Теоретические аспекты и методологические подходы к организации финансового планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:50, дипломная работа

Описание работы

Планирование – это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием и предшествующим планированию, прогнозированием, на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата.
Планирование занимает центральное место в механизме управления. как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций и решения социальных задач.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 896.00 Кб (Скачать)

При нормативном значении 1,0 – 2,0 коэффициент 1,9 показывает, достаточный уровень  платежеспособности Общества и соответственно, возможности погасить текущие обязательства. В сравнении с предыдущим годом платежеспособность незначительно уменьшилась, о чем свидетельствует снижение значения коэффициента на 0,1 пункт.

К показателям финансовой устойчивости относится коэффициент  автономности предприятия.

Коэффициент автономности — показатель, отражающий долю собственных средств в пассивах предприятия. Считается, что доля собственных средств в пассивах должна превышать долю заемных средств с целью поддержания стабильной финансовой структуры. Высокое значение коэффициента отражает минимальный финансовый риск и хорошие возможности для привлечения дополнительных заемных средств. Формула для расчета коэффициента автономности имеет вид:

   (2.3)

где КР — капитал и резервы; Б — сумма баланса.

Показатель относится  к классу нормируемых коэффициентов. Теоретически нормальная величина коэффициента равняется 0,5.

2002 год

2003 год

             3676,3

                  ---------------- -= 0,8

         4566,4

           3702,6

         ---------------------         = 0,8

          4535,1


При нормативном значении от 0,25 до 0,5, коэффициент 0,8 показывает, что удельный  вес собственного капитала в общей  сумме средств, авансированных в  его деятельность составляет 80%. В сравнении с предыдущим годом значение коэффициента осталось на прежнем уровне.

Коэффициент структуры капитала рассчитывается, как отношение суммы долгосрочных и краткосрочных обязательств к  собственному капиталу:

2002 год

2003 год

  830,4

        --------------------  = 0,2258

     3676,3

   818,2       

        -------------------- = 0,2209

3702,6        


При нормативном значении 0,5-1,0, коэффициент 0,22 свидетельствует о зависимости  Общества от заемных средств и  возможность вести хозяйственную деятельность, используя заемные средства.

Значение коэффициента в сравнении  с прошлым годом практически  осталось н уровне.

Коэффициент износа основных средств  определяется по формуле:

К изн. =С изн. / С п  (2..4)

С изн. – стоимость износа всех основных средств или их отдельных частей;

С п – первоначальная стоимость всех основных средств или их отдельных видов.

2002 год

2003 год

               1809,3

                 ------------------  = 0,408

            4432,4

    2197,6

         ------------------ = 0,454

     4837,1


 

Обновление основных средств на предприятии в течение отчетного  периода не происходило, о чем  свидетельствует коэффициент износа, который, по сравнению с прошлым  годом, практически не изменился.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами рассчитывается как отношение разницы между всеми оборотными активами и всеми текущими обязательствами к сумме всех текущих обязательств.

Показатель относится к классу нормируемых коэффициентов и  считается неудовлетворительным при значении коэффициента менее 0,1.

 

2002 год

2003 год

 

         1799,6 – 830,4

                 ----------------------  = 1,167

                          830,4

 

   1646,6 – 818,2

         -----------------            - = 1,012

        818,2


Коэффициент – 1, свидетельствует о достаточном уровне обеспеченности Обществом собственными средствами, который снизился по сравнении с прошлым годом на 0,155 пунктов, но продолжает оставаться достаточно высоким.

Коэффициент рентабельности продукции  определяется как

прибыль + другие операционные затраты  – прочие операционные доходы      (2.5)


себестоимость реализованной  продукции + административные затраты

2002 год

2003 год

 

1891,0 + 262,4 – 166,4

--------------------------------  = 0,0916

         20512,7 + 1178,1

 

905,5 + 223,7 – 76,3

--------------------- =  0,0533

18655,8 + 1064,5


Коэффициент рентабельности продукции, за анализируемый период уменьшился на 0,4, что указывает на снижение рентабельности деятельности предприятия.

Чистый оборотный капитал Общества, на 01.01.2004 года составляет 828,4 тыс. грн (1646,6 – 818,2) и, в сравнении с прошлым годом, уменьшился на 140,8 тыс. грн.

Проведенный экспресс –  анализ еще раз доказал, что финансовое состояние предприятия в анализируемый  период – стабильно. Предприятие функционирует в рабочем режиме, но ухудшение некоторых показателей сигнализируют о необходимости усовершенствования методов управления, в т.ч. - разработки новых продуктов и новых услуг, обеспечения финансовыми средствами. Одним словом, данную работу можно назвать разработкой стратегического плана деятельности предприятия, в котором важную роль занимает текущее финансовое планирование и контроль исполнения данных планов.

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ЧАСТИ.

Во второй части дипломной работы дана характеристика объекту. подлежащему финансово-экономического анализа краснолучскому хлебкомбинату, филиалу ОАО «Коровай». В характеристике были даны общее положение предприятия, его структура, экономические показатели хозяйственной деятельности, ассортимент вырабатываемой продукции. Далее был проведен анализ финансовой деятельности предприятия, на основании которого можно сделать заключение, что предприятие функционирует стабильно, является прибыльным. Снижение объемов вырабатываемой продукции, а соответственно и снижение прибыли, связано с изменением внешней среды.

Проанализированы движение денежных средств в зависимости от видов  деятельности, рассмотрено использование  прибыли, проведен  анализ взаимоотношений  с бюджетом по налогам и неналоговым  платежам. Так же рассмотрено состояние дебиторской и кредиторской задолженностей, проанализированы финансовые результаты.

