Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 19:50, дипломная работа
Целью работы является разработка направлений совершенствования деятельности предприятия. В связи с поставленной целью работы определим задачи, которые будут решены в процессе исследования:
определение теоретических аспектов стратегического управления предприятием;
анализ основных подходов к совершенствованию системы управления предприятием на основе выработки стратегии развития;
анализ организационно – правовых и экономических аспектов функционирования ЗАО «Орелнефтепродукт»;
выявление проблем системы стратегического управление на ЗАО «Орелнефтепродукт»;
разработка основных направлений совершенствования стратегическим управлением на ЗАО «Орелнефтепродукт»;
разработка стратегии развития ЗАО «Орелнефтепродукт».
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 7
1.1 Понятие стратегического управления и его роль в управлении предприятием 7
1.2 Виды стратегий и особенности их реализации 16
1.3 Зарубежный опыт стратегического управления 35
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ОРЕЛНЕФТЕПРОДУКТ» 46
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Орелнефтепродукт» 46
2.2 Комплексный анализ финансового состояния предприятия 52
2.3 Анализ результативности существующей стратегии предприятия 66
Привлекательность рынков 78
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 81
3.1 Обоснование необходимости диверсификации деятельности предприятия 81
3.2 Основные направления диверсификации и расчет финансовых потоков 88
3.3 Сравнительная оценка эффективности способов мобилизации финансовых ресурсов и расчет эффективности проекта 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 115
Доля
рынка СХП =
Исходные данные первого варианта и результаты вычислений представлены в таблице 9.
На основании полученных данных можно построить матрицы БКГ для каждого СХП. Позиционирование СХП на матрице БКГ приведено в приложении Г.
На основании анализа положения СХП в рамках матрицы БКГ можно заключить, что:
СХП 1, 4, 6 - не имеют хороших конкурентных позиций, но находится на перспективных быстроразвивающихся рынках, и требуют больших инвестиций. Для них возможна стратегия роста и увеличения доли рынка. Наиболее перспективным является СХП 4, т.к. он работает на крупном, быстроразвивающимся рынке и имеет хорошие конкурентные преимущества.
СХП 1 находится в стадии зарождения и работает на бурно развивающемся рынке. Однако, если стадия «зарождения» для СХП 1 длиться уже достаточно долго, то наилучшим будет его продажа или превращение в отдельно работающую фирму.
Таблица 9 - Исходные данные и расчеты для построения матрицы БКГ
Номер и наименование СХП | Объем продаж ЗАО
«ОрелОрелнефтепродукт»,
тыс. руб. |
Объем продаж ведущего конкурента тыс. руб. | Емкость (размер) рынка | Темп роста рынка, % | Относительная доля рынка СХП | Доля рынка СХП, % |
1 реализация нефтепродуктов | 280 | 785 | 5000 | 113,2 | 0,36 | 5,60 |
2 купля продажа ценных бумаг | 740 | 2590 | 5800 | 101,8 | 0,29 | 12,76 |
3 инвестиционная | 760 | 1180 | 7500 | 97,5 | 0,64 | 10,13 |
4 передача основных средств аренду | 370 | 375 | 7400 | 108,6 | 0,99 | 5,00 |
5 строительство нефтебаз | 210 | 175 | 2600 | 109,8 | 1,20 | 8,08 |
6 выполнение торгово – закупочных операций | 1128 | 1280 | 4900 | 105,2 | 0,88 | 23,02 |
7 реализация расфасованных нефтепродуктов | 2410 | 1045 | 10500 | 108,2 | 2,31 | 22,95 |
8 оказание услуг физическим и юридическим лицам | 1593 | 595 | 6100 | 105,0 | 2,68 | 26,11 |
9 оказание
услуг по хранению |
2275 | 1083 | 7600 | 100,7 | 2,10 | 29,93 |
10 посредническая деятельность | 3116 | 2722 | 9800 | 98,6 | 1,14 | 31,80 |
СХП 7 и 5 - наиболее перспективные виды деятельности, занимающие лидирующее положение в быстроразвивающейся отрасли. Они приносят значительные прибыли, но одновременно требуют значительной доли финансовых ресурсов для продолжающегося роста. Для них наилучшей стратегией является рост и увеличение доли рынка. СПХ 7 является наиболее привлекательной для финансовых вложений.
Для СХП 8 подойдет и стратегия сохранения доли рынка и стратегия роста и увеличения доли рынка. Здесь нет острой необходимости дополнительного финансировании этого направления.
СХП 9 и 10 - занимают лидирующее положение на зрелых, насыщенных, подверженных застою рынках. За счет высокой доли рынка они, также как и СХП 8, имеют значительную экономию в затратах и приносят большую прибыль, чем требуется для поддержания их доли на рынке. Для них наилучшей является стратегия сохранения доли рынка.
СХП 3 и 2 - наиболее бесперспективные виды деятельности. Они имеют слабые конкурентные позиции в сложившейся или сокращающейся отрасли. Для них наилучшей будет являться стратегия получения краткосрочной прибыли в максимально возможных размерах, даже за счет сокращения доли рынка или продажа или отделение их в отдельно работающую фирму.
