Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 19:50, дипломная работа
Целью работы является разработка направлений совершенствования деятельности предприятия. В связи с поставленной целью работы определим задачи, которые будут решены в процессе исследования:
определение теоретических аспектов стратегического управления предприятием;
анализ основных подходов к совершенствованию системы управления предприятием на основе выработки стратегии развития;
анализ организационно – правовых и экономических аспектов функционирования ЗАО «Орелнефтепродукт»;
выявление проблем системы стратегического управление на ЗАО «Орелнефтепродукт»;
разработка основных направлений совершенствования стратегическим управлением на ЗАО «Орелнефтепродукт»;
разработка стратегии развития ЗАО «Орелнефтепродукт».
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 7
1.1 Понятие стратегического управления и его роль в управлении предприятием 7
1.2 Виды стратегий и особенности их реализации 16
1.3 Зарубежный опыт стратегического управления 35
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ОРЕЛНЕФТЕПРОДУКТ» 46
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Орелнефтепродукт» 46
2.2 Комплексный анализ финансового состояния предприятия 52
2.3 Анализ результативности существующей стратегии предприятия 66
Привлекательность рынков 78
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 81
3.1 Обоснование необходимости диверсификации деятельности предприятия 81
3.2 Основные направления диверсификации и расчет финансовых потоков 88
3.3 Сравнительная оценка эффективности способов мобилизации финансовых ресурсов и расчет эффективности проекта 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 115
Сейчас в крупных американских фирмах насчитывается от 30до 50СЦХ. Они могут создаваться на разных уровнях управления, включая подотрасли, группы производств или производство отдельных товаров. Все они имеют равный статус в системе стратегического управления независимо от масштабов деятельности фирмы.
В разработке стратегии американские корпорации перешли от методов экстраполяции (т.е. роста производства от достигнутого на основе тенденций прошлого периода к моделированию. Их стратегия стала разрабатываться на основе моделей стратегического развития: финансовой, управления сбытом, производственной, распределения капиталовложений. Модели стратегического развития уже применяют более 20% фирм из 500крупнейших американских компаний. Такие модели разрабатываются с применением методов математического программирования. Обычно модели стратегического развития разрабатываются для каждого производственного отделения или стратегических хозяйственных центров, а затем объединяются в единую модель корпорации. В каждой из моделей может насчитываться до 30уравнений. Модели используются в основном для оценки стратегического развития производственных отделений на 5-10 лет вперед.
Система стратегического управления возникла в фирмах Японии намного раньше, чем в американских и западноевропейских компаниях, и применяется значительно шире.
Особое внимание в системе стратегического управления придается разработке целей, которые затем составляют основу долгосрочного планирования. Схема целей, разрабатываемых японскими компаниями, может быть представлена в следующем виде: Базовые цели.
1. Объем продаж.
2. Темп роста (объема продаж или прибыли)
3. Прибыль. размер прибыли,норма прибыли на весь капитал (или все активы), отношение прибыли к акционерному капиталу, отношение прибыли к объему продаж, доход на одну акцию.
4. Доля на рынке.
5. Структура капитала.
6. Дивиденды.
7. Цена акций,
8. Компенсация работникам (заработная плата).
9. Уровень качества продукции.
10. Базовая политика роста.
11. Базовая политика устойчивости.
12. Базовая политика извлечения прибыли.
13. Базовая политика в отношении социальной ответственности.
II. Оперативные вопросы (цели в области производительности)
1.
Задание по добавленной
2. Задание по производительности труда.
3.
Инвестиции на одного
4.
Коэффициент оборачиваемости
5. Политика в области снижения издержек. Важную роль в стратегическом управлении в японских компаниях играют взаимоотношения материнской компании с ее филиалами и дочерними компаниями. В особенности это касается определения целей развития, которые дифференцируются в зависимости от характера деятельности подконтрольных компаний. Так, в филиалах и дочерних компаниях, ориентированных на внутренний рынок, цели устанавливаются с точки зрения материнской компании по следующим показателям: объем продаж, прибыль, устойчивость, укрепление престижа торговой марки. Для филиалов и дочерних компаний, ориентированных на эффективность производства, цели устанавливаются с точки зрения филиалов по таким показателям, как объем продаж, прибыль, устойчивость, вклад в развитие принимающей страны, Для филиалов, ориентированных на ресурсы, цели устанавливаются с точки зрения ТНК в целом по объему продаж, прибыли, устойчивости, доли на мировом рынке.
