Стратегия развития финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на материалах ЗАО «Орелнефтепродукт», г. Орел)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 19:50, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка направлений совершенствования деятельности предприятия. В связи с поставленной целью работы определим задачи, которые будут решены в процессе исследования:
определение теоретических аспектов стратегического управления предприятием;
анализ основных подходов к совершенствованию системы управления предприятием на основе выработки стратегии развития;
анализ организационно – правовых и экономических аспектов функционирования ЗАО «Орелнефтепродукт»;
выявление проблем системы стратегического управление на ЗАО «Орелнефтепродукт»;
разработка основных направлений совершенствования стратегическим управлением на ЗАО «Орелнефтепродукт»;
разработка стратегии развития ЗАО «Орелнефтепродукт».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 7
1.1 Понятие стратегического управления и его роль в управлении предприятием 7
1.2 Виды стратегий и особенности их реализации 16
1.3 Зарубежный опыт стратегического управления 35
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ОРЕЛНЕФТЕПРОДУКТ» 46
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Орелнефтепродукт» 46
2.2 Комплексный анализ финансового состояния предприятия 52
2.3 Анализ результативности существующей стратегии предприятия 66
Привлекательность рынков 78
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 81
3.1 Обоснование необходимости диверсификации деятельности предприятия 81
3.2 Основные направления диверсификации и расчет финансовых потоков 88
3.3 Сравнительная оценка эффективности способов мобилизации финансовых ресурсов и расчет эффективности проекта 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 115

Работа содержит 1 файл

Diplom.doc

— 1.25 Мб (Скачать)

    Разрабатываемая стратегия должна быть направлена на максимальное использование предоставляемых возможностей и максимально возможную защиту от угроз.

    Для проведения анализа дальней среды  возможно построить матрицы вероятностей/воздействий, в одной из которых необходимо спозиционировать выявленные факторы внешней среды, оказывающие положительное влияние на организацию (возможности), в другой – факторы внешней среды, оказывающие негативное воздействие на организацию (угрозы).

    Такие матрицы приведены в виде таблицы 7 и таблицы 8, которые позволяют получить три оценки степени значимости факторов для организации: высокое, среднее, низкое.

 

    Таблица 7 -   Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования возможностей внешней среды.

Вероятность

Воздействие

Высокая Средняя Слабая
Сильное Улучшение уровня жизни населения;

Изменение рекламных технологий

Появление новых  поставщиков Снижение налогов  и пошлин
Умеренное Разорение и  уход фирм-продавцов;

Развитие  информационной отрасли

Снижение цен  на сырье и готовую продукцию; Совершенствование менеджмента Уменьшение  императивных норм законодательства; Снижение безработицы
Слабое Неудачное поведение конкурентов;

Изменения моды

Совершенствование технологии производства Предложения о  сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей

      Однако  для получения более дифференцированной оценки значимости факторов внешней среды. Применяется метод взвешенной оценки воздействия факторов, результаты которого представлены в таблице 3, где в первую колонку вписаны отдельные факторы среды; во вторую – вес данного фактора, в виде относительной важности, определяемой экспертным путем; в третью – оценка в баллах степени влияния фактора на организацию, которая присваивается экспертом в соответствии с выбранной шкалой.

    Таблица 5 -  Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования угроз внешней среды.

Вероятность

Воздействие

Высокая Средняя Слабая
Сильное Изменение правил ввоза продукции Сбои в поставках  продукции; Рост темпов инфляции; Появление товаров - субститутов Увеличение  конкурентных преимуществ со стороны конкурентов; Скачки курсов валют
Умеренное Снижение уровня жизни населения; Рост налогов и пошлин Изменение покупательских предпочтений; Ужесточение законодательства Появление принципиально нового товара;

Появление новых концернов

Слабое Изменение уровня цен; Рост безработицы Появление новых  фирм на рынке; Усиление конкуренции Национализация  бизнеса; Ухудшение политической обстановки

      Взвешенная  оценка воздействия фактора на организацию  определяется как произведение веса фактора на его бальную оценку.

