Совершенствование финансового планирования на предприятии (на примере ООО «Техноавиа»)

Автор: Анастасия А, 15 Ноября 2010 в 15:08, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта состоит в разработке направлений совершенствования финансового планирования на предприятии.

Поставленная цель достигается на основе решения следующих задач:

- проанализировать, обобщить теоретические аспекты финансового планирования на предприятии;

- исследовать финансовое состояние и выявить проблемы предприятия;

- разработать пути совершенствования системы управления активами.

Предмет исследования - управленческие отношения и механизмы управления финансово-экономической деятельностью.

Объектом исследования является система управления Общества с ограниченной ответственностью «ТЕХНОАВИА».

При выполнении дипломного проекта были использованы общенаучные методы диалектической логики, кроме того, применялись сравнительный метод, метод наблюдения, экономический анализ, финансовый анализ и другие.

Содержание

Введение

РАЗДЕЛ 1 Теоретические аспекты финансового планирования

1.Финансовое планирование и прогнозирование
1.1.1 Процесс финансового планирования

1.1.2 Уровни планирования

1.1.3 Финансовое прогнозирование

2.Роль внутрифирменного финансового планирования
1.2.1 Финансовая политика

1.2.2 Теоретические основы стратегического планирования

1.3 Планирование денежных потоков

РАЗДЕЛ 2 Финансовое планирование на примере ООО «ТЕХНОАВИА»
2.1 История создания ООО «ТЕХНОАВИА»

2.2 Технико-экономическая характеристика ООО «ТЕХНОАВИА»

2.2.1 Торговая деятельность компании

2.3 Общий анализ финансового состояния ООО «ТЕХНОАВИА»

2.3.1 Значение анализа финансово-экономической деятельности

2.3.2 Финансово-экономический анализ ООО «ТЕХНОАВИА»

2.4 Выводы по результатам анализа финансового состояния и финансовой устойчивости ООО «ТЕХНОАВИА»

РАЗДЕЛ 3 Механизм совершенствования управления финансовым планированием на предприятиии ООО «ТЕХНОАВИА»
3.1 Экономическая оценка проекта

Заключение

Список изученной и использованной литературы

Работа содержит 1 файл

образец.rtf

— 1.13 Мб (Скачать)

     Компонентами краткосрочной финансовой политики компании являются ценовая политика, налоговая политика, учетная политика, политика управления оборотными активами и кредиторской задолженностью, маркетинговая политика, политика управления рисками.

     Согласно методике Слепова В.А. финансовая политика компании - это ее финансовая идеология, система взглядов, целевых установок и способов адаптации и развития финансов компании для достижения ее целей [41, с.20].

     Основными целями финансовой политики компании являются:

  • максимизация прибыли;
  • оптимизация структуры капитала компании и обеспечение ее финансовой устойчивости;
  • повышение уровня капитализации компании;
  • повышение конкурентоспособности и усиление позиций компании на рынке;
  • достижение информационной прозрачности финансово-экономического состояния компании для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;
  • обеспечение инвестиционной привлекательности компании;
  • создание эффективного механизма управления организацией на основе диагностики финансового состояния, выбора стратегических целей деятельности компании, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения [35, с.20].

     Финансовую политику компании определяют ее собственники и менеджмент компании. Исполнителями этой политики являются финансовые службы, производственные структуры, отдельные подразделения и работники компании.

     По направлению действия финансовая политика компании подразделяются на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя финансовая политика компании направлена на оптимизацию финансовых отношений и процессов, происходящих внутри компании. Внешняя финансовая политика компании направлена на оптимальное использование возможностей различных сегментов национального и международного финансовых рынков для развития компании.

     В зависимости от временного горизонта и целей следует различать долгосрочную и краткосрочную финансовую политику компании.

     Долгосрочная финансовая политика компании - это система долгосрочных целевых установок и способов развития финансов компании для достижения ее долгосрочных целей. Такая политика направлена на всесторонний поиск источников финансового обеспечения ее развития, достижение высокого финансового потенциала, обеспечивающего долгосрочную финансовую устойчивость компании. В экономической литературе, нормативных документах и на практике отсутствуют единые методологические подходы к определению понятия «финансовый потенциал компании» и его оценке. По нашему мнению, финансовый потенциал компании проявляется в его способности привлекать финансовые ресурсы и эффективно их использовать для выполнения своей миссии, долгосрочных целей. Финансовый потенциал компании характеризуется составом финансовых ресурсов и их ценой. Формализованную оценку финансового потенциала компании целесообразно проводить по показателям его деловой (производственной активности, инвестиционной деятельности, финансового состояния.

