Развитие страхового рынка в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Выбранную же Россией рыночную модель труд¬но представить себе без разветвленной финансово-ус¬тойчивой системы страхования.
Между тем страхование в нашей стране стало еще механизмом, обеспечивающим безопасность об¬щества в условиях становления рыночных отношений. Если на начальном этапе страхование не было востре¬бовано обществом, то сегодня в Российской Федера¬ции уже появляются признаки того, что страхование ста¬новится важнейшим сегментом рыночных экономичес¬ких отношений. Страховой институт обеспечивает безо¬пасность, стабильность, социальные гарантии в обще¬стве посредством механизма финансовой защиты.

Содержание

Введение
3
I. Становления страхового рынка в России
5
II. Общая характеристика страхового рынка
16
Основные участники страховых отношений, структура страхового
Рынка
17
Внутренняя система и внешнее окружение страхового рынка, часть экономической системы, конкуренция страхового рынка
19
Метод исследования рынка страховых услуг
25
Сегментация страхового рынка
27
Государственное регулирование и контроль страхового рынка
28
III. Состояние и перспективы российского рынка
страховых услуг на современном этапе
29
Динамика развития и современное состояние страхового рынка
России
29
Тенденции и перспективы развития рынка страхования в России
36
Заключение
39
Список литературы

Работа содержит 1 файл

4 курс курсовая финан.и кред..doc

— 352.50 Кб (Скачать)

Правительственные страховые организации (ПСО) — неком­мерческие компании, деятельность которых основана на субси­дировании. Специализируются на страховании от безработицы, страховании компенсаций рабочим и служащим, а также страхо­вании непрофессиональной трудоспособности. В большинстве своем ПСО освобождены от уплаты государственных, федераль­ных и местных налогов.

Государственная страховая компания — публично-правовая форма организации страхового фонда, основанная государством. Организация государственных страховых компаний осуществля­ется путем их учреждения со стороны государства или национа­лизации акционерных страховых компаний и обращения их имущества в государственную собственность. Создание государ­ственных страховых компаний является формой вмешательства государства в деятельность страхового рынка.

Частные страховые компании принадлежат одному владельцу или его семье.

Кэптив (captive) — акционерная страховая компания, обслу­живающая целиком или преимущественно корпоративные стра­ховые интересы учредителей, а также самостоятельно хозяйст­вующих субъектов, входящих в структуру многопрофильных концернов или крупных финансово-промышленных групп. Кэп­тив может являться дочерней страховой компанией. Преимуще­ства организации кэптива заключаются в большой потенциаль­ной емкости крупного сегмента страхового рынка, который об­служивается корпоративным страховщиком. Проникновение конкурирующих страховых компаний в данный сегмент страхо­вого рынка в целях привлечения нового бизнеса крайне затруд­нено или невозможно. Деятельность кэптива непосредственным образом связана с коммерческими банками, пенсионными и ин­вестиционным фондами, другими финансово-кредитными ин­ститутами, функционирующими в системе многопрофильных концернов или финансово-промышленных групп. Эти финансо­вые и банковские структуры обычно выступают учредителями кэптива. Через систему участия (обмен акций) происходит вза­имное проникновение и оказывается взаимное влияние на про­водимую финансовую политику, тактику и деловую стратегию между кэптивом и остальными финансовыми и банковскими структурами многопрофильных концернов и финансово-промышленных групп.  

Конкуренция — неотъемлемая составная часть развитого страхового рынка.  Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции. В этой связи возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов,  перспектив конкуренции на выбранных страховых рынках. Наличие  конкурентов заставляет каждого страховщика быть предель-но внимательным к запросам своих клиентов.

Первый этап анализа конкуренции на страховом рынке -оценка степени его подверженности процессам конкуренции на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции. К таким факторам относятся:

-         численность и сравнимая емкость конкурирующих страховых компаний;

-         изменение объема спроса на страховые услуги и его структурная и стоимостная динамика;

-         барьеры проникновения на страховой рынок (особенности

лицензирования страховой деятельности);

-   ситуация на смежном кредитном рынке;

-   различия в стратегии страховщиков-конкурентов;

- особые мотивы для конкуренции на данном страховом рынке.

