Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:11, курсовая работа
Выбранную же Россией рыночную модель труд¬но представить себе без разветвленной финансово-ус¬тойчивой системы страхования.
Между тем страхование в нашей стране стало еще механизмом, обеспечивающим безопасность об¬щества в условиях становления рыночных отношений. Если на начальном этапе страхование не было востре¬бовано обществом, то сегодня в Российской Федера¬ции уже появляются признаки того, что страхование ста¬новится важнейшим сегментом рыночных экономичес¬ких отношений. Страховой институт обеспечивает безо¬пасность, стабильность, социальные гарантии в обще¬стве посредством механизма финансовой защиты.
Введение
3
I. Становления страхового рынка в России
5
II. Общая характеристика страхового рынка
16
Основные участники страховых отношений, структура страхового
Рынка
17
Внутренняя система и внешнее окружение страхового рынка, часть экономической системы, конкуренция страхового рынка
19
Метод исследования рынка страховых услуг
25
Сегментация страхового рынка
27
Государственное регулирование и контроль страхового рынка
28
III. Состояние и перспективы российского рынка
страховых услуг на современном этапе
29
Динамика развития и современное состояние страхового рынка
России
29
Тенденции и перспективы развития рынка страхования в России
36
Заключение
39
Список литературы
1)оживление производственной деятельности, особенно в экспорториентированных и импортозамещающих отраслях с последующим ростом спроса в этом секторе на страховые услуги;
2) успешное выживание большинства страховых компаний и увеличение их привлекательности для потребителей финансовых услуг по сравнению с банковским сектором;
3) рост денежной составляющей в расчетах предприятий и сокращение задолженности бюджета перед бюджетополучателями, что открывало дополнительные возможности для приобретения страховой защиты.
Среди отрицательных последствий:
1) инфляционный процесс, неопределенность экономических перспектив;
2) увеличение валютных рисков из-за введения плавающего курса рубля;
3) обесценение рублевых активов;
4) привязка многих обязательств к текущему валютному курсу;
5) снижение доходов и покупательной способности населения;
6) сужение выбора инвестиционных инструментов для размещения страховых резервов;
7) сокращение возможностей для размещения собственных средств и резервов страховых компаний вследствие краха многих банков и низкой ликвидности выживших;
8) утрата доверия потенциальных клиентов, которые слабо понимали необходимость страхования и до кризиса 1998 г.
Иностранные страховые и перестраховочные общества, проводя на страховом рынке России неагрессивную маркетинговую политику, занимались изучением потребительского спроса, предлагали страховые продукты, адаптированные к российским потребностям, налаживанием контактов с отечественными страховщиками. При этом некоторые из них, как, например, швейцарская компания страхования жизни «Фортуна» и ее английское дочернее отделение «Сейф Инвест», вели, в сущности, незаконную деятельность. Более 150 млрд. долл. были вывезены из России и помимо дополнительного кредитования европейской экономики принесли российским владельцам этих полисов ряд проблем, связанных с возвратом выкупных сумм.
Примечательно, что российские клиенты охотно приобретали страховые полисы зарубежных компаний, особенно руководители крупных предприятий, направлявшие в качестве платежа по коллективному страхованию своих сотрудников средства Фонда социального развития предприятий. Для физических лиц приобретение таких полисов являлось некоторой гарантией сбережения накоплений, так как резервы размещались в зарубежных активах.
В это время ОАО «Госстрах», преобразованное в акционерное общество, обладая широкой разветвленной сетью дочерних отделений на всей территории России и являясь по сути народной компанией, не сумело удержать позиции на страховом рынке и оказалось оттеснено более активными коллегами-страховщиками. Напротив, ОАО «Ингосстрах», основываясь на многолетнем опыте работы, продолжало занимать первые места в рейтингах по объему страховых платежей в классических видах страхования.
Наличие ряда проблем, свойственных этому этапу развития российского страхового рынка, сводится к отсутствию государственной поддержки, страховой культуры населения, недостаточности расходов на страхование, относимых на себестоимость. Инвестиционная политика большинства страховщиков в этом периоде основывалась на значительных вложениях в ГКО и после кризиса в августе 1998 г. продемонстрировала несостоятельность.
