Развитие страхового рынка в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Выбранную же Россией рыночную модель труд¬но представить себе без разветвленной финансово-ус¬тойчивой системы страхования.
Между тем страхование в нашей стране стало еще механизмом, обеспечивающим безопасность об¬щества в условиях становления рыночных отношений. Если на начальном этапе страхование не было востре¬бовано обществом, то сегодня в Российской Федера¬ции уже появляются признаки того, что страхование ста¬новится важнейшим сегментом рыночных экономичес¬ких отношений. Страховой институт обеспечивает безо¬пасность, стабильность, социальные гарантии в обще¬стве посредством механизма финансовой защиты.

Содержание

Введение
3
I. Становления страхового рынка в России
5
II. Общая характеристика страхового рынка
16
Основные участники страховых отношений, структура страхового
Рынка
17
Внутренняя система и внешнее окружение страхового рынка, часть экономической системы, конкуренция страхового рынка
19
Метод исследования рынка страховых услуг
25
Сегментация страхового рынка
27
Государственное регулирование и контроль страхового рынка
28
III. Состояние и перспективы российского рынка
страховых услуг на современном этапе
29
Динамика развития и современное состояние страхового рынка
России
29
Тенденции и перспективы развития рынка страхования в России
36
Заключение
39
Список литературы

Работа содержит 1 файл

4 курс курсовая финан.и кред..doc

— 352.50 Кб (Скачать)

К концу XIX в. в царской России сложилась система страхо­вания в российских и иностранных акционерных страховых об­ществах, городских взаимных и земских страховых обществах. Помимо этого, существовало государственное страхование (пенсионные кассы) для горнорабочих (с 1861 г.), железнодо­рожников (с 1888 г.) и сельских хозяйств в неземских губерниях (с 1867 г.). С 1905 г. договоры страхования жизни с вкладчиками стали заключать государственные сберегательные кассы.

 

2) Страхование в советской России

 

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война и последовав­шие за ней крупнейшие экономические и политические потря­сения в российском обществе привели к глубочайшему финан­сово-экономическому и политическому кризису. Падение поку­пательной способности рубля, начавшееся в годы. Первой мировой войны, обесценивало страховые суммы заключенных дого­воров, страховые платежи.

Национализация страхового дела осуществлялась на фоне других крупных мероприятий финансовой политики Советской власти — национализации банков, промышленности, транспор­та, связи, установления государственной монополии на внеш­нюю торговлю, аннулирования царских государственных займов.

Практическая сторона национализации страхового дела в Советской России отчетливо выделила два основных этапа:

1)         установление государственного контроля над всеми видами страхования;

2)         объявление страхования во всех видах и формах государственной страховой монополией.

Благодаря ранее осуществленной национализации банков был обеспечен фактический контроль со стороны государства за деятельностью и денежными операциями страховщиков, что су­щественно ограничивало возможности использования средств страховых компаний на цели финансирования нужд оппозиции правящему режиму.

На первом этапе социалистических преобразований страхо­вого дела по-прежнему сохранялась коммерческая основа старых организационных форм страхования, ставившая, по мнению властей, во главу угла извлечение прибыли. Общее направление экономической политики этого времени характеризовалось «красногвардейской атакой на капитал». Поэтому с введением государственного контроля над страхованием доходы от страхо­вых операций подверглись прогрессивному налогообложению на общегосударственные нужды. Их плательщиками выступали центральные правления страховых обществ. Комиссариат вы­полнял порученные контрольные функции, проверял балансы, другую бухгалтерскую отчетность, следил за полнотой и свое­временностью уплаты налогов.

Согласно декрету о государственном контроле над всеми ви­дами страхования, кроме социального, начисленные за 1917 г. дивиденды акционеров акционерных страховых обществ и пай­щиков, обществ взаимного страхования были конфискованы в доход государства.

Одновременно в центре и на местах, там, где была установ­лена Советская власть, осуществлялась организационная пере­стройка страхового дела. Земское и взаимное страхование пере­ходило в ведение страховых органов исполнительных комитетов местных Советов и Совнархозов и преобразовалось в советско-народное. Упразднялась акционерная форма страхования. Лич­ное страхование граждан концентрировалось в сберегательных кассах Народного банка РСФСР. К началу 1918 г. в Республике Советов насчитывалось до 1500 земских страховых агентств, ко­торые были включены в структуры советско-народного страхо­вания.

Гражданская война и иностранная военная интервенция по­требовали принятия чрезвычайных мер во всех областях хозяйст­венной жизни. Они ускорили национализацию страхового дела.

28 ноября 1918 г. Совнарком принял Декрет «Об организа­ции страхового дела в Российской Республике». Согласно этому декрету страхование во всех видах и формах объявлялось госу­дарственной монополией и достоянием Республики.