Численность конкурирующих страховых компаний и их сравнительная емкость в наибольшей мере определяют уровень конкуренции. При прочих равных условиях интенсивность конкуренции наибольшая, когда на страховом рынке борется значительное число страховых компаний приблизительно равной силы. Для сбора этой информации прибегают к составлению специальных досье. На основе полученных результатов делаются выводы относительно уровня конкуренции.

На втором этапе анализа уровня конкуренции выделяются основные страховые компании-конкуренты и рассматривается их роль в совокупной реализации страховых услуг. Данные по этой категории конкурентов сводят в единую таблицу по определенной форме.

Принято различать ценовую и неценовую конкуренцию страховщиков. В основе ценовой конкуренции лежит тарифная ставка, по которой предлагается заключить договор страхования данного вида. Снижение тарифной ставки всегда было той основой, с помощью которой страховщик, выделяя свои страховые услуги из общего перечня, привлекал к ним внимание потенциального страхователя.. Ценовая конкуренция применяется главным образом страховщиками-аутсайдерами в их борьбе с гигантами страхового бизнеса, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции.

Неценовая конкуренция выдвигает на первый план дополнительные сервисные услуги страховщиков своим клиентам (преимущественное право приобретения акций страховой компании, содействие в приобретении недвижимости, бесплатные консультации юридического характера и т.д.). Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня же роль ее возросла многократно. С помощью рекламы страховые компании индустриально развитых стран стремятся создать престижный имидж своей фирмы в глазах страхователей. Благодаря такому подходу страховые компании активно разрабатывают новые методы продвижения страховых услуг на рынке.

Конкуренция — антипод монополии. Вместе с тем монопольное положение страховщика в экономической среде может вызвать ряд многообразных и взаимосвязанных негативных явлений. Не имеющий серьезных конкурентов страховщик стремится реализовать свои экономические интересы, а не зависимых от него страхователей. Он диктует им свои условия при заключении договоров страхования, может завысить тарифную ставку и т.д. Базирующаяся на использовании закона стоимости и конкуренции рыночная экономика по своей природе должна отторгать монополизм.

В нашей стране уделяется большое внимание пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке, обеспечивается Государственным комитетом Российской Федерации по- антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Эти вопросы также относятся к ведению Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ.

 

Метод исследования рынка страховых услуг

 

Служба маркетинга страховой компании рассматривается, как источник обоснованной информации и ре­комендаций по многим вопросам текущей и перспективной дея­тельности страховщика. Центральной фигурой страхового рынка становится страхователь, интересами и потребностями которого в страховой защите определяется деятельность страховщика и его службы маркетинга.

Опыт зарубежных страховых компаний показывает, что про­цесс маркетинга включает в себя целый ряд действий, которые могут быть сведены к двум основным функциям: формирование спроса на страховые услуги и удовлетворение страховых интересов клиентуры.

С точки зрения экономической теории, формирование спро­са — это целенаправленное воздействие на потенциальных по­купателей в целях повышения существующего уровня спроса до желаемого уровня, приближающегося к уровню предложения данной компании. С точки зрения маркетинга, применительно к страховому рынку эта функция в первую очередь включает в себя целый ряд мероприятий по привлечению клиентуры как потенциальных страхователей к услугам данного страхового общества. Данная функция находит реализацию в использовании ряда методов и средств влияния на потенциальных страхователей: влияние и убеждение с помощью целенаправленной рекламы, широкий комплекс организационных мероприятий по заключению дого­воров страхования, дифференциация тарифов на страховые ус­луги, сочетание страховых услуг с различными формами торго­вого и юридического обслуживания. Задача планирования стра­тегии и тактики маркетинга состоит не только в том, чтобы за­владеть страховым рынком, но и в осуществлении постоянного контроля за формированием спроса, чтобы в нужный момент перестроить стратегические программы и тактику конкурентной борьбы в соответствующем направлении.

Вторая основная функция маркетинга заключается в удовле­творении страховых интересов. Реализация этой функции с по­мощью высокой культуры страхового обслуживания — залог но­вого спроса на страховые услуги. Страховые компании расходу­ют большие средства на совершенствование организации продаж страховых полисов, улучшение обслуживания клиентов и под­держание своего имиджа.

