способе участия населения в управлении, перевешивают его плюсы, и мы не рекомендуем его повсеместное использование.

     Каждая  форма управления ЖФ имеет ряд  особенностей, оказывающих влияние на эффективность этого управления в тех или иных условиях.

     Третьим уровнем управления являются органы местного самоуправления, представленные разными типами муниципальных образований, главная задача которых – не оказание услуг по управлению жилищным фондом, а создание условий, позволяющих населению получать услуги в достаточном объеме и качестве. Основой преобразований в жилищной сфере является реорганизация системы управления отраслью, построенная на принципе сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом и активном привлечении граждан к управлению собственностью в жилищной сфере.

     Четвертый уровень управления включает региональные органы власти и ориентирован на поддержку развития муниципального самоуправления в системе жилищно-коммунального хозяйства, а также независимый контроль эффективности работы муниципалитетов.

     1.3 Основные направления совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования

     Целью совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством является создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.

     Среди мероприятий по совершенствованию  законодательной и нормативной правовой базы наиболее важными являются:

  • разработка проектов нормативных правовых актов и иных документов по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации в части управления многоквартирными домами, установления требований к содержанию общего имущества многоквартирных домов, требований к жилым помещениям;
  • создание нормативной правовой базы по регулированию вопросов, связанных с административной ответственностью собственников помещений за содержание индивидуальных домов и общего имущества многоквартирных домов;
  • формирование нормативно-правовой и методической базы для финансирования модернизации и капитального ремонта многоквартирных домов, организации регулирования учета потребления и оплаты коммунальных ресурсов в индивидуальных и многоквартирных домах при наличии коллективных и / или индивидуальных приборов учета, организации эффективного тарифного регулирования организаций коммунального комплекса.

     Организационные мероприятия должны быть направлены на реформирование экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе с целью обеспечения эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, а также на привлечение частных инвестиций.

     С целью развития конкурентного бизнеса  в сфере управления жилищным фондом необходимо обеспечить выбор собственниками помещений способа управления многоквартирным домом, ввести обязательный конкурсный отбор жилищных управляющих организаций для многоквартирных жилых домов, в которых все помещения находятся в государственной собственности и в муниципальной собственности, провести регистрацию государственного и муниципального имущества в жилищной сфере и осуществить переход на договорные отношения в сфере управления многоквартирными домами и коммунальной инфраструктурой.

     Мероприятия, связанные с реализацией полномочий субъекта РФ и органов местного самоуправления, обеспечение финансовой поддержки процессов модернизации объектов коммунального комплекса, а также привлечение средств частных инвесторов, позволят обеспечить коммунальной инфраструктурой вновь построенные и модернизируемые жилищные фонды, повысить качество предоставляемых коммунальных услуг.

     Реализация  мероприятий по этому направлению  должно проводиться в рамках местных  целевых программ муниципальных  образований.

     В рамках программы должны также осуществляться мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и / или из жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов).

     Также задачами муниципалитетов в области  совершенствования управлением ЖКХ, необходимыми для решения, являются:

  • формирования эффективного собственника жилищного фонда;
  • повышение заинтересованности граждан в самостоятельном управлении принадлежащим им имуществом;
  • создание эффективной системы управления в жилищно-коммунальном комплексе, основанной на конкурсном отборе подрядчиков в сфере управления и эксплуатации жилищного фонда и инженерной инфраструктуры;
  • создание системы бюджетного управления финансовой деятельностью организаций жилищно-коммунальной отрасли;
  • совершенствование системы социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;
  • обеспечение эффективной работы объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры.

     Основным  условием успешного осуществления  масштабной модернизации и сбалансированного развития коммунальных систем жизнеобеспечения городов и муниципальных образований, да и в целом проведения реформы российского ЖКХ в ближайшие годы является скорейший переход от малоэффективной распределительной системы хозяйствования с краткосрочным, обычно годовым, периодом планирования к современной эффективной системе долгосрочного комплексного планирования социально-экономического развития городов и муниципальных образований, включающей долгосрочное комплексное планирование модернизации и развития систем жизнеобеспечения и объектов ЖКХ в границах своей бюджетной ответственности и интегрирующей инвестиционные проекты модернизации и развития коммунальных систем жизнеобеспечения, сроки планирования которых обычно составляют 10 – 12 лет. Переход отрасли ЖКХ к современной системе долгосрочного планирования означает принятие всех значимых долгосрочных решений, прежде всего инвестиционных, только на основе их надлежащего экономического обоснования и обеспеченности всеми необходимыми ресурсами, при условии предварительного достижения взаимоприемлемого экономически обоснованного баланса интересов всех основных участников реализации планируемых решений.

     Современная система долгосрочного планирования социально-экономического развития городов  и муниципальных образований  способна обоснованно определять основные параметры и сроки реализации необходимой поэтапной модернизации и развития коммунальных систем жизнеобеспечения в зоне своей бюджетной ответственности на долгосрочную перспективу, в том числе сбалансировать планируемые инвестиционные проекты модернизации и развития КСЖ с долгосрочными потребностями планируемого экономического роста в услугах инженерной инфраструктуры и прогнозируемыми финансовыми возможностями всех потенциальных участников реализации указанных проектов в течение всего периода их планирования, учитывая доступные проектам внешние источники финансирования.

     Важным  преимуществом современной системы  долгосрочного планирования является ее способность не только обоснованно прогнозировать, но и эффективно стимулировать сбалансированное экономическое развитие территорий и на его основе обеспечить создание и наполнение собственной финансовой базы, необходимой для возмещения средств, привлекаемых из частных источников для осуществления территориальных инфраструктурных проектов. Наращивание указанной финансовой базы может осуществляться в основном за счет роста платежеспособности потребителей услуг КСЖ, увеличения объемов поступлений и расширения финансовых возможностей местных бюджетов как очевидного результата территориального экономического развития, а также за счет существенного снижения эксплуатационных издержек КСЖ в результате их комплексной модернизации.

     Создание  собственной финансовой базы для  осуществления территориальных инфраструктурных проектов на основе стимулирования экономического развития городов и муниципальных образований является важнейшим условием успешной модернизации и развития инфраструктуры их жизнеобеспечения, учитывая ограниченные возможности внешней финансовой поддержки указанных проектов бюджетами более высоких уровней и внебюджетными фондами при осуществлении программы массовой модернизации и развития КСЖ в национальном масштабе.

     Основой современной системы долгосрочного  планирования комплексного социально-экономического развития городов и муниципальных образований, по нашему мнению, должен стать формат стратегического планирования (strategic planning), который уже более тридцати лет успешно используется в странах развитой рыночной экономики для планирования долгосрочного развития частных компаний, муниципалитетов и регионов, а в последние годы – для повышения эффективности работы крупных некоммерческих организаций. Формат стратегического планирования способен определить, оценить и реализовать возможности и конкурентные преимущества муниципального образования, города или региона, мобилизовать имеющиеся и привлечь доступные им ресурсы и с максимально возможной эффективностью использовать их для достижения планируемых целей и решения поставленных задач долгосрочного социально-экономического развития, в том числе для поэтапной комплексной модернизации и развития основных систем жизнеобеспечения на территории своей бюджетной ответственности.

Информация о работе ЖКХ как важнейшая состовная часть городского хозяйства