Следующий этап развития страхового рынка охватывает период с конца 1998 г. по настоящее время. Ситуация конца 1998 г. складывалась для страховщиков драматически, поскольку до 86% их резервов оказались вложены в ГКО и обязательства по выплатам пришлось отложить. Однако кризис, как это ни парадоксально, оказал позитивное влияние на развитие страхового рынка. Следует отметить,, что уже к началу 2000 г. наблюдалось возрастание роли страховых организаций в российской экономике. Так, совокупная сумма ответственности, приходящейся на сто крупных и средних страховщиков, приблизилась к 6 трлн. руб., что превысило ВВП России. Противоположная тенденция устойчивого сокращения прибыли страховых организаций кризисного периода (1997-1998 гг.) была успешно преодолена за последние два года. Так, в 1999—2000 гг. при увеличении прибыли (более 40% в год) наблюдалось сокращение убытков более чем в пять раз.
С 1999 по 2000 г. российский страховой рынок развивался небывалыми темпами: страховые премии по разным видам страхования выросли в полтора-два раза. Прирост производства на 8%, увеличение до 62% доли платежеспособных предприятий и 9%-ный рост реальных доходов населения не могли не повлечь адекватных изменений на страховом рынке. Однако рост был обусловлен и внутренними причинами.
Предприятия стали проявлять интерес не только к «зарплатным схемам», но и к классическим страховым продуктам. Во многом это связано с увеличением доли расходов на страхование, относимых на себестоимость продукции. Повысилось доверие к страховщикам населения крупных городов, в несколько раз выросли премии по страхованию транспорта и гражданской ответственности автовладельцев, добровольному медицинскому страхованию. Вновь возник интерес к долгосрочному накопительному страхованию жизни.
Как уже отмечалось, тенденции данного этапа развития страхового рынка — значительный прирост страховых премий, обострение конкуренции среди страховщиков, снижение тарифов по основным видам страхования, обозначение структуры страховщиков и выделение их специализации, интеграция финансовых — страховых и банковских — услуг, выявление потенциальных направлений развития, включая продажи через Интернет.
5) Страхование в кризис 2008 - 2009 гг.
12 марта 2009г. в пресс-центре издательства « Известия » прошел дело- вой завтрак « Страховой рынок России : влияние кризиса, перспективы раз-
вития », организатором которого выступила группа компаний « Market Capital
Solutions » ( MARCS ). Основным поводом встречи стала презентация резуль-
татов маркетингового исследования, посвященного изучению рынка страхо-
вания России с последующим обсуждением его современного состояния и
перспектив развития. Мероприятие посетили представители десяти страховых
компаний («Росгострах»,«Согаз»,«
а также журналисты нескольких профильных и деловых СМИ, в том числе
Агентство экономической информации «ПРАЙМ-ТАСС», журнал «Русский
полис», Агентство страховых новостей.
В качестве экспертов выступили Константин Бергман , независимый
Стратегический консультант страхового рынка России и СНГ, и Елена Бута-
рова ,заместитель Директора по маркетингу и маркетингу и продажам Стра-
ховой Компании «АИГ Лайф».
Встреча началась с презентации результатов проекта MARCS.Внима-
нию собравшихся были представлены ключевые показатели, с которыми
страховой рынок России закончил 2008 год.
Темп роста страхового рынка по собранным премиям в 2008 году
Составил -22%.По выплатам – 29%.При этом наибольший объем выплат при-
шелся именно на 2-е полугодие 2008 года. Наиболее емкий сегмент рынка
страховых услуг (кроме ОМС)– страхование имущества,рост которого в 2008г.
по сравнению с 2007г.составил 15% соответственно.
Традиционно второе полугодие более продуктивно для сбора премий
в сегментах ОМС, ОСАГО, страхование имущества , что обеспечивает рост
всего объема премий по отношению к первому полугодию. Например ,в 2007г.
