Система нормативного регулирования аудиторской деятельности.

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время система нормативного регулирования аудита в России находится в стадии становления. Это связано с формированием новой организационно-правовой структуры аудиторской деятельности в РФ в соответствии с требованиями Закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита.

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

     Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.

     Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

     Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

     Аудиторские процедуры по существу включают в  себя детальную проверку верности отражения  в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.

     В зависимости от изменений условий  проведения аудита и результатов  аудиторских процедур программа  аудита может пересматриваться. Причины  и результаты изменений следует документировать. 

     Выводы  аудитора по каждому разделу аудиторской  программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим  материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству  экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

     Примерное содержание программы аудита приведено  в приложении 2 к настоящему правилу (стандарту).

     По  окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке. 

40. Методы и порядок  сбора информации 

     Информация, собранная и проанализированная аудитором в ходе проверки, служит обоснованием выводов аудитора и называется аудиторскими доказательствами.

     Для сбора доказательств аудитором  могут быть применены различные  процедуры. Процедурой называется определенный метод сбора доказательств как  неотъемлемую часть соответствующего технологического процесса. Для того чтобы отличить их от процедур, присущих иным профессиям, будем называть применяемые аудиторами в своей практике процедуры аудиторскими процедурами.

Собирая аудиторские доказательства, аудитор  использует достаточно ограниченное число методов их получения.

Основные  методы получения аудиторских доказательств  следующие:

1. Проверка  арифметических расчетов (пересчет);

2. Инвентаризация;

3. Проверка  соблюдения правил учета отдельных  хозяйственных операций;

4. Подтверждение;

5. Устный опрос;

6. Проверка  документов;

7. Прослеживание;

8. Аналитические  процедуры. 

9. Подготовка альтернативного баланса.

Все вышеназванные  методы известны и описаны в рабочем  стандарте аудита Российской Федерации  «Аудиторские доказательства».

     Но  метод как таковой не даст никакой информации для выводов, если не знать - какие именно арифметические расчеты необходимо проверять, а какие - нет; в инвентаризации каких активов и каких обязательств следует поучаствовать; лично от каких третьих лиц следует получить письменные подтверждения; какие именно документы следует подвергнуть анализу[1]. Искусство аудитора и состоит в том, чтобы четко знать:

а) как  должен быть правильно поставлен  бухгалтерский учет и налажена система  внутреннего контроля;

б) какие  отклонения (нарушения, ошибки, заблуждения) возможны в организации учета и контроля;

в) какой  или какие из перечисленных методов  следует применить для выявления  каждого из возможных нарушений;

г) к  каким именно объектам контроля (документам, активам, обязательствам, субъектам, юридическим лицам и т. д. ) следует применить тот или иной метод.

Поэтому особое значение приобретает применение выборочного метода в аудите, который  я рассматриваю в главе 4.

Рассмотрим  подробнее каждый из методов сбора  аудиторских доказательств.  
 
 
 

50. Методы фактического  контроля: пересчет, инвентаризация, проверка  соблюдения правил учета хозяйственных операций, аналитические процедуры, лабораторный анализ, экспертная оценка, контрольный обмер, контрольный выпуск продукции, наблюдение за выполнением операций, подтверждение, устный опрос, прослеживание, сканирование, тестирование, подготовка альтернативного баланса.

Проверка  арифметических расчетов (пересчет).

Пересчет  — это проверка арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и выполнение независимых подсчетов[2].

Подсчеты  клиента могут быть правильными  или ошибочными. Подсчеты, выполненные  на компьютерах, могут быть вновь  произведены с использованием компьютерного  обеспечения с распечаткой данных отклонений от подсчетов клиента для дальнейшего исследования их аудиторами. Но практика показывает, что пересчет в основном осуществляется выборочно.

Пересчет  используется для проверки реальности и оценок тех показателей финансовой отчетности, которые являются главным  образом результатом подсчетов, например амортизации, страховых резервов, пенсионных обязательств, резервов под сомнительные долги и др. В сочетании с другими процедурами пересчеты также необходимы для сбора информации об оценках всех финансовых показателей.

Инвентаризация 

Инвентаризация  — это прием, который позволяет  получить точную информацию о наличии  имущества и обязательств экономического субъекта и ориентировочную информацию об их состоянии и стоимости.

Инвентаризации  подлежат имущество клиента и  его финансовые обязательства.

