Развитие страхового рынка в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Выбранную же Россией рыночную модель труд¬но представить себе без разветвленной финансово-ус¬тойчивой системы страхования.
Между тем страхование в нашей стране стало еще механизмом, обеспечивающим безопасность об¬щества в условиях становления рыночных отношений. Если на начальном этапе страхование не было востре¬бовано обществом, то сегодня в Российской Федера¬ции уже появляются признаки того, что страхование ста¬новится важнейшим сегментом рыночных экономичес¬ких отношений. Страховой институт обеспечивает безо¬пасность, стабильность, социальные гарантии в обще¬стве посредством механизма финансовой защиты.

Содержание

Введение
3
I. Становления страхового рынка в России
5
II. Общая характеристика страхового рынка
16
Основные участники страховых отношений, структура страхового
Рынка
17
Внутренняя система и внешнее окружение страхового рынка, часть экономической системы, конкуренция страхового рынка
19
Метод исследования рынка страховых услуг
25
Сегментация страхового рынка
27
Государственное регулирование и контроль страхового рынка
28
III. Состояние и перспективы российского рынка
страховых услуг на современном этапе
29
Динамика развития и современное состояние страхового рынка
России
29
Тенденции и перспективы развития рынка страхования в России
36
Заключение
39
Список литературы

Работа содержит 1 файл

4 курс курсовая финан.и кред..doc

— 352.50 Кб (Скачать)

Совокупность структур, организаций и субъектов, участвую­щих или заинтересованных в осуществлении страхования в сво­ей общности, составляет единую инфраструктуру страхового рынка, рассматриваемую как систему учреждений и организа­ций, обеспечивающих свободное движение страховых товаров и услуг на рынке.2(рис.1)

_________________                                                  

2Финансы: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ под. Ред. Л. А. Дробозиной. – М.: Юнити, 2002.

 

Рис.1. Общая структура страхового рынка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Виды рынков

 

Структура страхового рынка может быть охарактеризована в институциональном и территориальном аспектах.

В институциональном аспекте она пред­ставлена:

-         акционерными;

-         корпоративными;

-         взаимными;

-         государ­ственными страховыми компаниями.

В территориаль­ном аспекте можно выделить:

-         местный (региональный) страховой рынок;

-         национальный (внутренний);

-         мировой (внешний) страховые рынки.

Развитие рыночных отношений уничтожает территориальные преграды на пути общественно-экономического прогресса, усиливает интеграционные про-

цессы, ведет к включению национальных страховых рынков в мировой. Примером такой интеграции может служить создание общеевропейского страхового рынка стран- членов ЕС.

В зависимости от масштабов   спроса   и   пред­ложения   на страховые услуги можно выделить:

-         внутренний;

-         внешний;

-         международный страховые рынки.

Внутренний страховой рынок — местный рынок, в котором имеется непосредственный спрос на страховые услуги, тяготею­щий к удовлетворению

                                          

конкретными страховщиками.

          Внешним страховым рынком называют рынок, находящийся за пределами внутреннего рынка и тяготеющий к смежным страхо­вым компаниям как в данном регионе, так и за его пределами.

Под мировым страховым рынком следует понимать предложе­ние и спрос на страховые услуги в масштабах мирового хозяйства.

По отраслевому признаку выделяют рынок:

-         личного страхования;

-         имущественного страхования;

-         страхование ответственности;

-         страхования экономических рисков.

В свою очередь каждый из них можно разделить на обособленные сег­менты, например, рынок страхования от несчастных случаев, рынок страхования домашнего имущества и т.д.

 

 

 

Внутренняя система и внешнее окружение страхового рынка, часть

         экономической системы, конкуренция страхового рынка

 

Страховой рынок представляет собой сложную многофак­торную динамическую систему. Под системой следует понимать группу регулярно взаимодействующих и взаи­мозависящих отдельных составных частей, образующих единое целое. Группой составных частей, взаимодействующих в рыноч­ной системе страховых услуг, являются:

-         страховые продукты;

-         система тарифов;

-         инфраструктура страховщиков по взаимодей­ствию с клиентурой и др.

Эта система взаимодействует со сре­дой, ее окружающей, посредством внешних связей, которые ха­рактеризуют как влияние окружения на систему, так и воздейст­вие системы на среду. Заметим, что выделение системы и среды является чисто условным методологическим приемом, позво­ляющим более точно определить место и целевую функцию конкретного рынка в более общей рыночной системе.

