Развитие страхового рынка в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Выбранную же Россией рыночную модель труд¬но представить себе без разветвленной финансово-ус¬тойчивой системы страхования.
Между тем страхование в нашей стране стало еще механизмом, обеспечивающим безопасность об¬щества в условиях становления рыночных отношений. Если на начальном этапе страхование не было востре¬бовано обществом, то сегодня в Российской Федера¬ции уже появляются признаки того, что страхование ста¬новится важнейшим сегментом рыночных экономичес¬ких отношений. Страховой институт обеспечивает безо¬пасность, стабильность, социальные гарантии в обще¬стве посредством механизма финансовой защиты.

Содержание

Введение
3
I. Становления страхового рынка в России
5
II. Общая характеристика страхового рынка
16
Основные участники страховых отношений, структура страхового
Рынка
17
Внутренняя система и внешнее окружение страхового рынка, часть экономической системы, конкуренция страхового рынка
19
Метод исследования рынка страховых услуг
25
Сегментация страхового рынка
27
Государственное регулирование и контроль страхового рынка
28
III. Состояние и перспективы российского рынка
страховых услуг на современном этапе
29
Динамика развития и современное состояние страхового рынка
России
29
Тенденции и перспективы развития рынка страхования в России
36
Заключение
39
Список литературы

Работа содержит 1 файл

4 курс курсовая финан.и кред..doc

— 352.50 Кб (Скачать)

1)оживление производственной деятельности, особенно в экспорториентированных и импортозамещающих   отраслях   с   последующим   ростом спроса в этом секторе на страховые услуги;

2)  успешное выживание большинства страхо­вых компаний и увеличение их привлекательности для потребителей финансовых услуг по сравнению с банковским сектором;

3)  рост денежной составляющей в расчетах предприятий и сокращение задолженности бюд­жета перед бюджетополучателями, что открывало дополнительные возможности для приобрете­ния страховой защиты.

Среди отрицательных последствий:

1)    инфляционный процесс, неопределенность экономических перспектив;

2)    увеличение валютных рисков из-за введения плавающего курса рубля;

3)    обесценение рублевых активов;

4)    привязка многих обязательств к текущему валютному курсу;

5)    снижение доходов и покупательной способ­ности населения;

6)  сужение выбора инвестиционных инструментов для размещения страховых резервов;

7)    сокращение возможностей для размещения собственных средств и резервов страховых ком­паний вследствие краха многих банков и низкой ликвидности выживших;

8)               утрата доверия потенциальных клиентов, ко­торые слабо понимали необходимость страхования и до кризиса 1998 г.

Иностранные страховые и перестраховочные общества, проводя на страховом рынке России неагрессивную марке­тинговую политику, занимались изучением потребительс­кого спроса, предлагали страховые продукты, адаптирован­ные к российским потребностям, налаживанием контактов с отечественными страховщиками. При этом некоторые из них, как, например, швейцарская компания страхования жизни «Фортуна» и ее английское дочернее отделение «Сейф Инвест», вели, в сущности, незаконную деятельность. Бо­лее 150 млрд. долл. были вывезены из России и помимо до­полнительного кредитования европейской экономики при­несли российским владельцам этих полисов ряд проблем, связанных с возвратом выкупных сумм.

Примечательно, что российские клиенты охотно приоб­ретали страховые полисы зарубежных компаний, особенно руководители крупных предприятий, направлявшие в ка­честве платежа по коллективному страхованию своих сотруд­ников средства Фонда социального развития предприятий. Для физических лиц приобретение таких полисов являлось некоторой гарантией сбережения накоплений, так как ре­зервы размещались в зарубежных активах.

В это время ОАО «Госстрах», преобразованное в акцио­нерное общество, обладая широкой разветвленной сетью дочерних отделений на всей территории России и являясь по сути народной компанией, не сумело удержать позиции на страховом рынке и оказалось оттеснено более активными коллегами-страховщиками. Напротив, ОАО «Ингосстрах», основываясь на многолетнем опыте работы, продолжало за­нимать первые места в рейтингах по объему страховых пла­тежей в классических видах страхования.

Наличие ряда проблем, свойственных этому этапу раз­вития российского страхового рынка, сводится к отсутствию государственной поддержки, страховой культуры населения, недостаточности расходов на страхование, относимых на себестоимость. Инвестиционная политика большинства стра­ховщиков в этом периоде основывалась на значительных вложениях в ГКО и после кризиса в августе 1998 г. проде­монстрировала несостоятельность.