     Краткосрочная финансовая политика компании - это система краткосрочных целевых установок и способов развития финансов компании. Она направлена на решение наиболее острых текущих финансовых проблем, позволяющее улучшить финансовое состояние компании и повысить ее финансовую устойчивость в короткие сроки [35, с.22].

     Основные элементы долгосрочной и краткосрочной финансовой политики компании представлены в табл.1. В состав долгосрочной финансовой политики включаются инвестиционная и дивидендная политики, поскольку от этих направлений зависят финансовый потенциал и долгосрочная финансовая устойчивость компании. Инвестиционная политика направлена на повышение инвестиционной привлекательности компании и оптимизацию привлекаемых инвестиционных ресурсов.  

     Таблица 1 Основные элементы долгосрочной и краткосрочной финансовой политики компании

     
Элементы долгосрочной финансовой политики Элементы краткосрочной финансовой политики
Инвестиционная политика

Дивидендная политика

Ценовая политика

Учетная политика

Налоговая политика

Политика управления оборотными активами

Политика управления кредиторской задолженностью

 

     Не менее важна оптимизация распределения прибыли между собственниками и инвестициями при выборе дивидендной политики. Соответственно, эффективная дивидендная политика компании является гарантом ее финансовой устойчивости и ориентиром для привлечения инвесторов.

     В состав краткосрочной финансовой политики компании включаются ценовая, налоговая, учетная политика, политика управления оборотными активами и кредиторской задолженностью.

     Для достижения высокой результативности и приемлемого уровня финансовых рисков, связанных с реализацией финансовой политики в долгосрочном и краткосрочном периодах, необходима их внутренняя сбалансированность и согласованность. Взаимосвязь долгосрочной финансовой политики компании с краткосрочной проявляется в том, что последняя конкретизирует инструменты и способы достижения долгосрочных целей компании по отдельным аспектам его финансовой деятельности в целях повышения финансовой устойчивости компании. Приоритет в принятии финансовых решений на предприятии принадлежит долгосрочной финансовой политике, способной обеспечить эффективное развитие компании и его высокую финансовую устойчивость. Соответственно и состав элементов долгосрочной финансовой политики отличается от краткосрочной финансовой политики компании.

     Разработка и окончательное формирование финансовой политики компании могут быть обеспечены на основе моделирования большого количества итераций финансовых ситуаций, выявления будущих изменений и предвидения результатов. Очевидно, когда финансовая политика компании внутренне и внешне полностью соотносится с производственной и маркетинговой стратегиями, можно говорить о максимальной ценности бизнеса. Задача принятия того или иного решения связана с выбором наиболее выгодного варианта, поскольку неэффективно принятое решение может снизить прибыль или привести к убыткам по результатам финансово-хозяйственной деятельности [35, с.23]. 

     1.2.2 Теоретические основы стратегического планирования

     Термин «стратегическое планирование» в приложении к экономике стал применяться сравнительно недавно. Считается, что впервые он появился в 1960-е годы как одна из ключевых характеристик деятельности ряда транснациональных корпораций со штаб-квартирами в США.

     В рамках стратегического планирования целевые установки могут упорядочиваться различными способами, однако как минимум выделяется четыре типа целей:

  • рыночные (какой сегмент рынка товаров и услуг планируется охватить, каковы приоритеты в основной производственно-коммерческой деятельности компании);
  • производственные (какие структура производства и технология обеспечат выпуск продукции необходимого объема и качества);
  • финансово-экономические (каковы основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты выбираемой стратегии);
  • социальные (в какой мере деятельность компании обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его слоев).

     В любом случае среди основных целей, ради достижения которых разрабатываются стратегические планы, всегда присутствует комбинация «товар - рынок». Иными словами, основное предназначение подобного плана - обоснование того, во-первых, какой товар должен производиться и, во-вторых, где он может быть реализован. Естественно, план не ограничивается лишь констатацией целей, но также включает их обоснование, в том числе и ресурсное. Именно поэтому составной частью любого стратегического плана является финансовая компонента [23, с. 138-139].

