Стратегия развития финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на материалах ЗАО «Орелнефтепродукт», г. Орел)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 19:50, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка направлений совершенствования деятельности предприятия. В связи с поставленной целью работы определим задачи, которые будут решены в процессе исследования:
определение теоретических аспектов стратегического управления предприятием;
анализ основных подходов к совершенствованию системы управления предприятием на основе выработки стратегии развития;
анализ организационно – правовых и экономических аспектов функционирования ЗАО «Орелнефтепродукт»;
выявление проблем системы стратегического управление на ЗАО «Орелнефтепродукт»;
разработка основных направлений совершенствования стратегическим управлением на ЗАО «Орелнефтепродукт»;
разработка стратегии развития ЗАО «Орелнефтепродукт».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 7
1.1 Понятие стратегического управления и его роль в управлении предприятием 7
1.2 Виды стратегий и особенности их реализации 16
1.3 Зарубежный опыт стратегического управления 35
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ОРЕЛНЕФТЕПРОДУКТ» 46
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Орелнефтепродукт» 46
2.2 Комплексный анализ финансового состояния предприятия 52
2.3 Анализ результативности существующей стратегии предприятия 66
Привлекательность рынков 78
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 81
3.1 Обоснование необходимости диверсификации деятельности предприятия 81
3.2 Основные направления диверсификации и расчет финансовых потоков 88
3.3 Сравнительная оценка эффективности способов мобилизации финансовых ресурсов и расчет эффективности проекта 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 115

Работа содержит 1 файл

Diplom.doc

— 1.25 Мб (Скачать)

    Нормативное значение коэффициента абсолютной ликвидности принято считать в пределах 0,2—0,3. Значение Кал не должно опускаться ниже 0,2, или 20%. По ЗАО «ОрелОрелнефтепродукт» в 2003-0,02, в  2004 году  Кал –0,069, в 2005 году – 0,315.  Вывод положение  незначительно улучшилось,  но Кал не соответствует оптимальному. Промежуточный коэффициент ликвидности (Кпл) показывает сможет ли предприятие в установленные сроки рассчитаться по своим краткосрочным долговым обязательствам. Он определяется по формуле:

    К пл = ДС+КФВ+ДЗ/ТО                                                                        (7)                                                    

    При расчете коэффициента к ликвидным  оборотным активам добавляется дебиторская задолженность. Достаточный критерий пл, находится в диапазоне от 0,70 до 1 и выше. По   ЗАО «Орелнефтепродукт» Кпл находится в пределах нормативного значения. Общий коэффициент покрытия (Кп) дает общую оценку платежеспособности предприятия. Он показывает, в какой мере текущие кредиторские обязательства обеспечиваются материальными оборотными средствами. Его экономическая сущность — сколько рублей финансовых ресурсов, вложенных в оборотные активы, приходится на один рубль текущих обязательств.

    Кп  по ЗАО «Орелнефтепродукт» в 2003 году – 0,63, в  2004 году Кп составил – 1,39, а в 2005 году  снизился и составил 1,67. Нормальное значение коэффициента покрытия зависит от того, к какой отрасли принадлежит предприятие. Его оптимальное значение варьирует в пределах от 2 до 3. Значение Кп по ЗАО «Орелнефтепродукт»  близко соответствует оптимальному,  и его увеличение является хорошей тенденцией. Таким образом, учитывая вышесказанное  ЗАО «Орелнефтепродукт» можно считать  относительно платежеспособным.

    Оценка  финансового состояния организации  будет неполной без анализа финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость предприятия характеризуется состоянием финансовых ресурсов, обеспечивающих бесперебойный процесс производства и реализации продукции (работ, услуг) на основе реального роста прибыли.                                       

    Для характеристики финансовой устойчивости предприятий и организаций принято рассчитывать ряд показателей как абсолютных, так и относительных по данным бухгалтерского баланса.

    Основными показателями финансовой устойчивости предприятий и организаций являются следующие:

  • наличие собственных средств предприятия в оборотных;
  • коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными оборотными средствами;
  • коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными и заемными средствами;
  • коэффициент финансовой устойчивости;
  • коэффициент автономии.

    Для того чтобы определить в сумме  наличие собственных средств предприятия в обороте, нужно из общей суммы источников собственных средств (раздел III пассива баланса "Капитал и резервы") вычесть стоимость внеоборотных активов (раздел I актива баланса), а также убытков, отраженных в балансе (если они были), т. е.

