Автор: Анастасия А, 15 Ноября 2010 в 15:08, дипломная работа
Цель дипломного проекта состоит в разработке направлений совершенствования финансового планирования на предприятии.
Поставленная цель достигается на основе решения следующих задач:
- проанализировать, обобщить теоретические аспекты финансового планирования на предприятии;
- исследовать финансовое состояние и выявить проблемы предприятия;
- разработать пути совершенствования системы управления активами.
Предмет исследования - управленческие отношения и механизмы управления финансово-экономической деятельностью.
Объектом исследования является система управления Общества с ограниченной ответственностью «ТЕХНОАВИА».
При выполнении дипломного проекта были использованы общенаучные методы диалектической логики, кроме того, применялись сравнительный метод, метод наблюдения, экономический анализ, финансовый анализ и другие.
Введение
РАЗДЕЛ 1 Теоретические аспекты финансового планирования
1.Финансовое планирование и прогнозирование
1.1.1 Процесс финансового планирования
1.1.2 Уровни планирования
1.1.3 Финансовое прогнозирование
2.Роль внутрифирменного финансового планирования
1.2.1 Финансовая политика
1.2.2 Теоретические основы стратегического планирования
1.3 Планирование денежных потоков
РАЗДЕЛ 2 Финансовое планирование на примере ООО «ТЕХНОАВИА»
2.1 История создания ООО «ТЕХНОАВИА»
2.2 Технико-экономическая характеристика ООО «ТЕХНОАВИА»
2.2.1 Торговая деятельность компании
2.3 Общий анализ финансового состояния ООО «ТЕХНОАВИА»
2.3.1 Значение анализа финансово-экономической деятельности
2.3.2 Финансово-экономический анализ ООО «ТЕХНОАВИА»
2.4 Выводы по результатам анализа финансового состояния и финансовой устойчивости ООО «ТЕХНОАВИА»
РАЗДЕЛ 3 Механизм совершенствования управления финансовым планированием на предприятиии ООО «ТЕХНОАВИА»
3.1 Экономическая оценка проекта
Заключение
Список изученной и использованной литературы
В английском языке в качестве понятия «план» используется слово «budget» (бюджет), в связи с чем вся процедура финансового планирования получила название budgeting (бюджетирование).
В качестве понятия «факт» в английском языке используется слово «actual” (фактический). В данном случае терминологические проблемы отсутствуют.
По опыту консультационной работы, на каждом предприятии есть понятие «финансового плана». Сложность заключается в том, что на каждом предприятии под «финансовым планом» понимается что-то свое. Наиболее часто встречаются следующие варианты:
Часто приходится вводить на предприятии термин «комплексный финансовый план», чтобы отличить его от «частичного» финансового плана [20, с.206-207].
Можно подвести понятие «планирование» под более общее определение через «планомерность», которая означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. А именно, планирование - это практическая реализация планомерности, т.е. осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности [38, с.24]. Применительно к финансовому планированию - это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность - рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам Федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие [21, 85].
Согласно методике В.М. Попова, в рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников - предприятий являются цены. Именно цены определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров. Фирма как участник рыночной системы также вынуждена подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможности отменить их действие. В окружающем мире рынка фирма - всего лишь клетка большого организма, общая роль которой часто ею не осознается. Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы цена находится под контролем сознательных действий профессиональных решений менеджеров, которые осознанно определяют основные направления внутрифирменной деятельности. Следовательно, внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых решений [11, с. 30].
Согласно мнению Балабанова И.Т. рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товаров на рынке.
Рынок есть сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров [9, с. 87].
Место финансового планирования в рыночной экономике определяется тем, что планирование есть одна из функций управления, поэтому финансовое планирование - функция управления финансами.
Функции управления - часть управленческой деятельности. Они определяют формирование структуры управляющей системы.
Понятие «функция» (лат. Functio - исполнение) означает соответствующую деятельность, определенный круг работ, выполняемый каким-либо материальным образованием или человеком, например функции министерства финансов, финансового отдела коммерческой фирмы или функции финансового менеджера.
Функция управления - планирование охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий, так и по их планомерному и целенаправленному воплощению в жизнь. План является бесполезным, если он не воплощается в конкретное дело [9, с.90].
Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально-экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы. Относительная обособленность отдельных звеньев системы финансов предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих:
Естественно, нарождающиеся рыночные отношения привели не только к внедрению новых для нашей страны экономических категорий, но и к появлению иных подходов к планированию. Прежде всего следует отметить, что необходимость составления планов определяется многими причинами. Выделим три из них, являющиеся, по нашему мнению, основными:
Действительно, если бы будущее компании или предприятия было абсолютно предопределенным, не было бы нужды постоянно разрабатывать планы, совершенствовать методы их составления и структурирования [23, с.134].
Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.
Движение внебюджетных фондов отражается соответственно в финансовых планах (сметах) доходов и расходов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ. В доходной части отражаются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда. Во внебюджетные фонды частично поступают бюджетные средства, при недостатке средств допускается заимствование средств внебюджетных фондов друг у друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и с бюджетным фондом [21, с. 87].