Все частные страховые компании и общества были ликвиди­рованы, сохранялось только взаимное страхование товарно-материальных ценностей кооперативных организаций. Однако этим декретом не была создана государственная страховая орга­низация. При Всероссийском Совете Народного Хозяйства был образован пожарно-страховой отдел, которому поручалось про­водить имущественное страхование. Долгосрочное страхование жизни передавалось в ведение сберегательных касс, а договоры, заключенные на сумму свыше 10 000 руб., аннулировались без каких-либо возвратов страхователям накопившихся резервов взносов.

«Реорганизацию» по декрету от 28 ноября 1918 г. с большой натяжкой можно считать национализацией страхового дела, фактически это был его разгром. До середины 1919 г. проходила кампания по ликвидации акционерных и других страховых об­ществ и организаций, определению и инвентаризации их акти­вов и пассивов, затем последовали дальнейшие реорганизации. Долгосрочное страхование жизни было передано в ведение На­родного банка РСФСР, а имущественное страхование — Нарко­мата земледелия. В условиях гражданской войны, разрухи и поч­ти полного обесценения денежных знаков страхование, преду­сматривающее выплаты страхового возмещения и страховых сумм в денежной форме, теряло свое значение. Декретами от 18 ноября 1919 г. и 18 декабря 1920 г. было отменено имуществен­ное страхование. Это первый разгром страхо­вого дела в стране.

Таким образом, в течение первых трех лет после Октября 1917 г. государство фактически пыталось использовать сохра­нившуюся систему дореволюционного частного и земского стра­хования не столько в целях страховой защиты интересов страхо­вателей, сколько в качестве важного источника финансовых ре­сурсов на пополнение государственного бюджета разоренной войной страны. Формальное провозглашение государственной страховой монополии преследовало по существу ту же цель, хотя и не дало ожидаемых результатов. Фактически страховая моно­полия не была проведена в жизнь, да и не могла быть проведе­на, поскольку для этого как минимум необходима деятельность государственной специализированной страховой организации, что декрет от 28 ноября 1918 г. даже не предусматривал.

Организация государственного страхования перестраива­лась и совершенствовалась в соответствии с теми эконо­мическими и социальными задачами, которые решала страна на каждом этапе развития. В 1921 г. при Народном комис­сариате финансов было создано главное управление Госстраха, на которое было возложено осуществление государственного страхо­вания не только в РСФСР, но и в других республиках. На местах операции проводились страховыми подотделами финансовых от­делов. В 1922 г. система государственного страхования перешла на принципы хозяйственного расчета, получила имущественную и оперативно-организационную самостоятельность. В связи с этим государство освобождалось от какой-либо дополнительной ответ­ственности по операциям Госстраха.

В 1922 г. Главное управление Госстраха было реорганизовано в Главное правление государственного страхования, которое по­лучило большую оперативную самостоятельность. Функции Наркомфина в области государственного страхования ограничи­вались общим руководством. В губерниях были организованы конторы Госстраха, непосредственно подчиненные в админист­ративном и оперативном отношении главному правлению. Для работы с населением в городских и сельских местностях привле­кались страховые агенты.

Отсутствие жесткой государственной монополии сыграло по­ложительную роль в развитии страхования в 20-х годах. Однако уже в 1923 г. в стране развернулась дискуссия между противни­ками и сторонниками установления государственной страховой монополии. Первым прямым законодательным признанием то­го, что в СССР действует государственная страховая монополия, было принятие в законодательном порядке «Положения о Наркомфине СССР», где подчеркивалось, что Госстрах СССР и со­юзные республики осуществляют государственную страховую монополию на всей территории страны. В условиях проведения сталинской политики отхода от нэпа, укрепления общегосудар­ственных структур, жесткой централизации финансовых ресур­сов победу одержали сторонники установления твердой государ­ственной монополии на страхование.

В 1925 г. законодательно было закреплено, что «страхование во всех его видах является государственной монополией Союза ССР.

Положение О государственном страховании Союза ССР. Утверждено Второй сессией ЦК РКП(б) 18 сентября 1925 г. Проведение налоговой реформы 1930—1931 гг. повлекло за собой необоснованное изменение государственной страховой политики. Страховое дело пострадало от некомпетентности и агрессивно-негативного отношения к нему со стороны высших властей. В начале 1931 г. была резко ограничена сфера страхова­ния государственного имущества, сохранилось лишь страхование имущества предприятий и организаций местного подчинения, но на явно абсурдных условиях — без взимания страховых пла­тежей. Было ликвидировано взаимное кооперативное страхова­ние, добровольное (сверхокладное) страхование крестьянского имущества, а позднее — запрещено заключение договоров дол­госрочного страхования жизни. Подвергся буквальному разгрому и страховой аппарат: страховые органы на местах подлежали ли­квидации, страхование было возложено на финорганы. По су­ществу это был второй разгром страхового дела в стране. Первый разгром страхового дела произошел в 1918—1920 гг., как уже упоминалось выше.