Таким образом, страховой рынок представляет диалектиче­ское единство двух систем:

1)     внутренней системы,

2)     внешнего окружения.

Внутренняя система полностью управляется со сто­роны страховщика. Внешняя система, или внешнее окружение, состоит из элементов, на которые страховщик может оказывать управляющее воздействие, а также из элементов, не управляе­мых со стороны страховщика. При этом внешняя среда окружает внутреннюю систему и ограничивает ее.

К внутренней системе относятся управляемые переменные, составляющие ядро рыночной системы страховой компании. Основные из этих управляемых страховой компанией перемен­ных: страховые продукты (условия конкретных договоров стра­хования данного вида), система организации продаж страховых полисов и формирования спроса, гибкая система тарифов, соб­ственная инфраструктура страховщика.

К внутренней системе относятся также управляемые страхов­щиком переменные, не входящие в ядро рыночной системы, на­правленные на достижение цели по овладению рынком: матери­альные, финансовые и людские ресурсы страховой компании, которые определяют положение данного страховщика на рынке. Особое значение имеют финансовое положение страхового об­щества и доверие к нему со стороны финансовых институтов, ликвидность страхового фонда. Важно также наличие подготов­ленного квалифицированного персонала страховщика, который способен вести эффективную коммерческую работу. Многое за­висит от компетентности руководящего состава страхового общества, понимающего цели и задачи -рыночной деятельности страховщика.

Совокупность всех этих факторов определяет политику стра­ховой компании на рынке, ее имидж, который оказывает суще­ственное влияние на формирование спроса. Немаловажное зна­чение имеет и работа страховщика по исследованию рынка.

Страховые продукты, с которыми страховщик выходит на рынок, являются одними из основных управляемых факторов. Это условия конкретных видов личного и имущест­венного страхования. В зависимости от условий рынка руково­дство страховой компании должно решать, вводить ли новый вид страхования, изменить ли его условия и т.д.

Гибкая система тарифов также является од­ной из основных составляющих внутренней рыночной системы, управляемых страховщиком. Руководство страховой компании должно выработать целенаправленную тарифную политику и применять ее в соответствии с условиями рынка, т. е. опреде­лить, какие цены предлагать на рынке, какие скидки и льготы предоставлять. Должны быть также отработаны система льгот­ных тарифов, система комиссионных, сверхкомиссионных, по­ощрительная бонусная система вознаграждений.

Внешнее окружение рынка — это система взаимодействующих сил, которые окружают внутреннюю систему рынка и оказывают на нее воздействие. Страховщик планирует и проводит свою ры­ночную коммерческую работу в условиях внешнего окружения; последнее в свою очередь состоит из управляемых переменных, на которые страховщик может оказывать определенное воздей­ствие, и неуправляемых составляющих, на которые страховщик влиять не может.

К основным элементам внешнего окружения, на которые страховая компания может оказывать частично управляющее воздействие, относятся:

-         рыночный спрос,

-         конкуренция,

-         ноу-хау страховых услуг,

-         инфраструктура страховщика.

Рыночный спрос на страховые услуги — один из главных элементов внешней среды: на него направлены основные усилия рыночной коммерческой деятельности страховщика.

Важной составляющей внешнего окружения, на которую на­правлено управляющее воздействие страховой компании, явля­ется конкуренция. Страховые компании испытывают жесткую конкуренцию в борьбе за страховой рынок со стороны как дру­гих страховщиков, так и финансово-банковских институтов, осуществляющих страхование в качестве дополнительной услуги своим клиентам.

Фактор технического уровня страховой компании — осна­щение компьютерной техникой, телефаксами, каналами элек­тронной связи — также относится к внешнему окружению рын­ка. Рыночный спрос и конкуренция диктуют потребность в дальнейшем развитии технического обеспечения процесса страхо­вания и всей собственной инфраструктуры страховщиков (агентств, представительств, филиалов страховой компании).

К неуправляемым со стороны страховой компании состав­ляющим внешней среды, которые окружают рыночную систему и действуют на нее ограничивающе, относятся:

-         государственно-политическое окружение;

-         социально-этическое окружение,

-         конъюнктура мирового страхового рынка.