На основании рассчитанных коэффициентов  абсолютной и текущей ликвидности, автономности, структуры капитала, износа основных средств. обеспечения  собственными оборотными средствами, рентабельности продукции, проведена оценка эффективности финансовой деятельности и финансового состояния предприятия.

Финансовое состояние предприятия  стабильно. Все показатели соответствуют  нормативам. Но в связи с изменениями  во внешней среде, миграцией населения, предприятию необходим новый рынок для реализации продукции, не только хлебобулочных изделий, но и кондитерскими изделиями печеньями, кексами, рулетами. Для оценки целесообразности  увеличения объема производства, необходим стратегический прогнозный план, который выполнен в третьей части дипломного исследования.

 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ  ПЛАНИРОВАНИЯ

3.1 БИЗНЕС – ПЛАН КАК ОСНОВА  СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Для успешного функционирования предприятия в условиях рыночной экономики необходим постоянный динамизм. Этот процесс можно рассматривать с разных сторон:

-мобилизация внутренних  ресурсов;

-привлечение внешних  инвесторов;

-расширение рынков  сбыта.

Для расширения рынков сбыта необходимо наличие производственных мощностей, ассортимент продукции, ее высокое качество и конечно, наличие финансовых ресурсов или запас финансовой прочности, для обеспечения производственной деятельности без привлечения заемных источников.

Имеет ли предприятие финансовую возможность увеличения объемов производства и выхода на новые рынки? Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо составить финансовый план.

План (баланс) доходов  и расходов представляет собой сводную  характеристику финансового состояния предприятия. В нем раскрываются источники формирования капитала и средства его размещения, а также использования его в текущем или плановом периоде. Баланс содержит доходы и расходы предприятия, которые должны иметь равновесное состояние своих значений на тот или иной календарный срок. Основными факторами, определяющими равновесное финансовое состояние производственного предприятия, являются выполнение плана производства и реализации продукции и пополнение за счет полученной прибыли собственного капитала, а также ускорение оборачиваемости своих активов, повышение эффективности деятельности.

Стратегическое финансовое планирование предусматривает разработку прогнозных планов и финансовых отчетов, ориентированных на прибыль, ликвидность  и финансово-экономическую устойчивость, обеспечивающих адаптацию финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта к внешней среде, а также внутреннюю координацию и контроль, позволяющих реализовать программу перехода от текущего состояния к намеченному.

Решение указанных задач финансового планирования основывается на знании закономерностей кругооборота финансовых потоков и его составляющих в воспроизводственном процессе хозяйствующего субъекта.

Планирование показателей  финансово-экономической деятельности требует применение соответствующих методов финансового планирования. которые представляют собой совокупность приемов получения информации о будущих финансовых потоков.

Финансовое планирование показателей деятельности предприятия  положено в основу разработки прогнозных финансовых планов, в частности планируемого варианта отчета о финансовой результатах и отчета о движении денежных потоков, в котором формируются прогнозные показатели прибыли и денежных средств, используемые для формирования планового баланса.

К стратегическому планированию относится и разработка бизнес-плана.

Бизнес – планы  на действующих предприятиях обычно создаются с целью достижения соответствующих  стратегических, тактических  или оперативных направлений  или задач, связанных с дальнейшим развитием производственных или функциональных подразделений, реструктуризацией или расширением  организации и т.д. При стабильной и устойчивой работе предприятия бизнес-план может быть направлен на обновление основных производственных фондов и развитие новых технологий. При значительном спаде производства, имеющем место в настоящее время, бизнес план должен предусматривать поиск новых рынков, расширение сбыта продукции и т.п. В одних случаях требуется разработка комплексных бизнес-планов, в других – локальных бизнес проектов.

Бизнес – планирование включает такие этапы, как выбор  и обоснование вида деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления. Экономическую оценку затрат и результатов, разработку детализированного  бизнес-плана, обеспечение выполнения запланированных мероприятий. корректировку плановых показателей и уточнение фактической эффективности использования бизнес проекта.

Содержание бизнес-плана, его состав и степень детализации  определяются взаимодействием таких  факторов, как вид и объем выпускаемой продукции, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы производства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия и т.п. Для предварительного технико-экономического обоснования бизнес проекта. необходимы следующие рыночные показатели:

    1. общие исходные данные и условия выполнения проекта;
    2. рынок сбыта продукции т производственная мощность;
    3. материальные факторы производства и требуемые ресурсы;
    4. местонахождение предприятия и транспортные связи;
    5. проектно-конструкторская документация;
    6. организация предприятия и накладные расходы;
    7. потребность трудовых ресурсов и источники покрытия;
    8. планирование сроков осуществления проекта;
    9. финансово-экономическая оценка бизнес-проекта;

Особое внимание уделим финансовому плану, так как, именно финансовый план является целью нашего исследования.

Финансовый план состоит  из плана доходов и расходов; денежных поступлений и платежей; балансового  плана; точки безубыточности; основных источников денежных средств; порядка  использования доходов.

Так как финансовый план является заключительным разделом бизнес-проекта, он, как и любой финансовый план, включает три плановых документа: план доходов и расходов, прогноз движения наличности и баланс предприятия.

Основные финансовые результаты бизнес – плана являются:

    1. объем продаж;
    2. издержки производства;
    3. прибыль от реализации;
    4. налог на прибыль;
    5. чистая прибыль.

Для оценки наличия возможности  увеличения производства и прибыльности планируемого плана необходимо сделать  расчеты, требуемые  бизнес-проектом.

Информация о работе Теоретические аспекты и методологические подходы к организации финансового планирования на предприятии