Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:11, курсовая работа
Выбранную же Россией рыночную модель труд¬но представить себе без разветвленной финансово-ус¬тойчивой системы страхования.
Между тем страхование в нашей стране стало еще механизмом, обеспечивающим безопасность об¬щества в условиях становления рыночных отношений. Если на начальном этапе страхование не было востре¬бовано обществом, то сегодня в Российской Федера¬ции уже появляются признаки того, что страхование ста¬новится важнейшим сегментом рыночных экономичес¬ких отношений. Страховой институт обеспечивает безо¬пасность, стабильность, социальные гарантии в обще¬стве посредством механизма финансовой защиты.
Введение
3
I. Становления страхового рынка в России
5
II. Общая характеристика страхового рынка
16
Основные участники страховых отношений, структура страхового
Рынка
17
Внутренняя система и внешнее окружение страхового рынка, часть экономической системы, конкуренция страхового рынка
19
Метод исследования рынка страховых услуг
25
Сегментация страхового рынка
27
Государственное регулирование и контроль страхового рынка
28
III. Состояние и перспективы российского рынка
страховых услуг на современном этапе
29
Динамика развития и современное состояние страхового рынка
России
29
Тенденции и перспективы развития рынка страхования в России
36
Заключение
39
Список литературы
В целом потенциал страховщиков растет, и это отрадный факт, хотя в перспективе ожидать значительного прироста не приходится. Страховые рынки крупных городов практически разделены между страховщиками. Так, московский и петербургский рынок уже насыщены до предела. Однако ситуация в Санкт-Петербуре отличается от общероссийской, т.к. там обосновались в основном иностранные компании. Главный игрок на рынке Северо-Западного региона компания «AlteLeiptziger», которая посредством приобретения ею «Руси» захватила около 60% местного рынка. И если осуществятся планы немецкой страховой компании «Hermes», которая намеревается начать работу в Санкт-Петербурге в ближайшее время, то Северо-Западный регион можно будет считать мини-моделью России времен открытия российского рынка западным компаниям в результате вступления страны в ВТО.
Относительно других регионов можно сказать, что страховщики в этих регионах в большой степени связаны с ТЭКом, тем более что помимо страхования самого топливно-энергетического комплекса эти компании все шире развивают традиционно ориентированные виды страхования, в том числе физических лиц (например, СК «Сургутнефтегаз»). У подобных компаний прогноз развития весьма хорош.[11]
Рассмотрим следующий аспект: столица и регионы. К настоящему моменту со всей очевидностью проявились существенные поведенческие различия клиентуры страховых компаний в регионах и в крупных городах. Региональный срез спроса настолько отличен от столичного, что страховые компании объективно вынуждены использовать принципиально иные методы работы. Это касается и пакетирования, и ценообразования, и стратегий продвижения страховых продуктов.
В последнее время развитие массового страхования в крупных городах все в большей степени идет по интенсивному пути, когда страховое покрытие при продлении договора углубляется.
Развитие же страхового бизнеса в регионах идет по экстенсивному пути: завоевывается новая клиентура, но страховое покрытие не углубляется. Экстенсивная динамика базируется на принципиально других маркетинговых подходах. Ключевым фактором выбора является цена страхования.
Новый импульс развитию страхования дала и другая недавно сформировавшаяся отличительная черта среднего класса — готовность жить в кредит. Согласно экспертным оценкам, в 2004 году объем выданных потребительских кредитов только в Москве составил порядка 350-400 миллионов долларов, львиная доля которого — кредиты на покупку автомобиля. Динамика потребительского кредитования впечатляет. Традиционно механизм страхования встраивается в кредитные схемы. Это связано со стремлением банка максимально нивелировать риск кредитора. Очевидно, что пакетные продажи кредитования и страхования — это источник уверенного развития страхового бизнеса.
Особняком, в рамках кредитных схем, стоит ипотека. Развитие ипотечного кредитования имеет важное значение для страховой индустрии, доказательством этого служит история становления страховых рынков других стран. В настоящий момент в РФ ипотека привлекает внимание не в силу текущей масштабности (она-то, как раз, не впечатляет), а как существенный потенциал долгосрочной динамики страхового рынка.
Развитие массового страхования приводит к знаковым изменениям в конкурентной среде страховой отрасли. Уже сейчас можно с полной уверенностью говорить, что российское массовое страхование развивается в конкурентной рыночной среде. Проникновение конкуренции осуществляется одновременно с развитием массовости — и касается прежде всего автострахования. Несомненно, в настоящий момент это наиболее конкурентный сегмент рынка. Это выражается и в выравнивании тарифов, и в шлифовке условий страхования, и в многообразии сопутствующих услуг.