 

        Таблица 9 -  Результаты оценки степени влияния факторов среды

Факторы среды Вес Оценка* Взвешенная  оценка
Макроэкономические 4   3,47
    Экономические 1   -2,16
       Рост темпов инфляции 0,25 -8 -2
       Скачки курсов валют 0,17 -7 -1,19
       Рост цен на нефть 0,12 -7 -0,84
       Снижение налогов и пошлин 0,17 7 1,19
       Рост безработицы 0,06 -4 -0,24
       Снижение безработицы 0,23 4 0,92
    Политико-правовые 1   -4,12
       Изменение правил ввоза  продукции 0,33 -10 -3,3
       Ужесточение законодательства 0,20 -6 -1,2
       Ухудшение политической обстановки 0,15 -1 -0,15
    Уменьшение  норм законодательства
0,17 4 0,68
       Национализация бизнеса 0,15 -1 -0,15
    Социально-культурные 1   2,69
       Снижение уровня жизни населения 0,33 -7 -2,31
       Улучшение уровня жизни  населения 0,33 10 3,3
       Изменения моды 0,34 5 1,7
    Научно-технические 1   7,06
    Совершенствование технологии производства
0,18 3 0,54
    Изменение рекламных  технологий
0,32 9 2,88
    Развитие информационной отрасли
0,32 8 2,56
    Совершенствование менеджмента
0,18 6 1,08
Ближайшее окружение 4   -14,28
    Отрасль 1   -1,45
    Снижение цен на сырье и готовую продукцию
0,25 6 1,5
    Усиление конкуренции
0,25 -3 -0,75
    Изменение уровня цен
0,30 -4 -1,2
    Появление новых  концернов
0,20 -5 -1
    Товары 1   -7,2
       Появление товаров-субститутов 0,6 -8 -4,8
       Появление принципиально  нового товара 0,4 -6 -2,4
    Поставщики 1   -0,88
    Сбои в поставках  продукции
0,35 -9 -3,15
    Появление новых  поставщиков
0,24 9 2,16
    Появление новых  фирм на рынке
0,06 -2 -0,12
    Разорение и  уход фирм-продавцов
0,12 7 0,84
    Неудачное поведение  конкурентов
0,07 5 0,35
    Увеличение  конкурентных преимуществ со стороны конкурентов
0,16 -6 -0,96
    Покупатели 1   -4,75
    Предложения о  сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей
0,25 2 0,5
    Изменение покупательских предпочтений
0,75 -7 -5,25
Итого: 8   -10,81

      * Оценка экспертов дана по шкале от – 10 до + 10

      По  итогам данной таблицы видно, что  на ЗАО «Орелнефтепродукт» факторы  ближайшего окружения оказывают  сильное негативное воздействие, то есть представляют сильнейшую угрозу. Положительное влияние на данную организацию оказывают в основном только факторы макросреды.

      Для получения более полного представления, необходимо полученные данные ранжировать  в порядке убывания их степени  воздействия в таблице 9.

      Таблица 9 -  Внешние возможности и угрозы

№ п/п Возможности Угрозы
1 Улучшение уровня жизни населения Изменение покупательских предпочтений
2 Изменение рекламных  технологий Появление товаров  – субститутов
3 Развитие информационной отрасли Изменение правил ввоза продукции
4 Появление новых  поставщиков Сбои в поставках  продукции
5 Изменения моды Появление принципиально  нового товара
6 Снижение цен  на сырье и готовую продукцию Снижение уровня жизни населения
7 Снижение налогов  и пошлин Рост темпов инфляции
8 Совершенствование менеджмента Ужесточение законодательства
9 Снижение безработицы Изменение уровня цен
10 Разорение и  уход фирм – продавцов Скачки курсов валют
11 Уменьшение  императивных норм законодательства Появление новых  концернов
12 Совершенствование технологии производства Увеличение  конкурентных преимуществ со стороны конкурентов
13 Предложения о  сотрудничестве со стороны отечественных  предпринимателей Рост налогов  и пошлин
14 Неудачное поведение  конкурентов Усиление конкуренции
15   Рост безработицы
16   Ухудшение политической обстановки
17   Национализация  бизнеса
18   Появление новых  фирм на рынке
 

      Таким образом становится очевидно, какие  из определенных внешних факторов имеют  наибольшее положительное или отрицательное  влияние на компанию.