    СОС = Ис, - ВА - У.                                                                                      (8)                                                                             

    где СОС — наличие оборотных средств  собственных, руб.;

    Ис  — источники средств собственных (по балансу стр. 490);

    ВА  — внеоборотные активы (по балансу  стр. 190);

    У — убыток (по балансу стр. 465, 475).

    Фактическое наличие собственных оборотных средств сравнивается с нормативом. Таким образом, по результатам сравнения наличия собственных средств в обороте с нормативом можно установить, как обеспечено предприятие оборотными средствами

    Фактическую обеспеченность собственными оборотными средствами (без учета заемных средств, или с учетом заемных средств) можно определить расчетным путем.

    Используя балансовые показатели, можно расчетным  путем определить излишек (+) или недостаток (-) величины собственных и заемных средств для формирования запасов и затрат предприятия (таблица 6).

 

    Таблица 6 - Оценка финансовой устойчивости

Показатели 2003 2004 2005 Изменения за период
Капитал и резервы (стр.490) 45485 59587 74947 29462
Непокрытый  убыток, нераспределенная прибыль (стр.470) 16685 31755 71715 55030
Внеоборотные  активы (стр.190) 72096 38242 38515 -33581
Наличие собственных оборотных средств (стр.1-стр.2- стр.3) -43296 -10410 -35283 8013
  Долгосрочные обязательства (стр.590) 107 69 120 13
Краткосрочные обязательства (стр.690) 72121 54990 54580 -17541
  Наличие собственных и заемных средств (стр. 4+стр.5+стр.6) 28932 44649 19417 -9515
Запасы  и затраты (стр.290) 45403 76404 91132 45729
  Излишек, недостаток собственных средств (4-8) -88699 -86814 -126415 -37716
Излишек, недостаток собственных и заемных  средств для форм. Запасов и затрат (7-8) -16471 -31755 -71715 -55244
  Доля собственных средств в  запасах и затратах (стр.4 /стр.8) -95,36% -13,62% -38,72% 56,64%
 

    По  таблице 6 можно сделать следующие  выводы:

    Наличие собственных средств предприятия в обороте составляет  в 2003 году – (-43296 руб.),  в 2004 году – (- 10410) руб., в 2005 году –  (-35282) руб. То есть предприятие испытывает недостаток собственных средств.

    Коэффициент автономии = Итог раздела 3 баланса/Валюту баланса

    2003 год = 45485/117499=0,38

    2004 год =  59587/114646=0,51

    2005 год = 74947/129647= 0,57

    Принятое  нормативное значение  коэффициента автономии 0,5. По ЗАО «Орелнефтепродукт»  коэффициент автономии имеет  значение чуть выше нормативного, что  говорит о достаточно высокой степени финансовой независимости.

    Таким образом, обобщая  результаты анализа  необходимо отметить, что ЗАО «Орелнефтепродукт»  испытывает недостаток собственных  средств, однако коэффициенты платежеспособности  находятся  в пределах нормативных, степень независимости предприятия находиться на достаточно высоком уровне. В общем, о данном  предприятии можно говорить как о   практически платежеспособно и финансово устойчивом.

      2.3 Анализ результативности  существующей стратегии предприятия

 

    Любая фирма функционирует, имея связи  с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателей  соответствующей информации. С рынка  фирма получает деньги и снова  информацию - об объемах и темпах продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов и т.д. Таким образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое.

    Кроме того, имеется еще одна замкнутая  система, в которой компания является как бы принимающим звеном по отношению к поставщикам товаров. В ответ на этот материальный поток, фирма направляет информацию и деньги. В итоге фирма оказывается тесно связанной с тем, что принято называть внешней средой.

    Для ЗАО «Орелнефтепродукт» особое значение имеют уровень налогов в стране, таможенные сборы и пошлины; уровень безработицы оказывает косвенное влияние через изменение покупательной способности населения.

    Анализ  политического окружения и правовых аспектов позволит ЗАО «Орелнефтепродукт» установить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими аспектами правовой системы.

    Политико-правовая составляющая для ЗАО «Орелнефтепродукт» заключена в законах и нормативных актах, регулирующих торговую деятельность в г. Орле, ввоз товаров из-за рубежа, выезд специалистов для работы на предприятиях поставщиков.