он составил 16%, но в 2008 г. только 1%. Сокращение объема собранных
премий во 2-м полугодии 2008 г. по отношению к 1-му полугодию произо-
шло в личном страховании и ОСАГО. Наибольший регресс продимонстриро-
вало личное страхование (сокращение объема в 2 раза ).
Общий показатель уровня выплат во втором полугодии 2008 года замет-
но вырос – на 12% в целом для всех сегментов.Наиболее заметный рост уров-
ня выплат оказался характерен для сегмента личного страхования- в 2.6раза
по сравнению с первым полугодием за счет серьезного сокращения объема
премий.
Один из результатов количественного опроса, проводимого в 4-х реги-
онах России, стало выявление высокого уровня корреляции размера соби-
раемых страховыми компаниями премий с уровнем спонтанной известно-
сти, как среди физических, так и юридических лиц(0,8)
При этом СОГАЗ и РЕСО-Гарантия, являясь лидерами рынка,отлича-ются заметно меньшей известностью по сравнению с прочими лидерами.
Обратная картина у Спасских ворот, Югории и МСК.
Другим результатом полевого исследования стало выявление факта, что основными источниками получения информации для физических лиц при выборе страховой компании являются рекомендации знакомых и стра-ховых агентов. При этом самое высокое доверие у потребителей(как юр-лиц, так и физлиц) вызывают рекомендации друзей.
Озвученные исследовательские данные обобщил Константин Берг-манн: «За прошедшие годы страховые компании привыкли жить за счёт ог-ромного прироста – из года в год он составлял 20-40%. Рынок жировал, используя приходящие сегодня деньги отчасти для покрытия ответствен-ности завтрашнего дня, отчасти для привлечения клиентов – С помощью выплат огромных вознаграждений». Но прогноз, составленный аналитика-ми MARCS на 2009 год, неутешителен – ожидается падение рынка мини-мум на 8%, до 490-510 млрд. рублей (без учета ОМС). Наиболее ощутимые потери понесут сегменты страхования имущества, КАСКО, добровольного медицинского страхования ( ДМС ) и страхования от несчастного случая или болезни.3
II. Общая характеристика страхового рынка
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием — рынок.
Страхование представляет собой экономические отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Взаимодействие сторон, заинтересованных в заключении страховых соглашений и достижении результативности страховых операций, происходит на страховом рынке.
Страховой рынок — это сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи является специфический товар — страховая услуга, формируются предложение и спрос на него.
Первостепенными экономическими законами функционирования страхового рынка являются закон стоимости, закон спроса и предложения.
Экономическая сущность страхования состоит в формировании страховщиком страхового фонда за счет страховых взносов страхователей,
__________________
3 rakushina@marcs.ru Пресс-центр группы MARCS 18.03.2009 г.
предназначенного для страховых выплат страхователям при наступлении страховых случаев, оговоренных в договоре.
Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке, — страховая услуга. Акт купли-продажи страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждение чего страхователю выдается страховое свидетельство (полис). Перечень видов страхования (личного, имущественного, страхования ответственности и экономических рисков), которыми может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка.
Основные участники страховых отношений, структура страхового рынка
1) Страхователи — юридические лица и дееспособные физические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе двустороннего соглашения, оформленного договором страхования. Страхователи вправе заключать со страховщиком договоры о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных лиц).
2) Страховщики — юридические лица любой, определенной законодательством РФ организационно-правовой формы, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном порядке государственное разрешение (лицензию) на проведение операций страхования. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.
Значительный объем операций на страховом рынке осуществляют страховые посредники, к которым относятся:
3) Страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с полномочиями. Страховые агенты, как правило, представляют интересы одной страховой компании и получают за свою работу комиссионное вознаграждение. Обычно крупные страховщики имеют достаточно разветвленную сеть страховых агентов.
4) Страховые брокеры — юридические или физические лица,
зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени и представляющие интересы страхователя либо страховщика. Страховые брокеры владеют обширной информацией о конъюнктуре страхового рынка, финансовом положении и репутации страховых компаний и в качестве услуги предлагают наиболее выгодные условия страхования для своих клиентов.