     Для любой организации, действующей в условиях рынка актуальна сегодня проблема выживаемости и обеспеченности непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств эта проблема решается различными организациями по-своему, но в основе ее лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ, содержание и организацию которой раскрывает концепция стратегического планирования [8, с.4].

     Сущность концепции заключается в ответе на вопрос «Как следует осуществлять управление организаций в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды?». Нарастание «постиндустриальной» нестабильности, отражением которой являются изменение потребительского спроса, глобализация бизнеса, усложнение конкурентной борьбы, сокращение жизненных циклов товара, растущие требования к качеству жизни и так далее, носит объективный и всеобщий характер.

     Ответ на поставленный вопрос включает не только необходимость проведения анализа и оценки среды и прогнозирования того, как она будет изменяться во времени, но и создания такой системы управления, которая бы постоянно поддерживала соответствие между средой, характером и результатами деятельности организации [42, с.3].

     Легко заметить, что термин «стратегический» вовсе не равнозначен термину «долгосрочный» - первый гораздо объемнее второго в концептуальном и содержательном смыслах, хотя, безусловно, стратегическое планирование осуществляется с позиции долгосрочной перспективы. Стратегический план может иметь следующую структуру.

     Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности компании

     Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности компании, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.

     Раздел 2. Прогнозы и ориентиры

     Приводятся прогноз экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.

     Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы

  • Производство.
  • Маркетинг.
  • Финансы (финансовый план).
  • Кадровая политика.
  • Инновационная политика (научно-исследовательские и конструкторские разработки).
  • Новая продукция и рынки сбыта [23, с.139].

     Стратегическое планирование на сегодня является актуальным для российских коммерческих фирм. Отход от централизованного планирования, прошедшая приватизация и весь ход экономических преобразований в России заставляют предприятия заглянуть в будущее, сформулировать свою стратегию, определить свои главные достоинства и конкурентные преимущества, ликвидировать стратегические угрозы и опасности, т.е. непосредственно использовать идеи стратегического планирования.

     Ужесточение конкурентной борьбы, ускорение изменений в окружающей среде, динамизм изменений запросов потребителей, неожиданное появление новых возможностей для бизнеса, непредсказуемость некоторых факторов внешней среды (экономических, политических и др.) - вот далеко не полный перечень причин, приведших к резкому возрастанию значения стратегического управления.

     Черняк В.З. утверждает, что современное российское предприятие - это сложная система, которой приходится управлять в нестабильных условиях перехода к рынку. «Сверхсложная природа предприятия, - пишет директор департамента Роэл консалтинг Н. Тренев, - требует предварительного анализа как его самого, так и внешней среды и выработки детальной последовательности действий по постановке целей и их реализации, т.е. сверхсложная природа предприятия побуждает формировать план. Одновременно динамичная и нестабильная внешняя среда делает неработающими жесткие и детерминированные планы».

     План предприятия должен быть:

  1. достаточно детальным, чтобы вовремя предвидеть и решать возникающие проблемы, координировать усилия различных подразделений и специалистов;
  2. достаточно гибким, чтобы позволять специалистам реагировать на нежелательные возмущения со стороны внешней среды и чтобы с выгодой использовать случайно появляющиеся возможности [45, с.129-131].

     Под эффективным управлением организаций понимается набор управленческих воздействий со стороны субъектов управления по переводу состояния, в котором организация находилась в иное состояние, т.е. Аtо→Вt1((tо-t1) - месяц, квартал, год и т.д), при этом желательно, чтобы организация:

  • сохранила свой потенциал;
  • повысила степень устойчивости;
  • работала в условиях расширенного воспроизводства;
  • приобрела новые рыночные ниши;
  • имела определенный запас прочности на дальнейшее развитие.

     Под неэффективным управлением понимается либо сохранение статус-кво за период tо→t1, либо же приближение к последней черте несостоятельности и банкротства, т.е. к кризисному состоянию, в котором возможна альтернатива: проведение мероприятий по выходу из кризисного состояния либо уход из экономического оборота и ликвидация предприятия как юридического лица.

     Любое предприятие в процессе управления сталкивается с краткосрочными целями, решая кратковременные тактические задачи, и целями стратегическими, т.е. стратегическим управлением и осуществлением сценариев будущего развития. Приоритет безусловно необходимо отдавать целям стратегического плана.

Информация о работе Совершенствование финансового планирования на предприятии (на примере ООО «Техноавиа»)