Следующий этап развития страхового рынка охватывает пе­риод с конца 1998 г. по настоящее время. Ситуация конца 1998 г. складывалась для страховщиков драматически, по­скольку до 86% их резервов оказались вложены в ГКО и обязательства по выплатам пришлось отложить. Однако кри­зис, как это ни парадоксально, оказал позитивное влияние на развитие страхового рынка. Следует отметить,, что уже к началу 2000 г. наблюдалось возрастание роли страховых орга­низаций в российской экономике. Так, совокупная сумма ответственности, приходящейся на сто крупных и средних страховщиков, приблизилась к 6 трлн. руб., что превысило ВВП России. Противоположная тенденция устойчивого со­кращения прибыли страховых организаций кризисного пе­риода (1997-1998 гг.) была успешно преодолена за последние два года. Так, в 1999—2000 гг. при увеличении прибы­ли (более 40% в год) наблюдалось сокращение убытков бо­лее чем в пять раз.

С 1999 по 2000 г. российский страховой рынок развивал­ся небывалыми темпами: страховые премии по разным ви­дам страхования выросли в полтора-два раза. Прирост про­изводства на 8%, увеличение до 62% доли платежеспособ­ных предприятий и 9%-ный рост реальных доходов населе­ния не могли не повлечь адекватных изменений на страховом рынке. Однако рост был обусловлен и внутренними причи­нами.

Предприятия стали проявлять интерес не только к «зар­платным схемам», но и к классическим страховым продук­там. Во многом это связано с увеличением доли расходов на страхование, относимых на себестоимость продукции. По­высилось доверие к страховщикам населения крупных горо­дов, в несколько раз выросли премии по страхованию транс­порта и гражданской ответственности автовладельцев, доб­ровольному медицинскому страхованию. Вновь возник ин­терес к долгосрочному накопительному страхованию жизни.

Как уже отмечалось, тенденции данного этапа развития страхового рынка — значительный прирост страховых пре­мий, обострение конкуренции среди страховщиков, сни­жение тарифов по основным видам страхования, обозначе­ние структуры страховщиков и выделение их специализа­ции, интеграция финансовых — страховых и банковских — услуг, выявление потенциальных направлений развития, включая продажи через Интернет.

 

                     5)  Страхование  в  кризис  2008 - 2009  гг.

 

          12  марта  2009г.  в  пресс-центре издательства « Известия » прошел дело-  вой  завтрак « Страховой рынок  России : влияние  кризиса, перспективы  раз-

вития », организатором которого выступила группа  компаний « Market Capital

Solutions » ( MARCS ). Основным поводом  встречи стала презентация  резуль-

татов  маркетингового  исследования, посвященного  изучению  рынка  страхо-

вания  России  с  последующим  обсуждением  его  современного  состояния и

перспектив  развития. Мероприятие  посетили представители десяти страховых

компаний («Росгострах»,«Согаз»,«Ингострах»,«ГУТА-Страхование» и другие.)

а  также  журналисты  нескольких  профильных  и  деловых  СМИ, в том числе

Агентство  экономической  информации  «ПРАЙМ-ТАСС», журнал «Русский

полис», Агентство  страховых  новостей.

            В  качестве  экспертов  выступили  Константин  Бергман , независимый

Стратегический  консультант  страхового  рынка России  и  СНГ, и Елена Бута-

рова ,заместитель Директора  по  маркетингу  и  маркетингу  и  продажам Стра-

ховой  Компании «АИГ Лайф».

            Встреча  началась  с  презентации результатов  проекта  MARCS.Внима-

нию  собравшихся  были  представлены  ключевые  показатели, с  которыми

страховой  рынок  России  закончил  2008 год.

            Темп  роста  страхового  рынка  по  собранным  премиям  в  2008 году

Составил -22%.По выплатам – 29%.При  этом  наибольший объем  выплат при-

шелся  именно  на 2-е  полугодие  2008 года. Наиболее  емкий  сегмент  рынка

страховых услуг (кроме  ОМС)– страхование имущества,рост которого в 2008г.

по  сравнению  с  2007г.составил 15%  соответственно.

            Традиционно  второе  полугодие  более  продуктивно  для  сбора премий

в  сегментах  ОМС, ОСАГО, страхование  имущества , что  обеспечивает  рост

всего объема премий  по отношению к первому полугодию. Например ,в 2007г.

он  составил  16%, но  в  2008 г. только 1%. Сокращение  объема  собранных

премий  во  2-м  полугодии  2008 г. по  отношению  к 1-му  полугодию  произо-

шло в личном  страховании  и  ОСАГО. Наибольший  регресс продимонстриро-

вало  личное  страхование (сокращение  объема в 2 раза ).