Аудиторская организация обязана:

выяснить, как часто проводилась инвентаризация имущества и финансовых обязательств;

проверить бухгалтерскую документацию по ранее  проводившимся экономическим субъектом  инвентаризациям;

ознакомиться с номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей (ТМЦ);

выявить дорогостоящие ТМЦ;

проанализировать  систему учета ТМЦ и систему  контроля экономического субъекта, выявить  слабые и сильные стороны таких  систем.

     С точки зрения технологии аудиторского дела инвентаризацию можно рассматривать как метод получения наиболее ценных и достоверных доказательств о реальности и точности статей актива баланса, фактов совершения хозяйственных операций.

     Участие в инвентаризации активов клиента  или наблюдение за ее проведением позволяет сделать определенные выводы по всем трем основным направлениям аудиторской проверки.

     Например, если на проверяемом предприятии  в течение ряда лет не проводились  инвентаризации активов (при составлении  годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально-ответственных лиц и т. д. ), аудитор имеет основание для вывода об отсутствии у клиента внутреннего контроля за сохранностью активов, а также о нарушении установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской от­четности.

     В том случае, когда при проведении инвентаризации основных средств выясняется, что один из цехов проверяемого предприятия  занят иным хозяйствующим субъектом (признаков этого может быть несколько  — висит вывеска с наименованием  другого предприятия, выпускается продукция, не соответствующая профилю проверяемого предприятия), а в составе доходов от внереализационных операций нет статьи "доходы от аренды", речь идет о "скрытой аренде" и уклонении от уплаты налогов. Аудитор может сделать вывод о нарушении клиентом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

       Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций.

Эта процедура  несложна, но также важна для оценки системы внутреннего контроля и  организации бухгалтерского учета на проверяемом предприятии. Кажущаяся простота операции не означает, что ее следует поручать наименее квалифицированным членам бригады аудиторов. Наоборот, эту процедуру, как правило, ведущий аудитор берет на себя или поручает опытным сотрудникам.

     Очень часто при заключении договора на проведение аудиторской проверки аудиторская  фирма (аудитор) в качестве одного из дополнительных условии указывает  предоставление бригаде аудиторов  отдельного помещения с телефоном. Такое условие вполне обосновано, так как на. момент аудиторской проверки в одном помещении на определенный срок располагаются два трудовых коллектива — проверяемый и проверяющий.

Разумеется, отдельное помещение для работы — это очень удобно как для  сотрудников проверяемого предприятия, так и для бригады аудиторов; при этом не нарушается психологический климат в коллективе.

Но было бы ошибкой думать, что аудиторская  проверка — это работа только с  документами и отчетностью, это  ёще и проведение опытов под видом  обычной рутинной аудиторской работы. Например, такая проверка кассы включает:

составление заявления на выдачу денег с указанием  производственной необходимости приобретения того, на что запрашиваются деньги;

согласование  и удостоверение заявления у  руководителя предприятия;

оформление расходного кассового ордера на выдачу денег бухгалтером;

передача  бухгалтером (а не подотчетным лицом) расходного кассового ордера в кассу;

проверка  всех необходимых реквизитов расходного кассового ордера кассиром;

выдача  денег из кассы.

     Если  все эти, казалось бы, формальные процедуры соблюдаются, то аудитор имеет основание для вывода о том, что порядок ведения кассовых операций на проверяемом предприятии соблюдается. В противном случае аудитор выявляет ту формальную процедуру (процедуры), которая (которые) пропускается сотрудниками предприятия и ведет к ослаблению внутреннего контроля.

     Аналогичное наблюдение следует провести на всех участках, где первичный (оперативный) учет "соприкасается" с бухгалтерским, и оценить: порядок приемки материальных ценностей на склад; порядок отпуска материальных ценностей со склада в производство, на сторону; порядок учета наличия и движения материальных ценностей в производстве (цехах, участках, отделах и др. ); порядок учета готовой продукции; порядок хранения материальных ценностей и готовой продукции; порядок отгрузки готовой продукции; порядок реализации продукции и др.

 Подтверждение.

     Для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетов расчетов, счетов дебиторской  и кредиторской задолженности аудиторская организация должна получить письменное подтверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны.

     Запросы на подтверждение рекомендуется  готовить в виде документа от имени  руководства экономического субъекта в адрес независимой (третьей) стороны. В них должно содержаться требование предоставить необходимую информацию непосредственно аудиторской организации.

     При необходимости аудиторская организация  может самостоятельно установить непосредственный контакт с независимой (третьей) стороной, которой был направлен  запрос.

     В случае получения по запросу информации, которая расходится с учетными данными экономического субъекта, аудиторская организация должна применить дополнительные аудиторские процедуры для выяснения причин расхождения.

Информация о работе Система нормативного регулирования аудиторской деятельности.