Маркетинг страховщика включает в себя следующие основ­ные элементы:

•         изучение потенциальных страхователей;

•         изучение мотивов потенциального клиента при заключении
договора страхования;

•         анализ собственно рынка страховой компании;

•         исследование продукта (вида страховых услуг);

•         анализ форм  и  каналов  продвижения  страховых услуг от
страховщика к потенциальному клиенту;

•         изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции;

•         исследование рекламной деятельности;

•         определение наиболее эффективных способов продвижения
страховых услуг от страховщика к потенциальному клиенту.

Анализ рынка страховой компании. Обычно такой анализ проводится по одному или нескольким однотипным видам стра­хования для определения потенциальной емкости рынка на те или иные страховые услуги. В рамках анализа рынка дается рас­пределение по отдельным регионам. В результате проведенного анализа рынка руководство страховой компании должно выяс­нить, где (в каких регионах) наиболее выгодно проводить те или иные виды страхования. Результаты анализа тесно увязываются с уровнем платежеспособного спроса населения.

Исследование страхового продукта. Данное исследование, с одной стороны, показывает руководству страховой компании, что хочет иметь страхователь применительно к конкретным условиям договора страхования, а с другой — каким образом предоставить потенциальным клиентам новые страховые продукты, на кого ориентировать рекламу, разъясняя содержание условий договора страхования.

Анализ форм и каналов продвижения страховых услуг от страховщика к потенциальному клиенту включает изучение функ­ций и особенностей деятельности посредников страховщика, ха­рактера сложившихся взаимоотношений со страхователями.

Изучение конкурентов, определение форм и уровня конкурен­ции. Здесь прежде всего предстоит установить главных конку­рентов данной страховой компании на рынке, выявить их силь­ные и слабые стороны. Собирается и систематизируется инфор­мация о различных аспектах деятельности конкурирующих стра­ховщиков: финансовое положение, страховые тарифы на кон­кретном рынке, особенности управления страховым делом. Как правило, результаты исследования заносятся специальные ин­формационные досье.

С учетом изложенных элементов маркетинга разрабатывается общая стратегия маркетинга страховой компании.

 

Сегментация страхового рынка

 

Страховая компания во взаимодействии со страховыми бро­керами и агентами имеет возможность применить на практике ряд способов повышения конкурентоспособности страховых ус­луг и увеличения доли на страховом рынке. Один из наиболее распространенных — сегментация страхового рынка, т.е. выделение группы страхователей, страховых услуг или страховщиков, обладающих определенными общими признаками. Например, среди страхователей сегментация может проводиться по геогра­фическому и демографическому признакам, уровню доходов и т.д. Обычно географическая сегментация страхового рынка строится по региональному признаку (республика, область, край, город, район, префектура). При демографической сегмен­тации учитывается, что половозрастные параметры страховате­лей легко поддаются классификации и количественной оценке.

Емкость страхового рынка можно рассчитать, используя следующую формулу:

Ер = N * D * Сп * Кп * Кф где;

Ер – емкость рынка страхования имущественных интересов физических лиц; N – численность населения в анализируемом регионе; D – доля населения, личные доходы которого превышают потребительскую корзину; Сп – среднее превышение доходов над потребительской корзиной; КП – коэффициент предпочтения страхования жизни перед другими видами страхования; Кф – коэффициент предпочтения страхования перед другими финансово – кредитными услугами.

Емкость рынка страхования любого риска юридического лица можно рассчитать:

Ер = Оф * Кв * Кс где;

Ер – емкость рынка страхования имущественных интересов юридических лиц; Оф – стоимость основных фондов региона; Кв – коэффициент риска, принимаемого на страхование; Кс – доля страховой премии в страховании стоимости основных фондов, принимаемых на страхование.

 

Государственное регулирование и контроль страхового рынка

Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы яв­ляется объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизвод­ства. Повсеместно страховое дело выделяется в специальную об­ласть хозяйственного законодательства и административного над­зора; государственное регулирование страхового рынка осуществ­ляется посредством специальной налоговой политики, принятия по отдельным видам предпринимательской деятельности законов, отражающих порядок заключения договоров страхования и реше­ния возникающих споров. Государство также устанавливает с уче­том интересов всего общества обязательные виды страхования.

Информация о работе Развитие страхового рынка в России