           Общий показатель уровня выплат во втором полугодии  2008 года замет-

но  вырос – на 12% в целом для  всех  сегментов.Наиболее заметный рост уров-

ня  выплат  оказался  характерен  для  сегмента  личного страхования- в 2.6раза

по  сравнению  с  первым  полугодием  за  счет  серьезного  сокращения объема

премий.

           Один  из  результатов  количественного  опроса, проводимого в 4-х реги-

онах  России, стало  выявление  высокого  уровня  корреляции  размера  соби-

раемых  страховыми  компаниями  премий  с  уровнем  спонтанной  известно-

сти, как  среди  физических, так  и  юридических  лиц(0,8)

           При  этом  СОГАЗ  и РЕСО-Гарантия, являясь лидерами  рынка,отлича-ются заметно  меньшей  известностью  по  сравнению  с  прочими  лидерами.

Обратная  картина  у  Спасских  ворот,  Югории  и  МСК.

           Другим  результатом  полевого  исследования  стало выявление факта, что  основными  источниками  получения  информации  для  физических  лиц  при  выборе  страховой  компании  являются  рекомендации  знакомых  и  стра-ховых  агентов.  При  этом  самое  высокое  доверие  у  потребителей(как юр-лиц,  так  и  физлиц)  вызывают  рекомендации  друзей.

          Озвученные  исследовательские  данные  обобщил  Константин  Берг-манн: «За  прошедшие  годы  страховые  компании  привыкли  жить  за счёт ог-ромного  прироста – из  года  в  год  он  составлял  20-40%.  Рынок  жировал,  используя  приходящие  сегодня  деньги  отчасти  для  покрытия  ответствен-ности  завтрашнего  дня,  отчасти  для  привлечения  клиентов – С  помощью  выплат  огромных  вознаграждений».  Но  прогноз,  составленный  аналитика-ми  MARCS на  2009  год,  неутешителен – ожидается  падение  рынка  мини-мум  на  8%,  до  490-510 млрд.  рублей (без учета ОМС).  Наиболее  ощутимые  потери  понесут  сегменты  страхования  имущества,  КАСКО,  добровольного медицинского  страхования ( ДМС )  и  страхования  от  несчастного  случая  или  болезни.3

 

             II. Общая характеристика страхового рынка

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием — рынок.

Страхование представляет собой экономические отношения по защите имущественных интересов физических и юридиче­ских лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачи­ваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Взаимодействие сторон, заинтересованных в заключении страховых соглашений и достижении результативности страхо­вых операций, происходит на страховом рынке.

Страховой рынок — это сфера денежных отношений, где объ­ектом купли-продажи является специфический товар — стра­ховая услуга, формируются предложение и спрос на него.

Первостепенными экономическими законами функционирования страхового рынка являются закон стоимости, закон спроса и предложения.

Экономическая сущность страхования состоит в формировании страховщиком страхового фонда за счет страховых взносов страхователей,

__________________                                                    

3 rakushina@marcs.ru  Пресс-центр  группы  MARCS  18.03.2009 г.

предназначенного для страховых выплат страхователям при наступлении страховых случаев, оговоренных в договоре.

Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке, — страховая услуга. Акт купли-продажи страховой услуги оформляется за­ключением договора страхования, в подтверждение чего страхо­вателю выдается страховое свидетельство (полис). Перечень ви­дов страхования (личного, имущественного, страхования ответственности и экономических рисков), которыми может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка.

Основные участники страховых отношений, структура страхового рынка

 

1)   Страхователи — юридические лица и дееспособные фи­зические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в от­ношения со страховщиком в силу закона или на основе двусторон­него соглашения, оформленного договором страхования. Страхова­тели вправе заключать со страховщиком договоры о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных лиц).

2)   Страховщики — юридические лица любой, определенной законодательством РФ организационно-правовой формы, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые орга­низации и общества взаимного страхования) и получившие в ус­тановленном порядке государственное разрешение (лицензию) на проведение операций страхования. Предметом непосредственной деятельности   страховщиков   не   могут   быть   производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.

Значительный объем операций на страховом рынке осущест­вляют страховые посредники, к которым относятся:

3)   Страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с полномочиями. Страховые агенты, как правило, представляют интересы одной страховой компании и   получают   за   свою   работу   комиссионное   вознаграждение. Обычно крупные страховщики имеют достаточно разветвленную сеть страховых агентов.

4)   Страховые брокеры — юридические или физические лица,
зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей,  осуществляющие  посредническую деятельность по страхованию от своего имени и представляющие интересы страхователя либо страховщика. Страховые брокеры владеют обширной информацией о конъюнктуре страхового рынка, фи­нансовом положении и репутации страховых компаний и в ка­честве услуги предлагают наиболее выгодные условия страхова­ния для своих клиентов.

Информация о работе Развитие страхового рынка в России