Таким образом, при всей своей случайности, неоднозначности и проблемности, рынок страхования в России к настоящему моменту появился, и оформилась его первичная инфраструктура. При этом вектор развития массового страхования определяет его главный потенциальный потребитель - средний класс.
Во-вторых, в перспективе, развитие массового страхования приведет к важнейшим преобразованиям в страховой отрасли — концентрации, увеличению капитализации его участников. В средне- и долгосрочной перспективе, при условии государственной поддержки развитие массового страхования приведет к вовлечению в хозяйственный оборот значительной части частных сбережений. В результате, становится очевидно, что развитие массового страхования в перспективе ускорит динамику целого ряда других отраслей экономики РФ.
Таким образом, уже в обозримой перспективе в условиях экономической и политической стабильности, страховая отрасль займет достойное место в национальной экономике.[10]
Но есть и другая сторона. Страхование как важный элемент современного образа жизни ещё не стало фактором обеспечения устойчивости бизнеса и уверенности общества в завтрашнем дне. Объём страховых операций продолжает оставаться мизерным и охватывает лишь 5— 10% всех доступных страхованию рисков против 90—95% в большинстве развитых стран; 90% собственности предприятий не обеспечено должной страховой защитой.
Более 86% страховых взносов собирается в Москве и Центральном федеральном округе, что свидетельствует об огромном отставании регионального рынка. О сельском страховом рынке пока говорить вообще не приходится. Реальное долгосрочное страхование жизни, пенсионное страхование, страхование предпринимательских рисков не развито.
К числу специфически российских проблем страхового рынка относятся также сравнительно слабая капитализация большинства компаний, недостаточность страховых резервов и сопутствующее этому чрезмерное стремление к монополизации секторов страхового рынка, использованию административных рычагов (административный ресурс по-прежнему играет значительную распределительную роль в страховании, и не всегда бескорыстно).
Тенденции и перспективы развития рынка страхования в России
Перспективы страхового дела в нашей стране во многом связаны с удовлетворительным решением вопроса о привлечении дополнительных инвестиций, в том числе зарубежных, на российский страховой рынок. Как правило, связанная с этим вопросом проблематика рассматривается в более широком контексте — в связи с условиями допуска иностранных страховщиков на отечественное страховое поле.
Анализ главных предпосылок роста операций по реальному страхованию на рынках юридических и физических лиц показывает, что реальный сектор отечественной экономики, развитие которого являя ется определяющим для прогресс как в сфере коммерческого страхования, так и в области страхования физических лиц, фактически находится в состоянии стагнации.
Отмечавшийся некоторыми экспертами инвестиционный всплеск 2000 г. в этом секторе был характерен для экспортно-ориентированных отраслей и некоторых отраслей с быстрой окупаемостью текущих вложений. В то же время происходит неуклонное сокращение инвестиций в капиталоемкие отрасли, создающие базу и обеспечивающие инфраструктуру для остальных отраслей промышленности.
В связи с этим уже в ближайшие годы реальный сектор отечественной экономики столкнется с качественно новым вызовом, когда его функционирование будет сдерживаться уже не только и не столько финансовыми ограничениями, сколько нехваткой материальных ресурсов. Заявления о серьезных успехах и положительных тенденциях в экономике, делавшиеся официальными лицами в конце прошлого — начале нынешнего года, преследовали вполне понятные политические цели, и у предпринимателей нет оснований для того, чтобы принимать их за основу практических действий в бизнесе.
По разным оценкам, реальные доходы населения в 2000 г. составили примерно 75-80% от уровня доходов 1997 г. Даже при маловероятном сохранении нынешних темпов роста доходов населения в реальном выражении (8-9% роста в 2000 г.) потенциальный платежеспособный спрос физических лиц на страховые услуги сможет достигнуть уровня 1997 г. лишь через 2,5-3 года.
Очевидно, что макроэкономические предпосылки для быстрого роста страхования в современной России развиты явно недостаточно. Экстенсивный путь роста отечественного страхового рынка, когда его динамика напрямую зависит от сложившихся тенденций общеэкономического развития и состояния основных макроэкономических факторов, не способен в приемлемые сроки привести к преодолению кризисообразующей диспропорции между предложением и спросом на страхование.