    Изучение  социальной компоненты макроокружения позволяет выяснить уровень жизни  населения, его отношение к качеству жизни, разделяемые ими ценности, тенденции и направленности в  моде и т.п.

    Анализ  научно-технического и технологического развития общества позволяет вовремя заметить и начать применять в практике достижения современной науки и техники в области рекламы, управления, доставки, продажи, а также в области информационного обеспечения, что может стать значительным конкурентным преимуществом.

    Непосредственно на коммерческую деятельность фирмы развитие научно-технического прогресса в области производства влияние не оказывает; этот фактор значим только для фирм, производящих продукцию, которую реализует компания.

    Основу  анализа ближайшего окружения фирмы  составляет конкурентный анализ среды, который обычно строят на использовании так называемой модели пяти сил М. Портера. Согласно этой теории на деятельность фирмы оказывают влияние пять сил:

  • конкурентная борьба внутри отрасли;
  • угроза появления товаров и услуг-субститутов;
  • способность поставщиков диктовать свои условия;
  • угроза появления новых конкурентов;
  • способность покупателей диктовать свои условия.
  • В настоящее время на территории г. Орла и всей России в целом, действует большое число организаций, занимающихся торговлей нефтепродуктами.  ЗАО «Орелнефтепродукт» занимает на рынке серединное положение, то есть  оно  реализует продукцию по средним ценам и имеет не самый большой и не самый маленький объем реализации продукции. Основной упор в работе фирмы делается на реализацию только качественной продукции, для этого разработана система контроля качества.

    Все   фирмы работающие в данной отрасли  поддерживают средний уровень цен и конкурируют по таким параметрам как реклама, обслуживание, качество продукции, дополнительные услуги и т.п. В  данной отрасли конкуренцию нельзя назвать жесткой, так как спрос на нефтепродукты растет быстрыми темпами. Вместе с тем методы дополнительно стимулирования покупателей быстро копируются конкурентами, и приходится прилагать немало усилий для сохранения положения в отрасли.

    Количество  фирм, стремящихся в отрасль, до сих  пор растет, так как отрасль привлекает большим уровнем прибыли, и растущим спросом на продукцию. Вновь пришедшие в отрасль фирмы предлагают продукцию по более низким ценам. Такая тенденция может привести к непропорциональности роста потребительского спроса и предложения в целом по отрасли, что нежелательно для ЗАО «Орелнефтепродукт».

    Для  улучшенного  понимания  запросов  покупателей и покупательной  способности населения; интереса, проявляемого к продукции ЗАО «Орелнефтепродукт», в деятельности  предприятия используется такой инструмент, как анкета покупателя. Данная анкета распространяется среди посетителей фирмы, информация обрабатывается, систематизируется и в дальнейшем используется в процессе принятия различных управленческих решений и выработке стратегии фирмы. Влияние поставщиков обусловлено их сравнительно небольшим числом и невысоким уровнем конкуренции между ними.

    Любая фирма в данной отрасли стремится  к снижению действия рассмотренных сил для того, чтобы иметь возможность повысить уровень цен и достичь уровня прибыли выше среднего по отрасли. На каждую из этих сил фирма может воздействовать только посредством своей стратегии.

    В стратегическом управлении наиболее часто  используется метод анализа среды организации, получивший название SWOT-анализ. Применяя этот метод, удается установить линии связи между силой и слабостью и внешними угрозами и возможностями. Такие связи в дальнейшем используются для разработки стратегии.

    Для успешного применения SWOT-анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей. Для такой оценки чаще всего применяют метод позиционирования на матрицах возможностей и угроз (Приложение Б).

    Для компании   ЗАО «Орелнефтепродукт» после проведенного анализа наиболее значимыми и вероятными оказались  возможности расширения доли рынка, расширение ассортимента и разработка нового направления по продаже сопутствующих товаров.

    После позиционирования угроз было выявлено, что:

  • к критическому состоянию фирму могут привести либо выход в отрасль большого числа конкурентов;
  • к разрушению компании или ее выходу из отрасли может привести ограничительная политика государственных органов, например, увеличение таможенных сборов и пошлин, увеличение транспортных тарифов, изменение правил торговли.

Информация о работе Стратегия развития финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на материалах ЗАО «Орелнефтепродукт», г. Орел)