Государственное законодательство, расстановка политиче­ских сил оказывают влияние на коммерческую деятельность страховщиков. Это выражается в правовом воздействии на стра­ховщиков, путем издания соответствующих нормативных актов, прямо или косвенно регулирующих страховую деятельность.

 

Страховые компании составляют основу институциональной структуры страхового рынка. С финансовой точки зрения они являются формой выражения страхового фонда, а сосредоточен­ные в страховом фонде ресурсы — источником долгосрочных кредитов.

Страховые компании подразделяют:

по принадлежности: на

-         частные,

-         публично-правовые,

-         акционерные (корпоративные),

-         взаимные,

-         государст­венные ,

-         правительственные;

по характеру выполняемых операций:

-         специализированные (личное или имущественное страхова­ние),

-         универсальные,

-         перестраховочные.

В ряде зарубежных стран деятельность универсальных страховых компаний запре­щена законом. Вместе с тем данная классификация для зару­бежной практики в значительной мере является условной, так как отдельные страховые компании предоставляют значительно больший перечень страховых услуг, чем это заявлено в их назва­нии. На практике наблюдается тенденция к ликвидации узкой специализации в страховой деятельности. Одновременно на ры­нок страховых услуг активно вторгаются банковские, биржевые и иные структуры. Компании личного страхования обладают значительно большими финансовыми ресурсами по сравнению со всеми прочими страховщиками. Именно этим, в частности, обусловлена их активная роль на рынке ценных бумаг амери­канских промышленных корпораций. Большинство американских компаний личного страхования образованы в форме корпораций;

по зоне обслуживания:

-         местные,

-         региональ­ные,

-         национальные и международные (транснациональные);

по величине уставного капитала и объ­ему поступления страховых платежей, а также другим технико-экономическим показателям, определяющим их место на стра­ховом рынке: на

-         крупные,

-         средние,

-         мелкие.

Акционерное страховое общество — форма организации страхо­вого фонда на основе централизации денежных средств посредст­вом продажи акций. Получила распространение в странах с развитой рыночной экономикой.

Существуют закрытые акционерные стра­ховые общества, акции которых распространяются среди их учредителей, и открытые акционерные страховые общества, акции которых свободно про­даются и покупаются. Совладельцем объединенного имущества открытого акционерного общества формально может стать вся­кий, кто купил хотя бы одну акцию. Однако для того чтобы иметь реальную власть в управлении и распоряжении имущест­вом акционерного страхового общества, необходимо обладать значительным количеством акций (самая большая доля, теоре­тически превышающая 50%, хотя практически может быть го­раздо меньше, образует так называемый контрольный пакет). На общих собраниях акционеров каждый владелец обладает количе­ством голосов, пропорциональным сумме имеющихся у него ак­ций, дающих право голоса.

Акционерное страховое общество — юридическое лицо, имеющее свой устав, в котором определены цели общества, раз­мер капитала, порядок управления делами.

Представительство страховой компании занимается, как правило, сбором информации, рекламой, репрезентативными функциями, поиском клиентов в интересах страховщика в дан­ном регионе или другой стране, но не ведет коммерческую дея­тельность.

Агентству страховой компании разрешено выполнять все функции представительства и определенные страховые опера­ции: заключение и обслуживание договоров страхования.

Филиал (отделение) страховой компании является обособ­ленным подразделением страховщика без права юридического лица. Осуществляет свою деятельность филиал страховой ком­пании на основании положения, утвержденного президентом компании, руководствуется законодательством, нормативными актами, уставом компании, а также решениями общего собрания акционеров, совета директоров, исполнительной дирекции и президента компании. Результаты работы филиала (отделения) отражаются в консолидированном балансе страховой компании.

Аффилированные страховые компании — это акционерные страховые общества, в которых имеется пакет акций меньше контрольного (обычно 5—50%). Аффилированной является так­же одна из двух компаний, выступающая в качестве дочерней компании.

Общество взаимного страхования (ОВС) — форма организации страхового фонда на основе централизации средств посредством паевого участия его членов. Участник общества взаимного страхо­вания одновременно выступает в качестве страховщика и страхо­вателя. Создание обществ взаимного страхования характерно для союзов средних и крупных собственников (домовладельцев, соб­ственников гостиниц и т.д.). Страхователь становится членом общества взаимного страхования, участвует в распределении прибыли и убытков по результатам деятельности за год.

Информация о работе Развитие страхового рынка в России