В целом, перспективы развития страхового рынка сводятся к следующим направлениям:
1) развитие страховых операций в регионах;
2) принятие ряда законодательных актов об обязательном страховании, опасных производств, а также ряда других нормативных актов;
3) отказ от «зарплатных схем», рассчитанных только на оптимизацию налогообложения; принятие антидемпингового законодательства в части регулирования тарифных ставок;
4) разработка определенных «стандартов качества» в связи с вступлением в ВТО, рост сотрудничества страховщиков с банками, включая ряд поглощений страховщиков банками (например. МДМ-Банк и «Ресо-Гарантия»). Весьма актуальной в настоящее время является реализация страховых продуктов через Интернет.
Елена Бутарова ,заместитель Директора по маркетингу и продажам
Страховой Компании «АИГ Лайф».Рассказала о развитии на 2009 г.в сегмен-
те страхования жизни: «Страхованием жизни в России занимается пока ещё очень малое число компаний, поэтому мы переживаем кризис немно-го легче, чем наши “старшие братья”. Хотя в молодости рынка тоже кро-ются проблемы: «Многие компании только что начали работать, они уже «потратились» - вложили достаточно серьезные инвестиции, чтобы занимат-ся этим бизнесом, а теперь вынуждены резать те самые инвестиции и частично закрывать офисы, так что они в непростом положении. Выжить можно, ведя четкий мониторинг и контроль расходов». Практический интерес вызвало предложение г-на Бергманна о путях борьбы с кризис-ными явлениями: «Она сама по себе абсолютно недостаточна. Проще всего уволить персонал и таким образом поправить свое финансовое положение, однако, это не выход. Мы также обязаны заниматься оптими-зацией всех видов издержек и внедрять экономные решения. И третья необходимая мера – это жесткая селекция страхового портфеля, выделение убыточных продуктов и их исключение».
Свой подход к формированию страхового портфеля показали и аналитики MARCS, основываясь на анализе продуктовых портфелей ТОП-20 лидеров рынка страховых услуг.
Также был поднят вопрос слияний – поглощений на страховом рынке.
Так, в феврале 2008 года сообщалось, что «Согаз» включил в свой состав страховую группу «Шексна», о которой упоминалось в докладе MARCS
(«Шексна» некогда входила в ТОП-20 российских страховых компаний).
Прогнозируется, что консолидация впредь будет активной, хотя, по замечанию Константина Бергманна, крупных сделок с участием иностран-ных инвесторов ожидать в этом году вряд ли стоит.3
8
__________________
3 rakushina@marcs.ru Пресс-центр группы MARCS 18.03.2009 г.
Подводя итог, курсовой работы, можно сделать следующие выводы: Что Страховой рынок представляет собой сферу денежных отношений, где объектом купли-продажи является специфический товар — страховая услуга, формируются предложение и спрос на него.
Первостепенными экономическими законами функционирования страхового рынка являются закон стоимости, закон спроса и предложения.
Экономическая сущность страхования состоит в формировании страховщиком страхового фонда за счет страховых взносов страхователей, предназначенного для страховых выплат страхователям при наступлении страховых случаев, оговоренных в договоре.
Основными участниками страховых отношений являются: страхователи, страховщики и посредники.
В целом развитие страхового дела в России сопровождалось переходом от государственной страховой монополии к страховому рынку, затем последующей национализацией и восстановлением государственной страховой монополии в советский период истории. Крупные геополитические изменения, последовавшие в связи с распадом бывшего СССР, вызвали объективную необходимость возрождения национального страхового рынка в России.
Рассматривая, динамику развития страхового рынка можно сделать вывод, что его развитие имеет положительное направление и внушает оптимизм на ближайшие годы. Рынок станет «чистым», прозрачным и будет привлекать к себе все больший интерес инвесторов.
Последние годы в России можно определить как период экономической и политической стабилизации в обществе. Социальным следствием и результатом этого стало формирование российского среднего класса со всеми присущими ему поведенческими особенностями. Рост доходов сформировал платежеспособный спрос, представитель среднего класса наделён собственностью в ее многочисленных проявлениях, изменилась структура его расходов. По мере дальнейшего роста благосостояния удовлетворяются все первоочередные потребности, возникает желание защитить появившуюся собственность, свой жизненный уклад. А преодолев порог «страховой бедности» представитель среднего класса уже имеет возможность оплатить страховую защиту. В целом, перспективы развития страхового рынка сводятся к следующим направлениям: развитие страховых операций в регионах; принятие ряда законодательных актов об обязательном страховании, опасных производств, а также ряда других нормативных актов; отказ от «зарплатных схем», рассчитанных только на оптимизацию налогообложения; принятие антидемпингового законодательства в части регулирования тарифных ставок; разработка определенных «стандартов качества» в связи с вступлением в ВТО, рост сотрудничества страховщиков с банками, включая ряд поглощений страховщиков банками (например. МДМ-Банк и «Ресо-Гарантия»).