Попов В.М. также уточняет, что планирование как система волевых, сознательно принимаемых решений регулирует рынок во внутренней деятельности фирмы.
Осуществляя административную функцию, связанную с волевым руководством и принятием решений, предприниматель занимается планированием также в более узком смысле как разновидностью управленческой деятельности.
В современном менеджменте планирование - это предвидение.
Планирование - естественная и составная часть менеджмента. Его можно определить как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей [11, с.31].
Предприятие как экономический субъект может ставить перед собой различные цели, причем цели в краткосрочной и долгосрочной перспективе могут сильно отличаться. В экономической литературе часто встречается категорическое утверждение о том, что главной целью бизнеса является извлечение прибыли. Это утверждение кажется нам в корне неверным. Основной целью любой экономической активности является прежде всего повышение благосостояния собственников действующего экономического субъекта. Благосостояние в данном случае следует понимать не просто как богатство в денежном выражении, а в более широком смысле - как улучшение качества жизни. Эта цель может достигаться не только путем увеличения потребления отдельных материальных благ (еды, одежды, транспортных средств и т.д.), но также и улучшения экологической ситуации в городе, возможности доступа к широкому кругу информационных ресурсов, к культурным ценностям, возможности получения определенных социальных благ (образование, здравоохранение). К достижению благосостояния экономический субъект стремится собственным путем, с помощью постановки системы конкретных целей и разработки планов их реализации [23, с.135-136].
Подход к организации краткосрочного финансового анализа и планирования зависит прежде всего от размера компании. В малых компаниях обычным является совмещение функций, поэтому один человек может быть президентом компании и ее казначеем. В средних компаниях, как правило, существует специализация и для управления денежными средствами приходится держать отдельный штат работников. В больших организациях, через которые проходит большой поток денежных средств, существует специальный штат для планирования и управления движением денежных средств; нередко даже в региональных отделениях таких компаний бывает должность менеджера по наличным средствам.
Цели краткосрочного финансового управления таковы:
Для
достижения этих целей лучше стремиться
к тому, чтобы сроки погашения средств
(кредитов) совпадали с продолжительностью
жизни активов [44, с.482-483].
1.1.2 Уровни планирования
С точки зрения продолжительности периода, к которому относится разрабатываемый план, можно выделить три разных уровня планирования: стратегический, тактический, оперативный.
Стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную перспективу и подразумевает формулирование целей, задач, масштабов и сферы деятельности предприятия на качественном уровне или в виде весьма общих количественных ориентиров.
Тактическое планирование осуществляется на среднесрочную перспективу (1 - 5 лет) и определяет ресурсы, необходимые предприятию для вступления на избранный стратегический путь.
Оперативное планирование охватывает текущую деятельность предприятия и имеет горизонт не более одного года. Часто представляется в помесячной, подекадной или понедельной разбивке [23, с.136].
Планирование помогает ответить на следующие важные вопросы:
Планирование - это первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль за результатами и их оценка с точки зрения плановых показателей.
Один из «отцов» современного менеджмента А.Файоль отмечал: «Управлять - это предвидеть», а «предвидеть - это уже почти действовать».
Планирование - это не только умение предусмотреть все необходимые действия, но и способность предвидеть любые неожиданности в виде рисков, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения [11, с.31].
Планирование не только позволяет добиться поставленных целей, оно также предоставляет возможность оценки действий управленческого аппарата предприятия. Деятельность руководителей должна быть направлена на выполнение плановых заданий и достижение запланированных результатов, и то, насколько обеспечена реализация этих целей на каждом конкретном участке работы и в каждом подразделении, можно считать показателем эффективности работы руководителей этих подразделений. Для многих предприятий критерий выполнения плановых заданий является также основой системы материального стимулирования сотрудников [23, с.136].
Показатели
финансовых планов являются исходным
материалом для анализа финансового положения
государства, информационной основой
(базой) перспективного планирования.
Система финансовых планов позволяет
выявить объективные взаимосвязи и долговременные
тенденции изменения структуры источников
финансовых ресурсов (доходов физических
и юридических лиц), а также факторы, определяющие
развитие этих тенденций в будущем [21,
с.88].
1.1.3 Финансовое прогнозирование
Для изучения и разработки возможных путей развития предприятия в условиях рыночной экономики возникает необходимость в финансовом прогнозировании. Основные его задачи - установить объем финансовых ресурсов в предстоящем периоде, источники их формирования и направления наиболее эффективного использования. Прогнозирование позволяет рассмотреть складывающиеся тенденции в проведении финансовой политики с учетом воздействия на нее внутренних и внешних условий и на основе анализа определить перспективы финансовой стратегии, обеспечивающей предприятию стабильное финансовое и рыночное положение. Разработка прогноза дает возможность ответить на жизненно важный вопрос, что ожидает предприятие в обозримом будущем - укрепление или утрата платежеспособности (банкротство) [30, с.407].