Матрица БКГ дает неполную картину из-за использования ограниченных и однобоких характеристик. Поэтому в портфельном анализе применяют еще и многофакторную матрицу Мак-Кинси, характеристиками которой являются привлекательность рынка и позиции в конкуренции, оцениваемые на базе большого числа показателей. Исходные данные и расчет итоговых величин по каждому СХП даны в таблице 10.
Таблица 10 - Экспертные оценки
Характеристики | Вес | СХП | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Размер и темп роста рынка | 0,3 | 9 | 5 | 2 | 7 | 8 | 6 | 8 | 7 | 4 | 3 |
Качество рынка | 0,2 | 9 | 3 | 3 | 9 | 8 | 4 | 7 | 6 | 3 | 2 |
Конкурентная ситуация | 0,3 | 8 | 4 | 2 | 6 | 9 | 7 | 6 | 5 | 2 | 1 |
Влияние внешней среды | 0,2 | 10 | 6 | 4 | 8 | 7 | 5 | 7 | 4 | 8 | 6 |
Итог: | 8,9 | 4,5 | 2,6 | 7,3 | 8,1 | 5,7 | 7 | 5,6 | 4 | 2,8 |
Конкурентные позиции
Характеристики | Вес | СХП | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Относительная позиция на рынке | 0,35 | 2 | 2 | 4 | 5 | 6 | 5 | 8 | 9 | 8 | 5 |
Относительный потенциал производства | 0,3 | 2 | 2 | 3 | 5 | 4 | 6 | 8 | 10 | 9 | 6 |
Относительный потенциал НИКОР | 0,2 | 3 | 1 | 2 | 4 | 6 | 2 | 9 | 8 | 6 | 6 |
Относительный потенциал персонала | 0,15 | 6 | 5 | 8 | 9 | 10 | 7 | 10 | 9 | 8 | 8 |
Итог: | 2,8 | 2,25 | 3,9 | 5,4 | 6 | 5 | 8,5 | 9,1 | 7,9 | 5,95 |
По данным таблицы 9 и результатам вычислений таблицы 10 можно построить матрицу Мак-Кинси, где каждое СХП представлено в виде окружности, диаметр которой пропорционален емкости рынка. А сектор внутри окружности отражает долю рынка данного СХП. Данная матрица представлена в приложении Д.
Матрица
Мак-Кинси дополняет матрицу
Все СХП в соответствии с их положением можно объединить в три группы по принципу приоритетности инвестиций:
Полученные данные можно разделить на три группы:
СХП 4, 5, 7, 8, 9 – являются наиболее привлекательными для привлечения инвестиций, из которых наиболее ярко выделяется СХП 7. Для этой группы СХП лучшей будет стратегия роста и привлечения инвестиций.
СХП
1 и 6 – имеют средний приоритет
инвестиций. При относительно невысокой
емкости рынка для них
В целом, для каждого элемента этой группы, стратегическое решение принимается в зависимости от характера ситуации. Выбор может осуществляться из достаточно широкого спектра стратегий. Такими могут являться: стратегия роста и инвестирования; сохранение доли рынка (защита достигнутых позиций); сокращение и ликвидация; дезинвестирование – перемещение получаемых средств на другое направление.
СХП 2, 3, 10 – обладают низким приоритетом инвестиций. Для данной группы оптимальным будет стратегия сокращения. Однако ситуация с СХП 10 не однозначна. Данное СХП занимают лидирующее положение на зрелом и насыщенном крупном рынке, имеет хорошую финансовую устойчивость, поэтому дополнительные финансовые вложения не требуются, однако сам рынок, по оценкам экспертов является непривлекательным для инвестиций. Поэтому СХП 10 можно воспользоваться стратегией разворота с целью диверсификации производства и выхода на новые сегменты рынка.
Для оценки стратегической привлекательности портфеля ЗАО «Орелнефтепродукт» необходимо объединить и проанализировать все полученные данные:
Таким образом, по всем основным характеристикам суммарный стратегический портфель ЗАО «Орелнефтепродукт» является достаточно сбалансированным и его можно считать привлекательным для инвестиций, однако для увеличения доходности он требует некоторой диверсификации.
Осуществление коммерческой деятельности сразу на нескольких рынках, или диверсификация бизнеса, является одним из эффективных маркетинговых приемов, направленных на сохранение или приумножение имеющихся активов. Иными словами, данная процедура, помимо того, что позволяет компенсировать отдельные неудачи за счет успешных проектов, может быть также предназначена для захвата новых видов бизнеса. Вопрос весь в том, насколько оправданными будут вложения ресурсов, так как расширение сферы влияния, особенно в незнакомой области, всегда чревато повышенным финансовым риском. Причем, угроза успешному ведению бизнеса при его диверсификации исходит не от предпочтения того или иного способа конкурентной борьбы, а только от неэффективной стратегии собственника по скупке разнопрофильных активов, либо неадекватного управления капиталом.
Проведенный во главе 2 работы анализ СХП позволил выявить стратегические единицы, работающие на самых привлекательных рынках: реализация расфасованных нефтепродуктов (1), реализация нефтепродуктов (2) и открытие станций технического обслуживания (3).