Большое внимание уделялось укреплению организационных основ государственного страхования в послевоенный период. В 1948 г. было утверждено Положение о главном управлении госу­дарственного страхования СССР и его органах на местах (Госстрах СССР), которое заменило во многом устаревшее по­ложение 1925 г.

К числу организационных недостатков этого времени следует отнести дробление ранее единого страхового фонда на 15 нерав­ных частей (по числу союзных республик) без налаживания сис­темы перестрахования. В этой связи период в течение ряда лет после 1958 г. следует считать третьим разгромом страхового дела в стране.

Демонополизация страхового дела началась в нашей стране только в 1988 г., с принятием Закона «О кооперации в СССР», в соответствии с которым кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование. Однако узкое взаимное кооперативное страхование быстро стало перерастать в акционерное страхова­ние.

 

3)Страхование в Российской Федерации после 1991 г.

 

Четвертый   разгром   страхового дела связан с распадом СССР в 1991 г., с явной недооценкой места и роли государственного страхования во всех странах СНГ, в том числе в России, с неуправляемым процессом демонополизации страхо­вого дела.

Распад СССР в 1991 г. поставил на грань банкротства госу­дарственные страховые организации большинства бывших союз­ных республик.

Государственным страховым органам России в целом пока не угрожает банкротство, однако отношение к ним властей и средств массовой информации негативное или равнодушное. При всех присущих ему недостатках, связанных с его косностью и бюрократизмом, лишь Госстрах способен был проводить сель­скохозяйственное страхование.

В новых экономических условиях государственное страхова­ние должно играть более значительную роль. Государственное страхование — это не только часть финансового механизма, но и часть социальной сферы, непосредственно затрагивающая самые насущные интересы людей. Оно должно способствовать укреп­лению материального благосостояния трудящихся, сбалансиро­ванности денежных доходов и расходов населения, устранению негативных тенденций в распределительных отношениях.

В начале 90-х годов в Российской Федерации началось воз­рождение национального страхового рынка, которое продолжа­ется в настоящее время. Законодательную базу правового регу­лирования национального страхового рынка заложил Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 г., вступивший в силу 12 ян­варя 1993 г. В это же время был создан Росстрахнадзор — Феде­ральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

В 1996 г. Правительством Российской Федерации было приня­то Постановление «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации», которым предусмотрен ряд мер, направленных на совершенствование налогового законо­дательства, связанного со страховой деятельностью, а также уча­стие международных финансовых организаций в финансировании мероприятий по развитию рынка страхования в России. В 1997 г. разрабатывается специальная целевая программа развития страхо­вания и перестрахования рисков от крупных промышленных ава­рий, катастроф и стихийных бедствий.1

С конца 1996 по август 1998г., когда наблюдались следующие тенденции: совершен­ствование страхового законодательства; принятие второй части Гражданского Кодекса РФ; внесение изменений и до­полнений в «Закон о развитии страхового рынка в РФ»; банкротство и сокращение числа страховых компаний, не соответствующих требованиям финансовой устойчивости, платежеспособности и профессионализма при осуществле­нии страховой деятельности, новый виток развития «зарп­латных схем» (цель — уход от обложения социальными пла­тежами Фонда оплаты труда) с использованием механизма комбинированных выплат в рамках добровольного медицин­ского страхования, а позже посредством договоров страхо­вания ренты, пенсии и аннуитета. Волна разорения финансовых компаний и других струк­тур докатилась и до страховщиков. Ограничения, вносимые законодательством, требования к размеру собственных средств, нарушения, в некоторых случаях мошенничество привели к многочисленным банкротствам, слияниям и по­глощениям мелких и средних страховых компаний.

 

 

4) Страхование  после  кризиса  1998 г.

        Последствия кризиса августа 1998 г. затронули страхо­вой бизнес России в гораздо меньшей степени, чем ее банковский сектор. Многих российских страховщиков уберегло от краха следование ус­тановленным принципам инвестирования  —  безо­пасности; доходности; ликвидности; диверсифи­кации и рассредоточения, которые заставляли ог­раничивать активность на рынке ГКО.

_________________

1 Шахов В. В., Страхование. – М.: Юнити, 2001. – С. 298 – 304.

 

       Не произошло и массового ухода западных страховщиков с российского рынка. Напротив, известен целый ряд случаев, когда иностранные страховые компании пытались способствовать выживанию и бесперебойному функционирова­нию страхового рынка России, поскольку с его крахом или ужатием подрывалась бы сама основа экономически оправданного присутствия в РФ за­падных страховых и перестраховочных компаний.

Если обобщить как позитивные, так и нега­тивные последствия августовского кризиса для страховой отрасли, то к числу первых можно от­нести следующие:

Информация о работе Развитие страхового рынка в России