      К возможностям ЗАО «Орелнефтепродукт», которые в дальнейшем  будут  способствовать  развитию фирмы, относятся:  улучшение уровня жизни, изменение рекламных технологий; развитие информационной отрасли и т.д. К  угрозам, которые могут затормозить развитие  предприятия, относятся: изменение покупательских предпочтений; изменение правил ввоза продукции; снижение уровня жизни населения; появление принципиально нового товара и т.д.

    Анализ  внутренней среды представляет собой  управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации.  

    Для полного анализа внутренней среды  ЗАО «Орелнефтепродукт» необходимо исследовать пять функциональных зон:

  • маркетинг;
  •   организация процесса продаж;
  • финансы;
  • управление персоналом;
  • общее управление.

    Обобщенный  анализ представлен в приложении В.  Проведем оценку проведенного анализа по конкретным функциональным зонам, неисследованным ранее.

    "Плюсы"   существующей   системы   организации продаж в ЗАО «Орелнефтепродукт», обусловлены в какой-то степени традициями,  и заключаются в том что:

    1)снижаются до минимума производственные конфликты, всегда имеющие место в организациях со сложными матричными вертикальными и горизонтальными; линейными взаимоотношениями.

    2)исчезает  проблема искажения первичной  информации, поступающей от ядра  организации к стратегической вершине (т.е. снизу-вверх), и приказов, распоряжений спускаемых "сверху в низ", касающихся координации действий ядра. Это связано с тем, что информация передается напрямую, отсутствует риск ее неверного понимания и как следствие, потеря первоначального заложенного в ней смысла, в процессе ее прохождения через несколько уровней.

    3)существующая  организационная система максимизирует  гибкость управления организацией  вследствие того, что директор  предприятия оперативно получает информацию снизу, время ее прохождения через промежуточные уровни управления сведено к нулю. Таким образом, директор имеет возможность в кратчайшие сроки координировать, менять политику предприятия в соответствии со стратегией, если внешние или внутренние факторы отличаются от планируемых.

     "Минусы" существующей системы управления продажами выражены не столь четко и могут проявится только в перспективе. Главный из них в том, что при данной линейной системе управления внимание руководителя распыляется на решение множество мелких проблем. В результате такой диверсификации он не может уделить должного внимания решению стратегических, более важных   для предприятия задач.

    Многофакторность  выбора стратегии во многом предопределяет необходимость разработки нескольких стратегических альтернатив, из которых и осуществляется окончательный выбор.

     Стратегические  альтернативы – набор различных  частных стратегий, позволяющих  достичь стратегические цели организации, во всем их многообразии, в рамках выбранной базовой стратегии и ограничений на использование имеющихся ресурсов. Каждая стратегическая альтернатива предоставляет организации разные возможности и характеризуется разными затратами и результатами. Первый шаг в разработке стратегических альтернатив и их анализе – стратегическая сегментация.

    При использовании портфельного метода анализа  будем рассматривать  ЗАО «Орелнефтепродукт» как совокупность стратегических хозяйственных подразделений (СХП) по видам деятельности. Задачей данного анализа является оценка фактического состояния портфеля организации и разработка дифференцированных стратегий для различных СХП, исходя из общей цели развития организации. Инструментом данного анализа являются матрицы – двухмерные модели, сравнивающие стратегическое положение каждого СХП организации. Для проведения портфельного анализа необходимо:

  1. построить матрицу Бостонской консалтинговой группы (БКГ) и матрицу Мак-Кинси;
  2. оценить фактическое состояние портфеля хозяйственной деятельности организации, на основе анализа положения отдельных СХП в построенных матрицах и соотношения различных СХП в портфеле;
  3. классифицировать СХП по принципу приоритетов инвестирования и разработать рекомендуемые стратегии для каждого СХП с целью улучшения общего положения организации;
  4. сделать выводы о стратегической привлекательности портфеля в целом.

      Для построения матрицы БКГ необходимо на основании исходных данных рассчитать относительную долю ранка СХП:

     Относительная доля рынка СХП = (9)

Информация о работе Стратегия развития финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на материалах ЗАО «Орелнефтепродукт», г. Орел)