Новое
в планировании и стратегии в
японских компаниях характеризует
переход от количественных показателей
плана к стратегическому
Содержание
долгосрочного плана может
1. Цели компании в целом.
2.
Прогнозирование среды и
3. Анализ сильных и слабых сторон компании.
4.
Прогнозирование будущего
5.
Проблемы и возможности
6. Цели и стратегии компании в целом.
7. Вертикальная интеграция.
8. Разработка нового продукта.
9. Проектирование нового рынка.
10. Зарубежная деятельность.
11.
Усиление рыночной
12. План снижения издержек.
13. Информационная система.
14. Приобретения.
15. Исследования и разработки.
16. План производства.
17. Капитальные вложения.
18. Инвестиции в дочерние предприятия.
19.
План материально-технического
20. План по труду.
21. Обучение и развитие системы управления.
22.
Социальное обеспечение
23. Отношение к отрасли.
24. Планирование или организация.
25. Выявление возможных потерь и выгод.
26. Оценка финансовых потоков.
27. Оценка платежного баланса.
28.
Ситуационные планы для
В японских компаниях широко применяются следующие виды стратегий: "продукт-рынок"; маркетинга; конкуренции; инновации; зарубежного производства; экспорта; лицензионного обмена.
Крупная диверсификационная компания обычно использует одновременно различные стратегии в зависимости от характера продукции. Например, японская фирма "Хитачи" для производства электробытовых приборов использует зарубежные филиалы: тяжелое электрооборудование экспортирует или продает лицензии на его производство; технологически сложное оборудование целых предприятий продает на основе заказов на проектирование и строительство.
Помимо характера продукции, выбор стратегии определяется также объемом необходимых инвестиций, величиной расходов на товародвижение.
Так, в японских компаниях при выборе стратегии придерживаются следующих принципов [27, стр. 55]:
1.
Изделия, небольшие,
2.
Изделия, небольшие по
3.
Изделия, средние по размерам
и требующие передовой
4.
Тяжелое энергетическое
5.
Сырьевые товары более
6.
Пищевые продукты и
Ориентация японских компаний в зависимости от характера выпускаемой продукции может быть представлена схемой.
Многие японские компании предпочитают стратегия расширения экспорта стратегии зарубежных инвестиций (рисунок 2).
Экспорт | Экспорт и зарубежное производство | Зарубежное производство |
Кино-фотокамеры | Кино-фотокамеры среднего качества | Электробытовые приборы |
Часы | Часы Застежки-молнии | Резиновые шины Копировальное оборудование |
Тяжелое электрооборудование | Проектные разработки Автомобили Суда Сталь Нефтехимические продукты | Древесина Угол ь РУДЫ Железная руда Химические продукты |
Рисунок 2 – Стратегии, предпочитаемые японскими фирмами
Это они связывают, прежде всего, с рискованностью капиталовложений за рубежом. Характерными случаями риска они считают:
требования профсоюзов страны пребывания филиала о повышении заработной платы местным служащим;
производительность
труда может оказаться
качество продукции, выпускаемой филиалом, может оказаться более низкой, чем продукции материнской компании;
риск, связанный с политическими, экономическими и конъюнктурными обстоятельствами.
Модель факторов успеха деятельности японских компаний может быть представлена следующим образом:
1)
высокий технологический
2)
устойчивое финансовое
3) компетентность высшего руководства в вопросах учреждения зарубежных филиалов;
Выбор японскими компаниями стратегии можно представить следующей схемой.
Выбор: ориентация на экспорт | Причина |
1. Небольшие фирмы, производящие новейшую продукцию (высококачественные часы, фотоаппаратуру) | Транспортные издержки низки |
2. Средние по размерам компании? автомобильные, сталелитейные | Риск зарубежных инвестиций слишком велик |
3. Крупные компании, производящие товары на заказ (электрооборудование и суда) | Затруднен производственный контроль над зарубежными филиалами |
Выбор: Значительное зарубежное производство и небольшой экспорт | |
1. Компании, производящие массовые товары с использованием импортного сырья (бумага) | Транспортные издержки высоки Зарубежные инвестиции производятся для обеспечения компании источниками сырья (экспорт готовой продукции затруднен) |
Выбор: незначительное зарубежное производство и небольшой экспорт | |
1. Компании, производящие средние по сложности и уровню технологии товары (бытовые электроприборы, резиновые покрышки) | Успешные зарубежные операции |
2. Компании, производящие синтетическое волокно | Продукция не обладает конкурентоспособностью на мировом рынке. |